Принуждения в религии и притеснения , случаи необходимости и как выйти из таких ситуаций?

Принуждения в религии, притеснения , случаи необходимости и как выйти из таких ситуаций?

Ответ:
Хвала Аллаху

Вопросчастный  по предмету, но очень общий в отношении похожего родаположениям и состояниям, которые можно сформулировать одной фразой, аэто наличие в основе своей запрета на совершение того или иногодействия, а затем наличие острой нужды либо в действительности, либо впредположении человека, в совершении этого действия.И в ввиду общегосмысла этого положения нужно указать на те основы и принципы, которые лежат в основе этого иподобного ему тысячах похожих ситуаций. И это для того, чтобымусульманин, боящийся Аллаха, если поймет эти принципы и положениясможет практиковать это в своей жизни без того, чтобы спрашивать каждыйраз когда попадает в отдельную частную, однако абсолютно похожую надругую ситуацию.Для начала следует знать, что все приказы и запреты и вобщем шариатские положения возвращаются к сохранению целей шариата всозданиях. И эти цели не переходят три категории:

Либо это будут положения, связанные с остройнеобходимостью (дарурия), либо с нуждой (хаджия), либо с облегчением истепенью роскоши (тахсиния).

  • 1. Острая необходимость: Смыслположений связанных с острой необходимостью (дарурият) заключаются втом, что без них невозможно существование жизни и религии. Такимобразом если они будут потеряны, то жизнь не будет упорядочена, однаков ней будет фасад, преступления, потеря жизни, а в следующей жизнипотеря спасения и явный убыток. И суть необходимости заключается в пятивещах: Сохранение религии. Сохранение жизни. Сохранение потомства.Сохранение имущества. Сохранение разума.


  • 2. Нужда: Смыслположений связанных с нуждой заключается в том, что в этом есть нужда для удаления затруднения, которое в большинстве случаев приводит ксильному затруднению.


  • 3. Роскошь: Смысл положений связанных состепенью роскоши заключается в том, чтобы пользоваться тем, что требуютхорошие традиции, поведение.


См. "аль-Муафакат имама аш-Шатыби" 2265\267.

Ито, что нас здесь интересует, это вопрос сохранения жизни и здоровья,что является из раздела дарурият (острой необходимости). Затем у насесть основные положения в шариате, приказы, запреты и есть исключения.

Пришло в энциклопедии следующее положение вопросов необходимости:

Необходимость "Дарура". 
Определение "ат-Та’риф".

Необходимость(ад-дарура) в арабском языке имя происходящее от:????????что означаетсильную нужду. И определил аль-Джиржани "ад-даруру" как происшествие,которое невозможно оттолкнуть (отвести, избежать). И в значенииспециалистов по фикху – это достижение человеком состояния, когда, еслион не употребит (использует, совершит) запретное, то погибнет или будетблизок к смерти. Как сильно нуждающийся в еде или одежде, еслиостанется голодным или раздетым, то умрет или один из его органов будетповрежден. Это положение позволяет употребить (сделать, использовать)запретное.

Шариатские доказательства, указывающие на принятие во внимание острой необходимости (ад-дарура) в шариатских положениях:

Шариатские положения бывают двух видов:

Ипришло в Коране и Сунне то, что указывает на законность действий всоответствие с исключительными положениями, которые требуетнеобходимость. Которые также поддерживают и подкрепляют принципоблегчения и отсутствия затруднения, что является основными описаниямирелигии Ислам и его шариата. Что касается Корана, то в нем естьнесколько аятов, указывающих на законность совершения действий всоответствие с тем, что требует необходимость.

Из них словоАллаха: "Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, чтопринесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден съестьзапретное не проявляя ослушания и не переступая пределы необходимого,то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный". Сурааль-Бакара 173.

Также слово Аллаха: "Почему вы не должны есть изтого, над чем произнесено имя Аллаха, в то время как Он уже подробноразъяснил вам, что вам запрещено, если только вы  не будете принужденык этому?". Сура аль- Ан’ам 119.

Эти два аяты и другие разъясняютзапрет принятия в пищу определенных видов еды, как мертвечина иподобное этому. Также эти аяты включают в себя исключение состояниянеобходимости по причине сохранения жизни от погибели. И исключение иззапрета – как сказал аль-Баздауи: "разрешение" (аль-ибаха).

Условия наличия состояния необходимости.

1.Обуславливается для разрешения действовать в соответствие с состояниемнеобходимости следующие положения:Необходимо, чтобы необходимостьдействительно имела место (существовала), а не просто была ожидаемая.Проявляется это правило в фихковских вопросах, которые строятся напослаблениях (рухса). Из которых:Обуславливают специалисты по фикху дляналичия положения принуждения (аль-икрах) – страх принуждаемого передисполнением того, чем ему угрожают, страх на основе сильногопредположения основанного на действительности.
Сказал Умейра (шафиитский ученый):"Еслине будет нужды в действительности, то можно ли брать то, что можетпроизойти (в будущем)? Очевидно что нет. Как приобретение собаки тем, укого может появится пашня и т.д." См. Хашията Кальюби и Умейра 6\224.
Сказал имам аш-Шатыби:"Будетправильным оставаться с основой азыма (основные, первоначальныеположения, а не исключения), кроме как при наличии сильногозатруднения. Так как терпение лучше. Если только это не приведет квреду человека в его разуме или его религии. И суть этого в том, чточеловек не может терпеть (в этом случае), так приказывается терпетьлишь тому, кто может это".См. Аль-Муафакат 336\1.

2.Необходимо, чтобы не было другого средства для отталкиваниянеобходимости кроме как противоречие шариатским запретам и приказам.
СказалАбу Бакр аль-Джасас в тафсире слов Аллаха "Он уже подробно разъяснилвам, что вам запрещено, если только вы  не будете принуждены к этому?": "Смыслнеобходимости здесь – страх вреда жизни или некоторым органам попричине оставления еды. И под этим есть два смысла:Одно из них, что этопроизойдет там где нет ничего кроме мертвечины.Второе если будет что-токроме мертвечины, однако он был принужден есть под угрозой, по причинекоторой боится за свою жизнь или орган. И оба эти смысла есть в аяте". См. Ахкаму ль-Коран. аль-Джасас.

3.Вынужденный обязан соблюдать степень необходимости. Так как то, чторазрешено по причине необходимости предполагается и измеряется всоответствии со степенью этой необходимости. И опираясь на эту основубольшинство ученых сказали, что вынужденному нельзя есть из мертвечиныкроме того, что будет достаточно для  утоления голода.

4.Является необходимым для вынужденного принимать во внимание принципотталкивания самого сильного вреда, затем послабее. Самоеотвратительное, затем  отвратительное в меньшей степени. Поэтому тот,кто будет принужден к убийству мусульманина, таким  образом, что еслион откажется, то будет сам убит, в этом случае он должен вытерпеть своеубийство, так так  его смерть несет меньше вреда, чем совершением имубийства другого мусульманина. Если же он сможет оттолкнутьпринуждающего какой то другой причиной, то это будет обязательным длянего, так как он может в этом случае оттолкнуть вред. 5. Вынужденный недолжен совершать действие, в котором нет послабления  ни при какихобстоятельствах.
Говорит ибн Абидин: "Принуждение к грехам бываетнесколько видов. Есть вид, при котором разрешается совершить действие ион будет вознагражден если оставит это. Как сказать слово неверия,ругание Пророка, да будет доволен им Аллаха, оставление намаза и т.д..Другой вид, который запрещается делать, и совершающий его берет грех.Как прелюбодеяние, убийство мусульманина, отрезание его органа,нанесение сильных ранящих ударов".См. Хашия дар аль-Мухтар 6\425.

Состояния необходимости:

Послеисследования выражений специалистов по фикху и муфассиров становитсяясно, что самые важные состояния необходимости бывают следующие: 

- Нужда в употреблении запретного из еды или питья.
- Нужда во взгляде (на запретное) и прикосновения для лечения.
- Нужда в причинении вреда жизни или совершении гнусного поступка.
- Нужда во взятии чужого имущества и его порчи.
- Нужда в том, чтобы сказать неправду (т.е. все, что противоречит истине, как слова куфра и т.д.)
См. Аль-Маусуату ль- Фикхия 10109\2.

Еслимы возьмем эти положения и попытаемся опустить их на наш вопрос.Первое, что мы должны узнать, это какова основа в нем? Сказал ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе Абу Саидаль-Худри, да будет доволен им Аллаха:"Нельзя мужчине смотреть на аурат другого мужчины и нельзя смотреть женщине на аурат другой женщины". Муслим 2793, ат-Тирмизи 661, ибн Маджа 794.
Затемследует определить уровень и степень запретного, из какой категории? Изострой необходимости или нужды или облегчения и некого вида роскоши?Нет сомнения, что закрытие аурата, само по себе, не является тем, безчего человек  может лишится жизни или здоровья, т.е. это не изкатегории дарурият. Следовательно, когда следование этому запретуприведет к столкновению с тем, что более важнее для шариата, чемзакрытие аурата, а это сохранение жизни и здоровья мусульманина сучетом всех вышеупомянутых условий, нет сомнения, что спасение жизни издоровья ставится вперед. Так как сам мусульманин, его здоровье –основа, закрытие же аурата - одно из дополняющих и украшающих этуоснову положений и нельзя во что бы то ни стало принимать во вниманиенечто дополнительное и второстепенное по отношению к основе, даже еслиэто приведет к уничтожению самой основы. См. Аль-Муафакат 2\269. 
И в соответствие с этим пришли слова ученых.
Сказал ибн Кудама: "Разрешаетсяврачу смотреть на то, в чем есть нужда из тела женщины, для которой онне является махрамом, на аурат или что другое, так как в этом естьнужда".См. Аль-Мугний 459\7.
Сказал аш-Ширбини аль-Хатыб: "Знай,что все то, что предшествовало из запрета взгляда или прикосновения этобудет когда нет в этом нужды. Когда же есть нужда, то взгляд иприкосновение разрешены для хиджамы, спускания крови и лечения, дажеесли это будет в половом органе по причине острой нужды. Так как взапрете в этом случае есть сильное затруднение". См. Мугний аль-Мухтаж 123\3. Аль-Маусуату аль- Фикхия 11139\2. 

 Постоянный коммитет по фатвам
www.islamqa.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика