Пределы постижения сути предопределения человеческим разумом

 

 

Ибн Хаджар аль-‘Аскалани передал следующие слова Абу аль-Музаффара ас-Сам‘ани:

Познать истину в этом вопросе можно только, ограничившись Кораном и сунной, не прибегая к аналогиям и рассуждениям. Кто не довольствуется ими, впадает в заблуждение и гибнет в океане безысходности, не находя душевного покоя и умиротворения, потому что предопределение — одна из тайн Всевышнего Аллаха. Она известна лишь Всезнающему и Всеведущему, а для всех остальных она покрыта завесой неизвестности. Он сделал ее непостижимой для человеческого разума, и в этом есть определенная мудрость. Он не раскрыл ее ни пророкам-посланцам, ни приближенным ангелам[1].

Имам ат-Тахави писал:

Предопределение, по сути, тайна Всевышнего Аллаха, которая неизвестна ни приближенным ангелам, ни пророкам-посланцам. Попытка проникнуть вглубь этого вопроса — шаг к неудаче, лишениям и греху, и необходимо всеми силами воздерживаться от размышлений, рассуждений и наущений по этому поводу. Аллах скрыл знание о предопределении от людей и запретил им искать его. Всевышний сказал:

«Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены»

(Аль-Анбийа, 23)[2].

Имам аль-Аджурри писал:

Мусульмане не должны допытываться до сути предопределения, ибо это одна из тайн Могучего и Великого Аллаха. Рабы обязаны уверовать в то, что все хорошее и плохое уже предопределено, а тот, кто пытается разобраться в сути предопределения, может усомниться в том, что судьбы рабов предрешены, и сбиться с истинного пути[3].

Имам Ахмад сказал:

Верить в то, что добро и зло предопределены, признавать хадисы по этому поводу и верить в них, обязательно. Нельзя спрашивать: «Почему? Как?» Необходимо просто признавать это и верить в это.

Если человек не знает толкования хадиса и не может постичь его смысла, то ему достаточно того, что ему ясно. Он обязан уверовать в него и подчиниться, как, например, в хадис «правдивого и достойного доверия»[4] и ему подобные предания о предопределении[5].

‘Али ибн аль-Мадини принадлежит высказывание на эту тему, похожее на слова имама Ахмада[6].

Из этих высказываний ученых о предопределении вытекает ряд очень важных принципов.

1. Вера в предопределение обязательна.

2. Вопрос предопределения необходимо изучать в рамках, очерченных Кораном и сунной, не прибегая к умственным рассуждениям и простым аналогиям. Человеческий разум не способен самостоятельно расставить опоры, чтобы не уклониться от истины и не впасть в заблуждение в этом вопросе. Те, которые попытались своим умом постичь суть данного вопроса, впали в заблуждение и погибли. Одни из них стали отрицать предопределение, другие решили, что вера в предопределение подразумевает отсутствие свободы воли, третьи пренебрегли законами шариата, сославшись на предопределение. Каждое из этих заблуждений создает проблемы в жизни человека и общества, а ошибочные убеждения становятся причиной неправильного поведения и образа жизни.

3. Углубляться в изучение вопроса предопределения нельзя, ибо некоторые его аспекты остаются непостижимыми даже для самых талантливых умов, а в некоторых можно разобраться лишь с большим трудом.

Тут может возникнуть вопрос: не ограничивает ли такой подход человеческий разум? Это делается не для того, чтобы ограничить человеческую мысль, но для того, чтобы уберечь наш разум от бесполезного размышления о том, о чем не следует размышлять. Это забота о человеческом разуме, чтобы его не занимало то, что ему не под силу.

Ислам разъяснил человеку основы веры в предопределение. Эта вера зиждется на том, что Аллах изначально знал обо всем, что произойдет, записал и пожелал это, а потом сотворил все сущее. Человеческий разум способен без труда постичь это. В этом нет ничего сложного, неясного или непонятного.

Что же касается попыток постичь тайну предопределения и проникнуть вглубь этого вопроса, то это есть напрасная трата умственных сил, потому что размышление о сути знания, записи, воли и сотворения — размышление о качествах Аллаха и том, как они функционируют. Все это непостижимо для человека. Это сокровенное знание, в которое обязательно верить, и о сути которого нельзя спрашивать. Искать ответы на эти вопросы все равно, что пытаться понять, как Аллах вознесся на трон. Тому, кто поступает так, следует знать, что смысл божественных качеств, на которых зиждется предопределение, известен, суть их непостижима, верить в них обязательно, а спрашивать об их сути — еретическое новшество.

Именно такие вопросы утомили тех, кто исследовал проблему предопределения. Попытки постичь его суть сделали эту проблему одной из самых сложных и запутанных. Они мешают многим исследователям уверовать в предопределение и являются причиной их замешательства.

Поэтому многие ученые четко очертили границу, которую нельзя преступать при изучении вопроса предопределения. Несколько раньше мы уже привели слова имама Ахмада бин Ханбала: «Верить в то, что добро и зло предопределены, признавать хадисы по этому поводу и верить в них, обязательно. Нельзя спрашивать: “Почему? Как?”»[7]

Те, которые ищут ответы на вопросы о предопределении, фактически рассуждают о том, как Аллах создает деяния рабов, если они в действительности исходят от самого человека. Они пытаются понять, откуда Аллах мог знать о том, как поступят рабы, и почему Он возложил на них обязанности, если Ему было известно о том, что именно они совершат и куда попадут: в Рай или Ад.

Они противопоставляют одни аяты Корана другим и блуждают в растерянности, не находя ответов. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег свою общину от следования таким путем и блуждания по этой пустыне. В «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ Абу Хурейры с хорошим иснадом о том, что однажды, когда сподвижники спорили о предопределении, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к ним и сильно разгневался, так что его лицо покраснело, словно его щеки обрызгали соком граната. Он сказал:

] ????????? ?????????? ???? ??????? ?????????? ?????????? ? ???????? ?????? ???? ????? ?????????? ????? ??????????? ??? ????? ???????? ? ???????? ?????????? ?????? ????????????? ????? [

«Разве это вам велено? Или это то, что я принес вам? Поистине, ваши предшественники погибли, когда стали спорить об этом, и я заклинаю вас не спорить об этом»[8].

Пределы постижения разумом причин, повелений и деяний, а также заключенного в них добра и зла

По мнению большинства ранних и поздних ученых, все повеления и творения Аллаха имеют причины и конкретный смысл, потому что Он повелевает и творит с определенной целью. Некоторые из этих причин связаны с рабами, а некоторые — с Всевышним Аллахом. Первые затрагивают интересы рабов и обеспечивают их благополучие в этом мире и последней жизни, а последние связаны с желанием Всевышнего Аллаха, чтобы Ему поклонялись и подчинялись, чтобы перед Ним каялись, чтобы на Него надеялись и уповали, чтобы Его боялись и ради Него боролись. В Коране сказано:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Аз-Зарийат, 56);

«Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?»

(Аль-Кийама, 36);

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Аль-Анбийа, 107);

«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (Аль-Муминун, 115).

Есть много текстов о том, что все творения и повеления Аллаха исполнены мудрости и смысла. Всей этой мудрости не исчислить, и человеческие умы способны понять лишь частичку ее.

Боль­шин­ст­во уче­ных так­же счи­та­ет, что ра­зум спо­со­бен от­де­лить до­б­рые по­ступ­ки от зло­дея­ний. В ча­ст­но­сти, здра­вый смысл под­ска­зы­ва­ет, что при­тес­не­ние и ложь, во­ров­ст­во и убий­ст­во — это дур­ные по­ступ­ки, а спра­вед­ли­вость и прав­ди­вость, при­ми­ре­ние дру­зей и спа­се­ние уто­паю­щих — это до­б­рые и хо­ро­шие де­ла.

Таким образом, из законов шариата вытекают три вывода.

Во-первых, любой поступок может принести пользу или навредить, если даже об этом ничего не говорится в шариате. Так, например, известно, что справедливость приносит пользу людям, а несправедливость вредит им. Эти поступки относятся к разряду хороших и дурных, и о том, насколько они хороши или плохи, можно узнать как путем размышлений, так и из шариата. Однако разум человека не сумел бы понять, что за совершение дурных поступков он понесет наказание после смерти, если бы об этом не сообщалось в шариате. Поэтому ошибается тот, кто полагает, что Аллах будет наказывать рабов за такие скверные поступки, как многобожие или неверие, не отправив к ним посланника.

Во-вторых, хорошо то, что приказал совершать Законотворец, и скверно то, что Он запретил, и потому любой поступок становится хорошим или плохим в зависимости от отношения к нему Законотворца.

В-третьих, иногда Законотворец повелевает что-либо для того, чтобы испытать рабов. Так, Аллах приказал Ибрахиму зарезать его сына Исма‘ила не для того, чтобы тот умертвил своего сына, а для того, чтобы провести его через испытание.

Мутазилиты признают первый вывод, отрицая два последних. Ашариты полагают, что все шариатские повеления и запреты относятся к категории испытания и что сами поступки никак не характеризуются ни до решения Законотворца, ни после того. Что же касается большинства правоведов, то они признавали все три вывода[9].

Таким образом, большинство приверженцев сунны признает обусловленность действий Аллаха и возможность различения между хорошими и дурными поступками путем умственных рассуждений. Это открывает перед человеческим разумом возможность познания той великой мудрости, ради которой Аллах создал творения и ниспослал законы. Это прекрасная возможность для приобретения важных познаний, укрепляющих веру, увеличивающих убежденность и подчеркивающих мастерство Великого Творца:

«[Аллах] превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины» (Ас-Саджда, 7). Разве может быть иначе, если Всеблагой и Всевышний Аллах обещал показать Своим рабам великие знамения, подтверждающие правдивость того, что принес Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, и что было ниспослано в Писании?

«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина» (Фуссилат, 53).

В священных текстах содержится повеление задумываться и размышлять над аятами, ниспосланными в Коране, и знамениями, созданными вокруг нас:

«Неужели они не размышляют над Кораном?» (Мухаммад, 24);

«Скажи: “Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле”» (Йунус, 101);

«Неужели они не видят, как созданы верблюды?» (Аль-Гашийа, 17);

«Пусть посмотрит человек на свое пропитание! Мы проливаем обильные ливни, затем рассекаем землю трещинами» (‘Абаса, 24-26).



[1] Там же (11/477). См.: Шарх Сахих Муслим (16/196).

[2] Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. С. 276.

[3] Шари‘а. С. 149.

[4] Речь идет о приведенном выше рассказе ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, который начинается словами: «Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…» — Прим. переводчика.

[5] Шарх усул и‘тикад ахль ас-сунна (3/157).

[6] Там же (3/165).

[7] Там же. С. 157.

[8] Сахих Сунан ат-Тирмизи (2/223).

[9] О причинности действий Аллаха и возможности различения между хорошим и дурным логическим путем подробнее см.: Маджму‘ аль-фатава (8/122, 308, 428).

 

Название: Судьба и предопределение

Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Переводчик : Эльмир Кулиев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика