Учения о предопределении

 

 

В ни­же­сле­дую­щих па­ра­гра­фах мы разъ­яс­ним уче­ния о пре­до­пре­де­ле­нии, ко­то­рые бы­ли соз­да­ны и раз­ви­ты му­суль­ма­на­ми.

Уче­ние тех, кто от­ри­ца­ет пре­до­пре­де­ле­ние

Не­ко­то­рые из тех, кто не­пра­виль­но по­нял дан­ный во­прос, от­ри­ца­ют пре­до­пре­де­ле­ние и по­ла­га­ют, что Ал­лах — бес­ко­неч­но да­лек Он от все­го, что они го­во­рят! — уз­на­ет о про­ис­хо­дя­щем толь­ко по­сле то­го, как оно слу­ча­ет­ся, и не зна­ет обо всем су­щем из­на­чаль­но. Они счи­та­ют, что Ал­лах уз­на­ет о ве­щах толь­ко по­сле их со­тво­ре­ния.

Из­мыш­ляя ве­ли­кую ложь, они го­во­рят, что Ал­лах ни­спос­лал по­ве­ле­ния и за­пре­ты, но не зна­ет, кто по­ко­рит­ся Ему, а кто ос­лу­ша­ет­ся Его, кто по­па­дет в Рай, а кто ока­жет­ся в Аду. По их мне­нию, Ал­лах уз­на­ет тех, ко­му уго­то­ван сча­ст­ли­вый или не­сча­ст­ли­вый ко­нец, толь­ко по­сле то­го, как лю­ди са­ми под­чи­нят­ся Его ша­риа­ту или от­верг­нут его. Эти за­блуд­шие от­ка­зы­ва­ют­ся ве­рить в из­веч­ное зна­ние Ал­ла­ха и от­ри­ца­ют тек­сты Ко­ра­на и сун­ны о том, что Ал­лах за­пи­сал судь­бы всех соз­да­ний до со­тво­ре­ния не­бес и зем­ли.

Впер­вые та­кие взгля­ды поя­ви­лись в кон­це эпо­хи спод­виж­ни­ков. Пер­вым, кто стал про­по­ве­до­вать их, был Ма‘бад аль-Джу­ха­ни. Его оши­боч­ные убе­ж­де­ния бы­ли под­хва­че­ны гла­ва­ми и има­ма­ми му­та­зи­ли­тов, та­ки­ми как Ва­сил бин ‘Ата аль-Газ­зал и ‘Амр ибн ‘Убейд. В пе­ре­да­вае­мых с их слов от­вра­ти­тель­ных вы­ска­зы­ва­ни­ях проявляется неверие в сказанное Аллахом и Его Посланником о том, что Аллах знал обо всем сущем и записал обо всех вещах задолго до их создания[1].

Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, опасался того, что его последователи впадут в такое заблуждение. В достоверном хадисе, рассказанном Ибн Абу Михджаном, сообщается, что Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я опасаюсь, что после меня моих последователей постигнут три вещи: несправедливость имамов, вера в звезды и неверие в предопределение»[2].

В «Мус­на­де» Абу Йа‘лы, «Та­ри­хе» аль-Ха­ти­ба и «Ка­ми­ле» Ибн ‘Ади при­во­дит­ся с дос­то­вер­ным ис­на­дом ха­дис Ана­са о том, что По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

[ ????? ??? ???????? ????????????: : ??????????? ??????????? ? ??????????? ???????????]

«Я опасаюсь двух качеств, которые появятся у моих последователей после меня: неверия в предопределение и веры в звезды»[3].

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег свою общину от этого заблуждения. В хадисе Абу Хурейры, переданном ат-Табарани в сборнике «Аль-му‘джам аль-аусат» и аль-Хакимом в «Мустадраке», сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]??????? ????????? ??? ????????? ????????? ???????? ??? ????? ?????????? [

«Разговоры о предопределении отложены для худших из моих последователей»[4].

В книге «Аль-му‘джам аль-кабир» ат-Табарани приводится рассказ Абу Умамы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ?? ?????? ????? ?????? ???????? ????????? ???? ?????????? ? ??? ???? ????????????? ??? ??????????? ??????????[

«Поистине, дела этой общины останутся умеренными, пока они не станут говорить о детях[5] и предопределении»[6].

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал сторонников этого учения «зороастрийцами этой общины». Известно, что зороастрийцы верят в существование двух богов: света и тьмы. Те, которые отрицают предопределение, тоже признают два созидательных начала. Более того, они считают, что каждый человек сам творит свои деяния, независимо от Аллаха. Поэтому Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, приказал сторониться их, не навещать их, когда они болеют, и не посещать их дома. Имам Ахмад в своем «Муснаде» привел с хорошим иснадом рассказ Ибн ‘Умара о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ??????? ??????? ??????? ? ????????? ???????? ????????? ?????????? ??? ?????? ? ???? ???????? ????? ???????????? ? ?????? ??????? ????? ????????????? [

«В каждой общине есть зороастрийцы, и зороастрийцами моей общины является те, которые говорят, что нет предопределения. Если они заболеют, не навещайте их, и если они умрут, то не присутствуйте на их похоронах»[7].

В другом хадисе, переданном Ахмадом и Абу Давудом со слов Ибн ‘Умара, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ?????????????? ??????? ?????? ????????? ? ???? ???????? ????? ???????????? ? ?????? ??????? ????? ????????????? [

«Кадариты — зороастрийцы этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не присутствуйте на их похоронах»[8].

Сподвижники повсюду изобличали ошибки этих заблудших, опровергали привнесенные ими порочные взгляды, предостерегали людей от общения с ними и присутствия на их собраниях. Они приводили тексты, изобличающие их ошибочные взгляды и подтверждающие правильные представления о предопределении.

В «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ Нафи‘ о том, что какой-то мужчина пришел к Ибн ‘Умару и сказал: «Такой-то шлет тебе свои приветствия». Он ответил: «Я слышал, что он впал в ересь. Если это действительно так, то не передавай ему приветствий от меня, потому что я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ??????? ??? ?????? ????????? ???? ??? ???????? ?????? ???? ?????? ???? ?????? ??? ?????? ????????? [

“С этой общиной или моей общиной случатся провалы, уродства и падение камней[9] — все это произойдет с кадаритами”». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, но малоизвестным. Он же передал рассказ Ибн ‘Умара о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ??????? ??? ???????? ?????? ???????? ? ???????? ??? ??????????????? ??????????? [

«Мою общину поразят провалы и уродства, и это произойдет с теми, кто отрицает предопределение»[10].

В «Сунане» ат-Тирмизи также приводится следующий рассказ ‘Абд аль-Вахида бин Сулейма: «Однажды в Мекке я встретился с ‘Атой бин Абу Рабахой и сказал ему:

— Абу Мухаммад, жители Басры говорят, что предопределения нет.

— Сынок, ты читаешь Коран? — спросил он.

— Да, — ответил я.

— Тогда прочти суру «Аз-Зухруф», — сказал он.

Я прочел:

— «Ха. Мим. Клянусь ясным Писанием! Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь. Воистину, он находится у Нас в матери писания (т.е. хранимой скрижали). Он возвышен, преисполнен мудрости» (Аз-Зухруф, 1-4).

— Ты знаешь, что такое мать писания? — спросил он.

— Аллах и Его Посланник лучше знают об этом, — ответил я.

— Это писание, написанное Им до сотворения небес и земли. В нем записано, что Фараон попадет в Ад. И в нем записано:

«Да про­па­дут про­па­дом ру­ки Абу Ла­ха­ба, и сам он про­пал» (Аль-Ма­сад, 1), — ска­зал он. — Од­на­ж­ды я встре­тил­ся с аль-Ва­ли­дом, сы­ном ‘Уба­ды бин ас-Са­ми­та, спод­виж­ни­ка По­слан­ни­ка Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, и я спро­сил его: «Ка­кое за­ве­ща­ние ос­та­вил твой отец пе­ред смер­тью?» Он рас­ска­зал, что отец по­до­звал его и ска­зал: «Сы­нок, бой­ся Ал­ла­ха и знай, что ты не су­ме­ешь бо­ять­ся Его, по­ка не уве­ру­ешь в Не­го и по­ка не уве­ру­ешь в то, что все хо­ро­шее и пло­хое пре­до­пре­де­ле­но. Ес­ли ты ум­решь без этих убе­ж­де­ний, то по­па­дешь в Ад, ведь я слы­шал, как По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

] ????? ??????? ??? ?????? ??????? ????????? ??????? : ??????? . ??????? : ??? ???????? ? ????? : ??????? ????????? ? ??? ????? ????? ???? ??????? ????? ???????? [

“Поистине, первым, что создал Аллах, была письменная трость. Он сказал ей: “Пиши!” Она спросила: “Что писать?” Он сказал: “Пиши судьбу того, что было, и того, что произойдет во веки вечные”».

Ат-Тирмизи назвал эту версию хадиса малоизвестной[11].

Ученые — в том числе имамы Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад — однозначно указали на неверие тех, кто не признает извечного знания Аллаха[12].

Сегодня тех, кто отрицал извечное знание Аллаха, практически не осталось. Имам ас-Сафарини писал: «Как утверждают ученые, тех, кто отрицал это, не осталось. Об их неверии говорили имам Малик, имам аш-Шафи‘и, имам Ахмад и другие ученые»[13].

Аль-Куртуби сказал: «Этой школы больше нет, и среди поздних ученых мы не знаем никого, кто причисляет себя к ней». Хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскалани сказал: «Современные кадариты признают, что Аллах знает о поступках рабов до того, как они случаются. Однако, в отличие от ранних мусульман, они полагают, что рабы самостоятельно совершают свои поступки, независимо от Аллаха, и хотя это учение неправильное, оно является менее опасным, чем первое». Он сказал: «Поздние представители этой школы отрицают связь между волей Аллаха и поступками рабов, не желая признавать существование связи между извечным и новым»[14].

Ан-Навави писал: «Последователи калама[15] говорят, что кадаритов, разделявших эти отвратительные, лживые взгляды, больше нет. Никто из мусульман больше не считает так. В последнее время кадариты признают предопределение, но говорят, что добро исходит от Аллаха, а зло — не от Него. Аллах же премного далек от их утверждений!»[16]

«Ка­да­ри­ты при­зна­ют, что Ал­лах соз­дал че­ло­ве­ка и на­де­лил его во­лей, од­на­ко они счи­та­ют его во­лю по­тен­ци­аль­ной, т.е. что че­ло­век спо­со­бен же­лать че­го-ли­бо. Но его кон­крет­ные же­ла­ния они не счи­та­ют со­тво­рен­ны­ми»[17].

«В действительности они являются зороастрийцами-дуалистами. Более того, они хуже них, потому что дуалисты признают существование у Вселенной двух творцов, а кадариты верят в существование двух творцов у каждого индивида и каждого поступка. Более того, они считают все творения способными творить, и если бы не противоречивость их утверждений, то их неверие было бы более тяжким, чем неверие зороастрийцев.

Из их слов обязательно следует, что поступки рабов не сотворены Могучим и Великим Аллахом и не находятся в Его власти. Получается, что господство Аллаха не распространяется на них и что в Его владениях происходит то, чего Он не желает, а то, что Он желает, напротив, не происходит. Получается, словно люди не нуждаются в Могучем и Великом Аллахе и Его помощи для совершения богоугодных поступков и избежания грехов, и не нуждаются в Его защите от зла собственных душ и своих дурных деяний, и не нуждаются в Его руководстве для следования прямым путем»[18].

Кадариты полагают, что они отрицают качества, не подобающие Аллаху. Они считают, что Аллах желает, чтобы неверующий уверовал, но неверующий не желает этого. По их мнению, было бы несправедливостью, если бы Аллах Сам пожелал, чтобы неверующий стал таким, а потом наказал его за это[19].

Однако, как сказал комментатор вероучения имама ат-Тахави, «они попали из огня да в полымя. Избегая одних суждений, они признали правильными другие, худшие убеждения. Из них следует, что желание неверующего одерживает верх над желанием Всевышнего Аллаха, ведь если Он пожелал, чтобы неверующий уверовал, а неверующий пожелал стать неверующим, то получается, что исполнилось желание этого человека, а не Всевышнего Аллаха. Поистине, это одно из самых скверных суждений, которое не только не подтверждается аргументами, но и противоречит им»[20].

То, что Аллах желает, чтобы неверующий стал именно таким, не является несправедливостью, несмотря на то, что так полагают кадариты. Аргументы Аллаха убедительны, и Он вершит судьбами Своих рабов, руководствуясь мудростью, которая доподлинно известна Ему одному.

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу аль-Асвада ад-Дуали: «Однажды ‘Имран бин Хусайн сказал мне:

— Как ты думаешь, поступки и устремления людей уже предрешены и предопределены, или же они сами вершат свою судьбу, руководствуясь тем, что принес их Пророк, и представленными им доводами?

— Нет, все уже предрешено и завершено, — ответил я.

— Разве это не несправедливость? — спросил он.

Тут я сильно перепугался и сказал:

— Все сущее сотворено Аллахом и находится в Его руках, и Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены.

— Да помилует тебя Аллах! — сказал он. — Я спросил тебя только для того, чтобы оценить твою сообразительность. Однажды двое людей из рода музейна пришли к Посланнику Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, и спросили: «Посланник Аллаха, скажи, поступки и устремления людей уже предрешены и предопределены, или же они сами вершат свою судьбу, руководствуясь тем, что принес их Пророк, и представленными им доводами». Он сказал:

] ??? ? ???? ?????? ??????? ?????????? ??????? ??????? ? ??????????? ?????? ??? ??????? ??????? ????? ????????:  [

«Нет, все уже предрешено и завершено, и подтверждение тому в Писании Аллаха: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик и внушил ей порочность и богобоязненность!» (Аш-Шамс, 7-8)»[21].

В «Сунане» Абу Давуда приводится следующий рассказ Ибн ад-Дейлами: «Однажды я пришел к Убеййу бин Ка‘бу и сказал ему: “В мою душу закралось сомнение относительно предопределения. Расскажи мне что-нибудь, чтобы Аллах удалил это из моего сердца”. Он сказал: “Если бы Аллах подверг мучениям всех обитателей небес и земли, Он не поступил бы несправедливо, и если бы Он помиловал всех их, Его милость превзошла бы то, что они заслужили своими деяниями. И если ты потратишь гору золота величиной с Ухуд, то Аллах не примет это от тебя, пока ты не уверуешь в предопределение и не осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не могло постичь тебя. Если же ты умрешь без подобных убеждений, то попадешь в Ад”. После этого я посетил ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, Хузейфу бин аль-Йамана и Зейда бин Сабита, и каждый из них сказал мне то же самое»[22].

Воззрения кадаритов позволяют другим заблудшим критиковать их. ‘Умар бин аль-Хейсам рассказывал: «Однажды мы плыли на корабле, и среди нас были кадарит и зороастриец.

— Прими ислам! — сказал кадарит зороастрийцу.

— Когда пожелает Аллах, — ответил тот.

— Поистине, Аллах желает этого, но шайтан не желает, — возразил кадарит.

— Аллах желает одно, а шайтан другое, и происходит то, что пожелал шайтан. Это сильный шайтан! — сказал зороастриец».

В одной из версий сообщается, что он сказал: «Останусь-ка я с тем из них, кто сильнее»[23].

Дискуссии приверженцев сунны с кадаритами

Логика мутазилитов не могла устоять даже в спорах с обычными суннитами, не говоря уже об их ученых.

Сообщается, что однажды к ‘Амру бин ‘Убейду пришел бедуин и сказал:

— Мою верблюдицу украли, попроси же Аллаха, чтобы Он вернул ее мне.

— О Аллах, украли верблюдицу этого бедняги, хотя Ты не хотел этого. О Аллах, верни ее ему! — сказал ‘Амр.

— Теперь моя верблюдица точно пропала, и я даже не надеюсь ее найти.

— Почему?

— Ибо если ее украли, несмотря на то, что Аллах не хотел этого, то я не уверен, что она вернется ко мне, если Он этого захочет, — ответил бедуин, после чего он встал и ушел[24].

Ответ Абу ‘Исама аль-Касталани кадариту

Однажды один мужчина сказал Абу ‘Исаму аль-Касталани:

— Скажи, если Аллах лишает меня верного руководства и ввергает в заблуждение, а потом наказывает, разве Он поступает справедливо?

— Если верное руководство принадлежит Аллаху, то Он вправе дать его, кому пожелает, и лишить его, кого пожелает, — ответил тот[25].

Дискуссия ‘Абд аль-Джаббара аль-Хамадани с Абу Исхаком аль-Исфарайини

Однажды кади ‘Абд аль-Джаббар аль-Хамадани, один из мутазилитских шейхов, вошел к ас-Сахибу бин ‘Аббаду. Рядом с ним находился один из суннитских имамов Абу Исхак аль-Исфарайини.

— Пречист Тот, Кто непричастен к мерзости! — сказал ‘Абд аль-Джаббар, увидев учителя.

— Пречист Тот, в Чьем владении происходит только то, что Он пожелает! — тотчас ответил учитель.

— Разве наш Господь желает, чтобы люди ослушались Его?

— А разве они ослушаются вопреки Его воле?

— Скажи, если Аллах лишает меня верного руководства и обрекает меня на погибель, Он поступает со мной хорошо или плохо?

— Если Он лишает тебя того, что принадлежит тебе, то поступает с тобой плохо. Если же Он лишает тебя того, что принадлежит Ему, то ведь Он вправе оказать милость лишь тому, кому пожелает, — сказал учитель, и кади не смог возразить ему.

В «Тарихе» ат-Табари приводится рассказ о том, что Хишам бин ‘Абд аль-Малик как-то пригласил Меймуна бин Махрана, чтобы тот побеседовал с Гейланом. Гейлан сказал ему: «Хочет ли Аллах, чтобы люди ослушались Его?» Меймун возразил ему: «А разве они ослушаются вопреки Его воле?»

Дискуссия ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза с Гейланом ад-Димашки

Халиф ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз встретился с одним из предводителей мутазилитов Гейланом ад-Димашки.

— Гейлан, мне стало известно, что ты говоришь о предопределении, — сказал халиф.

— О эмир правоверных, люди наговаривают на меня, — ответил тот.

— Прочти мне суру «Йа син», — сказал халиф.

Тот прочел:

— «Йа. Син. ! Клянусь мудрым Кораном! ! Воистину, ты — один из посланников ! на прямом пути. ! Он ниспослан Могущественным, Милосердным, ! чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами. ! Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют. ! Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны. ! Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят» (Йа син, 1-9).

— О нет! Клянусь Аллахом, эмир правоверных, я словно никогда прежде не читал этой суры. Будь же свидетелем, эмир правоверных, что я раскаиваюсь в том, что говорил о предопределении, — сказал Гейлан.

— О Аллах, прости его, если он говорит правду, но если он лжет, то сделай его знамением для верующих! — сказал халиф[26].

Му‘аз бин Му‘аз рассказывал: «Один мой друг рассказал мне, что ат-Тейми как-то пришел в дом Ибн ‘Ауна и поведал ему эту историю. Тогда Ибн ‘Аун сказал: “Я видел его распятым в Дамаске”»[27].

Абу Джа‘фар аль-Хатми рассказывал: «Я находился рядом с ‘Умаром бин ‘Абд аль-‘Азизом, когда он пригласил к себе Гейлана. До него дошли слухи, что тот говорит разные вещи о предопределении.

— Горе тебе, Гейлан, что это мне рассказывают о тебе? — сказал халиф.

— Меня оболгали, эмир правоверных! Они говорят от моего имени то, чего я не говорил.

— Что ты думаешь о знании Аллаха?

— Знание подтвердилось.

— Ты проиграл! Теперь ступай и говори, что хочешь. Знай же, Гейлан, если ты признаёшь знание Аллаха, то ты проиграл, но если ты будешь отрицать его, то станешь неверующим. Но признать его и проиграть лучше, чем не признать его и стать неверующим, — сказал халиф. — Ты знаешь наизусть суру «Йа син»?

— Да, — ответил Гейлан.

— Прочти ее, — велел халиф.

— «Йа. Син. Клянусь мудрым Кораном! — Гейлан прочел эту суру до слов: — Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют» (Йа син, 1-7).

— Подожди. Что ты можешь сказать?

— Я словно не читал этого аята прежде, эмир правоверных.

— Читай дальше!

Он прочел:

— «Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны. ! Мы установили преграду перед ними и преграду позади них» (Йа син, 8-9).

— Читай дальше:

«…преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят. ! Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют» (Йа син, 9-10), — сказал халиф. — Что еще ты можешь сказать?

— Я словно никогда не читал этого аята. Я даю обет Аллаху никогда больше не говорить то, что я говорил прежде, — заявил Гейлан.

— Ступай, — велел халиф. Когда же Гейлан ушел, он сказал: — О Аллах, если он солгал, дай ему почувствовать жар оружия!

Гейлан не говорил о предопределении при жизни ‘Умара бин ‘Абд аль-Азиза. Потом к власти пришел Йазид бин ‘Абд аль-Малик. Он не придавал значения этому вопросу и даже не думал о нем, и тогда Гейлан снова стал говорить о предопределении. Когда к власти пришел Хишам, он велел привести к нему Гейлана.

— Разве ты не дал обет Аллаху перед ‘Умаром, что никогда не будешь говорить на эту тему? — спросил Хишам.

— Прости меня, и я клянусь Аллахом, что это больше никогда не повторится.

— Да не простит меня Аллах, если я прощу тебя. Ты знаешь «Аль-Фатиху»?

— Да.

— Прочти: «Хвала Аллаху, Господу миров» (Аль-Фатиха, 2).

— «Хвала Аллаху, Господу миров, ! Милостивому, Милосердному, ! Властелину Дня воздаяния! ! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (Аль-Фатиха, 2-5), — прочел Гейлан.

— Подожди, — сказал он. — О какой помощи ты просишь? О том, что во власти Аллаха и тебе не под силу? Или о том, что в твоей власти? Ступайте и отрубите ему руки, ноги и голову, а потом распните его!»[28]

Ка­да­ри­ты, от­ри­цаю­щие пре­до­пре­де­ле­ние, не име­ют ос­но­ва­ния про­сить о по­мо­щи Ал­ла­ха, ведь они по­ла­га­ют, что Он не спо­со­бен по­вли­ять на по­ступ­ки ра­бов. Они не ве­рят, что их дея­ния со­тво­ре­ны Ал­ла­хом. Как же они про­сят Его о по­мо­щи в том, что счи­та­ют не­по­силь­ным для Не­го?

Они по­ла­га­ют­ся толь­ко на свои спо­соб­но­сти и по­ступ­ки. Они тре­бу­ют у Ал­ла­ха воз­дая­ния и на­гра­ды за свои дея­ния по­доб­но то­му, как ра­бот­ник тре­бу­ет зар­пла­ты у то­го, кто на­нял его. На са­мом же де­ле Ал­лах не ну­ж­да­ет­ся в ра­бах и их по­ступ­ках. Пра­вед­ные де­ла при­но­сят поль­зу толь­ко са­мим ра­бам, и это они ну­ж­да­ют­ся в них. Вот по­че­му лю­ди не мо­гут не про­сить Ал­ла­ха о по­мо­щи:

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (Аль-Фатиха, 5);

«Посему поклоняйся Ему и уповай на Него» (Худ, 123).



[1] См.: ‘Акида ас-Сафарини (1/300); Маджму‘ аль-фатава (8/59).

[2] Сахих аль-джами‘ ас-сагир (212).

[3] Там же (120).

[4] Там же (224).

[5] Абу Хатим сказал: «Здесь имеются в виду дети многобожников». Опираясь на этот хадис, некоторые ученые полагали, что мусульмане не должны обсуждать, где окажутся дети многобожников, которые умирают несовершеннолетними. Уместно отметить, что такой вывод из хадиса является преждевременным, поскольку судьба этих детей разъясняется во многих достоверных хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Богословы высказывали по этому поводу восемь разных мнений. Шейх аль-Ашкар в книге «Аль-джанна ва-н-нар» («Рай и Ад»), принадлежащей к данной серии, отдал предпочтение мнению о том, что в день воскресения дети многобожников будут подвергнуты испытанию наряду с умалишенными и невежественными людьми, жившими в то время, когда не было истинного знания. См.: Аль-Азимабади М. ‘Аун аль-ма‘буд шарх Сунан Абу Давуд (с комментариями хафиза Ибн аль-Каййима). Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘илмийя. Т. 6. С. 320. — Прим. переводчика.

[6] Сахих аль-джами‘ ас-сагир (3060).

[7] Там же (5039).

[8] Мишкат аль-масабих (107). В замечаниях к хадису шейх аль-Албани назвал его иснад хорошим.

[9] Имеется в виду, что некоторые из тех, кто причисляет себя к последователям Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, провалятся под землю, некоторые будут обезображены, а некоторые будут завалены камнями, как это произошло с народом Лута. См.: Аль-Мубаракфури М. Тухфа аль-ахвази би-шарх джами‘ ат-Тирмизи. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘илмийя. Т. 6. С. 306. — Прим. переводчика.

[10] Ат-Тирмизи (2152), (2153).

[11] Ат-Тирмизи (2155). См.: Сахих Сунан ат-Тирмизи (2/228).

[12] См.: Маджму‘ аль-фатава (8/288).

[13] ‘Акида ас-Сафарини (1/301).

[14] Там же.

[15] Религиозное направление, дающее догматам ислама рационалистическое толкование, основанное на разуме. Некоторые исследователи называют его спекулятивной (умопостигаемой) философией. Обращение к разуму как к высшей инстанции при решении тех или иных вопросов считается чертой, объединяющей калам с философией и отличающей его от традиционного ислама и мистического суфизма. Различие же между каламом и философией усматривается в том, что его приверженцы принимали за отправную точку своих суждений нормативные принципы ислама, тогда как философы опирались на нормативные принципы разума. — Прим. переводчика.

[16] Шарх Сахих Муслим (15/154).

[17] Маджму‘ аль-фатава (8/206).

[18] Ма‘аридж аль-кабул (2/253).

[19] Кадариты полагают, что Аллах не творит человеческие поступки, потому что считают несправедливым наказание грешников за поступки, сотворенные Самим Аллахом. Они пытаются обосновать свои убеждения не только сомнительными логическими доводами, но и некоторыми аятами и хадисами, истолковывая их вопреки очевидному смыслу. Одним из таких аятов являются слова Всевышнего: «В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности» (Аль-Мульк, 3). По их мнению, здесь под несообразностью подразумевается отсутствие мудрости; следовательно, немудрые поступки грешников не могут быть сотворены Аллахом. Однако такое толкование неверно, ведь здесь речь идет об отсутствии недостатков и изъянов во внешнем виде Вселенной. Поэтому далее в аяте говорится: «Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?» Причина сомнений, возникающих у кадаритов, заключается в том, что они не усматривают разницы между тем, кто творит поступки, и тем, кто совершает их. Сотворение Аллахом человеческих деяний не означает того, что Он совершает их. Он сотворил несправедливость, ложь и ослушание, но если человек поступает несправедливо, мошенничает или присваивает чужое имущество, то мошенником и вором называют только его. Эти дурные качества не приписываются Всевышнему Аллаху. Он предопределил, создал и пожелал эти грехи, но не совершал их. Ничто в мире не может произойти вопреки Его желанию, но человек, который грешит, сам оскверняет свою душу и несет ответственность за свои преступления. Передают, что однажды к халифу ‘Умару бин аль-Хаттабу привели вора, и он спросил его: «Почему ты украл?» Тот ответил: «Так предопределил Аллах». Тогда халиф сказал: «Аллах предопределил и то, что я отрежу тебе руку». Одним словом, от нас не требуется, чтобы мы размышляли над предопределением, которое известно Аллаху. Нам велено лишь совершать то, что нравится Ему, и сторониться того, что ненавистно Ему. См.: ‘Иваджи Г.А. Фирак му‘асира тантасиб ила-ль-ислам. Дар лейна. С. 1036-1038. — Прим. переводчика.

[20] Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. С. 277.

[21] Муслим (2650).

[22] Абу Давуд (3699).

[23] Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. С. 278.

[24] Шарх усул и‘тикад ахль ас-сунна (3/740).

[25] Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. С. 278.

[26] В комментариях к трактату «Шарх усул и‘тикад ахль ас-сунна» сообщается, что эту историю пересказали аль-Аджурри в «Шари‘а» (с. 229) и Ибн Батта в «Ибане» (2/326-327).

[27] В комментариях к трактату «Шарх усул и‘тикад ахль ас-сунна» сообщается, что ‘Абдуллах бин Ахмад пересказал данную историю без посредника между Му‘азом и Ибн ‘Ауном. См.: Китаб ас-сунна. С. 128. В пересказе Ибн Батты слова «Я видел его...» принадлежат Ибн ‘Ауфу. См.: Ибана (2/327). Аль-Хейсами сообщил, что эту историю рассказал имам Ахмад, и ее передатчики заслуживают доверия. См.: Маджма‘ аз-заваид (7/207).

[28] Шарх усул и‘тикад ахль ас-сунна (3/713-715). В комментарии к этой книге сообщается, что ‘Абдуллах бин Ахмад (один из передатчиков этой истории) привел ее в сборнике «Китаб ас-сунна» (С. 127-128).

 

Название: Судьба и предопределение

Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Переводчик : Эльмир Кулиев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика