Муравьи занимаются животноводством и земледелием

 

Еще одной удивительной особенностью муравьев, о которой рассказал доктор Йусуф ‘Изз ад-Дин является то, что они приручили сотни видов низших по сравнению с ними животных, тогда как человек сумел приручить и научился использовать во благо себе лишь около двадцати диких животных. Муравьи инстинктивно знают, как заниматься земледелием и ухаживать за своим «скотом».

Муравьи выращивают и используют в своих целях тлей — насекомых, которых можно увидеть на листьях некоторых растений. Так, ранней весной муравьи отправляются на сбор яиц тлей. Вернувшись с ними, они складывают эти яйца в своих колониях, где откладывают свои яйца. Они заботятся о яйцах этих насекомых, как о своих собственных. Когда же из них вылупятся мелкие тли, они начинают кормить их и ухаживать за ними. Через короткое время тли начинают выделять сладкую, как мед, жидкость, подобно тому, как коровы дают молоко. Муравьи «доят» тлей, словно коров, ради получения этой жидкости.

Муравьи занимаются не только разведением «скота», но и земледелием и вспахиванием земли. Один ученый обратил внимание на то, что в лесу, на небольшом участке земли, произрос полудикий сорт короткого риса. Площадь данного участка составляла пять футов в длину и три фута в ширину, а высота стеблей риса равнялась шести сантиметрам. Казалось, что за этим участком земли кто-то ухаживал. Глина вокруг корней была разрыта, а сорняки – выкорчеваны. Странным было то, что вблизи данного места больше не было рисовых стеблей. Рис не мог произрасти сам по себе, кто-то должен был посеять его.

Оказалось, что группы муравьев приходят на данный участок и возвращаются оттуда. Чтобы отследить действия муравьев, ученый приник к земле и вскоре понял, что разведением риса на данном участке земли занимаются эти насекомые. Они посвящали этому занятию все свое время. Одни из них рыли и пахали землю, другие вырывали сорняки: как только появлялся стебель чужеродного растения, группа муравьев направлялась к нему, удаляла его на корню и уносила подальше от пашни.

Стебли риса увеличились в размерах и достигли высоты шестидесяти сантиметров, а зерна созрели. В «сезон жатвы» ученый наблюдал, как к стеблям направлялся непрерывный поток рабочих муравьев. Муравьи взбирались на стебли и добирались до зерен, а потом каждый рабочий муравей брал с собой по зернышку, быстро спускался вместе с ним на землю и уносил его в подземные амбары. Еще более удивительным было то, что некоторые муравьи, забравшись на стебли, брали зерна и бросали их на землю, а в это время другие подбирали их и уносили в амбары.

Такой вид муравьев ведет «городской» образ жизни. Их гнезда, подобно нашим домам, состоят из ячеек и пластов. Одни из них находятся над поверхностью земли, а другие — под землей. В этих «городах» есть слуги и рабы. Более того, в них есть муравьи, которые круглосуточно ухаживают за больными, а также те, которые выносят трупы мертвых муравьев. Они совершают это не осознанно, а лишь благодаря инстинкту, заложенному Аллахом в их крошечные тела.

5. Способности и удивительные особенности удодов

Ибн аль-Каййим в присущем ему легком, захватывающем стиле рассказывает о другом творении Аллаха, упомянутом в Его Писании, коим является удод. Повествуя о способностях, дарованных Аллахом удоду, он пишет:

Удод — одно из самых способных животных, он видит подземные источники воды, которые не в состоянии видеть другие существа. Аллах в Своем Писании поведал о том, чему обучен удод. Однажды пророк Аллаха Сулейман заметил отсутствие удода и пригрозил наказать его. Явившись к Сулейману, удод первым делом извинился, не дожидаясь, пока тот пригрозит ему наказанием. Он обратился к нему так, что побудил его выслушать себя и принять во внимание его слова. Удод сказал:

«Я узнал о том, чего ты не знаешь» (Ан-Намль, 22), т.е. я принес тебе новость, которую знаю совершенно точно. Это важное и заслуживающее внимания известие. Поэтому он сказал:

«Я прибыл к тебе из Сабы с достоверным известием» (Ан-Намль, 22). Слово ????? «наба» указывает на важное сообщение, которое вызывает интерес. Он назвал это известие достоверным, не вызывающим ни малейшего сомнения. Этими словами удод предварил свой рассказ о самом известии, чтобы пророк Аллаха уделил ему все свое внимание и всей душой пожелал выслушать его. Это образец выразительного вступления и речи, вызывающей интерес.

Потом удод раскрыл и особо подчеркнул суть своего известия. Он сказал:

«Воистину, я обнаружил там женщину, которая царствует над ними» (Ан-Намль, 23). Потом он поведал о положении той царицы и сообщил, что она входит в число величайших царствующих особ, так как у нее есть все, что полагается иметь царям. Подчеркивая ее величие, он упомянул о троне, на котором она восседает, и назвал его великим троном. Потом он сообщил то, что должно было побудить Сулеймана направиться в Сабейское царство и атаковать сабейцев на их собственной территории в случае их отказа принять религию Аллаха. Он сказал:

«Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха» (Ан-Намль, 24).

Он опустил союз «и» перед данным предложением, чтобы подчеркнуть, что оно не связано с предыдущим текстом, является целью данного повествования и что все сказанное прежде было только вступлением. Затем он рассказал о том, что совратило их с правильного пути и побудило поступать так: сатана приукрасил в их глазах их собственные деяния и сбил их с прямого пути, коим является поклонение одному лишь Аллаху. Он сказал, что именно это помешало им встать на прямой путь и поклоняться Ему одному.

Потом он поведал о том, что Пречистый Аллах выявляет все сокрытое на небесах и на земле: дождь, растения, минералы и все остальное, что нисходит с небес или выходит из недр земли. Из всех деяний Всевышнего Господа удод особо отметил только это, словно извещая о том, что Он наделил его способностью находить скрытую под землей воду.

Автор толкования «Кашшаф» сказал: «В словах удода о выявлении Аллахом сокрытого содержится указание на его способность обнаруживать подземные воды. Такое возможно только благодаря внушению от Того, Кто выявляет сокрытое на небесах и на земле, Чье могущество велико и Кто сведущ обо всем. Едва ли для проницательного человека, смотрящего на все сквозь призму света, дарованного ему Аллахом, является секретом, что способности каждой личности к той или иной профессии или области знаний оказывают влияние на его внешний вид, речь и поведение. Чем бы ни занимался человек, Аллах непременно сделает род занятий его отличительной чертой».

6. Способности и удивительные особенности голубей

Ибн аль-Каййим долго и интересно рассказывает о голубях, о тех чудесных качествах и удивительных способностях, которыми Аллах наделил их, и это свидетельствует о том, что ученые мужи, подчинившись велению Аллаха, размышляли о творениях Аллаха. Ибн аль-Каййим писал:

Голубь — одно из самых удивительных созданий. Как сказал аш-Шафи‘и, «голубь — самая умная птица». Почтовые голуби доставляют письма и записки. Иногда цена этих голубей превышает цену невольников и рабов, потому что работа, которую они выполняют, не под силу ни рабам, ни другим животным. Голуби летят до цели и возвращаются домой, преодолевая до тысячи фарсахов[1]. Они приносят послания и новости, от которых зависят судьбы стран и государств.

Люди, разводящие голубей, проявляют большую заботу о чистоте их родословной. Во время спаривания они отделяют самцов от их самок. Самцов уносят подальше от их самок, а самок отделяют от самцов. Они опасаются, что самка забеременеет от другого голубя, и нарушится чистота родословной. Они следят за тем, когда и где она спарилась, поскольку не уверены в том, что самка не соблазнит самца и не запятнает свою честь. Голубятники даже не оберегают честь собственных супруг и не опасаются за них так, как они оберегают честь своих голубей.

У голубятников есть свои правила и методы, которых они придерживаются настолько строго, что, увидев приземлившегося голубя, они могут в точности определить его вид, происхождение и место обитания. Голубятники почитают опытных и знающих коллег и позволяют себе делать им щедрые подарки.

Для отправки записок и писем голубятники обычно используют самцов, полагая, что самец тоскует по дому из-за своей самки. Помимо того, самцы физически более сильны и лучше ориентируются в пространстве. Однако некоторые предпочитают использовать самок. Они считают, что самец, улетающий на далекое расстояние, скучает по самкам и страстно их желает. Случается, что, встретив на своем пути самку, он бывает не в состоянии пролететь мимо нее, оставляет свой маршрут и склоняется к удовлетворению своей прихоти.

Способности голубей зависят от их обучения и подготовки. Голуби характеризуются добротой и привязанностью к людям. Они любят людей, и люди их любят. Они привыкают к месту обитания и верны своему хозяину, даже если он причинит им зло. Они возвращаются к хозяину из далеких стран. Случается, что их ловят и не пускают вернуться на родину в течение десяти лет, но они все равно сохраняют верность и при первой же возможности возвращаются к нему.

Когда голубь-самец желает покрыть самку, он начинает ласково обхаживать ее. Когда же самец узнает о том, что самка понесла от него, он вместе с ней принимается вить гнездо, собирая тростинки, траву, стебли и сплетая их. Они строят гнездо так, чтобы в нем поместилась самка, и делают его края отвесными и высокими. Благодаря этому они по очереди сидят в гнезде, согревая его и придавая ему яйца не вываливаются из него, и гнездо становится цитаделью для того, кто будет высиживать яйца. Затем приятный запах. Они создают в гнезде новую среду, которая определяется теплом их собственных тел и их запахами, чтобы место, где будут отложены яйца, напоминало матку голубки и обладало необходимой температурой и твердостью.

Когда наступает время кладки, голубка прибывает к гнезду и откладывает в него яйца. Если грохот грома внезапно испугает ее, она выкидывает яйцо, не долетая до подготовленного ею места, словно беременная женщина, у которой от страха происходит выкидыш.

После того как самка кладет яйца в гнездо, она вместе с самцом по очереди высиживают яйца. Когда же наступает положенное время, из яиц вылупляются птенцы. Голуби помогают птенцу выбраться из яйца. Поскольку зоб птицы узкий, и пища не проходит через него, они первым делом дуют в глотку птенца, благодаря чему его зоб расширяется.

Они знают, что, несмотря на то, что размер зоба чуть увеличился, птенец пока еще не в силах самостоятельно питаться. Поэтому они кормят птенца своей слюной, смешанной с пищей и обладающей укрепляющими свойствами.

Они понимают, что от продолжительного кормления зоб ослабевает и нуждается в укреплении, и начинают подбирать с земли мягкие семена и кормить ими птенца. Затем они кормят его все более и более твердыми семенами.

Они продолжают кормить птенца семенами и водой в зависимости от его физического развития и потребностей. Когда они видят, что он способен самостоятельно искать пропитание, они постепенно ограничивают его рацион, чтобы он был вынужден искать пищу и привык к этому занятию. Когда же они понимают, что его легкие окрепли, увеличились и что он способен находить себе пищу, они прекращают кормление. Если же он снова просит у них еду, они бьют его.

Когда они понимают, что птенец способен самостоятельно прокормиться, их удивительное милосердие исчезает, и они забывают о своей сильной привязанности к нему. Проходит время, и весь этот цикл повторяется сначала.

К удивительным способностям голубей относится и то, что, доставляя письма, они пролетают вдалеке от поселений и мест скоплений людей, чтобы никто не мог помешать их путешествию. Они также сторонятся источников воды, к которым приходят люди, и устраивают водопой там, где их нет.

К особенностям голубей относится и то, что самец и самка делят между собой заботу о птенцах. Так, высиживание, воспитание и попечительство лежит на самке, а обеспечение пропитанием и кормление — на самце, потому что отец содержит и обеспечивает семью, а мать носит детей, рожает их и ухаживает за ними.

Об одной из удивительных особенностей голубей рассказал аль-Джахиз. У одного мужчины была пара голубей с подрезанными крыльями и пара голубей, способных летать. У голубей, способных летать, было два птенца. Мужчина рассказывал: «Я проделал для летающих голубей отверстие вверху комнаты, чтобы они могли спокойно влетать, вылетать и кормить своих птенцов. Тут меня внезапно задержал правитель, и я сильно забеспокоился о голубях с подрезанными крыльями. Я не сомневался в их смерти, так как они не могли вылететь через отверстие, и у них не было ни еды, ни питья. Когда меня отпустили, я думал только о них. Войдя в дом, я обнаружил, что птенцы уже подросли, а голуби с подрезанными крыльями были в прекрасном состоянии. Это удивило меня. Вскоре вернулась летающая пара. Пара с подрезанными крыльями приблизилась к ним и стала просить накормить их изо рта, как это делают птенцы, и они накормили их».

Посмотри, чему их обучил Аллах! Голуби с подрезанными крыльями видели, как учтиво птенцы обращаются к своим родителям и как они просят у них пищу, когда испытывают голод и жажду. Они стали поступать так, как это делают птенцы, и летающие голуби сжалились над ними. Они стали кормить их так, как кормили своих птенцов.

Еще одной способностью голубей является то, что во время полета они прекрасно видят и узнают на земле тех, к кому они отправлены. Они также знают тех, кого следует опасаться, и изменяют свои действия, чтобы избежать встречи с ними. К их способностям относится также то, что они, впервые поднявшись в небо, находятся в неведении относительно подстерегающих их опасностей. Они пролетают мимо орлов, беркутов, стервятников, ястребов, ворон и балабанов. Потом они начинают узнавать тех, кто может их атаковать, а кто нет. Поэтому, увидев сокола, голубь приходит в замешательство, словно он увидел саму смерть. Такое происходит с овцой при виде волка или ослом при виде льва.



[1] Фарсах — персидская мера длины, равная трем арабским милям. Согласно подсчетам Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури, она составляет около 5,4 км или 8,1 км. См.: Итхаф аль-кирам. Эль-Кувейт: Аль-‘ирфан, 1416/1996. С. 123. — Прим. переводчика.

 

Книга : Вера в Аллаха  Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика