Акида имама Аш-Шафии и достоверность приписывания ее имаму

 

Труд имама Аш-Шафии в вопросе акыды в разделе имен и качеств Аллаха, и доказательство достоверности этого труда от имама.

Вступление

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а затем:
Данная краткая работа будет об акиде имама Аш-Шафии, а точнее, об известном джуз’е (небольшом труде), который написал имам Аш-Шафии о сыфатах Аллаха, и с которым русскоязычные мусульмане ознакомились в известной работе шейха Аль-Хумейса «Вероубеждение четырёх имамов». Однако, после выхода этой работы, некоторые заблудшие группы, призывающие к ашаризму и поклонению могилам, выпустили работы, где подвергли сомнению достоверность этого труда от имама Аш-Шафии.
И мы решили, полагаясь на Аллаха, выпустить эту работу в виде отдельного труда, снабдив его предисловием, которое содержит доказательство принадлежности этого труда имаму Аш-Шафии, и опровержение сомнениям заблужденных, и послесловием, в котором приводятся некоторые полезные выводы из смыслов, содержащихся в труде имама Аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах.
Также нами была проделана небольшая работа над корректировкой перевода матна (текста) труда русский язык, с целью устранить некоторые несоответствия между вариантом оригинального текста, пришедшего с достоверным иснадом, и имевшегося на русском языке перевода.
Просим Аллаха, Свят Он и Велик, принять от нас этот труд, и наставить нас и всех мусульман на прямой путь — путь благородных саляфов, да будет доволен всеми ими Аллах.

Оглавление

Часть первая: Доказательство достоверности этого труда от имама Аш-Шафии
Часть вторая: Матн (текст) акиды имама Аш-Шафии
Часть третья: заключение

 

 

Часть первая: Доказательство достоверности этого труда от имама Аш-Шафии.

Иснад данной акиды: Коды Мухаммад Абу Хусейн Ибн Аби Яла, от Абу Хусейна Аль-Мубарака Ибн Абдуль Джаббара, от Абу Толиба Аль-Ашари, от Али Ибн Мурдика, от Ибн Аби Хатима, от Юнуса аль-Мисри, от Имама Аш-Шафии, см. «Табакат аль-Ханабиля», 1/282-283
Данный иснад является предельно достоверным, даже не учитывая то, что данная акида передана и по другим цепочкам. Приведем же данные по каждому из передатчиков.

1. Коды Абу Хусейн Ибн Аби Яла

 

Достоверный передатчик.
Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Имам, большой ученый, факих» см. «Ас-Сияр», 19-601
Сказал о нем имам Абу Тохир ас-Саляфи: «Был религиозным, достоверным в передаче, выверенным» см. «Ас-Сияр», 19-601
Сказал о нем имам Ибн ан-Наджар: «Был религиозным, достоверным в передаче, с похвальной биографией» см. «Ас-Сияр», 19-602
Сказал о нем имам Ибн Роджаб: «Был искусным в фикхе, давал фетвы, диспутировал. Обладал большими знаниями в мазхабе, и был строгим в Сунне» см. «Зайлю табакат аль-Ханабиля», 1-177

 

2. Имам Абу Хусейн Аль-Мубарак Ибн Абдуль Джаббар

 

Достоверный передатчик.
Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Шейх, Имам, Мухаддис, принесший пользу ученый» см. «Ас-Сияр», 19-214
Сказал о нем имам Абу Сад Ас-Сам’ани: «Был мухаддисом, передавшим много хадисов, праведным, правдивым, благонадежным» см. «Ас-сияр», 19-215
Сказал о нем имам, Абу Тохир ас-Саляфи: «Он мухаддис, приносящий пользу.. был абсолютно далек от изменения хадисов!» см. «Ас-Сияр», 19-215

 

3. Имам Абу Толиб Аль-Ашари

Достоверный передатчик
Сомнение:
Недавно, один из известных сайтов, призывающих к поклонению могилам, суфизму, и искажению сыфатов Аллаха, написал статью, в котором подвергает сомнению принадлежность этого джуза имаму Аш-Шафии, рахимахуЛлах.
Они говорят:
Так, акыда, которую муджассимиты пытаются приписать имаму аш-Шафии, на самом деле ему не принадлежит. Имам аз-Захаби в «Лисан аль-мизан» (5/301) по этому поводу пишет: «Этому человеку подсунули многое, в частности, выдуманный хадис о преимуществах ночи Ашура и акыду аш-Шафии…»
Ответим же на это сомнение, прося помощи у Аллаха.
- Во первых: Абу Толиб аль-Ашари — праведный и достоверный передатчик хадисов, о чем сказали многие ученые.
И до имама Аз-Захаби, рахимахуЛлах, никто не говорил о нем чего либо плохого.
Причина же, по которой имам Аз-Захаби сделал этот иджтихад – это хадис о достоинствах ночи Ашура, являющийся выдумкой, в иснаде которого есть Абу Толиб Аль-Ашари. Имам Аз-Захаби подумал, что этот хадис был подсунут Аль-Ашари, и из-за этого сделал вывод о его невнимательности, и ненадежности, и также отнесся к переданной им акиде Аш-Шафии. Однако, имам Аз-Захаби ошибся в этом иджтихаде, рахимахуЛлах, и доводы на это следующие:
1. Абу Толиб Аль Ашари является известным своей достоверностью передатчиком, учеником имама Ад-Даракутни, и никто не говорил о нем ни до, ни после, имама Аз-Захаби о нем ничего плохого.
Сказал о нем Хатыб аль-Багдади, бывший его учеником, и знавший о нем больше чем кто либо: «Я записывал от него, и он был достоверным, праведным, религиозным» см. «Тарихуль багдад», 3-107
Сказал о нем хафиз Ибн Аби Я’ла: «Был Аль-Ашари из числа аскетов, сподвижником имама Ибн Батты» см. «Табакат аль-ханабиля», 3-190
Сказал имам Ибн Касир: «Слышал от Ад-Даракутни, был достоверным, религиозным, праведным» см. «Аль-Бидая уа ан-нихая», 12-104
Сказал имам Абу Музоффар ас-Сам’ани: «Был праведным, с хорошей биографией, передавал много хадисов» см. «Аль-Ансаб», 3-198
Сказал имам Ибн аль-Имад: «Был факихом, ханбалитом.. был добрым, ученым, аскетом» см. «Шазарату аз-захаб», 3-388
Сказал имам Абу Хасан ибн Ат-Туюри: «Сказали мне некоторые из бедуинов: «Когда у нас засуха, мы идем к Аль-Ашари и просим его прочитать молитву о ниспосылании дождя, и дождь ниспосылается» см. «Табакат аль-Ханабиля», 5-302
Сказал имам Ибн аль Джоузи: «Был праведным, религиозным, достоверным» см. «Аль-Мунтазам», 8-213
Также назвали его достоверным такие имамы хадиса как Аль-Ираки (см. «Фадаиль аль-Ашура», 98), Ибн НасируДдин ад-Димашки (см. «Аль-Ляфз аль-Мукоррам би фадль аль-Ашура уаль Мухаррам», 10), и ас-Суюты (см. «Аль-Али аль-масну’», 2-110), имам Ибн Муфлих (см. «Аль-Максид аль-Аршад», 2-470), Ибн Асир (см. «Аль-Баб фи тахзиб аль-ансаб», 2-341), и другие ученые по хадису и истории.
И мы просмотрели огромное количество книг по биографии, и не нашли, чтобы хотя бы один ученый, помимо имам Аз-Захаби1, говорил что-либо уничижительное об этом ученом, как это делают Кяусари, ас-Саккаф, и его русскоязычные последователи.
- Во-вторых, что же касается выдуманного хадиса о дне Ашура, в цепочке передатчиков которого присутствует аль-Ашари, и о котором имам Аз-Захаби подумал, что его слабое место — в Аль-Ашари, и затем сделал вывод, что таким же образом ему была подсунута акида имама Аш-Шафии, то это не так, и это ошибочный иджтихад имама Аз-Захаби, и никто из ученых ни до, ни после него, не обвинял аль-Ашари за этот хадис, а обвиняли других его передатчиков, либо говорили, что он был выдуман в позднее время и к нему был составлен этот иснад.
Сказал имам, хафиз Ибн Насируддин ад-Димашки: «Все его передатчики достоверные, кроме ан-Наушари уже упомянутого, и это Ахмад Ибн Мансур Ибн Мухаммад Ибн Хатим, и воистину, я обвиняю его в выдумке этого хадиса» см. «Аль-Ляфз аль-Мукоррам би фадль аль-Ашура уаль Мухаррам», 10
Посмотрите, как имам Ад-Димашки, большой специалист по науке хадиса, оправдал Аль-Ашари, и твердо сказал о том, кого он обвиняет в выдумке, а не сказал, как имам Аз-Захаби, что этот хадис был подсунут аль-Ашари. И такое твердое слово ставится вперед того предположения, которое упомянул аз-Захаби.
Сказал имам Ас-Суюты: «Его передатчики достоверные, и очевидно, что некоторые поздние придумали его и приделали к нему этот иснад» см. «Аль-Али аль-масну’», 2-110
Более того, ученые упомянули и другую вероятность, а это то, что это было подсунуто другому передатчику хадиса, имаму Абу Бакру Ибн Наджаду.
Сказал имам Ибн аль-Ирак: «В его иснаде Абу Бакр Ибн Наджад, и он ослеп в конце его жизни. И сказал Хатыб аль Багдади, что вполне возможно, что было ему подсунуто что то из лжи, и есть вероятность, что этот хадис — из числа того, что было подсунуто ему» см. «Танзих аш-шариа», 2-180
Также, упомянул имам Ибн аль Джоузи слабость еще одного передатчика этого хадиса — Ибн Аби Зинада, который был запутавшимся в хадисах, с плохой памятью, и люди страстей могли подсунуть ему этот хадис!
Сказал имам Ибн аль-Джоузи: «Воистину, сказал Яхья Ибн Маин об Ибн Аби Зинаде: «Он ничто! Не делается довод его хадисами!» а имя его сына Абдур-Рахман, и Ибн Махди не передавал от него. И сказал о нем Ахмад: «Он запутавшийся в хадисах!», и сказал Абу Хатим Ар-Рази: «Не делается довод его передачей», и вполне возможно, некоторые люди страстей подсунули ему этот хадис» см. «Аль-Моудуат», 2-202
Таким образом, у нас есть сразу несколько вероятностей:
1. Есть большая вероятность, что этот хадис был подсунут Ан-Наджаду, как сказали об этом имам Ибн Аль-Ирак, а также имам Ибн Хаджар аль-Аскалани
2. У нас есть твердые слова хафиза Ибн Насируддина ад-Димашки, что этот хадис выдумал ан-Наушари
3. У нас есть твердые слова имама Ас-Суюты что этот хадис придумал вообще кто то из поздних лжецов, и придумал для него такой иснад.
4. У нас есть слова имама Ибн Аль Джоузи, который сказал, что этот хадис подсунули приверженцы страстей запутавшемуся по причине плохой памяти Ибн Аби Зинаду.
И как мы видим, никому из этих ученых даже не пришло в голову обвинить в нем аль-Ашари, и это, вместе с теми словами, что сказало о нем множество больших имамов, о его праведности и точности в передаче, позволяет нам решительно сказать, что подозрение аль-Ашари за этот хадис — ошибочное, и он — достоверный, надеждный, выверенный в передаче и праведный имам.

4. Устаз, аскет Али Ибн Мурдик

Достоверный передатчик
Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Передавал от Ибн Аби Хотима, и других, был праведным рабом, и назвал его достоверным Хатыб аль-Багдади» см. «Аль-ибар», 1-169.
Сказал имам Ибн аль-Имад: «Был праведным рабом», см. «Шазарат аз-захаб», 3-124,
Сказал о нем Хатыб Аль Багдади: «Был достоверным» см. «Тарих аль-багдад», 12-30
Сказал о нем Коды Абу Абдуллах Ас-Саймари: «Был Али Ибн Абдуль Азиз Ибн Мурдик одним из праведников, оставил дунья, будучи богатым, и отдался поклонению. Он был одним из больших торговцев Багдада, затем оставил людей, и почти не покидал мечеть» см. «Тарих аль-Багдад», 12-30
Сказал о нем имам аз-Замахшари: «Наставник, надежный» см. «Багйату ат-толяб», 2-127
И передавали от него многие достоверные передатчики, что также указывает на его статус.

5. Имам, шейх уль Ислам, Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим Ар-Рази аль-Ханзали

Достоверный передатчик
Что же касается АбдурРахмана Ибн Аби Хатима, то его как нам кажется не надо представлять никому, кто хоть немножко слышал о науке хадиса, поскольку он один из величайших имамов хадиса.
Сказал хафиз Абу Яла аль-Халили: «Он был океаном в науках, и в познании передатчиков» см. «Тарихуль Ислам», 24-207
Сказал о нем его отец, великий имам, Абу Хатим ар-Рази: «Я не видел того, кто сильнее его в поклонении, ни знаю за ним ни одного греха!» см. «Тарихуль Ислам», 24-207
Сказал о нем Хатыб аль Багдади: «Был одним из самых достоверных имамов, хафизов, упомянутых в благе, известных знанием» см. «Тарихуль Багдад», 2-83
Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Имам, хафиз, критик, шейх всех мухаддисов, шейх-уль-Ислам» см. «Ас-Сияр», 13-247, «Тазкиратуль хуффаз», 3-829

6. Имам Юнус Ибн Абдуль Аля аль-Мисри

Достоверный передатчик, ученик имама Аш-Шафии.
Сказал о нем сам имам Аш-Шафии: «Я не видел никого в Египте умнее, чем Юнус» см. «Тазкиратуль хуффазз», 2-527
Сказал имам Яхья ибн Хасан: «Этот ваш Юнус — из опор Ислама!» см. «Тахзиб», 11-441
Сказал о нем Аз-Захаби: «Один из имамов, достоверный, факих, мухаддис, чтец» см. «Мизан аль-итидаль», 3-656

 

Заключение касательно исследования иснада

 

Данный иснад этой книги не содержит в себе ни одной илли (причины для слабости), все передатчики его — достоверные, известные, богобоязненные имамы, чья выверенность в передаче подтверждена учеными науки приема и отвержения передатчиков и учеными биографами. Более того, в иснаде все передатчики с хорошей памятью, и нет ни одного, у кого были бы оплошности в запоминании.
Согласно вышеназванному, данный иснад является «Сахих» – достоверным, а если учесть, что данный джуз, и отдельные его части, переданы во многих других книгах, с различными иснадами, то можно сказать, что достоверность отнесения этой книги к имаму Аш-Шафии утвержденной и заверенной.


Часть вторая: матн (текст) акиды имама Аш-Шафии

 

Сказал Юнус Ибн Абдуль Аля аль-Мисри: «Был спрошен имам Аш-Шафии о качествах Великого и Всемогущего Аллаха, и о том, во что из них следует верить.
Он ответил: «Благословенный и Всевышний Аллах обладает именами и качествами, которые содержатся в Его Писании, и о которых Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сообщил своей общине. И не разрешено противоречить этому никто из творений Аллаха, до которого дошел довод, поскольку Коран был ниспослан с этим, и пришло это от Него достоверно через слово Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что передали достоверные передатчики.
И если кто-то будет противоречить этому, после того, как над ними будет установлен довод, то такой станет неверующим в Аллаха.
Что же касается того, если он будет противоречить в этом до установления довода посредством шариатского сообщения, то он будет оправдан по своему невежеству, поскольку знание об этих качествах Аллаха не достигается разумом, или рассуждением, или размышлением, и подобным этому.
Великий и Всемогущий Аллах сообщил:
- Что Он — Всеслышащий
- И что у Него есть две Руки, ибо Он сказал: «Однако обе Его Руки распростёрты» (Маида, 64)
- И что у Него есть Правая Рука, ибо Он сказал: «..А небеса будут свёрнуты Его Правой Рукой» (Толпы, 88)
- И что у Него есть Лик, ибо Он сказал: «..Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика»2,  (Рассказ, 88) и также сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладателя величия и великодушия» (Ар-Рахман, 27)
- И что у Него есть Стопа, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «..до тех пор, пока не поставит Господь на него свою Стопу» (Бухари 4848)- то есть, на Ад.
- И что он будет улыбаться своему верующему рабу, который будет сражен на пути Аллаха, согласно слову Пророка: «Он встретит Его, и Он будет смеющимся» (Бухари, 2826)
- И что Он нисходит каждую ночь к небесам этого мира, согласно словам Пророка, да благословит его и приветствует, об этом. (Бухари, Муслим)
- И что Он не одноглазый, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, когда упомянул о Даджале: «Поистине, он одноглазый, а ваш Господь не является одноглазым» (Бухари, 7131)
- И что верующие увидят своего Господа в Судный День, своими глазами, как видят луну в ночь полнолуния (Бухари, 4581)
- И что у Него есть пальцы, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Всякое сердце находится между двумя пальцами из числа пальцем Милостивого, Велик Он и Благороден» (Ахмад, 4-182, Ибн Маджа, 199, Хаким, 1-525, и другие, иснад достоверный)
Воистину, истинная сущность тех смыслов, которыми описал сам себя Великий и Всемогущий Аллах, и которыми описал Аллаха Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует — является тем, к чему не возможно прийти путем размышления и рассуждения, и поэтому не становится неверующим тот, кто не знает их, до тех пор, пока до него не дойдёт шариатское сообщение о них.
Если же имеется в наличие шариатское сообщение об этих Качествах, то оно в понимании занимает место услышанного напрямую. И обязательно услышавшему шариатское сообщение уверовать в него на его внешнем смысле, и засвидетельствовать его, как будто бы он увидел воочию и услышал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
И мы утверждаем эти качества для Аллаха, и отвергаем их подобие сотворенному (ташбих), как отверг подобие от себя Всевышний, сказав: «Нет ничего подобного ему, и Он- Слышащий, Видящий» (Совет, 11)
Конец слов Имама Аш-Шафии

 

Полезные выводы

 

1. Саляфитская акида имама Аш-Шафии в вопросе качеств Аллаха
Данное вероубеждение, изложенное самим имамом, ясно показывает, что имам Аш-Шафии, рахимахуЛлах, был на той же акиде, что и все саляфы, а это — утверждение для Аллаха атрибутов, без уподобления, без отрицания и искажения, на внешнем смысле, без вопроса «Как?» и размышления об этом, поскольку их «кейфия» – как? – нам неизвестна и не может быть нами познана, и она такая, как это подобает Величию Всевышнего Аллаха,
2. Принятие имамом аш-Шафии в акиду достоверных хадисов категории «Аль-Ахад» (одиночные сообщения, не достигшие степени мутаватир), в противоречие ашаритам, «Хизб ат тахрир», и другим заблужденным сектам.
3. Отвергание имамом Аш-Шафии дороги ашаритов и других заблудших течений в познании и утверждении атрибутов Аллаха разумом, а не текстом, согласно его словам: «..Знание об этих качествах Аллаха не достигается разумом, или рассуждением, или размышлением, и подобным этому»
4. Опровержение имама Аш-Шафии чрезмерствующим в такфире группам, согласно словам об обязательности установления довода перед вынесением такфира.
5. Использование имамом Аш-Шафии для доказательства на акиду саляфов шариатского правила, которое заключает в себе аят: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».
В этом аяте — совмещение очищение Аллаха от подобия, и утверждения для Него качеств, не подобных качествам творений.
И если скажет нам ашарит: «Невозможно, чтобы Аллах вознесся над Троном, поскольку Вознесение — это качество творений, а он сказал: «Нет ничего, подобного Ему»,
то мы ответим: «Согласно твоей логике, ты должен также отвергнуть для Аллаха качества «Слух» и «Зрение», поскольку слух и зрение — тоже качества творений. И если ты признаешь для Аллаха Слух и Зрение, таким образом, как это будет уместно для Его Величия, то мы тоже признаем для Него Вознесение, и Возвышенность, таким образом, как это будет уместно для Его величия, и если ты проводишь разницу между этим и этим, то в чем твое доказательство на эту разницу?»
И это правило — общее для всех Атрибутов Аллаха — утверждение для Него атрибутов, наряду с отрицанием уподобления. И если не будет чего-то одного, будет заблуждение: ведь если мы не будем утверждать Качества, не отрицая уподобления, мы впадем в «ташбих» (уподобление Аллаха творениям), и будем противоречить первой части правила, вытекающей из Слов Аллаха: «Нет ничего подобного Ему», а если будем лишь отрицать уподобления, но не будем утверждать для Него атрибуты, которыми Он описал сам себя — то впадем в противоположное заблуждение – та’тыль — отрицание сущности и атрибутов Аллаха.
И Сущность Аллаха не подобна сущностям творений, и Его Слух не подобен слуху творений, а Зрение и Жизнь не подобны зрению и жизни творений, и точно также его Рука, Лик, Стопа, не подобны рукам, лицам и стопам творений, и Его Возвышенное положение не подобно возвышенности творений, и так- со всеми Его Атрибутами, Пречист Он и Благороден.
И на этом — завершается данный труд, просим Аллаха, Свят Он и Велик, принять от нас.
И в заключение — хвала Аллаху, Господу Миров.

 

___________________________________________________________________________________________

 



1Небольшим исключением можно назвать Ибн Хаджара, который процитировал точку зрения Аз-Захаби в «Лисануль Мизан»

2Люди заблуждения пытаются аргументировать этим аятом на искажение атрибутов Аллаха, говоря: Если понимать этот аят буквально, то получается, будто все остальные атрибуты Аллаха погибнут, кроме Его Лика. АстагфируЛлах!
Ответ на это: они попали в то самое, в чем обвиняют нас, поскольку они считают, что Аллах разделяется на части, а Его Атрибуты это части тела (астагфируЛлах).
Мы же ответим им: из того, что останется Лик Аллаха, из этого абсолютно следует то, что останется Сам Аллах и все Его Атрибуты, поскольку Аллах, Свят Он и Велик, не разделяется на части, Он Единый и Вечный со всеми Его Атрибутами, «Скажи Он, Аллах, Един.Он, Аллах, Вечен. Он не родил и не был рожден, и нет никого, подобного Ему» (112:1-4), нет Бога, кроме Него, и пречист Он от того, чтобы разделяться на части и гибнуть, просим у Аллаха защиты от заблуждения ашаритов-муджассима, и Пречист Он, и хвала Ему.
Подготовлено редакцией SunnaOnline.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика