ОТСТУПЛЕНИЕ АРАБОВ ОТ ЕДИНОБОЖИЯ

 

Арабы исповедовали единобожие, религию своего предка Ибрахима , мир ему,, и лишь за четыре столетия до пришествия Пророка Мухаммада , да благословит его Аллах и приветствует, среди них появился вождь, который исказил их религию. Люди слушались этого человека и повиновались ему. Его звали ‘Амр бин ‘Амир аль-Хуза‘и.

В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

???????? ??????? ???? ??????? ????????????? ??????? ???????? ??? ???????? ? ????? ??????? ???? ??????? ????????????

«Я видел, как ‘Амр бин ‘Амир аль-Хуза‘и волочит свои кишки в Огне. Он был первым, кто объявил неприкасаемой саибу»[1].

Там же приводится хадис ‘Аиши о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

???????? ????????? ???????? ????????? ??????? ? ?????????? ??????? ??????? ????????? ?????? ??????? ???? ??????? ????????????

«Я видел, как Геенна разбивает сама себя на части, и я видел, как ‘Амр волочит свои кишки. Он был первым, кто объявил неприкасаемой саибу»[2].

Этот ‘Амр изменил религию арабов, призывал их поклоняться идолам и внес новшества в религию Всевышнего Аллаха. По своему желанию он объявлял одни поступки дозволенными, а другие — запрещенными, и по этому поводу Аллах сказал в Своем Писании:

«Аллах не распоряжался относительно бахиры, саибы, васыли и хами. Но неверующие возводят навет на Аллаха, и большая часть их не разумеет» (Аль-Маида, 103)[3].

Предания о том, как ‘Амр распространил идолопоклонство на Аравийском полуострове, разнятся. Существует мнение, что он общался с духом-джинном, указавшим ему на места, где были погребены идолы, которым поклонялся народ Нуха, после чего ‘Амр выкопал их и раздал арабам. Согласно другой версии, он привез истукана из Шама. Увидев, как люди поклоняются идолам, он попросил у них одного истукана. Они дали ему идола, и он установил его в Мекке[4].

Арабы последовали за ‘Амром бин Лухеййем, потому что он был уважаемым человеком среди них. Он был вождем хузаитов в тот период, когда они изгнали из Мекки джурхумитов, захватили город и овладели Каабой. Арабы почитали его как своего господина и считали законом любое новшество, которое он провозглашал, потому что он кормил людей и давал им одежду во время паломничества. Иногда в сезон паломничества он закалывал десять тысяч верблюдиц и раздавал десять тысяч одежд[5].

Существует мнение, что именно этот ‘Амр призвал людей поклоняться аль-Лат. Так звали человека, который замешивал кашу и кормил ею паломников на скале в Таифе. После его смерти ‘Амр бин Лухейй заявил, что он не умер, а вошел в скалу, на которой он замешивал кашу. После этого он велел людям поклоняться этой скале.

Также сообщают, что он изменил тальбию[6], в которой провозглашалось единобожие. Во времена пророка Ибрахима , мир ему, тальбия состояла из слов «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой! /Ляббейка-Ллахумма ляббейка, ляббейка ля шарика ля-ка ляббейк». Так продолжалось до тех пор, пока однажды во время обхода вокруг Каабы ‘Амр бин ‘Амир не увидел шайтана. Он предстал перед ним в облике старца, который тоже произносил тальбию. Когда ‘Амр сказал: «Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища», — старец сказал: «…кроме сотоварища, который принадлежит Тебе». Выражая свое порицание, ‘Амр сказал: «Что это такое?» Старец сказал: «Говори: “Ты владеешь им и тем, чем он владеет”. В этом нет ничего плохого». ‘Амр стал говорить так, и арабы ввели это в свои обряды.

Начало уклонения от истины

Ибн Исхак сообщил о том, как арабы из числа потомков Исма‘ила , мир ему, начали впадать в заблуждение и поклоняться камням. «Поначалу они почитали святилище, и никто из них не уезжал оттуда, пока их не стало много и условия не стали стеснять их. Тогда они стали уезжать оттуда в поисках свободных и просторных мест. Отправляясь в путь, каждый из них брал с собой камень из святилища в знак почитания его. На стоянках они клали этот камень на землю и начинали обходить вокруг него подобно тому, как они обходили вокруг Каабы. В конце концов, это привело их к поклонению этим камням, и так они стали поклоняться каждому камню, который им понравится»[7].

Посмотри же, к чему они пришли. Передают со слов Абу Раджи аль-‘Утариди: «Во времена невежества мы поклонялись камням. Найдя более красивый камень, мы подбирали его и выбрасывали свой. Когда мы не находили камня, мы собирали пригоршню песка, а потом приводили овец и выдаивали на нее молоко, а потом начинали кружиться вокруг нее». Удивительно, во времена невежества арабы, отправляясь в поездку, брали с собой четыре камня: три из них они подкладывали под котелок, а четвертому поклонялись.



[1] Аль-Бухари (4623).

[2] Там же (4624).

[3] Бахира — это верблюдица, которой арабы рассекали (бахара) ухо, чтобы ее можно было узнать по этому признаку. Они отпускали ее, не садились на нее верхом и не возили на ней грузы. Они поступали так с верблюдицей, которая родила пять верблюжат, если последним родился самец. Саибой называли верблюдицу, которую человек по поводу какого-нибудь радостного события объявлял неприкасаемой (саййаба), и люди не использовали ее, как и бахиру. Васыла — это верблюдица, которая рождалась вместе с верблюжонком-самцом. Когда рождались верблюдицы, арабы оставляли их себе, а когда рождались самцы, они отдавали их идолам. Когда же рождались одновременно самка и самец, они говорили, что самка присоединилась (васала) к своему брату, которого запрещалось закалывать. Хами — самец-верблюд, от которого появились на свет десять верблюжат. Арабы запрещали закалывать его и не возили на нем грузов, и никто не мешал ему пастись и пить воду. Они поступали так со скотиной ради приближения к своим богам.

[4] См.: Ас-сира ан-набавийя (1/121).

[5] Нихайа аль-бидайа ва-н-нихайа (2/187).

[6] Тальбия — молитвенная формула, произносимая паломниками, прославляющая единство и величие Аллаха. Слово ??????? «талбийа» образовано от глагола ??? «лабба», означающего «отзываться», «принимать приглашение». — Прим. переводчика.

[7] Ас-сира ан-набавийя (1/122).

 

Умар бин Сулайман аль-Ашкар   Перевод: Э. Кулиев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика