B которой разъясняется, что существует много путей блага

 

Глава 13: B которой разъясняется, что существует много путей блага

 

Аллах Всевышний сказал:

«И какое бы доброе дело вы ни совершили, поистине, Аллах об этом знает». («Корова», 215)

Всевышний также сказал:

«А о том, что из благого вы делаете, Аллаху известно».(«Корова», 197)

Всевышний также сказал:

«...и совершивший добро весом с пылинку увидит его...». («Землетрясение», 7)

Всевышний также сказал:

«Совершающий праведные дела делает это для себя же...» («Коленопреклонённые», 15)

Аятов на эту тему известно множество, что же касается хадисов, то их очень много, и счесть их невозможно. Ниже мы приводим часть из них:

 

117   Сообщается, что Абу Зарр Джундуб бин Джунада, да будет доволен им Аллах Всевышний, сказал:

(Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, какие дела являются наиболее достойными?»[1] Он ответил: «Вера в Аллаха и борьба на пути Его». Я спросил: «А какие рабы лучше всех?»[2] Он ответил: «Те, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись (им) дороже всего». Я спросил: «А если я не (смогу) сделать этого?»[3] Он сказал: «Тогда помоги занятому каким-либо делом,[4] или сделай что-нибудь сам вместо неумелого». Я спросил: «О посланник Аллаха, а если я не (смогу) сделать чего-нибудь (из этого)?»[5] Он сказал: «Тогда прекрати причинять зло людям, и это станет садакой от тебя тебе же». (Аль-Бухари; Муслим)

 

118   Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

(Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку[6] столько раз, сколько есть (в его теле) суставов.[7] Каждое произнесение слов «Слава Аллаху» (Субхана-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха» (Ля илаха илля-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Аллах Велик» (Аллаху Акбар) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два ракита (добровольной дополнительной молитвы) утром (ад-духа).[8](Муслим)

 

119   Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Были представлены мне (все) дела (членов) моей общины, (как) добрые(, так) и дурные, и среди добрых дел увидел я устранение с пути всего того, что (может) причинить людям вред,[9] а среди дурных - плевок, остающийся не погребенным в мечети.[10](Муслим)

 

120   Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) люди сказали: «О посланник Аллаха, обладающим большими богатствами достанутся (все) награды, (ведь) молятся они подобно нам и постятся так же, как мы, но они ещё и дают садаку из излишков своего достояния!» (В ответ им Пророк, да благословит его Аллахи да приветствует,) сказал: «А разве не определил Аллах и вам того, из чего вы (могли бы) давать садаку? Поистине, каждое произнесение слов «Слава Аллаху» (Субхана-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Аллах Велик» (Аллаху Акбар) есть садака, и каждое произнесение слов «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха» (Ля илаха илля-Ллах) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака и (даже) совершение любым из вас (с женой) полового сношения (буд')[11] - это садака!» Они спросили: «О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!» (В ответ) он сказал: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит (свою страсть) запретным образом?[12] Но точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» (Муслим)

 

121   Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал мне: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (Шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом».(Муслим)

 

122   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Каждый день, когда восходит солнце, следует давать садаку столько раз, сколько суставов (имеется в телах) людей: (если) ты справедливо рассудишь двоих(, это будет) садакой, и (если) ты подсадишь человека на его верховое животное, повезешь его на нём или погрузишь на (животное) его поклажу(, это будет) садакой, и доброе слово - садака, и, делая каждый шаг на пути к молитве,[13] (ты даёшь) садаку и когда убираешь с пути причиняющее людям вред, (ты тоже даёшь) садаку. (Аль-Бухари; Муслим)

Кроме того, Муслим приводит (другую версию этого хадиса, передаваемую) со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, каждый человек из числа сынов Адама сотворён из трёхсот шестидесяти сочленений, и тот, кто (в течение дня) будет произносить слова «Аллах Велик» (Аллаху Акбар), «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллах), «Нет бога, кроме Аллаха» (Ля иляха илля-Ллах) и «Слава Аллаху» (Субхана-Ллах), или просить у Аллаха прощения, или уберёт с дороги, по которой ходят люди, камень, колючку или кость, или станет побуждать к одобряемому или удерживать от порицаемого (и число таких его дел за день достигнет) трёхсот шестидесяти, в этот день удалит себя от Огня.

 

123   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение[14] в Раю каждый раз, как он делает это. (Аль-Бухари; Муслим)

 

124   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идёт всего лишь) об овечьем копыте.[15] (Аль-Бухари; Муслим)

 

125   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Вера (включает в себя) более[16] семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений, наилучшим[17] из которых является произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха» (Ля иляха илля-Ллах), а наименьшим - устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость[18] - (одно из) ответвлений веры. (Аль-Бухари; Муслим)

 

126   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Как-то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказалсебе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня», - после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Поднявшись же на поверхность земли,) он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он сказал: «Награда полагается за всё живое». (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии (этого хадиса, которую приводит только) аль-Бухари, (сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

...и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи), и ввёл его в Рай.

В той версии (этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари, и Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

И когда собака, едва ли не погибавшая от жажды, кружила вокруг колодца, её увидела одна блудница из числа израильтянок, которая сняла с себя туфлю, зачерпнула ею воды для собаки и напоила её, за что ей были прощены (её грехи).

 

127   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Я видел человека, наслаждавшегося в Раю (в тени) того дерева, которое он срубил (и убрал) с дороги(, поскольку) оно мешало мусульманам. (Муслим)

В другой версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

Один человек прошёл мимо ветки, которая лежала на дороге, и сказал (себе): «Клянусь Аллахом, я уберу её, чтобы она не мешала мусульманам», - и (за это) он был введён в Рай.

В той версии (этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари, и Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

Один человек, шедший по дороге, увидел (на ней) ветку, покрытую колючками, и убрал её, (за что) Аллах отблагодарил его и простил ему (его грехи).

 

128   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Тому, кто должным образом совершит омовение,[19] а потом явится на пятничную молитву и станет слушать,[20] храня молчание, простятся его прегрешения,[21] совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвой, а также в течение ещё трёх дней, что же касается перебирающего камешки,[22] то он занимается пустым. (Муслим)

 

129   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Когда раб (Аллаха), исповедующий Ислам (или: верующий раб), совершает омовение (вуду) и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное,[23] на что он смотрел своими глазами, когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает свои ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, (и так продолжается до тех пор), пока не выходит он очистившимся от грехов. (Муслим)

 

130   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

(Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следующий) Рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов. (Муслим)

 

131   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей):

«Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени?»[24] Они сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Это - полное совершение омовения (вуду), несмотря на неприятное,[25] множество шагов (по направлению) к мечетям[26] и ожидание (следующей) молитвы после (предыдущей), и это для вас - рибат».[27] (Муслим)

 

132   Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Вошел в Рай тот, кто совершал две молитвы в прохладное время.[28] (Аль-Бухари; Муслим)

 

133   Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, ему записывается (совершение) того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым.[29] (Аль-Бухари)

 

134   Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

(Совершение) всего одобряемого (Шариатом) есть садака.[30] (Аль-Бухари. Этот хадис приводит также и Муслим, но со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах.)

 

135   Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Если мусульманин посадит дерево, всё то, что будет съедено с него, обязательно (зачтётся) ему как милостыня, и всё, что будет украдено с него, обязательно зачтётся ему как милостыня, и если кто-нибудь нанесёт ему урон,[31] это обязательно (зачтётся) ему как милостыня. (Муслим)

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

Если мусульманин посадит дерево, а потом поест его (плодов) человек, животное или птица, это будет (засчитываться) ему как милостыня до самого Дня воскресения.

В (третьей) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

Если мусульманин посадит дерево или засеет поле, а потом (выросшее) поест человек, животное или кто-нибудь ещё, это обязательно (зачтётся) ему как милостыня.

 

136   Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

(В своё время) люди из племени бану салима захотели перебраться (на жительство) поближе к мечети. Когда известие об этом дошло до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал им: «Дошло до меня, что вы хотите перебраться поближе к мечети». Они сказали: «Да, о посланник Аллаха, мы хотели сделать это». Тогда он сказал: «О бану салима, оставайтесь в своих домах, ибо следы ваши[32] записываются, оставайтесь в своих домах, ибо следы ваши записываются!» (Муслим)

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

...поистине, за каждый шаг - степень![33]

 

137   Сообщается, что Абу-ль-Мунзир Убайй бин Ка'б, да будет доволен им Аллах, сказал:

Жил (в Медине) один человек, и я не знаю никого другого, кто жил бы от мечети дальше, чем он, но (тем не менее) он не пропускал ни одной (общей) молитвы. Однажды кто-то сказал ему (или: я сказал ему): «Купил бы ты себе осла, чтобы ездить на нём в темноте и (не ходить) по раскалённой земле!», - на что он (дал такой ответ): «Будь мой дом рядом с мечетью, это не радовало бы меня! Поистине, я хочу, чтобы записывалось мне то, что я хожу в мечеть и возвращаюсь (обратно к себе домой)!» И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах собрал для тебя всё это!»[34] (Муслим)

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

Поистине, (будет) тебе то, на что ты надеялся!

 

138   Передают со слов Абу Мухаммада Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Есть сорок (видов добрых дел), лучшим из которых является временное предоставление нуждающемуся дойной козы, и каждого (мусульманина), который совершит (хотя бы) одно (такое дело), надеясь получить за него награду (Аллаха) и твёрдо веря в то, что обещано (за его совершение, Аллах) обязательно введёт в Рай. (Аль-Бухари)

 

139   Сообщается, что Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Защитите себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика».[35] (Аль-Бухари; Муслим)

В (другой) версии (этого хадиса, приводимой в обоих «Сахихах» со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал):

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не найдётся среди вас такого, с кем Господь его не станет говорить без толкователя,[36] а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше,[37] и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше,[38] а потом он посмотрит вперед и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада), так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика, а если (человек) не найдёт и этого, то - с помощью доброго слова!»

 

140   Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Поистине, Аллах доволен (таким Своим) рабом, который воздает Ему хвалу за каждый съеденный кусок (пищи) и каждый выпитый глоток (воды). (Муслим)

 

141   Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Каждый мусульманин должен давать садаку». (Один человек) спросил: "Скажи мне, а если у него ничего не найдётся (для этого)?" Он сказал: «Пусть потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст садаку». (Человек) спросил: «О посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать этого?» Он сказал: «Тогда пусть поможет оказавшемуся в затруднительном положении». (Человек) спросил: «А если он не сможет (сделать этого)?» Он сказал: «(Тогда пусть) побуждает к одобряемому (или: к благому)». (Человек) спросил: «(Скажи мне), а если он не (сумеет) сделать (и этого)?» Он сказал: «(Тогда пусть) воздерживается от совершения дурного,[39] и это станет садакой».[40] (Аль-Бухари; Муслим)



[1] То есть: за какие дела человеку уготована наибольшая награда?

[2] Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, хочет узнать, каких рабов следует освобождать, чтобы получить за это наибольшую награду.

[3] То есть: а если я не смогу принять участие в Джихаде и не имею возможности освобождать рабов?

[4] «Сани'ан». Некоторые мухаддисы передают вместо этого слова слово «даи'ан», что означает «нуждающийся», «обременённый детьми» и т.д.

[5] То есть: из перечисленных тобой дел.

[6] «Садака» - добровольная помощь, оказываемая неимущим. В данном случае имеется в виду либо садака как таковая, либо такое благое дело, награда за которое в мире вечном будет равна награде за садаку.

[7] Имеется в виду, что подобным образом человек должен воздать благодарность Аллаху за то, что он дожил до утра целым и невредимым. Кроме того, это является средством защиты от всевозможных бедствий.

[8] «Ад-духа» - период времени, начинающийся когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья и продолжающийся почти до полудня. Допускается также совершение этой молитвы по истечении трети часа после восхода солнца и почти до полудня. Такая молитва может включать в себя от двух до восьми ракатов.

[9] Имеются в виду камни, колючки, нечистоты и тому подобные вещи.

[10] Полы в первых мечетях были земляными. В других хадисах сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, указал, что искуплением за плевок в мечети, оскверняющий собой это место, служит его погребение, иначе говоря, закапывание мокроты в землю.

[11] Слово «буд'» означает также «половой орган».

[12] То есть: совершит прелюбодеяние или заключит брак с такой женщиной, на которой по Шариату жениться запрещается.

[13] То есть: к мечети.

[14] «Нузуль». Имеется в виду еда и всё то, чем встречают гостя.

[15] Иначе говоря, о кости, на которой есть немного мяса. Этот хадис можно перевести и по-другому, если исходить из того, что речь в нем идёт не о той соседке, которая делает подарок, а о той, которая этот подарок получает. В этом случае слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, следует понимать так: «О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (подарком другой), даже если (речь идёт об) овечьем копыте». Это значит: пусть не считает это слишком незначительным и не забудет выразить ей за это благодарность.

[16] Имеется в виду некоторое количество от трёх до девяти включительно (бид').

[17] Имеется в виду, что за это проявление веры человеку уготована наибольшая награда.

[18] «Хайа» - стыдливость; застенчивость; скромность.

[19] Имеется в виду совершение омовения по всем правилам и без каких бы то ни было упущений.

[20] То есть: слушать слова имама, произносящего хутбу.

[21] Имеются в виду мелкие прегрешения.

[22] На земляном полу мечети Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в Медине всегда попадалось достаточно много мелких камешков. Здесь имеются в виду люди, которые во время проповеди забавлялись перебиранием этих камешков или чем-нибудь ещё в этом роде вместо того, чтобы внимательно слушать имама.

[23] Имеется в виду, что благодаря омовению искупаются грехи того, кто смотрел на нечто запретное, оставившее на нём свой отпечаток. Здесь и далее имеются в виду всевозможные мелкие прегрешения пред Аллахом.

[24] То есть положение людей в Раю.

[25] Подразумеваются различные трудности при совершении омовения, преодоление которых может быть неприятным для человека, например, холод.

[26] Иначе говоря, преодоление значительного расстояния для участия в общей молитве.

[27] «Рибат» - укрепление на границе. В данном случае имеется в виду Джихад, борьба, которую с помощью названных Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, средств человеку необходимо постоянно вести против собственной души, побуждающей его к дурному, а также против наущений шайтана.

[28] Имеются в виду утренние и послеполуденные молитвы. В первые годы существования Ислама мусульманам предписывалось совершать только две обязательных молитвы. Здесь Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду мусульман, умерших до того, как количество обязательных молитв было увеличено до пяти.

[29] Имеется в виду любое благое дело, возможности совершения которого он лишается в результате болезни или во время путешествия.

[30] Имеется в виду, что награда за совершение любого одобряемого Шариатом дела будет равна награде за садаку.

[31] По-арабски «йарза'у-ху» - уменьшит.

[32] То есть: шаги, которые вы делаете, направляясь в мечеть на молитву.

[33] Это значит: за каждый шаг, сделанный вами на пути к мечети, вы будете возвышены в Раю на одну ступень.

[34] То есть: Аллах не обойдёт тебя наградой за всё это, поскольку намерения твои были искренними.

[35] То есть: с помощью хотя бы самого незначительного подаяния.

[36] Имеется в виду кто-нибудь из посланников Аллаха, передававших людям Его слова.

[37] Здесь речь идет о благих делах человека.

[38] Здесь речь идет о дурных делах человека.

[39] Здесь подразумевается неуклонное выполнение всех религиозных обязанностей и отказ от совершения всего зепрещенного Шариатом.

[40] Имеется в виду, что человек подаст садаку самому себе, так как благодаря этому он сможет избежать гибели.

 

Сады праведных

Составитель: Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави

Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика