О велении неуклонно придерживаться Сунны и того, что ей приличествует

 

Глава 16: О велении неуклонно придерживаться Сунны и того, что ей приличествует

 

Аллах Всевышний сказал:

«Берите же то, что даровал вам Посланник, и откажитесь от того, что он вам запретил». («Собрание», 7)

Всевышний также сказал:

«Говорит он не по (собственной) прихоти:[1] поистине, это - не что иное, как ниспосылаемые откровения!»(«Звезда», 3-4)

Всевышний также сказал:

«Скажи: "Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи!"» («Семейство Имрана», 31)

Всевышний также сказал:

«Посланник Аллаха (являет собой) прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и на Последний день...» («Сонмы», 21)

Всевышний также сказал:

«Но нет, - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью». («Женщины», 65)

Всевышний также сказал:

«А если возникнут меж вами споры о чём-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику...»(«Женщины», 59)

Улемы говорили: «Это значит: (обратитесь) к Корану и Сунне».

Всевышний также сказал:

«Повинующийся посланнику повинуется Аллаху». («Женщины», 80)

Всевышний также сказал:

«...и, поистине, ты будешь направлять к прямому пути...» («Совет», 52)

Всевышний также сказал:

«Пусть поберегутся поступающие вопреки его велениям, чтобы не постигла их беда или мучительное наказание».(«Свет», 63)

Всевышний также сказал:

«Запоминайте же[2] то, что читают вам в домах ваших из аятов Корана и мудрости». («Сонмы», 34)

И есть много (других) аятов, имеющих отношение к этой главе.

 

156   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Избавьте меня (от распросов о том, относительно) чего я с вами (не говорил),[3] пока я не оставил вас, ибо, поистине, живших до вас погубило множество их вопросов и их несогласие с их пророками, и когда я запрещаю вам что-нибудь, то избегайте этого, а когда велю вам что-нибудь, делайте из этого, что сможете. (Аль-Бухари; Муслим)

 

157   Сообщается, что Абу Наджих аль-'Ирбад бин Сарийа, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: «О посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!» Он сказал: «Вот мое наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, ни в чём не отступая от этого и полностью избегая новшеств,[4] ибо каждое нововведение есть заблуждение!» (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».)

 

158   Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Все (члены) моей общины войдут в Рай, кроме тех, кто откажется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а кто откажется?» Он сказал: «Кто будет повиноваться мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушается меня, тот откажется». (Аль-Бухари)

 

159   Абу Муслим (говорят также, что его кунья - Абу Ийас) Салама бин Амр бин аль-Аква', да будет доволен им Аллах, передал, что как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и он сказал ему:

«Ешь правой!» Тот сказал: «Я не могу», - и тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему,[5] кроме гордости!», - и больше он уже не смог поднести ко рту (левую руку). (Муслим)

 

160   Сообщается, что Абу Абдуллах ан-Ну'ман бин Башир, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Вы непременно должны выравнивать свои ряды,[6] иначе Аллах обязательно изменит ваши лица».[7] (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что ан-Ну'ман, да будет доволен им Аллах, сказал):

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда выравнивал наши ряды так тщательно, будто собирался проверять по ним прямоту стрел, и он делал это до тех пор, пока не убеждался, что мы поняли, чего он (от нас добивается). Однажды он вышел к людям, встал на своё место и уже был готов сказать: «Аллах Велик» (Аллаху Акбар), - но, увидев, что грудь одного из присутствовавших выдаётся вперёд, сказал: «Рабы Аллаха, вы непременно должны выравнивать свои ряды, иначе Аллах обязательно изменит ваши лица».

 

161   Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) ночью в Медине сгорел дом вместе с жившими в нём людьми, и когда Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщили об этом, он сказал: «Поистине, этот огонь - враг вам, и поэтому, когда будете ложиться спать, гасите его(, чтобы уберечь) себя». (Аль-Бухари; Муслим)

 

162   Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям. (Аль-Бухари; Муслим)

 

163   Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (людям):

Я и вы подобны человеку, который развёл огонь, куда стали попадать кузнечики и мотыльки, и который пытается отгонять их от этого огня. И я держусь за ваши пояса, (удерживая вас) от огня, а вы вырываетесь у меня из рук. (Муслим)

 

164   Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел (своим сподвижникам) облизывать пальцы и очищать блюдо[8] и сказал: «Поистине, не знаете вы, в каком (куске вашей пищи скрыта) благодать (барака)». (Муслим)

В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок (еды), пусть он возьмёт его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его шайтану, и пусть не вытирает руку свою платком, пока не оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком (куске) его пищи (скрыта) благодать».

В третьей версии (этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

Поистине, шайтан находится рядом с каждым из вас, что бы он ни делал, не покидая (человека) и во время еды, и если кто-нибудь из вас уронит кусок, пусть уберёт то, что к нему пристанет, и съест его, не оставляя его шайтану.

 

165   Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратившийся к нам с увещанием, сказал: «О люди, поистине, будете вы собраны к Аллаху Всевышнему босыми, нагими и необрезанными, ибо Аллах Всевышний сказал: «...как создали Мы все в первый раз, так и повторим это, согласно Нашему обещанию. Поистине, Мы выполняем (обещанное)!»[9] И первым из сотворённых, кого в День воскресения покроют одеждой, будет Ибрахим, да благословит его Аллах и да приветствует, а потом приведут (некоторых) людей из общины моей и повлекут их налево,[10] и тогда я скажу: «О Господь, (это -) мои сподвижники!», - а (мне) будет сказано: «Поистине, не знаешь ты, какие новшества они ввели после тебя!» И тогда я скажу то, что (раньше) сказал праведный раб:[11] «И я был свидетелем о них, пока находился среди них, а после того, как Ты упокоил меня, Ты Сам наблюдал за ними и Ты - всему Свидетель. Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они - рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты - Всемогущий, Мудрый!»[12] И тогда мне будет сказано: «Поистине, не прекращали они отступаться[13] с тех пор, как ты с ними расстался!» (Аль-Бухари; Муслим)

 

166   Сообщается, что Абу Са'ид Абдуллах бин Мугаффаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил нам метать камешки[14] и сказал: «Поистине, так не убьёшь дичи и не поразишь врага, но можно выбить (другому) глаз или сломать зуб». (Аль-Бухари; Муслим)

В (другой) версии (этого хадиса сообщается следующее):

Когда один родственник Ибн Мугаффаля принялся метать камешки, он запретил ему это и сказал: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил делать это и сказал: "Поистине, так не убить дичь "». Однако (этот человек) снова принялся за своё и тогда (Ибн Мугаффаль) воскликнул: «Я говорю тебе, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил это, а потом ты снова начинаешь метать! Никогда больше я не заговорю с тобой!»

 

167   Сообщается, что 'Абис бин Раби'а сказал:

Я видел, как Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, целовал камень (он имел в виду Чёрный камень), говоря: «Поистине, знаю я, что ты - (только) камень, не приносящий ни пользы, ни вреда,[15] и если бы не видел я, как целовал тебя посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то и я не стал бы целовать тебя!»[16] (Аль-Бухари; Муслим)

 



[1] Имеются в виду добровольные ночные молитвы, чтение Корана и т. д.

[2] Здесь: обращение к жёнам Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

[3] Здесь Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещает своим сподвижникам задавать ему много лишних вопросов или же быть слишком дотошными там, где это неуместно. В другом хадисе сообщается, что однажды во время проповеди Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «0 люди, Аллах обязал вас совершать Хаддж, так совершайте же его». Один человек спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Ответа не последовало, но после того, как этот человек повторил свой вопрос много раз, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если я отвечу утвердительно, это станет обязательным, но вы ведь не сможете делать этого!», - а потом он сказал: «Избавьте меня...»

[4] Имеются в виду новшества только в сфере религии.

[5] То есть: ничто не мешает ему следовать моей Сунне, в соответствии с которой во время еды следует пользоваться правой рукой.

[6] Здесь речь идёт не только о выравнивании рядов во время икамы, но и о заполнении в них пустот.

[7] В комментариях указывается, что эти слова, возможно, являются иносказанием, которое следует понимать следующим образом: «...иначе Аллах обязательно посеет меж вами раздоры».

[8] Иначе говоря, съедать всё, ничего не оставляя.

[9] Сура «Пророки», 104.

[10] То есть: по направлению к адскому пламени.

[11] Имеется в виду Иса, мир ему.

[12] Сура «Трапеза», 117-118.

[13] То есть: отходить от Сунны Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и от прямоты (истикама); или: отступаться от Ислама и возвращаться к неверию.

[14] Речь идёт о забаве, когда человек ставит камешек на большой палец руки и выстреливает им в кого-нибудь указательным пальцем.

[15] То есть: ты не приносишь ни пользы, ни вреда без соизволения Аллаха.

[16] Это было сказано из опасений, что люди, только недавно принявшие Ислам, подумают, что целование Чёрного камня связано с культом поклонения камням.

 

Сады праведных 

Составитель: Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави 

Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика