Польза веры в предопределение

 

В предыдущих главах мы разъяснили, что исламские представления относительно предопределения не оправдывают расслабления, лености и праздности — всего того, что за несколько веков поразило большую часть мусульманской уммы под предлогом «веры в предопределение». Причина этого в том, что мусульмане уклонились от правильного понимания сути этого вопроса.

Тому же, кто размышляет над правильными исламскими убеждениями в данном вопросе, становится ясно, что они приносят большую пользу и во все времена были и остаются причиной благополучия человека и общества.

Здесь мы попытаемся пролить свет на некоторые плоды веры в предопределение, открывшиеся нам в ходе данного исследования.

1. Вера в предопределение — путь к избавлению от многобожия

Многие философы полагают, что добро происходит от Аллаха, а зло является порождением других богов. Причина таких суждений — нежелание приписывать зло Всевышнему Аллаху[1].

Зороастрийцы полагают, что добро сотворено светом, а зло — тьмой. Те из мусульман, которые считают, что Аллах не творит деяний рабов или же не создает их дурных поступков, фактически тоже верят в существование наряду с Ним других творцов.

Полностью придерживается единобожия только тот, кто признает Аллаха Единственным Творцом во Вселенной, кто верит, что все создано по Его желанию и что происходит только то, чего Он хочет, а то, что Ему не угодно, не может произойти. Каждый, кто не уверовал в предопределение, фактически не признал единства Господа и не познал Его надлежащим образом. Вера в предопределение — разделительная черта между единобожием и многобожием. Тот, кто уверовал в предопределение, признает, что эта Вселенная и все, что есть в ней, созданы одним-единственным Богом. Тот же, кто не верит в судьбу, неизбежно признает существование наряду с Аллахом других богов и творцов.

2. Верность прямому пути и в радости, и в горе

По причине своего несовершенства и своей слабости люди не проявляют твердости в следовании прямым путем. Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, человек создан нетерпеливым, ! беспокойным, когда его касается беда, ! и скупым, когда его касается добро, ! кроме молящихся» (Аль-Ма‘аридж, 19-22).

Вера в предопределение помогает человеку всегда придерживаться прямого пути, не обольщаться благами и не отчаиваться из-за трудностей. Такой человек знает, что он получает блага благодаря милости Аллаха, а не благодаря своему уму или своей расчетливости.

«Все блага, которые вы имеете, — от Аллаха» (Ан-Нахль, 53). Его положение отличается от положения Каруна, который был несправедлив к своим соплеменникам и превознесся над ними из-за сокровищ и богатств, которыми одарил его Аллах. В Коране сказано:

«Воистину, Карун был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. Соплеменники сказали ему: “Не ликуй, ведь Аллах не любит тех, кто ликует. ! А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие”. ! Он сказал: “Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю”» (Аль-Касас, 76-78).

Ес­ли же ве­рую­ще­го по­сти­га­ют не­сча­стья и ис­пы­та­ния, он зна­ет, что они пре­до­пре­де­ле­ны Ал­ла­хом для то­го, что­бы про­ве­рить его. По­это­му он не бес­по­ко­ит­ся и не от­чаи­ва­ет­ся, а, на­обо­рот, на­де­ет­ся на на­гра­ду Ал­ла­ха и про­яв­ля­ет стой­кость, и эта ве­ра все­ля­ет в не­го удов­ле­тво­рен­ность и уми­ро­тво­ре­ние. В Ко­ра­не ска­за­но:

«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, [записано] в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. ! [Мы поведали об этом] для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал» (Аль-Хадид, 22-23).

Поэтому Аллах похвалил рабов, «которые, когда их постигает беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся”. ! Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (Аль-Бакара, 156-157).

3. Тот, кто верит в предопределение, всегда настороже

Тот, кто верит в судьбу, всегда проявляет настороженность. «Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!» (Аль-А‘раф, 99). Души рабов постоянно переворачиваются и изменяются. Они находятся между двумя Пальцами Милостивого Аллаха, и Он переворачивает их, как пожелает. Есть много искушений, которым подвергаются люди, и поэтому верующий всегда остерегается того, что может сбить его с пути. Он боится расстаться с жизнью за дурным занятием. Он не знает лености и расслабления. Напротив, вера побуждает его усердно следовать прямым путем, совершать много праведных поступков, сторониться ослушания и пагубных грехов.

Помимо того, его сердце всегда связано с Творцом. Он взывает к Нему с мольбами, надеется на Него и молит Его о помощи. Он просит Аллаха утвердить его стопы на пути истины, одарить его здравостью и прямотой.

4. Твердость в преодолении трудностей и опасностей

Если человек уверовал в то, что все беды, которые могут выпасть на его долю, уже предопределены, если он знает, что земной удел и срок жизни зависят от воли Аллаха, то он с легкостью преодолевает трудности и страхи. Его сердце полно твердости и решимости, а его дух приподнят.

Именно эта вера побуждает людей бороться, не зная страха. Такой человек не жалеет своей жизни и бросается туда, где его может настичь смерть, но, в конце концов, спокойно умирает в своей постели, сожалея о том, что ему не суждено было пасть смертью мученика, хотя он всю жизнь преодолевал опасности и страхи.

Именно эта вера поддерживает сердца праведников в борьбе с несправедливыми тиранами. Они не опасаются упреков со стороны людей, потому что знают, что все во власти Аллаха и что с ними случится только то, что уже предопределено. Они не скрывают правду из страха перед лишениями, ибо земной удел — в Руках Аллаха. Ведь никто не сможет отнять то, что Аллах предписал человеку, и никто не сможет даровать ему то, чего Он лишил его.


Библиография

  1. Абу Давуд. Сунан / Под ред. Мухаммада Мухи ад-Дина ‘Абд аль-Хамида. Каир: Аль-мактаба ат-тиджарийя.
  2. Аль-Аджурри. Шари‘а. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘илмийя, 1403/1983.
  3. Аль-Албани. Сахих Сунан ат-Тирмизи. Эр-Рияд: Мактаб ат-тарбийя аль-‘араби ли-дувал аль-халидж, 1408/1988.
  4. Аль-Асфахани Р. Аль-муфрадат фи гариб аль-Кур’ан / Под ред. Мухаммада Сеййида Килани. Египет: Мактаба Мустафа аль-Баби аль-Халаби, 1381/1961.
  5. Аль-Исфарайини А.Т. Аль-фарк бейна-ль-фирак. Бейрут: Дар аль-ма‘рифа.
  1. Аль-Бейхаки А.Х. Аль-и‘тикад ва-ль-хидайа ила сабил ар-рашад. Бейрут: Дар аль-афак аль-джадида, 1404/1981.
  1. Аль-Лалакаи Х.Х. Шарх усул и‘тикад ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а. Эр-Рияд: Дар тайба.
  2. Аль-Хатиб ат-Табризи. Мишкат аль-масабих / Под ред. Мухаммада Насир ад-Дина аль-Албани. Дамаск: Аль-мактаб аль-ислами, 1383/1962.
  3. Аль-Хаттаби. Ма‘алим ас-сунан. Матба‘ат ас-сунна аль-мухаммадийя, 1369/1950.
  4. Ан-Навави Я. Шарх Сахих Муслим. Каир: Аль-мактаба аль-мисрийя.
  5. Ас-Сафарини. Лавами‘ аль-анвар аль-бахийя. Катар. 1-е издание.
  6. Ас-Суйути Дж. Сахих аль-джами‘ ас-сагир / Под ред. Мухаммада Насир ад-Дина аль-Албани. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1388/1969.
  7. Ат-Тахави. ‘Акида: Комм. и замечания Мухаммада Насир ад-Дина аль-Албани. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1398/1978.
  8. Ат-Тирмизи Сунан. Бейрут: Дар ихья ат-турас аль-‘араби.
  9. Аш-Шахрастани. Аль-милал ва-н-нихал. Бейрут: Дар аль-ма‘рифа, 1395/1975.
  10. Ибн Абу аль-‘Изз М. Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1391 г.х.
  11. Ибн аль-Асир. Ан-нихайа фи гариб аль-хадис ва-ль-асар. Бейрут: Аль-мактаба аль-‘илмийя.
  12. Ибн аль-Асир. Джами‘ аль-усул / Под ред. Шу‘ейба аль-Арнаута. Мактаба аль-халвани, 1392/1972.
  13. Ибн аль-Каййим. Шифа аль-‘алил фи масаил аль-када ва-ль-кадар ва-ль-хикма ва-т-та‘лил. Египет: Дар аль-китаб аль-‘араби.
  14. Ибн Теймийя. Маджму‘ аль-фатава. / Сост. Ибн Касим. КСА, 1381 г.х.
  15. Ибн Хаджар А. Фатх аль-Бари. Каир: Аль-мактаба ас-салафийя. 1-е издание.
  16. Муслим. Аль-джами‘ ас-сахих / Под ред. Мухаммада Фуада ‘Абд аль-Баки. Бейрут: Дар ихья ат-турас, 1972.
  17. Фейрузабади. Аль-камус аль-мухит. Бейрут: Муассасат ар-рисала, 1406 г.х.
  18. Хаками А.Х. Ма‘аридж аль-кабул би-шарх Суллам аль-вусул ила ‘илм аль-усул фи-т-таухид. Эр-Рияд: Ар-риаса аль-‘илмийя ли-идарат аль-бухус.


[1] Шифа аль-‘алил. С. 14.

 

Название: Судьба и предопределение

Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Переводчик : Эльмир Кулиев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика