Смысл Вознесения на Трон
??? ???? ?????? ??????
Мы не знаем, как Пречистый Аллах вознесся на Трон, потому что ничего не ведаем о Его сущности. Но мы знаем, что означает слово ????? «истава» в арабском языке. Когда арабы используют после этого глагола предлог ??? «‘ала», они вкладывают в него четыре значения: «утвердился», «возвысился», «вознесся» и «поднялся».
Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари сообщил, что муътазилиты истолковывают «вознесение на Трон» как овладение Троном[1]. Следовательно, предшественниками тех, кто интерпретирует смысл восхождения таким образом, являются муътазилиты, и как же скверны эти предшественники!
Приверженцы сунны и сторонники хадисов признают восхождение Аллаха на Трон и не придают ему какой-либо образ, как об этом писал Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари, да смилуется над ним Аллах[2].
Знатоки арабского языка передали нам высказывания улемов, чье естество не было отравлено заразными философскими идеями. Они отказывались интерпретировать «вознесение на Трон» как овладением им.
Давуд бин ‘Али аль-Асбахани рассказывал, что находился рядом с Ибн аль-А‘раби, когда какой-то человек вошел к нему и спросил:
— Что означают слова Могучего и Великого Аллаха: «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5)?
— Он находится на Троне так, как сообщил об этом, — ответил Ибн аль-А‘раби.
— Абу ‘Абдуллах, это значит, что Он овладел Троном, — возразил мужчина.
— Откуда ты знаешь? Арабы говорят «овладел», когда двое людей соперничают за что-либо, и один из них одерживает верх и овладевает этим[3].
Знание о значении слова «вознесение» и нежелание обсуждать, как именно это произошло, — это путь наших праведных предшественников. Однажды имама Малика спросили об аяте «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5): «Как Он вознесся?» Он умолк и покрылся испариной, а потом приподнял голову и сказал: «Милостивый вознесся на Трон так, как Он описал это. Тут не спрашивают, как это произошло, потому что такой вопрос в отношении Аллаха исключен. Ты совершаешь ересь. Выведите его отсюда!»[4]
В одной из версий сообщается, что Малик сказал: «Как — нам непонятно, хотя само вознесение не есть нечто неведомое. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом — значит совершать ересь»[5].
Выражение «не есть нечто неведомое» означает, что нам известно значение слова «вознесение». В арабском языке оно имеет смысл, который понятен арабам и может быть разъяснен и переведен учеными. Поэтому многие пересказывают вышеупомянутое высказывание имама Малика, передавая лишь его смысл. Они говорят, что имам ответил тому мужчине: «Вознесение известно, но как — нам неведомо. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом — значит совершать ересь»[6]. Выражения «вознесение известно» и «вознесение не есть нечто неведомое» означают одно и то же, и между ними нет разницы.
Аль-Куртуби писал:
Первые мусульмане (ас-Салафы), да будет доволен ими Аллах, не отрицали сторону [, в которой находится Аллах], и не говорили ничего такого. Напротив, они признавали то, что сказано об этом в Его Писании и что сообщили Его посланники. Никто из них не отрицал то, что Аллах действительно вознесся на Трон и избрал его, потому что Трон — величайшее из Его творений. Однако им не было известно о том, как это произошло, потому что сущность вознесения неведома. Малик сказал: «Вознесение (т.е. его лексическое значение) известно, но как — нам неведомо, а спрашивать об этом значит совершать ересь». То же самое говорила Умм Салама, и этого достаточно[7].
См. Книгу «Вера в Аллаха» стр. 152-153. Автор Умар ибн Сулейман аль-Ашкъар.
[1] Макалат аль-исламиййин. С. 157, 211.
[2] Там же. С. 211, 290.
[3] Абу АбдаЛлах, Мухаммад ибн Зияд из Куфы, известный как Ибн аль-А‘раби, родился в 150 г. и умер в 231 г. Лисан аль-‘араб (2/249).
[4] Об этом сообщил аль-Бейхаки, и аз-Захаби назвал его достоверным. См.: Мухтасар аль-‘улувв. С. 141.
[5] Там же.
[6] Аль-джами‘ ли-ахкам аль-Кур’ан (2/219).