Облегчение шариата в случае опасности

bismillah2


Вопрос:Ввиду создавшейся критической ситуации, в которой находимся мы,мусульмане Америки, агрессии, которая может достигнуть степенисмертоубийства, обстрелов мечетей, посягательств на женщин в хиджабе,нападений на студентов и школьников в колледжах и университетах,преследований служащих-мусульман на рабочих местах, всего происходящегопосле недавних событий, в связи с которыми мусульман обвиняют впроведении взрывов в столице и других местах, мы хотим спросить:допустимо ли нам отказаться от совершения молитвы в джама'ате илимолитвы джуму'а в мечети? И что по поводу хиджаба наших женщин? И какоеправило распространяется на нас в отношении исламской одежды?

Ответ:
Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха!
То,что мы слышали относительно положения, в котором находятся нашибратья-мусульмане в странах неверующих на севере и юге, где на нихпосягают и преследуют из-за того, в чем они не участвовали и в чем ониникак не замешаны, - не есть нечто странное.

Это -несправедливость и ненависть неверующих, несмотря на их утверждения,что они являются людьми правосудия, справедливости и свободы. В чемпреступление мусульманки, которая идет по улице в хиджабе? В чемпреступление мусульманина, который покидает свой дом, чтобы пойти исовершить молитву, не распространяя нечестие на земле? В чемпреступление служащего-мусульманина, который идет на работу илистудента, который следует в свой университет, или школьницы, идущей всвою школу без намерения взрывать и уничтожать?

Но тот, кто нестрашится Бога, может делать нечто совсем иное, и самое меньшее изтого, с чем сталкиваются сегодня мусульмане, - проклятия и оскорбления.Аллах говорит(приблезительный перевод):
"Вынепременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вынепременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и отмногобожников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы ибогобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость". (Ал 'Имран 3:186)
Нашеотношение предельно ясно. Мы должны объяснить неверующим правилаИсламского шари'ата относительно нанесения вреда и убийства. Мы должнысообщить им, что Ислам запрещает наносить вред невинным людям любымспособом, независимо относится это к нанесению вреда их телам, ихбогатству или их чести. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Нельзя ни наносить вред, ни воздавать вредом".
Недопустимоубивать неверующего, который не враждует или имеет мирный договор смусульманами. Напротив добрые отношения с невраждебным неверующим —часть исламской религии, особенно, если это делается, чтобы призватьего к Исламу и смягчить его сердце (к Исламу). Аллахговорит(приблезительный перевод):
"Аллах незапрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражалисьс вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных.!" (Аль- Мумтахина, 60:8)
Вовремя войны против неверующих мусульманину запрещено преднамеренноеубийство ребенка или женщины неверующих, которые не поднимают оружияпротив мусульман или не помогают в сражении. Было передано, что Пророк(мир ему и благословение Аллаха) сказал, обращаясь квоинам-мусульманам:
"Идите с именем Аллаха и помощью от Аллаха, следуя пути посланника Аллаха. Не убивайте стариков, младенцев, детей или женщин ... распространяйте добро и делайте благодеяния, ибо Аллах любит тех, кто делает благое".
Это подтверждается советом, который Абу Бакр Ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) дал командующему своей армии: "Я увещеваю тебя относительно десяти вещей: не убивайте женщин, детей или стариков, не рубите плодовых деревьев...". (Аль-Муватта', 982, Китаб аль- джихад).
Неверующие,с которыми сражаются мусульмане и причиняют им вред, ущерб - это те,кто сражается с мусульманами и изгоняют их из домов, или помогаютизгонять их из домов, угнетают и унижают их, и те, кто препятствуетпризывающим к Исламу и удерживают людей от следования пути Аллаха,запрещают распространение Ислама. Аллах говорит (приблезительныйперевод):
"Аллах запрещает вам дружить только стеми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из вашихжилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе впомощники и друзья, являются беззаконниками". (Аль- Мумтахина, 60:9)

Противтаких людей следует бороться, когда (мусульмане) имеют соответствующуюсилу, и когда борьба с ними и объявление джихада против них - болеепригодный путь для достижения цели. Но когда вы можете достигнуть вашейцели посредством мягкости и доброты, то неправильно обращаться кнасилию.
Мусульмане должны использовать силу только тогда,когда они принуждены к этому, как к последнему средству. Они не должнысами начинать борьбу, если нет особой причины со стороны неверующих, напримерих война против мусульман, или помощь другим врагам мусульман, илиудержание мусульман от следования пути Аллаха и установления законаАллаха на земле.

Мы должны также напомнить этим неверующим орезне мусульман во всех частях мира, в Боснии, Косове, Чечне, Палестинеи Кашмире, которая совершается евреями, христианами и другими. Развекровь мусульман дешевле, крови других? Надо оплакивать и жалеть толькопогибших немусульман?
Православные христиане-сербы совершалистрашные злодеяния в Боснии и Косове, в результате которых толькоубитых превышает 200 000 человек, помимо тех, кто был искалечен илиизнасилован, и помимо экономического ущерба. Разве мусульмане варабских и исламских странах из-за этого нападают на православныххристиан, которые живут в их странах, или убивают кого-либо из них,поджигают их церкви и терроризируют их?! Что вы скажете на это?

Для мусульман чрезвычайно важно объяснять эти вещи немусульманам, чтобы установить доказательство против неверующих.Это - то, что угодно Аллаху. Во-вторых, среди неверующих есть разумныеи справедливые люди, и люди, которые восприимчивы к руководству Ислама.Возможно им такое разъяснение помогло бы разобраться. В- третьих, мусульманин не должен позволять несправедливо обвинять, без того, чтобы доказать свою невиновность.

Искажениеобраза мусульман - одна из вещей, которая отдаляет неверующих от истиныи воздействия мусульман. Поистине, такое искажение образа можетзаставить их относиться к мусульманами, как к изгоям, толкая к новымнападкам и посягательствам на них.

Что касается самого вопроса, то мусульманину во времена бедствий,когда он не может безопасно ходить по улицам или достигать мечети,дозволено молиться дома и не посещать молитвы в джама'ате. Но мы должнытщательно исследовать ситуацию перед принятием решения не посещатьмолитву джуму'а, вследствие ее чрезвычайной важности.

Поэтому мыне должны прекращать молиться в джама'ате или прекращать посещениепятничной молитвы на оснований простого предположения или сомнительногопрогноза. Напротив, если человек обоснованно считает или уверен, чтовероятность нападения на него на пути в мечеть - велика, тогда емудозволено оставаться дома.

Среди мнений ученых относительнодопустимости воздержания от посещения пятничной молитвы или молитвы вджама'ате из-за опасения - комментарий Ибн Кудамы (да помилует его Аллах), который сказал: "Тот,кто болен и тот, кто боится, - освобождается от посещения их(коллективных и пятничных молитв), согласно взглядам большинства ученых.

Ибн 'Аббас :rad: передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Тот,кто слышит призыв к молитве и не удержан от ответа (на этот призыв)оправданием". Они (сподвижники) cпросили: "Что является оправданием, опосланник Аллаха?" Он сказал: "Страх или болезнь, (иначе) молитва,которую он совершает, не будет принята". Передал Абу Дауд,1/130. Шейх Аль-Албани классифицировал эту версию хадиса как да'иф(слабый), но он классифицировал как сахих (достоверный) версию,переданную Ибн Маджа, 793, в которой говорится: "Молитва того, кто слышит призыв и не приходит, не имеет силы, кроме того, кто имеет оправдание". Аль-Ирва', 2/337.

Иоднажды к Билялю :rad: , который призывал к молитве, пришел Пророк (мирему и благословение Аллаха), будучи больным, и сказал: "Скажи Абу Бакру, чтобы он возглавил людей в молитве". Аль-Бухари, 633; Муслим, 418

Страх бывает трех видов: страх за себя, за имущество и за семейство.

Первый видозначает страх быть схваченным жестоким правителем, или врагом, илиразбойником, или подвергнуться нападению диких животных, либопострадать от наводнения и т. п. То есть включает все, что можетпричинить вред самому человеку.

Второй видподразумевает страх за сохранность имущества во время отсутствия вдоме, как мы уже упоминали, типа тирана, воров и т. п., или опасение отом, что дом может быть разрушен или сожжен, либо нечто вроде этого. Втаких случаях человек имеет оправдание за отказ от посещения пятничныхи коллективных молитв.

Третий видподразумевает страх за семейство и детей. Во всех таких случаях человекимеет оправдание. Так считали 'Ата', Аль-Хасан, Аль- Ауза'и иАш-Шафи'и, и мы не знаем о каком-либо разногласии по этому вопросу".(Сокр. из Аль-Мугни, 2/376)

В своей фатве шейх 'Абду-ль-'Азиз ибн Баз, когда человек спросил его о воздержании от посещения молитвы в джама'ате, потому что он боялся за свою жену, сказал: "Есливашей жене (дома) грозит опасность и она не находится в безопасности, иона окружена вещами, которые увеличивают страх, то человек имеетоправдание за свою молитву в доме из-за опасения за свою жену...".Затем он сказал: "...если ваша жена не находится в безопасности и место— не безопасное, и присутствует опасность, тогда дозволено вам молитьсядома. Это - законное оправдание...". (Маджму' фатава самахат аш-шейх Ибн Баз,12/42)

Чтокасается мусульманок, то они должны оставаться в своих домах и невыходить на улицу столько, сколько они могут, чтобы не подвергнутьсяпосягательству. Их родственники и соседи должны помочь им удовлетворитьсвои потребности так, чтобы они не были вынуждены покидать свой дом.Помогать тем, кто находится в отчаянном положении -средствоприобретения великой награды.

Что касается мужчин-мусульман,которые оставляют исламские одеяния и носят одежды, обычно одеваемые вобществе неверующих, в которых они живут, то в этом нет ничего дурного, особенно во время преследований и притеснений. Шейху-ль-Ислам Ибн Таймийа сказал: "Намусульман в стране неверующих, которая находится в состоянии войны смусульманами или ином, не ложится предписание отличаться от них повнешнему облику, из-за того вреда, который может последовать от этого.Напротив для таких людей желательно или даже обязательно походить наних внешне, если это служит религиозным целям, например призыву их кИсламу, или выяснению истинного состояния дел, чтобы сообщитьмусульманам об этом, или для отражения их вреда от мусульман, и другихправедных целей". (Иктида' ас-сират аль-мустаким, с. 176).

Слова Ибн Таймийа следует понимать правильно. Он говорит об особенных обстоятельствах или случаях крайней нужды.Он не подразумевает вообще, что мусульмане должны полностью смешаться скафирами и вершить дурные дела или пить с ними алкоголь, либо то, чтодети мусульман должны идти в церкви и терять свою исламскуюидентичность. Здесь имеется в виду, что дозволено оставитьотличительное исламское платье и одевать одежду, распространенную встране неверующих, говорить на их языке, и т. д., чтобы отразить вред,особенно в атмосфере враждебности, такой как в обсуждаемой ситуации.Возможно эти события дадут мусульманам, живущим в странах неверующихбез веской причины, не преследующим какую-либо шариатскую цель,возможность поразмыслить над своим положением и подумать о возвращениив мусульманский мир, совершив хиджру из земли неверующих.

Мыпросим, чтобы Аллах защитил нас и всех наших братьев и сестер от вреда,преступления и зла, и повел нас прямым путем. Да благословит Аллахнашего пророка Мухаммада и ниспошлет ему мир!

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика