Можно ли назвать Всевышнего Аллаха хитрим?

 

Можно ли назвать Аллаха хитрим и т.д?


?? ???? ???? ????? ?????? ???????? ????????

Можно ли назвать Аллаха плетущим интриги (хитрым), обманывающим и предающим, как в строках (передача смысла):
"Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов"

??????? ????? ????

(Аль-Анфаль, 8:30)

"Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их"

?? ????????? ??????? ???? ??? ??????

(Ан-Ниса, 4:142)
Вся хвала принадлежит Аллаху.
Все атрибуты Аллаха являются совершенными, имеющие самое лучшее и самое идеальное значение. Аллах говорит (передача смысла):

"...а описание Аллаха — самое возвышенное, ведь Он — Могущественный, Мудрый"
(Ан-Нахль, 16:60)
"Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый"
(Ар-Рум, 30:27)
Ас-Саади сказал в Тафсире, стр 718, 1065:
Наивысшие качества означает самые совершенные атрибуты.
Атрибуты бывают трех видов:
1. Атрибуты совершенств, в которых нет недостатков. Эти атрибуты принадлежат Аллаху в абсолютном значении и они ничем не ограничены. Примерами могут послужить Его знание, сила, слух, зрение, милосердие и так далее.
2. Атрибуты, которые подразумевают несовершенства и недостатки. Они не могут быть приписаны Аллаху, такие как сон, неумение делать что-либо, выполнение чего-либо неверно, предательство, угнетение и т.д
3. Атрибуты, которые могут быть совершенными и несовершенными, в зависимости от контекста. Они не могут быть приписаны Аллаху в своем абсолютном значении и их нельзя отрицать в их абсолютном значении, если речь идет об Аллахе. Если контекст подразумевает совершенство, то они могут быть приписаны Аллаху, если же они означают несовершенство, то они не могут быть приписаны Аллаху.Например :хитрость, обман, насмешка.

Хитрость, предательство и насмешка над врагами являются атрибутами совершенства, потом что это показатель всеобъемлющего знания, силы и мощи.
Но хитрость по отношению к искренним верующим-это качества несовершенства.
Поэтому эти характеристики нельзя приписывать Аллаху в их абсолютном значении, они упоминаются в таком контексте, чтобы указать на то, что это атрибуты совершенства.
Аллах говорит (передача смысла):
"Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их"
(Ан-Ниса, 4:142)
Это обманывать лицемеров.
И Он говорит (передача смысла):
"Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов"
(Аль-Анфаль, 8:30)
Это хитрость против врагов Аллаха, которые хитрили против Посланника Аллаха (мир ему и милость Аллаха)
А Аллах говорит о лицемерах (передача смысла):
"Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: «Воистину, мы — с вами. Мы лишь издеваемся».
Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую"

(Аль-Бакара, 2:14-15)
Это издевательство над лицемерами.
Эти атрибуты следует воспринимать как указывающие на совершенство в этих контекстах. Поэтому мы говорим, что Аллах издевается над лицемерами и обманывает их, и что Он хитрит против врагов и так далее. Но не допустимо называть Аллаха обманывающим или издевающимся в абсолютном значении, поэтому что это не указывает на совершенство.
Шейха Ибн `Усаймина (да помилует его Аллах) спросили :" Может ли Аллах быть хитрим и можно ли Его так называть?"
Он ответил:" Аллаха нельзя назвать хитрым, кроме как в ограниченных случаях. Его нельзя назвать таковым в абсолютном значении. Аллах говорит (передача смысла):
"Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!"
(Аль-Араф, 7:99)
Эти строки указывают на то, что у Аллаха есть план, который предназначен для разоблачения их без их понимания этого. Это сходно хадису, переданному Аль-Бухари: "Война-это обман"
Если спрашивают:"Как Аллаха можно назвать хитрым, когда это качество порицаемое?"
То можно ответить, что хитрость в определенных обстоятельствах может быть чем-то достойным похвалы, что указывает на силу хитреца и его превосходство над врагом. Поэтому Аллаха нельзя назвать хитрым в абсолютном значении, мы не можем сказать "Аллах - Хитрец". Скорее этот атрибут упоминается в позитивном контексте, как в следующих строках (передача смысла):
"Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов"

??????? ????? ????
(Аль-Анфаль, 8:30)
"Они замыслили хитрость, и Мы замыслили хитрость, но они не ощущали этого"

?????? ???? ?????? ???? ??? ?? ??????
(Ан-Намль, 27:50)
Мы не можем сказать, что мы абсолютно не можем приписать это качество Аллаху, правильнее будет то, что мы может приписать это качество Аллаху, если контекст имеет позитивный окрас, и нам не следует приписывать это качество Аллаху, если контекст имеет не позитивный окрас
Фатава Аль-шейх ибн `Усаймин,1/170.
Его также спросили: Можно ли назвать Аллаха предающим или обманывающим, как в этих строках (передача смысла):
"Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их"

Он ответил:
"Что касается предательства, то это нельзя сказать об Аллахе ни в каком случае, потому что это что-то постыдное в любых обстоятельствах и это обман тогда, когда тебе доверяют, что является порицаемым. Аллах говорит (передача смысла):
"Но если они захотят предать тебя, то ведь еще раньше они предали Аллаха, и Он отдал их во власть мусульманам. Аллах — Знающий, Мудрый."

??? ?????? ?????? ??? ????? ???? ?? ??? ????? ???? ????? ???? ????
(Аль-Анфаль, 8:71)
и Он не сказал:"Поэтому Он предал их"
Что же касается обмана,то это как и хитрость. Это качество можно приписать Аллаху, когда имеется в виду что-то положительное, но это нельзя приписать Аллаху в его абсолютном значении.
Аллах говорит (передача смысла):
"Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их"

?? ????????? ??????? ???? ??? ??????
(Ан-Ниса, 4:142)

Фатава Аль-шейх ибн `Усаймин,1/171
А Аллаху известно лучше
http://islam-qa.com/en/ref/39803

Перевод Гульнара
salihat.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика