Прибегание к защите Аллаха перед чтение Фатихи в молитве.
Вся хвала Аллаху.
Во первых:
Установлено,что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) искал убежища уАллаха перед чтением Фатихи в молитве. Передано Абу Давудом (775) иоценен как сахих шейхом Албани.
Во вторых:
Ученые разделились во мнениях относительно положения истиаза перед чтением Фатихи в молитве.
Некоторыесчитали, что это обязательно. Это мнение Ата, аль Саури, аль Авзаи иДавуда, как было передано ибн Хазмом в al-Muhalla (3/247-248), и этогомнения придерживался также ибн Баттах, как сказано в al-Insaaf (2/119).
Среди поздних ученых этого мнения придерживался шейх Албани (да помилует их всех Аллах)
Другиесчитали это мустахабом, а не обязательным. Это мнение большинстваученых из числа Сахабов и Табиинов и мнение имама Абу Ханифы и Шафии, иАхмада согласно известному мнению его мазхаба.
См. Tabyeen al-Haqaa’iq (1/107); al-Majmoo’ (3/280-282), al-Mughni (1/283); al-Fataawa al-Kubra by Ibn Taymiyah (5/332).
Те, кто считают это обязательным приводят в доказательство аят, в котором Аллах говорит:
«Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха» (16:98)
Ониговорят: В этом аяте Аллах приказывает искать защиты у Аллаха, иосновным принципом является то, что приказ указывает на обязательность,пока нет иного довода, который указывал бы на то что этот приказявляется мустахабом.
Ибн Хазм сказал в al-Muhalla (2/279):
“Относительномнения Абу Ханифа и Шафии, что просить убежища Аллаха не являетсяобязательным – то это мнение не верно, потому что Аллах сказал: «Когдаты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны уАллаха». А когда Аллах приказывает что либо, то ошибочным будетутверждать без наличия довода из Корана и Сунны, что этот приказнеобязателен, особенно в отношении Его приказа просить о Его защите отнаущений шайтана. Этот приказ определенно обязателен, потому что никтоне может оспорить обязательность избегания шайтана и поиска защиты отуловок шайтана. Более того, Аллах предписал нам это при чтении Корана»
Большинство ученых ответили на это приведя другой довод, который указывает на то, что это мустахаб.
1Хадис о человеке, которые неправильно молился. Пророк (Да благословитего Аллах и приветствует) научил его как молиться и сказал: «Когда тымолишься, произнеси такбир, затем прочти из Корана что можешь. Затемсоверши поклон ….» Бухари и Муслим (397) и он не сказал, что надопросить убежища у Аллаха.
Имам Шафии сказал в al-Umm (1/208):
Еслион упускает это по ошибке или по невежеству или преднамеренно, то емуне следует повторять его или делать сахв суджуд, но я считаю макрухомпреднамеренное пропускание этого. Если человек забыл об этом в первомракате, то я считаю, что ему лучше сказать в другом ракате.Единственное, что удерживает меня от того, чтобы приказать повторитьмолитву – это то, что Пророк обучая мужчину молитве сказал: «скажитакбир, затем прочти…» о не передано, чтобы он приказал произноситьистиаза (искать убежища) или читать дуа открывающее молитву.
Этоуказывает на то, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах иприветствует) считал дуа открывающая молитву не обязательной, и поэтомупропуск истиазы (искать убежища у Аллаха) не аннулирует молитвы»
2 Сказано в al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah (4/6):
«Большинство приводило в качестве довода того что это не обязательно, а желательно консенсус саляфов по этому вопросу»
Ученыепостоянного комитета по фетвам, также как и шейх Усеймин отдалипредпочтение мнению , что это мустахаб, а не обязательно.
Сказано в Fataawa al-Lajnah al-Daa’imah (6/383):
«Какоеправило в отношении того, кто забывает просить убежища у Аллаха отшайтана и вспоминает после завершения молитвы, что он не сказал A’oodhuBillaahi min al-shaytaan il-rajeem (я ищу убежища у Аллаха от шайтана)во время молитвы?»
Они ответили:
«Просить убежища у Аллаха – это Сунна, и не проблема, если во время молитвы это было упущено преднамеренно или по ошибке»
Шейх ибн Усеймин был спрошен: «Следует ли просить убежища у Аллаха в каждом ракате или только в первом ракате?»
Он ответил:
«Просить убежища у Аллаха от проклятого сатаны является сунной.
Ученые(да помилует их Аллах) разошлись в отношении того следует ли проситьубежища в каждом ракате, или только в первом; считается ли чтениеКорана в молитве как одно общее чтение или в каждом ракате отдельным?
Ясчитаю, что все чтение Корана в молитве – одно общее чтение, поэтомуследует искать убежища у Аллаха в первом ракате, если не произойдетчто–то, что требует также просить убежища у Аллаха, как напримернаущения шайтана (васваса), потому что если во время молитвы человекаотвлекают наущения шайтана, Пророк (Да благословит его Аллах иприветствует) приказал сплюнуть три раза налево и искать убежища уАллаха от проклятого шайтана»
Majmoo’ Fataawa Ibn ‘Uthaymeen (13/110)
Этому мнению также было отдано предпочтение в вопросе 65847.
И Аллаху известно лучше.