Критерии отличия достоверного хадиса от слабого

Каковы критерии того, чтобы судить о достоверности или слабости хадиса?

Хвала Аллаху.

 

К суждению о достоверности или слабости хадиса приходят после длительного исследования, которое проходит в два этапа.

Первый этап: поиск мест, где упоминается хадис, во всех, по возможности, книгах Сунны, сбор цепочек передатчиков, по которым дошел этот хадис, выделение точек пересечения и расхождения в этих цепочках, а после этого определение и выделение цепочки, к которой возвращается это предание, для перехода ко второму этапу.

Второй этап: изучение цепочки передатчиков предания, или разных цепочек передатчиков хадиса; изучение очень подробное, охватывающее все стороны цепочки передатчиков, которые могут повлиять на суждение о достоверности или слабости хадиса. Исследование включает в себя:

1. Исследование степени добросовестности /‘адаля/ передатчиков, их религиозности и правдивости.

2. Исследование силы памяти и запоминания передатчиков хадиса, а также их точности в передаче хадисов.

3. Исследование непрерывности цепочки передатчиков /иснад/, то есть исследование о том, передал ли каждый передатчик этот хадис от своего учителя, нет ли в цепочке передатчиков прерываний или обмана.

4. Исследование цепочки передатчиков хадиса и его слов /матн/ на соответствие с другими преданиями и на отсутствие противоречий; это также очень важно.

5. Убежденность, что в хадисе нет скрытых причин слабости, которые смогут различить лишь выдающиеся ученые.

Только после полного двухэтапного исследования можно судить о достоверности или слабости хадиса. Исследование, как очевидно, есть труд длительный и кропотливый, требующий много времени, стараний и большого опыта в науках хадиса и методах хадисоведов. Формат краткого ответа на сайте не позволяет подробнее рассказать об этом. Науку о хадисах студенты изучают в институтах, университетах, а потом и специализируются в ней.

На сайте ранее было много ответов, в которых разъяснялись условия суждения о достоверности или слабости хадиса. Среди этих ответов ответы № 6981, № 70455, № 79163, № 122507 и № 128854.

Однако мы упомянем здесь некоторые из критериев, который помогут мусульманину, не специализирующемуся в шариатских науках, узнать и определить достоверность или слабость хадиса:

1. Если хадис с цепочкой передатчиков приводит имам аль-Бухари в «Сахих», то этот хадис достоверен.

2. Если хадис приводит имам Муслим в «Сахих», то этот хадис достоверен

3.  Если хадис приводит имам Малик в «аль-Муватта» с непрерывной цепочкой передатчиков, то это предание достоверно.

4. Если о каком-либо хадисе имам Ахмад, или Абу Хатим, или Абу Зур‘а, или аль-Бухари, или Муслим, или Абу Дауд, или ад-Даракутни сказал, что предание достоверно или слабо, и при этом никто из подобных ученых не противоречил им, то о хадисе следует судить так, как сказано.

5. Если Вы станете искать какое-либо предание в книгах ученых или на сайте «ад-Дурару-с-санийа», и Ваш поиск будет точным, то, обнаружив слова о единодушии ученых в отношении достоверности или слабости определенного хадиса, Вам следует принимать их слова. Так как община Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не станет придерживаться единодушия в заблуждении.

6. Если в самом хадисе говорится о чем-то, в отношении чего ученые писали, что достоверных хадисов на эту тему нет, то это указывает на слабость хадиса и его недостоверность. Узнать темы, на которые достоверных хадисов не существует, можно в нескольких книгах, среди которых труд Ибн Кайима аль-Джаузийи «аль-Манар аль-муниф» и труд Бакра Абу Зайда «ат-Тахдис би-ма кыля ла йасыхху фи-хи хадис».

7. Каждый хадис, который передается только в следующих книгах и не приводится в известных книгах «Сунан» или «Муснад», является слабым. Эти книги следующие: аль-‘Укайли  «ад-Ду‘афа аль-кабир», Ибн ‘Ади «аль-Камиль фи-д-ду‘афа», аль-Хатыб аль-Багдади «Тарих Багдад», Ибн ‘Асакир «Тарих Димашк», аль-Хаким ат-Тирмизи «Науадир аль-усуль», ад-Дайлими «Муснад аль-фирдаус». Убедиться, что хадис приводится только в одной из перечисленных книг, можно из книги ас-Суюты, да помилует его Аллах, «аль-Джами‘ аль-кабир».

Очень часто хадисы, которые приводятся только у Ибн Маджи и ни у кого из авторов шести известных книг по хадисам, или приводятся только у ат-Табарани, или Абу На‘има, или Ибн Хиббана, или аль-Хакима, или ад-Даракутни, или аль-Байхаки и других, являются слабыми. В то же время следует отметить, что в них также содержится много и достоверных преданий, которые приводятся только в их трудах.

Таковы некоторые общие критерии, которыми можно воспользоваться для различия между достоверным преданием и слабым. Также следует отметить, что из этих правил есть исключения, но они не слишком многочисленны.

А Аллах знает лучше.

http://islamqa.info/ru/140158

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика