СРЕДСТВА УСТОЙЧИВОСТИ В РЕЛИГИИ АЛЛАХА

 

?????? ?????? ?????????? ?????????

МУХАММАД САЛИХ АЛЬ-МУНАДДЖИД

СРЕДСТВА УСТОЙЧИВОСТИ В РЕЛИГИИ АЛЛАХА
(ВАСА ИЛЬ АС-САБАТ)

Введение

 

Хвала Аллаху, Господу миров! Мы просим Его о помощи, просим Его руководства и просим  Его о прощении. Мы прибегаем к Аллаху от зла нас самих и зла наших дел. Кого Аллах повел верным путем, того никто не сможет ввести в заблуждение, и кого Аллах ввел в заблуждение, того никто не сможет вывести на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет божества, кроме Аллаха, Единого и без сотоварищей. И мы свидетельствуем, что Мухаммад Его раб и посланник.

Устойчивость в религии Аллаха – основное требование для каждого искреннего мусульманина, который хочет следовать прямым путем с намерением и пониманием. Этот вопрос имеет большое значение по ряду причин, включая следующие:

Текущая ситуация с обществами, в которых живут мусульмане, испытания которым они подвергаются, и прихоти, желания, сомнения и беспорядок заставили религию стать чужеродной, а те, которые придерживаются ее, уподоблены чему-то сверхъестественному, и люди говорят:  «Тот, кто держится за религию,  подобен тому, кто держится за горящий уголь».

Любой, кто имеет разум не будет сомневаться, что мусульмане сегодня нуждаются в средствах устойчивости больше, чем их предшественники среди салафов, и что требуются большие усилия, из-за искаженных наших времен, недостатка и слабости братьев и сторонников, которые могли помочь.

Высокая степень отступничества (ридда) от веры, даже среди тех, кто трудится для Ислама, заставляет мусульман бояться закончить свой путь так же, и они ищут средства устойчивости, чтобы «выплыть».

Эта проблема относится к делам сердца, относительно которого пророк (с.а.в.) сказал: «Оно меняется быстрее, чем горшок с бурно кипящей водой» (Ахмад). Пророк (с.а.в.) также дал другой пример сердца: «Сердце (кальб) берет свое название от его постоянных изменений (такаллюб – чередование, изменение, подъем и спуск). Сердце похоже на ветку дерева, поворачиваемую ветром в разные стороны» (Ахмад).

Как сказал древний поэт:

«Его называют инсан (человек из-за его насиян (забывчивости)

И это называют аль-кальб (сердце), потому что оно постоянно изменяется (йатакаллиб)».

Придание твердости тому, кто подвергнут буре сомнений и замешательства – серьезный вопрос, который нуждается в огромных средствах, в соответствии с серьезностью и трудностью этой задачи.

Частью милости Аллаха к нам является то, что Он показал нам в Своей книге и через слова и жизнь Его пророка (с.а.в.) много способов быть устойчивыми в Исламе. Я опишу некоторые из них ниже.

Вот пример, одного из тех, которым Аллах помог быть устойчивыми во время смерти. Его звали Абу Зар'а ар-Рази, который был одним из имамов ученых хадиса:

«Абу Джафар Мухаммад ибн Али Варрак Абу Зар'а сказал: Мы были с Абу Зар'а в Шахране, одной из деревень ар-Рийй, когда он начал умирать, и Абу Хатим, Ибн Вара аль-Мундир ибн Шазан и другие находились рядом  ним. Они вспомнили хадис: «Подсказывайте тому, кто умирает, сказать: «Ля иляха илля Ллах», но они слишком стеснялись сказать это Абу Зар'а. Они сказали: «Позвольте нам напомнить хадис». Ибн Вара сказал: «Абу Асим сообщил нам, Абд аль-Хамид ибн Джафар ообщил нам от Салиха», и он начал говорить: «Ибн Аби…», но он не смог продолжить дальше. Тогда Абу Хатим сказал: «Бундар сообщил нам, Абу Асим сообщил нам от Абд аль-Хамида ибн Джафара, от Салиха…», но он не смог продолжить дальше, и остальные сохраняли молчание. Тогда АбуЗар'а сказал: «Бундар сообщил нам, Абу Асим сообщил нам, Абд аль-Хамид ибн Джафар сообщил нам от Салиха ибн Гариба, от Кассира ибн Мура, от Муаза ибн Джабаля, который сказал: «Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Тот, чьи последние слова будут Ля иляха илля Лллах, войдет в Рай», затем его душа отошла, да смилуется над ним Аллах».

Это те, о ком Аллах говорит: «Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», - а потом придерживались прямоты, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам». (Сура «Разъяснены», аят 30).

О Аллах, сделай нас одними из них. О Аллах, мы просим Тебя сделать нас придерживающимися Ислама с намерением и мудростью. И в конце нашей мольбы: Хвала Аллаху, Господу миров!

 

Средства устойчивости в Исламе

 

Обращение к Корану

 

Коран – главное средство устойчивости в исламе. Это – прочная ветвь и ясный свет Аллаха. Кто придерживается его, того защитит Аллах; кто следует за ним, того Аллах спасет; и кто зовет к его пути, будет направляться по Прямому Пути.

Аллах объяснил, что причина по которой эта книга была ниспослана, состояла в том, чтобы помочь Его пророку (с.а.в.), быть устойчивым в религии. В контексте опровержения сомнений куффаров, Он говорит: «Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы потупили так (то есть ниспослали его частями), чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. Какую бы притчу они не приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование» (Сура «Различение», аяты 32-33).

Почему Коран такой источник силы?

Потому что он увеличивает веру и очищает душу через контакт с Аллахом.

Потому что эти аяты приносят мир и спокойствие в сердце верующего, так что он не будет смятен ветрами фитны; его сердце будет довольно поминанием Аллаха.

Потому что он дает мусульманину правильное понимание и критерии, которыми он будет способен оценить ситуацию вокруг него. Он также дает ему стандарты, с которыми он может сравнивать вещи надлежащим и непротиворечивым способом, не изменяясь от одной ситуации к другой или от человека к человеку.

Потому что он опровергает сомнения, которые вызваны врагами Ислама, куффарами (неверными) и мунафиками (лицемерами) как в следующих примерах из ранних дней Ислама:

Воздействие аята: «Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел» (Сура «Утро», аят 3), на сердце пророка (с.а.в), когда мушрики (многобожники) сказали: «Мухаммада покинули…» (Муслим).

Воздействие аята: «…Язык того, на кого они указывают, является иноземным, тогда как это – ясный арабский язык» (Сура «Пчела», аят 103). Курайшиты утверждали, что Мухаммад (с.а.в.) обучался человеком, и что он взял Коран от римского плотника в Мекке.

Воздействие аята: «Безусловно, они уже впали в икушение (фитну)» (Сура «Покаяние», аят 49), на сердца верующих, когда лицемер сказал: «Позволь мне остаться дома (чтобы не участвовать в джихаде) и не искушай меня !» (Сура «Покаяние», 49).

Разве это не самая великая помощь , усиливающая сердце верующего, опровергающая сомнения и заставляющая замолчать голоса лжи и заблуждения? Поистине, это от Аллаха.

Когда верующие возвращались из аль-Худайбии, Аллах обещал им много военной добычи, которою они одни пойдут и возьмут (то есть, трофеи Хайбара). Он сказал им, что лицемеры будут просить идти вместе с ними, но мусульмане должны сказать: «Вы не последуете за нами». Они будут упорствовать в попытке изменить слова Аллаха, и скажут верующим: «Нет, вы завидуете нам», на что Аллах ответил: «Нет, они мало что понимают» (Сура «Победа», аят 15). Затем все это случилось с верующими шаг за шагом, слово в слово.

Из всего этого мы можем видеть различие между теми, жизни которых связаны с Кораном, которые читают его, декламируют его, запоминают его, изучают это, обдумывают его смысл и берут его как отправную точку и убежище, и теми, которые поглощены словами человека.

Разве не следует тем, которые ищут знания, посвятить большинство своих усилий пониманию Коран должным образом!

Соблюдение законов Аллаха и совершение праведных дел

 

Аллах говорит: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает» (Сура «Ибрахим», аят 27).

Катада сказал: «Что касается жизни в этом мире, Аллах поможет быть устойчивыми в выполнении хороших и праведных дел и в будущей жизни (Он поможет им) оставаться устойчивыми в могиле». Подобная интерпретация была передана больше чем от одного из Салафов.

Аллах говорит: «Если бы они делали то, о чем их увещевают, то так было бы лучше для них и сильнее укрепило бы их» (Сура «Женщины», аят 66), то есть, это усилит их приверженность Истине.

Ясно, что как можно ожидать устойчивости со стороны тех, которые слишком ленивы, чтобы делать праведные дела, когда фитна поднимает свою уродливую голову, и увеличиваются бедствия? Но Аллах будет вести тех, которые уверовали и совершают праведные дела из-за своей веры, по Прямому Пути. Так пророк (с.а.в.) упорно продолжал совершать праведные дела, и наиболее возлюбленный из хороших дел для него были те, которые совершались постоянно, даже если они были маленькими. Когда его сподвижники начинали делать что-либо, они были постоянны в этом, и когда Аиша делала что-нибудь, она не прекращала этого.

Пророк (с.а.в.) говорил: «Кто постоянно будет совершать двенадцать ракатов (то есть сунна раватиб или молитвы сунна, которые пророк (с.а.в.) совершал постоянно), Рай будет его правом» (ат-Тирмизи).

Согласно хадису кудси, Аллах сказал: «Мой раб продолжит приближаться ко мне совершая нафиль (дополнительные) действия поклонения, пока Я не полюблю его» (аль-Бухари).

 

Изучение жизни Пророков и следование их примеру

 

Доказательство на это аят: «Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твое сердце. В этой суре к тебе явились истина, увещевание и напоминание для верующих» (Сура «Худ», аят 120).

Этот аят не был ниспослан во время посланника Аллаха (с.а.в.) ради забавы и развлечения. Он был ниспослан для важной цели, которая состояла в том, чтобы усилить сердце пророка (с.а.в.), а также сердца верующих.

Подумайте о смысле аята: «Они сказали: «Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать! Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрагима прохладой и спасением!» Они хотели навредить ему, но мы сделали так, что они оказались в наибольшем убытке» (Сура «Пророки», аяты 68-70).

Ибн Аббас сказал: «Последние лова, которые Ибрагим сказал, когда был брошен в огонь, были: «Достаточно мне Аллаха, и Он  - Лучший Покровитель». Разве вы не чувствуете, как он твердо стоял перед лицом притеснений и пыток, когда читаете эту историю?

Подумайте об аяте, в котором Аллах говорит нам о Мусе: «Когда два сборища увидели друг друга, сподвижники Муссы сказали: «Нас непременно настигнут» Он сказал: «О нет! Со мной  -  мой Господь, Он укажет мне прямой путь» (Сура «Поэты», аяты 61-62). Разве вы не чувствуете, как он был устойчив, когда преследовался войском Фараона и был окружен криками отчаяния собственных людей?

Прочтите историю чародеев Фараона, которая является примером маленькой группы, которая твердо придерживалась истины, как только она стала им очевидной. Разве вы не видите, как они твердо стояли перед лицом угроз угнетателя, который сказал: «Неужели вы поверили ему без моего соизволения? Воистину, он – старший из вас, который научил вас колдовству. Я отрублю вам руки и ноги накрест и распну вас на пальмовых стволах. Вот тогда вы узнаете, чье наказание суровее и долговечнее». (Сура «Таха», аят 71). Маленькая группа верующих была устойчива, без мыслей об отступлении, и сказала: «Мы не отдадим тебе предпочтения перед ясными знамениями, которые явились нам, и перед нашим Творцом. Выноси же свой приговор! Воистину, ты выносишь приговор только в мирской жизни» (Сура «Таха», аят 72).

Также подумайте об истории верующего в суре «Йа Син», верующей из дома Фараона, людей Рва (аль-Ухдуд) и других, которые преподают нам самые важные уроки, которые мы могли когда-либо узнать об устойчивости в нашей вере.

 

Ду'а (мольба)

 

Одна из характеристик верующих рабов Аллаха – то, что они обращаются к Аллаху с Ду'а, прося Его помочь им быть устойчивыми: «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в  сторону после того,  как Ты наставил нас на прямой путь…» (Сура «Семейство Имрана», аят 8); «Господь наш! Пролей на нас терпение и укрепи наши стопы…» (Сура «Корова», аят 250).

Пророк (с.а.в.) сказал нам, что «сердца сыновей Адама находятся между пальцами Милосердного, и Он поворачивает их как пожелает» (Ахмад). Посланник Аллаха (с.а.в.) часто говорил: «О Обращающий сердца, заставь мое сердце придерживаться твердо Твоей религии» (ат- Тирмизи).

 

Поминание Аллаха (зикр)

 

Это одно из самых больших средств для того, чтобы быть устойчивыми в Исламе.

Подумайте о комбинации, описанной в этом аяте: «О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха, - быть может, вы преуспеете». (Сура «Военные трофеи», аят 45). Зикр – одно из самых эффективных средств устойчивости в джихаде.

«Подумайте о том, как физическая сила Персов и Католиков подвела их, когда они в ней очень нуждались» (Ибн аль-Каййим) – несмотря на маленькое количество мужчин и оружия у тех, которые много поминали имя Аллаха.

Как Йусуф был устойчив перед лицом искушения со стороны могущественной и красивой женщины, которая звала го к порицаемому? Разве он не вошел в крепость «поиска убежища у Аллаха» и таким образом, нанес поражение волнам искушения? Этот результат воздействия азкаров (поминания Аллаха) на устойчивость верующих.

 

Стремление следовать правильным путем

 

Единственный правильный путь, которым каждый мусульманин должен следовать, является путем Ахль ус-Сунна Валь-Джамаа, путь победоносной группы и спасенной общины, людей чистой акиды и правильной методологии, последователей Сунны и (достоверного) доказательства. Мусульманин должен отличаться от врагов Аллаха и отличаться от людей лжи.

Если вы хотите выяснить влияние этого на устойчивость, то спросите себя: почему так много людей, в прошлом и в настоящее время, сбились с пути? Почему они запутались? Почему их ноги не стоят твердо на Прямом Пути? Почему они не умерли, когда следовали по нему, или поему они пришли к нему столь поздно в жизни, после траты такого большого количества драгоценного времени?

Вы видите их шатающимися от одного вида бид'а (религиозному нововведению) к другому, от философии до 'ильм уль-калям (исламская философия), от мышления мутазилитов к методам переворачивания и извращения ясных аятов Корана, от одного суфистского тариката к другому…

Это – люди бид'а, запутанные и шаткие в своей вере.

Посмотри, как люди ильм уль-каляма лишены устойчивости во время смерти. Салафы сказали: «Люди, которые испытывают наибольшие сомнения во время смерти – люди аль-калям». Но подумайте вот о чем: хотя бы один последователь Ахль ус-Сунны Валь-Джамаа когда-либо отвернулся от этого пути в недовольстве после того, как он узнал и понял его?

Люди могут отказаться от него из-за своих прихотей и желаний, или из-за сомнений, если их понимание слабо, но никто не отошел из-за того, что он увидел нечто более правильное, или потому что он подумал, что этот путь был неправилен.

Доказательство на это можно найти в вопросах, заданных Гераклиусом Абу Суфьяну о последователях Мухаммада (с.а.в.). Он спросил: «Кто-нибудь оставлял эту религию из-за недовольства после того, как принял ее?». Абу Суфьян сказал: «Нет». Тогда Гераклиус сказал: «Это бывает тогда, когда радость веры заполняет сердце» (аль-Бухараи).

Мы много слышали о великих правителях, которые метались от одного вида бид'а к другому, и о других, которых направил Аллах, и они оставили заблуждение и ложь и присоединились к мазхабу Ахль ус-Сунна валь-Джама'а, презирая свои прежние пути. Но слышали ли мы когда либо о противоположном?

Если вы хотите быть устойчивыми в Исламе, то должны следовать путем верующих.

 

Подготовка и образование

 

Поэтапная, сознательная подготовка к вере, основанная на знание, является одним из основных факторов устойчивости в Исламе.

Подготовка в вере – это заполнение сердца и сознания страхом, надеждой и любовью (к Аллаху), в противоположность сухости, которая следует из-за игнорирования текстов Корана и Сунны и посвящения слишком большого внимания словам людей.

Обучение, основанное на знание – это обучение, основанной на доказательстве, в противоположность прямой имитации и слепому следованию

Сознательное обучение – это распознавание пути грешников и заблуждающихся, изучение планов врагов Ислама и должным образом понимание и оценка действительности событий, в противоположность ограниченному кругозору и узкому мышлению

Постепенная подготовка состоит в том, что мусульманин шаг за шагом стремится к достижению совершенства с надлежащим планированием, в противоположность  спонтанному и поспешному прогрессу.

Чтобы понять важность этого элемента в устойчивости, давайте вернемся к сире (жизнеописанию) посланника Аллаха (с.а.в.) и спросим себя:

Что было источником устойчивости сподвижников в Мекке, во время их преследований?

Как могли Биляль, Хабабб, Мас'аб, семейство Йасира и другие неимущие мусульмане сохранять устойчивость? Как могли даже самые видные их сподвижников быть устойчивыми, когда они подвергались бойкоту?

Возможно ли, что они были устойчивы без обширного обучения под непосредственным руководством Пророка (с.а.в.), который огранил и усовершенствовал их личности?

Возьмите, к примеру, Хабабба ибн аль-Арата, чей владелец нагревал железный вертел, пока он не раскалялся, затем клал его на спину Хабабба, где он горел, пока не погасал от расплавленного жира из его спины, текущего по металлу. Что сделало способным его перенести все это с терпением и устойчивостью?

И подумайте о Биляле, придавленным валуном на раскаленном песке, и Сумаййе в цепях и кандалах…

Посмотрите на мединский период: мы можем спросить кто были те, которые остались устойчивыми с пророком (с.а.в.) в Хунайне, когда большинство мусульман сбежало? Разве это были новообращенные, которые стали мусульманами после завоевания Мекки, и которые еще не прошли достаточную подготовку под руководством пророка (с.а.в.), большинство из которых выступило только в поисках трофеев? Нет…

Большинство из тех, которые остались устойчивыми, были сливками верующих, которые уже прошли эту великую подготовку.

Если бы они не прошли такую подготовку, вы думаете, что они были бы устойчивыми?

 

Будьте уверены в дороге, по которой вы следуете

 

Без сомнения, чем более уверен мусульманин в том пути, по которому он следует, тем более устойчивым он будет в соблюдении его. Есть много способов достижения этого, включая следующие:

Убеждение, что путь, которым вы следуете – не нечто новообразованное, которое возникло в этом столетии, но то он является древним и почтенным путем, которым следовали до вас пророк (с.а.в.), люди истины, ученые, мученики и праведные люди. Это уменьшит ваше чувство одиночества и заменит отчуждение ощущением комфорта, и ваша печаль превратится в радость, потому что вы будете чувствовать, что все эти люди – ваши братья на этом пути и в методологии.

Убеждение, что вы – среди избранных. Аллах говорит:

«Хвала Аллаха, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?» (Сура «Муравьи», аят 59).

«Потом Мы дали Писание в наследие тем из наших рабов, которых Мы избрали» (Сура «Творец», аят 32).

«Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны» (Сура «Йусуф», аят 6).

Также как Аллах выбрал пророков, также и праведные имеют долю в этом выборе, которая состоит в том, что они унаследовали наследие пророков.

Чтобы было с вами, если бы Аллах создал вас неодушевленным предметом, или немым животным, или атеистом-кяфиром, или тем, кто призывает к бид'а, или безнравственным преступником, или мусульманином, который не призывает других к Исламу, или тем, кто призывает к ошибочному пути?

Разве вы не ведете, что чувство быть избранным Аллахом и быть одним из тех, которые призывают к пути Ахль ус-Сунна валь-Джама'а, это один из факторов, которые поддержат вашу устойчивость в вашей методологии и на этом пути?

 

Призыв других к Аллаху (да'ва)

 

Душа, которая не активна будет застаиваться. Одна из самых важных областей, в которой она может быть активна - да'ва, призыв других к Аллаху. Это работа пророков, работа, которая спасет вас от наказания, реализует ваш потенциал и даст возможность вам добиться больших достижений.

«Посему призывай и следуй прямым путем, как тебе было велено» (Сура «Совет», аят 15).

Не правильно будет сказать, что кто-то и не прогрессирует, и не откатывается (потому что, если вы не прогрессируете, вы деградируете – никто не является статичным!). Если человек не занят в делах поклонения и повиновении, он будет занят грехом и неповиновением, а вера может увеличиваться и уменьшаться (она не остается постоянной).

Призыв к правильной методологии – посвящая время этому, делая умственные и физические усилия, и выступая так, что да'ва становится основной заботой мусульманина – блокирует Шайтана соблазнить его и сбить его с пути.

В дополнение к этому, встречаясь  препятствиями и упрямыми людьми на пути да'ва, призывающий становиться более сильным в вере.

Помимо получения большой награды, да'ва – также средство устойчивости в вере и защита от отступления от веры, потому что тот, кто нападает, не нуждается в защите, и Аллах с призывающими, делая их устойчивыми. Призывающий походит на доктора, борющегося с болезнью своим опытом и знанием; борясь с болезнью в других, наименее вероятно, что он сам перенесет ее.

 

Держитесь ближе к людям, которые помогут вам стать устойчивыми

 

Это люди, характеристики которых пророк (с.а.в.)упомянул в хадисе: «Среди людей есть те, которые открывают путь к благому и закрывают путь к злу» (Ибн Маджа). Поиск ученых, праведных людей и принятие призывающих и нахождение рядом с ними, является большой помощью в сохранение устойчивости. Когда времена испытаний возникали в исламской истории, Аллах помогал мусульманам быть устойчивыми при помощи некоторых личностей.

Например, Али ибн аль-Мадини сказал: «Аллах поддержал Свою религию ас-Сыддыком (Абу Бакр) во время ридда (отступничество), и Ахмадом во время испытаний».

Подумайте о том, что Ибн уль-Каййим сказал о роли своего шейха, Шейх аль-Ислам (Ибн Таймиййи) в помощи мусульманам быть устойчивыми: «Когда наш страх становился слишком большим, и мы начинали думать о самом плохом, и вещи становились слишком трудными дл нас, мы приходили к нему. Нам достаточно было просто видеть его и слышать его слова, и все это (страхи), уходило, заменяясь спокойствием, силой, уверенностью и миром. Слава Тому, кто заставил Своих рабов свидетельствовать о Рае до встречи с Ним, открыл его дверь им в этом мире и заставил их чувствовать его аромат, из-за чего они посвятили всю свою энергию поиску этого и  соревнованию за это».

Исламское братство проявляется как основной источник устойчивости. Ваши праведные братья, лидеры и преподаватели – источник помощи для вас на пути, сильная опора, на которую вы можете опереться. Они могут сделать вас более устойчивыми через аяты, которые они знают и мудрость, которой они обладают… Держитесь их и находитесь среди них; не будьте в одиночестве, чтобы шайтан не погубил вас, как овец, которых съедал волк - тех, которые отделяются от стада.

 

Будьте убежденными в помощи Аллаха, и что будущее принадлежит Исламу

 

Мы должны быть даже еще более устойчивыми, когда победа отсрочена, чтобы мы не сбились, после того, как были устойчивы. Аллах говорит: «Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не падали духом от того, то постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Аллах любит терпеливых. Они не произносили ничего кроме слов: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества, которые мы допустили в нашем деле, утверди наши стопы и даруй нам победу над людьми неверующими». Аллах даровал им вознаграждение в этом мире и прекрасное вознаграждение в Последней жизни. Аллах любит творящих добро» (Сура «Семейство Исрана», аяты 146-148).

Когда посланник Аллаха (с.а.в.) хотел успокоить своих преследуемых сподвижников и сделать их устойчивыми, он говорил им, во время преследований и испытаний, что будущее принадлежит Исламу. Что от говорил? Аль-Бухари сообщил от Хабабба, чо он казал: «Аллах обязательно завершит это дело (то есть ислам), и путешественник будет идти от Санма в Хадрамаут, не боясь ничего, кроме Аллаха и волка, который может напасть на его овец» (аль-Бухари).

Рассказывать молодому поколению о хадисах, которые дают хорошие новости относительно бедующего, принадлежащего Исламу – важная часть их  образования и подготовки, чтобы быть устойчивыми в религии.

 

Понимание сущности лжи и заблуждений и не впадать в заблуждение, через это

 

Аллах говорит нам: «Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал» (Сура «Семейство Имрана», 196). Этот аят увещевает верующих и помогает им быть устойчивыми.

Аллах также говорит нам: «…Пена будет выброшена…» (Сура «Гром», аят 17). Это урок для тех, которые имеют разум, не боятся лжи и заблуждений и не подчиняются этому.

Коран также рассказывает цели и средства людей заблуждения, как Аллах говорит: «Таким образом Мы разъясняем знамения, чтобы стал ясен путь грешников» (Сура «Скот», аят 55) – так, чтобы мусульмане не были застигнуты врасплох и так, чтобы они знали с  какого направления Ислам будет атакован. Как часто мы слышим и видим свертывание движений и теряющих свою устойчивость призывающих из-за нападений, которые они не ожидали из-за игнорирования своих врагов.

 

Приобретение качеств характера, которые помогут оставаться устойчивыми

 

Наиболее важное из них – сабр (терпение). Аль Бухари и Муслим сообщают, что пророк (с.а.в.) сказал: «Никому не дарован больший и более щедрый подарок, чем терпение» (аль-Бухари). Самое большое терпение требуется в начале бедствия, и если что-либо неожиданное случается с человеком, бедствие сокрушит его, и он потеряет свою устойчивость, если не обладает терпением.

Подумай о том, что сказал Ибн аль-Джаузи: «Я видел старика, которому было около восьмидесяти лет, который всегда принимал участие в коллективных молитвах. Сын его дочери умер, и он сказал: «Никто не должен больше молиться Аллаху, потому что Он не отвечает». Затем он сказал: «Аллах является упрямым и не оставил нам сына». Велик Аллах, намного превыше Он того, что он сказал.

Когда мусульмане были побеждены в Ухуде, это бедствие было весьма неожиданным, потому что Аллах обещал им победу, но Он преподал им суровый урок через кровь мучеников. «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: «Откуда все это?» Скажи: «От вас самих» (Сура «Семейство Имрана», аят 165). Как они могли быть причиной этого?

«…(они) пали духом, стали спорить относительно приказа и ослушались после того, как Он показал вам то, что вы любите. Среди вас есть такие, которые желают этот мир…» (Сура «Семейство Имрана», аят 152).

 

Совет праведных людей

 

Когда мусульманин сталкивается с испытаниями, и Господь испытывает его, чтобы очистить , одно из средств, которое Аллах дает ему, чтобы помочь быть устойчивым – праведный человек, который будет советовать и поможет ему.

Через слова этого человека Аллах помогает верующему оставаться устойчивым и направляет его шаги. Эти слова напоминают ему об Аллахе, встрече с Ним, Его Рае и Его Аде.

Вот некоторые примеры из жизни имама Ахмада, который прошел испытания и стал как чистое золото. Его привели к аль-Ма'муну в цепях, и (аль-Ма'мун) до того как его привели, уже вынес такое суровое предупреждение, что слуга сказал имаму Ахмаду: «Меня беспокоит, о Абу АбдАллах, что аль-Ма'мун не вложил меч в ножны, который он никогда прежде не вкладывал в ножны, и он клянется своими (родственными) связями с посланником Аллаха (с.а.в.), что если ты не примешь то, то он говорит о Коране, как о чем-то созданном, тогда он уничтожит тебя этим мечом».

В этой ситуации разумные ученые воспользовались возможностью, чтобы сказать своему имаму слова, которые помогли ему остаться устойчивыми. В ас-Сияр (11/238) аз-Захаби передает от Абу Джафара аль-Анбари: «Когда Ахмада повели к аль-Ма'муну, мне сообщили об этом, и я пересек Евфрат и нашел его в гостинице, где я  поприветствовал его». Он сказал: «О Абу Джафар, почему ты подвергаешь себя неприятностям (придя сюда)?» Я сказал: «Послушай меня, сегодня ты – лидер и люди следуют за тобой. Клянусь Аллахом, ели ты примешь, что Коран создан, много людей согласится с этим, но если ты этого не сделаешь, тогда и они не будут. Даже если этот человек (аль-Ма'мун) не убъет тебя, ты все равно умрешь, потому что смерть неизбежна, так бойся Аллаха и не соглашайся с (аль-Ма'муном)». Ахмад начал плакать и сказал: «Ма ша Аллах». Затем он сказал: «О Абу Джафар, скажи это снова», и я сказал это снова, и он продолжал говорить «Ма ша Аллах».

В связи с захватом аль-Ма'муном, имам Ахмад сказал: «Мы добрались до ар-Рахбана в полночь, и человек пришел к нам и сказал: «Кто из вас – Ахмад ибн Ханбал?» Ему ответили: «Вот этот мужчина». Он сказал погонщику: «Остановись».

…Затем он сказал: «Послушай меня, почему ты должен переживать, если тебя убьют здесь, и ты попадешь в Рай?» Затем он снова сказал: «Да пребудет Аллах с тобой» и уехал. Я спросил о нем, и мне сказали: «Он – араб из племени Раби'а, которое занимается шерстью в пустыне. Его зовут Джабир ибн Амир, и они говорят только хорошее о нем».

В аль-Бидайа валь-Нихайа рассказывается, что бедуин сказал имаму Ахмаду: «Послушай меня, ты – представитель людей, так не будь плохой вестью для них. Ты – имам людей сегодня, так остерегайся делать то, что они просят от тебя, иначе ты понесешь их грехи в Судный День. Если ты любишь Аллаха, то переноси это с терпением, ведь для тебя единственная преграда, стоящая между тобой и Раем – то, чтобы тебя убили».

Имам Ахмад сказал: «Его слова усилили мою решимость не делать то, что они требовали от меня».

Сообщается, что имам Ахмад сказал: «Я никогда не слышал более сильных слов тогда чем те, которые сказал мне бедуин в Рахбат Таук, деревня между аль-Ракка и Багдадом не берегу Евфрата. Он сказал: «О Ахмад, если они убьют тебя из-за истины, ты будешь шахидом (мученик), и сели ты будешь жить, тебя будут хвалить». Так что мое сердце укрепилось».

Имам Ахмад сказал относительно молодого человека Мухаммада ибн Нуха, который сопровождал его во время испытаний: «Несмотря на то, что он был очень молод, он имел такие большие знания, и я никогда не видел никого, кто более устойчиво придерживался приказов Аллаха, чем Мухаммад ибн Нух, и я надеюсь, что его исход был хорошим. Он сказал мне однажды: «О Абу Адалла, ты не похож на меня. Ты – человек, за которым следую люди, и они вытягивают свои шеи, чтобы увидеть то, что ты делаешь, так бойся Аллаха и придерживайся Его повеления. Затем он умер, и я читал для него джаназа намаз (похоронная молитва) и похоронил его».

Даже его товарищи по тюрьме, которых имам Ахмад вел в намазе в цепях, играли определенную роль в помощи оставаться устойчивыми. Однажды, когда он был в тюрьме, имам Ахмад сказал: «Я не переживаю о том, что нахожусь в тюрьме – она не отличается от моего дома – или о том, чтобы быть убитым мечом, но я боюсь избиения кнутом». Один из заключенных услышал это и сказал: «Не волнуйся, о Абу АбдАллах, всего лишь два удара плетью, и затем ты не будешь чувствовать, куда попадут остальные». Это, как будто бы, уверило его и успокоило».

Так что пробуйте получить советы от праведных людей, и попробуйте понять их, если они вам даются.

Попросите их совета прежде, чем отправитесь в путешествие, если думаете, что что-нибудь может случиться с вами. Просите их совета, когда столкнетесь  трудностями, или перед испытаниями, с которыми ожидаете встретиться. Просите их совета, если вас назначили на должность во власти или если вы унаследовали какое-либо богатство.

Заставьте себя быть устойчивыми, и помогайте другим делать также. Аллах – Защитник верующих.

 

Размышляйте о благах Рая и наказания Адского огня, и помните о смерти

 

Рай – место радости, утешение тех, которые огорчены, конечный пункт верующих. Душа по своей природе не склонна жертвовать или упорно трудиться или быть устойчивой, если не получает что-то взамен, что облегчает трудности и помогает ей преодолевать препятствия на пути.

Тому, ко знает о награде, будет легко упорно трудиться, потому что он будет знать, что если он не останется устойчивым, то упустит Рай столь же широкий как небеса и земля.

Душа нуждается в чем-то, чтобы поднять ее выше грязи этой земли и возвысить к небесному миру.

Пророк (с.а.в.) рассказывал о Рае, чтобы поддерживать устойчивость своих сподвижников. В соответствии с хасан сахих хадисом посланник Аллаха (с.а.в.) подходил к Йасиру, Аммару и Умм Аммар, когда их пытали на пути Аллаха, и говорил: «Терпение, семейство Йасира, терпение, семейство Йасира, ибо ваше место назначения – Рай» (Хаким).

Пророк (с.а.в.) говорил ансарам: «Вы столкнетесь с эгоистичными людьми после моей смерти, так имейте терпение, пока не встретите меня возле хауд (водоема – в Судный День)» (Согласованный хадис).

Точно также, нужно подумать о положении обеих групп (верующих  и куффаров) в могиле, во время сбора, при расчете, при суде, на мосту над адом и в других событиях бедующей жизни.

Напоминание о смерти защищает мусульманина от отступления от веры и помогает ему придерживаться пределов, установленных Аллахом, чтобы не нарушать их. Если он знает, что смерть ближе к нему, чем его собственные шнурки и что ее время может настать в любой момент, как он может позволять себе удаляться или упорно продолжать пребывать в отклонении? Ведь пророк (с.а.в.) сказал: «Всегда помните о разрушительнице удовольствий» (ат-Тирмизи).

 

СИТУАЦИИ, ГДЕ ТРЕБУЕТСЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

 

Есть много таких ситуаций, которые должны быть обсуждены подробно, но мы можем только вкратце перечислить их здесь.

 

Времена испытаний и несчастий

 

Испытания и несчастья могут заставить сердце измениться. Являются ли они легкими или тяжелыми, только те, которые имеют понимание и чьи сердца заполнены верой, могут остаться устойчивыми.

 

Среди различных типов испытаний:

 

Испытание богатством. Аллах говорит: «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников. Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением» (Сура «Покаяние», аяты 75-76).

Испытание мирской властью и могуществом. Аллах говорит: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает свои желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (Сура «Пещера», аят 28).

Относительно опасностей этих двух типов испытания, пророк (с.а.в.) сказал: «Два голодных волка в стаде овец не смогут принести больший ущерб им, чем ущерб, нанесенный рвением к богатству и власти его религии». (Ахмад). Смысл в том, что желание человека богатства и власти наносит больший вред его религии, чем ущерб, нанесенный двумя голодными волками стаду овец.

Испытание женой. Аллах говорит: «Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам (которые могут уклонить вас от повиновения Аллаху). Остерегайтесь их». (Сура «Взаимный обман», аят 14).

Испытание детьми. Пророк (с.а.в.) сказал: «Дети – причина трусости, причина жадности и причина печали» (Сахих Джамиль).

Испытание преследованиями, притеснениями и несправедливостью. Аллах описал это в самых запоминающихся терминах в Коране: «Да сгинут собравшиеся у рва огненного, поддерживаемого растопкой. Вот они уселись возле него, будучи свидетелями того, что творят с верующими. Они вымещали им только за то, что те уверовали в Аллаха Могущественного, Достохвального, Которому принадлежит власть над небесами и землей. Аллах – свидетель всякой вещи!» (Сура «Звезды», аяты 4-9).

Аль-Бухари передал, что Хабабб сказал: «Мы жаловались посланнику Аллаха (с.а.в.), когда он сидел, откинувшись на свой плащ в тени Каабы. Он (с.а.в.) сказал: «Среди людей, которые были прежде вас, был человек, которого схватили и поместили в яму, вырытую для него в земле, затем пилу приставляли к его голове и распиливали его надвое, и его плоть раздирали железными гребнями, но это не отклоняло его от религии» (аль-Бухари).

Испытание Дадджаля («антихриста»), который является самым большим испытанием в этом мире. Пророк (с.а.в.) сказал: «О люди, никогда не было большей фитны (испытания) на земле, с тех пор как Аллах создал Адама, чем испытание Дадджадля…О рабы Аллаха, о люди, будьте устойчивы, я опишу его вам способом, которым никакой пророк до меня не описывал его…» (Ибн Маджа).

 

Заключение

 

По отношению к сердцу и искушениям, которым оно подвергается, пророк (с.а.в.) сказал: «Сердца подвергаются испытаниям, одним за другим. На любом сердце, которое уступает им, появляется черное пятно, и любое сердце, которое сопротивляется им, становится чисто белым, пока все сердца не становятся одним из этих двух типов. Белое сердце – ослепительно белое и не повредит ему никакое искушение, пока существуют небеса и земля, и черное сердце – становится абсолютно черным и не распознает хорошего или плохого, кроме следования собственным прихотям и желаниям» (Муслим).

 

Устойчивость в джихаде

 

«О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойкими» (Сура «Военные трофеи», аят 45). Один из самых больших грехов (каабаир) в нашей религии – бегство с поля битвы. Когда пророк (с.а.в.) таскал землю на своей спине, когда они рыли ров (аль-хандак) он повторял вместе с верующими: «Сделай нас устойчивыми, когда мы встретим врагов» (аль-Бухари).

 

Устойчивость в приверженности минхадж (методология Корана и Сунны)

 

«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету» (Сура «Сонмы», аят 23). Их принципы более дороги нам, чем свои собственные души, и их решения не подлежат никакому компромиссу.

 

Устойчивость во время смерти

 

Куффары и безнравственные люди теряют устойчивость в самые трудные и в самые напряженные моменты, и они не могут произнести шахаду во время смерти – что является одним из признаков плохого конца. Одному мужчине подсказывали, когда он умирал, сказать – Ля иляха илля Ллах, и он начал качать свою голову справа налево, отказываясь сказать это. Другой начинал говорить: «Это – превосходный товар, заключаем сделку», когда умирал. Третьи начали вспоминать названия различных шахматных фигур, а четвертые напевали мелодии песен, или вспоминали имена тех, кого они любили. Все это потому, что эти вещи отвлекали их от поминания Аллаха в этом мире.

Вы можете увидеть некоторых из этих людей с почерневшими лицами, или неприятным запахом, или отклоняющимися от Киблы – ля хауля ва ля гувватя илля биЛлях (нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха).

Но праведным людям, которые следуют Сунне, Аллах помогает быть устойчивыми во время смерти, и они произносят шахадатейн (два свидетельства). Вы можете увидеть некоторых из них с радостным лицом и приятным ароматом, выглядящими, как будто они услышали хорошие новости, когда их души забираются из тел.

Вот пример одного из тех, которым Аллах помог быть устойчивыми во время смерти. Его звали Абу Зар'а ар-Рази, который был одним из имамов ученых хадиса:

«Абу Джафар Мухаммад ибн Али Варрак Абу Зар'а сказал: Мы были с Абу Зар'а в Шахране, одной из деревень ар-Рийй, когда он начал умирать, и Абу Хатим, Ибн Вара аль-Мундир ибн Шазан и другие находились рядом  ним. Они вспомнили хадис: «Подсказывайте тому, кто умирает, сказать: «Ля иляха илля Ллах», но они слишком стеснялись сказать это Абу Зар'а. Они сказали: «Позвольте нам напомнить хадис». Ибн Вара сказал: «Абу Асим сообщил нам, Абд аль-Хамид ибн Джафар ообщил нам от Салиха», и он начал говорить: «Ибн Аби…», но он не смог продолжить дальше. Тогда Абу Хатим сказал: «Бундар сообщил нам, Абу Асим сообщил нам от Абд аль-Хамида ибн Джафара, от Салиха…», но он не смог продолжить дальше, и остальные сохраняли молчание. Тогда АбуЗар'а сказал: «Бундар сообщил нам, Абу Асим сообщил нам, Абд аль-Хамид ибн Джафар сообщил нам от Салиха ибн Гариба, от Кассира ибн Мура, от Муаза ибн Джабаля, который сказал: «Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Тот, чьи последние слова будут Ля иляха илля Лллах, войдет в Рай», затем его душа отошла, да смилуется над ним Аллах».

Это те, о ком Аллах говорит: «Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», а потом придерживались прямоты, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам» (Сура «Разъяснены», аят 30).

О Аллах, сделай нас одними их них. О Аллах, мы просим Тебя сделать нас придерживающимися Ислама с намерением и мудростью. И в конце нашей мольбы: Хвала Аллаху, Господу миров!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика