Допускается ли порицание в рамках тех вопросов, относительно которых среди ученых нет единого мнения?

Print

Вопрос #70491:

Некоторыелюди говорят, что в рамках тех вопросов, относительно которых мненияученых расходятся, человека нельзя осуждать за то, что онпридерживается какого-то определённого мнения из всех мнений ученых поданному вопросу. Они говорят, что один из принципов шариата гласит: "Повопросам разногласий нет порицания”. Есть ли в шариате такой принцип?

Ответ

Вся хвала принадлежит Аллаху!

 

Вшариате нет правила, озвучиваемого некоторыми людьми как принцип о том,что "в вопросах разногласий нет порицания”. Правильнее будет сказатьтак: "Нет порицания в вопросах иджтихада”. Попробуем это пояснить.

 

Вопросы, по которым ученые разошлись во мнениях, делятся на две категории.

 

ПЕРВАЯ:Это те положения, которые утверждены прямым текстом из Корана или издостоверной Сунны, и при этом отсутствуют иные тексты, противоречащиеему, либо же относительно утверждения такого положения имелосьединогласное мнение ученых (иджма’), однако потом некоторымипоздними учеными были высказаны эксцентричные утверждения,противоречащие единому мнению, либо же это те вопросы, решение покоторым было принято на основе бесспорно соответствующей им аналогии.Того, кто в рамках этой категории вопросов противоречит доводу,надлежит осуждать.

 

К этой категории относится множество вопросов. Среди них можно выделить следующие:

 

1)Отрицание существования атрибутов Аллаха, которыми Он Сам Себяпрославил, и которыми Его описал Его Посланник, – мир ему иблагословение Аллаха! – путём их интерпретации, что, по сути, являетсяискажением текстов Корана и Сунны.

 

2)Отрицание некоторых действительностей, о которых сообщил Пророк, – мирему и благословение Аллаха! – из тех, что будут иметь место в ДеньВоскресения, таких как мизан (весы) и сырат (мост над Адом).

 

3)Высказывания некоторых современных ученых о дозволенности полученияпроцентов от денег, вложенных в банки, что является одной изразновидностей ростовщичества (риба), которое запретил Аллах и Его Посланник.

 

4) Утверждение о дозволенности брака-тахлиль(брак, заключаемый с разведённой женщиной, с целью последующего разводас ней, для того, чтобы она имела возможность выйти замуж за тогочеловека, с которым прежде она уже трижды развелась). Воистину, этонесостоятельное утверждение, вопреки нему имеется проклятие Пророка, –мир ему и благословение Аллаха! – в отношении того, кто заключает брак-тахлиль, и того, для кого его заключают.

 

5)Утверждение о дозволенности прослушивания музыкальных инструментов.Такое утверждение достойно порицания, на его неверность указываетмножество доводов из Корана, Сунны и высказываний праведныхпредшественников. Позиция всех четырёх имамов едина в том, что этодеяние является запретным.

 

6) Утверждение, что вошедший в мечеть в пятницу, в тот момент, когда имам читает хутбу (проповедь), должен сразу сесть и слушать хутбу, не совершив молитву приветствия мечети.

 

7) Утверждение об отсутствии желательности поднятия рук в молитве в момент произнесения такбира перед склонением в поясной поклон, а также после выпрямления из поясного поклона и в момент вставания на третий рак’ат.

 

8) Утверждение об отсутствии желательности совершения молитвы об испрашивании дождя. В обоих «сахихах»,да и в других сборниках, имеется доказательство на то, что Пророк, –мир ему и благословение Аллаха! – совершал эту молитву коллективновместе со своими сподвижниками.

 

9) Утверждение об отсутствии желательности поста в шести днях месяца Шавваль после Рамадана.

 

Относительноэтих, а также схожих с ними вопросов, имеются тексты, яснооговаривающие правовое постановление по ним. И кто поступает вопрекиэтим постановлениям, тот заслуживает осуждения. Сподвижники и те имамы,которые были после них, никогда не переставали осуждать каждого, ктопротиворечил достоверному доказательству, даже если он это делал,опираясь на свой иджтихад.

 

ВТОРАЯ:Положения, которые не утверждены ясным, недвусмысленным доводом изКорана, Сунны, единогласия ученых или из аналогии. Либо же это теположения, в отношении которых имеется довод из Сунны, однакодостоверность его противоречива, либо же он неоднозначен по смыслу, ато и вообще имеет несколько интерпретаций. Также это могут быть такиеположения, по которым имеются совершенно противоречащие друг другутексты. Такие вопросы требуют иджтихада, а также рассуждения и изыскания для вынесения постановления по ним.

 

Среди вопросов, относящихся к этой категории, можно упомянуть следующие:

 

1) Разногласие о том, видел ли Пророк, – мир ему и благословение Аллаха! – своего Господа в этом мире.

 

2) Разногласие о том, слышат ли мертвые разговоры живых.

 

3)Нарушение омовения в случае прикосновения к половому органу, либо вслучае прикосновения к женщине, либо в случае употребления в пищу мясаверблюда.

 

4) Чтение мольбы-кунут в утренней молитве каждый день.

 

5) Когда читается мольба-кунут в молитве-витр – до поясного поклона, или после?

 

Этии подобные им вопросы, постановление по которым не может быть очевиднымпо причине отсутствия ясных контекстов, относятся к той категории, врамках которой человека не осуждают за то, что он поступает вопрекикакому-то определённому мнению, если он следует за одним из имамов,полагая, что его позиция является верной. Однако никому не разрешаетсяспециально заниматься собирание от имамов именно тех мнений, которыесовпадают с его страстями, ибо, таким образом, он смешает в себе всёдурное что есть.

 

Вместес тем, отсутствие такого порицания отнюдь не означает, что отсутствуети необходимость проводить исследования по этим вопросам, или вести поним диспуты и, опираясь на доводы, выявлять более предпочтительноеутверждение. Ни прежние, ни современные ученые никогда не переставалисобираться вместе и дискутировать по таким вопросам с цельюустановления истины по ним. Тот же, кому открылась истина, обязанследовать ей.

 

Шейх уль-Ислам Ибн Теймийа, – да помилует его Аллах! – сказал: "… В рамках вопросов иджтихада,подобных этим, ни к кому силу не применяют, и никто не вправе обязыватьлюдей придерживаться какого-то определённого мнения. По этим вопросамполагается вести беседу, опираясь на научные доводы. Тот же, комуоткроется достоверность одного из двух мнений, тот пусть им ируководствуется, а кто станет следовать за представителями другогомнения, тому нет порицания”.

 

«Маджму аль-фатава», 30 / 80.

 

Вот высказывания некоторых ученых в подтверждение приведённой категоризации:

 

1) Шейх уль-Ислам Ибн Теймийа, – да помилует его Аллах! – говорит:

 

"…Их утверждение того, что в вопросах разногласий нет порицания, неверно. Порицание бывает обращено либо к самому утверждению, либо кдействию. Что касается первого, то когда утверждение противоречитСунне, либо консенсусу прежних ученых, становится обязательным осуждатьэто утверждение, а если так оно не будет, то тогда утверждение порицаютв том смысле, что разъясняют слабость его доказательственной базы. Такутверждают те, кто говорят, что правда только одна, а это большинствоправедных предшественников и исламских правоведов.

 

Чтокасается действия, то если оно противоречит Сунне или единогласномумнению ученых, осуждение его также становится обязательным соразмерностепени его неодобрительности.

 

Если же ни Сунна, ни иджма’ не оговаривают какой-то вопрос, и в отношении него становится допустимым иджтихад, то тогда уже не подлежит осуждению тот, кто действует согласно иджтихаду, независимо от того, является ли он сам муджтахидом или следует за иджтихадом другого человека.

 

Вообще же, сама путаница возникла по причине высказывания суждения о том, что вопросы разногласий это и есть вопросы иджтихада. Некоторые люди так и стали полагать. А истина, которой придерживались имамы, заключается в том, что вопросы иджтихада– это те, относительно которых не имеется довода, обязательностьследования которому была бы очевидной, такого как достоверный хадис,который не вступает в противоречие с чем-то другим, имеющим такую жесилу. Когда этого нет, становится допустимым иджтихад по причине противоречия между схожими доказательствами, либо по причине неясности доказательств”.

 

«Байан уд-далиль ‘аля бутляни-т-тахлиль», С. 210 – 211.

 

Он также сказал: "Если в рамках вопросов иджтихадакто-то станет поступать согласно мнению одного из ученых, то нельзя нипорицать его, ни отворачиваться от него. Тот, кто действует, опираясьна одно из двух мнений, не подлежит осуждению”.

 

«Маджму аль-фатава», 20 / 207.

 

2) Ибн аль-Кайим, – да помилует его Аллах! – пишет:

 

"Их суждение о том, что в рамках вопросов разногласий нет порицания, не верно…”, — затем он приводит вышеупомянутые слова Ибн Теймийии говорит: "Как кто-то может утверждать, что в вопросах разногласий нетпорицания, тогда как остальные группы исламских правоведов открытозаявляют о недействительности любого постановления судьи, котороевступает в противоречие с Кораном или Сунной, даже если с этимпостановлением согласны некоторые ученые?! Вот если по какому-нибудьвопросу не будет оговорки в Сунне или в иджма’, и по нему будет допустим иджтихад, то тогда уже никого не порицают за то, что он действует руководствуясь иджтихадом, будь он муджтахид или последователь муджтахида

 

Естьмножество вопросов, правильное мнение по которым нам известно точно,тогда как первые поколения мусульман вступали в противоречие по ним.Например: что срок ‘идды у беременной женщины прекращается срождением ребёнка; что вступление в супружеские отношения во второмбраке является обязательным условием для допустимости заключения бракас предыдущим мужем; что совершение ритуального купания становитсяобязательным с начала полового акта, даже если не было семяизвержения;что ростовщичество-фадль запретно; что временный брак запрещен;что запрещен алкоголь, изготавливаемый из фиников; что мусульманин неподлежит смертной казни за убийство неверного; что протирать хуффыразрешается и путешественнику, и тому, кто находится в местепостоянного жительства; что в поясном поклоне желательно ставить рукина колени, а не смыкать их между ногами; что желательно поднимать рукиопускаясь в поясной поклон и выпрямляясь из него; что преимущественноеправо покупки даётся в отношении земли и недвижимости; что завещаниеимущества на благотворительные цели действительно и обязательно кисполнению; что за пальцы предусмотрено равное искупление; что воруотрубают руку за кражу на сумму не менее трёх дирхемов; что допускаетсядавать железное кольцо в качестве приданого; что разрешается делать тайаммум рук до локтей с одним ударом; что пост за покойного родственника принимается; что паломник произносит тальбию пока не начнёт забрасывать камушками Джамрат аль-‘Акаба; что вступившему в состояние ихрамапаломнику можно пахнуть благовониями, но нельзя ими душиться; чтожелательно в молитве произносить направо и налево слова приветствия: "ас-саламу ‘алей-кум ва рахмату-Ллах!”; что свобода расторжения договора купли-продажи сохраняется за сторонами, пока они не расстанутся; что если мусаррат(дойное животное, вымя которого заполнилось молоком по причиненедоения) возвращают продавцу, то вместе с ней, взамен выдоенного изнеё молока, отдают один са’ фиников; что в каждом рак’ате молитвы-кусуфсовершают два поясных поклона; что судебное решение может быть принятона основании свидетельских показаний и клятвы. Есть еще и другие такиеже положения. Поэтому имамы утверждали о несостоятельности решений,принятых в противоречие многим из этих положений, не дискредитируя приэтом личности тех, кто такие решения принимал.

 

Влюбом случае, не будет оправданий пред Аллахом в День Суда у того, докого дойдут лишенные какой-либо противоречивости хадисы и предания,касающиеся какого-нибудь вопроса, а он их проигнорирует”

 

«Илям аль-муваккыин», 3 / 300 – 301.

 

3) Ибн Кудама аль-Макдиси сказал: "Никому не надлежит осуждать того, кто поступает согласно своему мазхабу, так как нет порицания по тем вопросам, которые являются предметом иджтихада”.

 

«аль-Адабу-ш-шар’ийа» Ибн Муфлиха, 1 / 186.

 

4) Ан-Навави в своём комментарии к «Сахиху» Муслимапишет: "Ученые говорят, что ни муфтию, ни судье не подобаетпротиводействовать тому, кто противоречит им, но не противоречитшариатскому тексту, либо единогласному утверждению мусульманскихученых, либо бесспорной аналогии”.

 

5) Шейх Мухаммад б. ‘Абд уль-Ваххаб сказал:

 

"…если тот, кто так говорит, имеет в виду вопросы разногласий, то тогдаэто несостоятельное утверждение, противоречащее консенсусумусульманской общины. Сподвижники и те, кто был после них, всегдаосуждали любого, кто вступал в противоречие и ошибался, кем бы он нибыл, будь он самый знающий и самый набожный. Аллах послал Мухаммада справильным руководством и истинной Религией, велел ему следовать ей иоставлять то, что ей противоречит. Это предполагает, что если один изученых станет по ошибке противоречить этому, то тогда указывают на егоошибку и порицают.

 

Если же речь идёт о вопросах иджтихада,то есть, о тех вопросах разногласий, правильное утверждение по которымявляется неочевидным, то в таком случае это верные слова. Неразрешается человеку порицать что-то, что не соответствует его мазхабуили обычаю людей. Подобно тому, как не разрешается человеку повелевать,не имея знаний, не разрешается ему и порицать, не имея знаний. Всё этовключают в себя слова Всевышнего: «Не следуй тому, чего ты не знаешь» (Св. Коран, 17: 36).

 

«Дурар ус-санийа», 4 / 8.

 

6) Аш-Шаукани сказал:

 

"Этаточка зрения, – о том, что в вопросах разногласий нет порицания, –стала самой большой отговоркой для закрытия дверей повеленияодобряемого и запрещения порицаемого. А мы тебе уже объяснили, какоеместо в Исламе занимаю эти две вещи. Аллах и Его Посланник, – мир ему иблагословение! – предписали этой общине повелевать то, что по шариатуявляется одобряемым, и запрещать то, что по шариату являетсяосуждаемым, и мерилом этих двух деяний являются Коран и Сунна. Каждыймусульманин обязан повелевать то, что в этих двух мерилах, или в одномиз них, он найдёт как одобряемое, и запрещать то, что согласно имобоим, или одному из них, является осуждаемым.

 

Аесли кто-то из обладателей знаний выскажет то, что противоречит этому,то эти слова будут порицаемыми. В первую очередь будут подлежатьобязательному осуждению само его утверждение, а потом уже тот, ктобудет поступать в соответствии с этим утверждением. Таков ондостопочтенный шариат, который приказывает нам повелевать то, что онодобряет, и запрещать то, что он осуждает; шариат, который содержится вКоране и в Сунне”.

 

«ас-Сейлю-ль-джаррар», 4 / 588.

 

7) В опровержение высказывания о том, что в вопросах разногласий нет места порицанию, шейх Ибн ‘Усеймин, – да помилует его Аллах! – говорит:

 

"Еслибы можно было сказать, что в рамках абсолютно всех вопросов разногласийнет порицания, то вся Религия пропала бы, так как люди стали бы искатьразрешающие мнения, а сейчас ты уже вряд ли найдешь такой вопрос, покоторому среди людей не возникали бы разногласия… Вопросы разногласийделятся на две категории:

 

Первая – это вопросы иджтихада,в которых допускаются разногласия, в том смысле, что для разногласий вданном случае имеются достаточные основания. В рамках таких вопросов муджтахидне подлежит порицанию. Что же касается простого народа, то им надлежитследовать тому, чего придерживаются ученые в их стране, чтобы вобществе не возникла неразбериха, так как, если мы скажем простомумусульманину: "Какое бы мнение до тебя не пришло, следуй ему”, — тообщина не будет единой. Поэтому наш шейх ‘Абду-р-Рахман б. Са’ди, – да помилует его Аллах! – сказал: «простой народ должен придерживаться мазхаба своих ученых…».

 

Вторая – это вопросы разногласий, в которых нет места иджтихаду.Кто в таких вопросах придерживается эксцентричных взглядов, тотподлежит порицанию, так как в этом случае оправдательные для негооснования отсутствуют”.

 

А Аллах же знает лучше!

 

См. книгу: «Хукм уль-инкар фи масаили-ль-хиляф» доктора Фадля Иляхи Захира.

 

перев. с араб.:

http://destabilizator.livejournal.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика