“Лучшие известия из биографии Ибн Теймийи”

 

Автор; “Выдающийся ученый, Шейх, достопочтенный Факъих, Мухаддис, Сиражуд-дин, Абу Хафс, Умар ибн Али ибн Мусса ибн Халиль, аль-Багдади, аль Азджи, аш-Шафии, аль-Баззар. Родился в 688 г. Учился у многих ученых Багдада, после этого прибыл в Дамаск, и продолжил свое обучение у многих Шейхов, посещал уроки Ибн Теймийи и был из его соратников, взял от него знания. Он написал многие труды в Хадисе, Фикъхе, Нравах. Был много поклоняющимся, совершающим тахаджуд. В конце жизни вернулся в Багдад, затем от туда отправился в Хадж в 749 г. А когда достиг Хаджара (местность) умер во вторник утром 21 зуль-къаада. Ему принадлежит работа по биографии Ибн Теймийи ” аль-Алям аль-Алийа фи Манакиб Ибн Теймийя”". [1]

Почему я написал эту книгу

Когда я узнал о смерти ученного и учителя нашей Уммы,- Имама, муджтахида, защитника чистого шариата и Сунны Пророка, Шейха аль-Ислама Такъи ад-Дина, Абу Аль-Аббаса, Ахмада бин Абд аль-Халима бин Абд ас-Саляма бин Теймийи, (пусть Аллах очистит его душу и осветит могилу) - некоторые из ученых, и тех, кто желает благо для мусульман сказали мне: «Ты видел и поддерживал отношения с Шейхом, и знаешь его и его характер. Если бы ты только смог написать несколько слов о том, что ты видел, чтоб те люди в Умме, кто узнает его, извлекли пользу, потому что милость нисходит тогда, когда мы вспоминаем праведных людей».

И я ответил: «Я только лишь сопровождал его некоторое время, и только знаком с некоторыми из его качеств», Однако, я видел, что их намерения были благими, и то, что они просили, было правильным и даже обязанностью с моей стороны, поскольку ученый должен стремиться распространять и рассказывать то, что он думает, будет полезно для мусульман.

Так, приложив немного усилий, я описал его достоинства, которые дадут уважаемому читателю представление о чести и непревзойденном мастерстве этого человека.

Я разделил на части повествование, чтоб это было руководством для читающих, и я включил все, что смог вспомнить в каждую из этих частей.

Его полное имя это Такъи ад-Дин, Абу аль-‘Аббас, Ахмад бин Шибаб ад-Дин Абу аль-Мухсин ‘Абд аль-Халим бин Мажд ад-Дин, Аби аль-Баракат ‘Абд ас-Салам бин ‘Абдуллах бин Аби аль-Касим, Мухаммад бин аль-Хидр бин Мухаммад бин аль-Хидр бин ‘Али бин ‘Абдуллах бин Теймийя

Поэтому я рассказываю:

Его детство

Что касается его рождения, то, как мне сообщали многие ученые, он родился в Харране, район на юго-востоке Турции, на границе с Сирией 10 (12) Раби-аль-Авваль 661 г.х. (соответствует понедельнику, 22 Января, 1263 г) и он жил там, пока ему не исполнилось семь лет.

Затем, его отец (да помилует его Аллах) отвез его в Дамаск, там было лучшее место и возможность для его воспитания, и Аллах привил ему лучшие черты.

Знаки непревзойденного мастерства, избранности и его отличительности были ясно различимы в нем с самых ранних лет.

Один заслуживающий уважения друг, который знал его, поведал мне, что когда Шейх (да будет доволен им Аллах) был еще юным и ходил в библиотеку, то по пути ему встречался иудей, который жил по пути в эту библиотеку. Этот иудей обычно останавливал его и спрашивал всевозможные вопросы, и он был настойчив в своих вопросах и всегда поражался уму и великолепию Ибн Теймийи. Ибн Теймийя отвечал ему так быстро, что иудей был очарован этим. В конечном счете, когда бы Ибн Теймийя не проходил мимо него, он снабжал его такой информацией, которая только подтверждала заблуждения иудея. Так продолжалось до тех пор, пока он не принял ислам и не стал полностью практикующим мусульманином, и надо отдать должное баракату, который был у Шейха, несмотря на его юный возраст.

Будучи молодым, он проводил все свое время поглощенный усердной и напряженной учебой. Он выучил весь Коран, будучи еще молодым, и продолжил изучать и запоминать хадисы, фикх и арабский язык, пока он не достиг успеха во всех этих дисциплинах.

Это было в добавление к тому, что он строго придерживался посещения кружков знающих людей и прослушивал рассказы Хадисов и Азкаров. Он читал много книг перед ученными высочайшего ранга[2]

Что касается больших текстов по исламу, таких как «Муснад» Ахмада, «Сахих» Бухари и Муслим, «Джами» Тирмизи, «Сунан» Абу Дауда ас-Саджистани, ан-Насаи, Ибн Маджа и ад-Даракутни он, (да помилует его Аллах), - каждую из этих книг он прослушал большое количество раз.

Первую книгу по Хадису, которую он выучил, была «Аль-Джамиа Байн ас-Сахихайн» аль-Хумайди. Кроме этих книг, по исламским наукам было еще много других, которые он изучал, и Аллах благословил его способностью быстро запоминать и редко забывать.

Редко он встречался с чем-то или слышал что-либо, чтоб это не оставалось в его памяти, будь то слова или смысл. Это было подобно, как если знание становилось частью его плоти, крови и целого тела. Он не брал просто части знаний тут и там. А наоборот, отличался полным пониманием и осведомленностью, и он был среди самых выдающихся людей по своим качествам и мастерству.

Аллах испытал его таким образом, что это могло бы сокрушить любого другого, и дал ему радость и счастье во всех аспектах жизни и сделал влияние его руководства одним из ясных знаков, чтоб каждый, у кого есть немного разума, согласился, что он был одним из тех, о ком Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах посылает этой Умме в начале каждого столетия того, кто будет возрождать для нее Его религию»[3].

Так Аллах через него обновил законы религии, которые были давно забыты, и сделал его доказательством для всех людей его эры, и хвала Аллаху, Господу миров!

Его выдающиеся знания, работы и прекрасная память

Если говорить о его выдающихся знаниях, то сюда можно отнести знание наук Священного Корана, его способность извлекать малейшие и самые незначительные пользы из него. Его знания постановлений ученных в объяснении их, его способность использовать эти постановления, в качестве доказательства, равно как Аллах дал ему способность понимать чудеса Корана, красоту его постановлений, его редкостные и прекрасные драгоценности, языковые чудеса и его очевидную благодать.

Во всем этом он был первым и примером, которому каждый стремился подражать.
Если кто-либо читал какой-нибудь аят Священного Корана на одном из его занятий, то он продолжал объяснять его, и занятие заканчивалось на этом. Его занятия длились большую часть дня, и он не требовал от ученика, чтоб тот читал определенные аяты, к которым он приготовился. Наоборот, любой человек, который посещал его занятия, читал то, что было легко для него и Ибн Теймийя затем объяснял то, что было прочитано.

Он обычно говорил без пауз, разве что присутствующие в аудитории знали, что если бы не нехватка времени, то он тщательно и с разных точек зрения рассмотрел все то, что объяснял. Однако он останавливался, чтоб его слушатели отдохнули.

Например, он выпустил тафсир “Скажи: Он -Аллах, Один”. (Ихляс, 1) что заняло целый большой том. Также его тафсир “Милостивый вознесся на Трон” (Таха, 5) занимает около 35 томов, и мне говорили, что он начал составлять тафсир, который бы занял пятьдесят томов, если бы он закончил его.

Что касается его знаний и понимания Сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его постановлений, поступков, событий в жизни, сражениях, чудес которые Аллах дал ему, его знания, что достоверно было передано от него и что недостоверно. Высказывания о поступках, событиях и правовых суждений Сподвижников, (да будет доволен ими Аллах), их борьбы ради Религии и достоинства, которые были присущи только им среди Уммы, - во всем этом он был самый щепетильный и имел большой опыт и квалификацию, и был самый быстрый в нахождении какой-либо необходимой ему информации.

Он никогда не упоминал хадис или фатву, которую использовал как доказательство без того, чтоб не указать источник и ссылку на шариатский текст, или указать является это “сахих” или “Хасан” и т.п. Или обязательно упоминал имена Сподвижников, которые передали это, и его редко спрашивали о передатчиках, несмотря на это он мог пояснить их происхождение и биографию.
И самый потрясающий случай, который произошел, был тот, который произошел во время его первого судебного процесса в Египте, когда его схватили и посадили в тюрьму так, что у него не было никакого доступа к его книгам. За это время, он написал много книг, маленьких и больших, и упомянул в них огромное количество хадисов, рассказов, постановлений сподвижников, имена ученых по Хадисам, авторов и их работы, и указал к каждому из них соответствующий источники, и конкретизировал по именам.

Он также упомянул названия книг, в которых каждое сообщение было взято, и также где именно в книге найти их. Все это было только по памяти, поскольку в то время у него не было ни одной книги с собой, чтоб использовать как источник. Позже эти книги опубликовали и проверили, и хвала Аллаху - в них не было найдено ни единой ошибки, и ничего не надо было изменять в них.
Среди этих книг “ас-Сарим аль-Маслуль аля Шатим ар-Расуль” (переводится как “Обнаженным мечом по ругающему пророка” и это одно из качеств, которое Аллах даровал ему
[4].

Также Аллах благословил его способностью знать разные мнения среди ученных, их постановлений, иджтихад в различных вопросах, и что было записано по сильному слабому, общепринятому и отвергаемому мнению каждого ученого каждой эры.

У него были глубокие познания в том, какие из их мнений были самыми правильными и близкими к правде. Он был даже способен приписывать каждому ученому, в какой местности тот пришел к каждому своему мнению.
Это было подобно тому, как если бы его спросили о чем-либо, то каждое отдельное высказывание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его Сподвижников, и ученных - от самых первых до самых последних из них - словно проецировались картинками в его голове, и он брал то, что желал и оставлял, то что желал.

И любой, кто видел его, или знакомился с его знанием, был охвачен чувством собственного невежества или желанием согласиться с ним.
Что касается его книг и рукописей, то их гораздо больше, чем я могу упомянуть или вспомнить все их названия.

На самом деле я даже сомневаюсь, что кто-либо сможет назвать их все, поскольку их количество столь велико, и все они различаются по объему.
Некоторые их них состоят из 12 томов, такие как «Талкхис ат-Талбис аля Асас ат-Такдис» и др.

Некоторые по объему состоят из 7 томов, такие как «аль-Джам’ Байна аль-‘Акль  ва ан-Накль».

Некоторые из них из 5 томов, такие как «Минхадж аль-Истикама уаль-Итидаль». Некоторые из 3 томов, такие как «ар-Радд ‘аля ан-Насара» Некоторые из 2 томов, такие как «Никах аль-Мухаллаль», «Ибталь аль-Хайль» и «Шарх аль-‘Акида аль-Асбаханиййа».

Некоторые только в объеме одного тома или меньше, и их очень много, чтоб охватить. Однако я попытаюсь упомянуть несколько, чтоб удовлетворить любопытство тех, которые хотят знать:

«Тафсир Сурат аль-Ихлас», его книги «Ас-Сарим аль-Маслуль ‘аля Шатим ар-Расуль», «Аль-Фуркан аль-Мубин Байн ат-Талак уаль-Йамин»,«Аль-Фуркан Байн Аулийа’ ар-Рахман уа Аулийа’ аш-Шайтан»,«Иктида’ ас-Сират аль-Мустаким фи Мукхалафат Асхаб аль-Джахим»,«Аль-Калим ат-Таййиб»,«Исбат аль-Камаль», «Накд Акуаль аль-Мубтади’ин», «Минхадж аль-Истикама», «Ад-Дурр аль-Мултакит», «Ахкам ат-Талак», «Ар-Рисаля», «И’тикид аль-Фирка ан-Наджийа», «Раф ‘аль-Малам ‘ан аль-А’имма аль-А’лям», «Такрир Маса’ил ат-Таухид», «Аль-Истигаса уаль-Тауассуль», «Аль-Маса’иль аль-Хамауиййа»,
«Аль-Маса’иль аль-Джазриййа»,  «Аль-Маса’иль аль-Муфрада».
Достаточно упомянуть несколько этих его работ, иначе мы могли бы составить список из более чем 200 названий, но сейчас не время и не место делать это.
А что до его фетв и ответов, которые он давал на различные вопросы, то их больше, чем можно перечесть. Однако, в Египте семнадцать томов из них были собраны и сортированы по темам Фикха, и это широко известный и популярный сборник.
Также его помощники собрали более 40000 вопросов, на которые он отвечал. Редко случалось так, что происходило нечто, о чем его спрашивали, и он бы не отвечал в присущей только ему быстрой и незамедлительной манере.
[5]
Этот ответ затем превращался в книгу, и чтоб собрать подобную, кому-нибудь другому потребовалось бы тщательное рассмотрение многих справочников, и даже после этого они все еще не смогли бы тягаться с ним в компетенции и умении отвечать на вопросы.[6]

Праведный Шейх Тажуд-дин Мухаммад, известный как Ибн ад-Даури, который посещал один из уроков Ибн Теймийи, рассказывал, что один иудей задал ему вопрос о Кадар (Предопределении). Иудей предоставил свой вопрос в форме стиха, состоящего из 8 строк. Ибн Теймийя посмотрел на него, немного подумал про себя, и затем начал писать. Он продолжал писать, и мы думали, что это будет разрозненный и неорганизованный ответ. А когда он закончил, и его товарищи посмотрели на то, что он написал, то увидели, что это был стих, состоящий из 184 строк, со вставленными строками вопрошающего.
В этом стихе его знания представлялись настолько очевидными, что если кто-либо захотел объяснить только этот стих, то ему потребовалось бы написать два больших тома с комментариями. Это только один из примеров его экстраординарных способностей. Ах сколько же еще много подобных его ответов остаются не имеющими себе равных!

 

Что касается его занятий, то я никогда не пропускал ни одного из них во время моего пребывания в Дамаске. Он ничего специально не готовил для объяснения. Напротив, после молитвы в два раката он садился и восхвалял Аллаха, прося благословения и мира для Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, в такой сладкой и приятной манере, которую я никогда не слышал от кого-либо, и затем он продолжал говорить.

Аллах раскрывал ему многие знания, драгоценные скрытые блага, детали, описания, источники доказательств из аятов и хадисов, положений ученых и сравнений между ними, равно как и способность дополнять сказанное старой арабской поэзией, и иногда он даже упоминал автора поэмы.

И каждый раз его речь была плавной, подобно течению реки, и его движения были подобны океанским волнам. С начала и до конца его речи он, казалось, пребывал в другом мире, его глаза закрывались. Это все он делал ненамеренно, и он не пытался говорить в особой манере, чтоб произвести такой эффект.
Наоборот, в этом было что-то из божественного благоволения к нему, что-то неземное изумительное, очевидное каждому слушающему или смотрящему, и он продолжал оставаться в таком состоянии до конца своего повествования.

Я видел его в такие моменты, и он выглядел, словно находился в присутствии кого-то, ограждающего его от всего прочего[7]. И когда это с ним происходило, то у него был настолько потрясающий вид, что это заставляло содрогаться и колотиться наши сердца и захватывало все наше внимание.

И он никогда не упоминал посланника Аллаха, да благословит Аллах его и приветствует, без того, чтоб не попросить мира и благословения для него. И клянусь Аллахом, я никогда не видел никого, кто чтил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или стремился подражать ему и сохранял то, с чем он пришел, как это делал Ибн Теймийя.

Когда бы он ни упоминал хадис по определенному вопросу, и если он был уверен, что тот не был отменен другим хадисом, то он действовал согласно ему, судил и выносил фетвы в соответствии с ним, и не обращал внимания на утверждения кого-либо из людей, кем они ни были.

Он, да будет доволен им Аллах, говорил: “Каждый человек должен приводить доказательства на свои утверждения, и его утверждение не будет само по себе доказательством, кроме как если это Слова Аллаха и Его посланника да благословит Аллах его и приветствует”.

Когда он заканчивал свой урок, то открывал глаза и шел общаться с людьми с радостным и приветливым лицом, как будто он встречался с ними впервые, и он иногда извинялся перед некоторыми из них, полагая что может был какой то недостаток в его речи. Каждое занятие, которое он давал в те дни, занимало много тетрадей.

То, что я рассказал о его уроках[8]- это общеизвестный факт и любой, кто посещал их, согласился бы со мной, и хвала Аллаху, таких людей много и их число не может быть посчитано: ученые, руководители, чтецы Корана, Мухаддисы, Факъихи, поэты и обычные мусульмане.

 

Его познания в разных областях наук

 

Что касается его знаний о достоверных и слабых сообщениях, то он был подобен горе, на которую никто не мог забраться. Редко случалось так, чтоб ему говорили хадис, и он не знал, кто передал его, цепочку передатчиков, или кто записал его, и вдобавок к этому, он знал положение каждого передатчика в свете науки “джарх ва та’диль”, знал в общем и в мелких подробностях.

Один очевидец так описывает то, что видел однажды на занятии, когда Мухаддис[9]читал ему некоторые книги по Хадисам. Он читал очень быстро, однако Шейх поправил его, назвав имя человека в “иснаде”[10]хадиса, который только что прочли, и еще добавил, что имя передатчика такое-то, а вовсе не то, что прочитал Мухаддис. Они еще раз посмотрели в книгу, и увидели, что в действительности все так, как сказал Шейх.

Итак, посмотрите на эту быструю способность осмысливать и детально точные знания, в которых ему не было равных, если только кто-то не превзойдет его познание и проявит еще большую точность!

Продолжение следует.

Перевод Умму Солих.


[1]Так говорил о нем, Хафиз Ибн Насир ад-дин Дамашки аш-Шафии, в книге “Рад аль-Вафир”.

[2]Он учился у более 200 ученых. См. “Аль-Кауакиб ад-Дурриййа” стр. 52

[3]Сахих аль-Джами ‘ (1874) и ас-Сильсиля ас-Сахихах’ (599)

[4]Книга содержит более 250 хадисов, 100 азкаров, упоминания более 600 известных личностей из истории ахль-ас-Сунна валь-Джамаа и собранная информация из более чем сорока ссылок - все по памяти и вся книга была написана в ответ на один случай, в котором Ибн Теймийя слышал, как христианин оскорбляет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)!

[5]Его брат Абдуллах сказал: «Аллах благословил его способностью быстро писать и он имел обыкновение писать по памяти не списывая» См. “аль-‘Удуд ад-Дурриййа” стр. 64

[6]В книге “аль-Бидайа ван-Нихайа” (13/341), Ибн Касир отмечает, что Ибн Таймийе было только 19 лет, когда он начал выносить фетвы.

[7]Шейх имеет ввиду, то что Ибн Теймийя говорил находясь в состоянии как будто он видел Аллаха, и знал что Аллах наблюдает за ним, в состоянии “Ихсана”.

[8]В книге “аль-бидайа ва ан-нихайа” 13/283, Ибн Касир описывает первый урок, который дал Ибн Теймийя: “Это был переполненный класс, конспектировал этот урок Шейх Тажуд-дин аль-Физари, по причине многих польз, которые слушатели получили с него. Посетители были чрезмерно благодарны и признательны ему, из-за его молодого возраста, ведь в те годы ему было лишь 22 года. Шейх Такъяд-дин начал преподавать 10 числа месяца Сафар в мечети Умайид, на кафедре, которая была сделана специально для него, чтоб он объяснял Коран. Таково было начало его преподавательской деятельности. Многие люди собирались, чтоб послушать то, что он постиг из знаний, которые украшались его благочестием, аскетизмом и поклонением. Он стал известным среди путешественников со всех стран, и оставался таким на долгие годы”.

[9]Ученый по хадисам.

[10]Цепочке передатчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика