Как покаяться.Условия для покаяния

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Как покаяться.Условия для покаяния


Сколь бы тяжкими не были грехи раба Аллаха, снисхождение и прощение Аллаха всё равно окажутся шире и больше их! 
А ощущение того, что грехов больше, чем Аллах может простить, возникает: 
Во-первых, из-за недостатка убеждённости в обширности милости его Господа; во-вторых, из-за недостатка веры в то, что Аллах способен прощать все грехи; в-третьих, из-за слабости надежды на Аллаха, а надежда одно из важных деяний сердца; в-четвёртых, из-за отсутствия веры в то, что покаяние стирает все грехи. 

Всё это является заблуждением и для разъяснения этого достаточно привести аяты Къурана и хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. 

Аллах Всевышний сказал: «Милость Моя объемлет всякую вещь». (Преграды 7: 156). 

«Скажи: "О рабы Мои, преступившие предел во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему». (Толпы 39: 53-54). 

Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Аллах Всевышний сказал: "О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если предстанешь ты предо Мной с таким количеством грехов, что заполнят они собой всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи!"»[1] (ат-Тирмизи 3540, ад-Дарими 2/322, Абу Ну'айм 2/231. Хадис достоверный). 

От Абу Са'ида сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Иблис сказал: "О Господь, я не перестану вводить в заблуждение сынов Адама до тех пор, пока их души будут находиться в их телах". Господь Всевышний и Всемогущий сказал: "Я же, не перестану прощать их, пока они просят Меня о прощении!"» (Ахмад 3/76, аль-Багъауи 5/1293. Хороший хадис). 

Каждый человек должен знать, что Аллах – Приемлющий покаяние, Прощающий, но он и не должен забывать, что Он и суров в наказании. Поэтому людям не следует впадать в крайность и отчаиваться в милости Аллаха, как и не следует чувствовать себя в безопасности от наказания Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Разве они чувствуют себя в безопасности от хитрости Аллаха[2]? В безопасности от хитрости Аллаха себя чувствуют только люди, потерпевшие убыток». (Преграды 7: 99). 

Имам Исма'иль ар-Рафи' сказал: "Чувство безопасности от хитрости Аллаха имеет место, когда раб продолжает совершать грехи, желая прощения от Аллаха". (Ибн Абу Хатим). 

Условия покаяния 

"Покаяние" – имеет великое значение, и оно имеет глубокий смысл в отличие от того, что думают о нём многие. 
Покаяние бывает двух видов: покаяние за неверие и покаяние за большие и малые грехи в целом. 

- Покаянием за неверие является вера. Всевышний Аллах сказал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует: «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом[3]». (Трофеи 8: 38). 

- Малые же прегрешения искупляются также и различными благими деяниями. 

- Что же касается больших грехов, то обязательным условием их искупления является только искреннее покаяние. 

Покаяние следует произносить своими устами, но также необходимо сожалеть о своём грехе и сердцем, поскольку Всевышний сказал: «Просите прощения у Господа вашего и кайтесь перед Ним». (Худ 11: 3). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Сожаление о содеянном – это покаяние». (Ибн Маджа 4252, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным). 

Покаяние нечто большее, чем мольба о прощении. Как и у всякого великого деяния, у покаяния есть свои условия. Учёные называли несколько условий покаяния, взятых из аятов Къурана и хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: 
1. прекращение ослушания (т. е. совершения греха); 

2. раскаяние в совершённом; 

3. решимость никогда не совершать подобное. 
Если хоть одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние принято не будет. В том же случае, когда совершённый грех, так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно будет удовлетворять уже четырём условиям, а именно – трём вышеупомянутым и ещё одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т. п. 

Некоторые учёные относят к условиям покаяния также искренность, при которой: 

- Человек оставляет грех ради Аллаха, а не ради чего-либо иного. Например, в связи с неспособностью совершать его или оставить его из-за страха перед порицанием со стороны людей. Не является покаявшимся тот, кто оставил грехи ради сохранения здоровья и своего удела, кто оставил прелюбодеяние и распутство из-за боязни смертельных инфекционных заболеваний. Не является покаявшимся тот, кто отказался от ограбления, потому что он не смог попасть в дом, или не смог вскрыть кассу или испугался охранника. Не является покаявшимся тот, кто бросил пить спиртное и употреблять наркотики по причине заботы о своём здоровье или материальной несостоятельности. Также не является покаявшимся тот, кто не в состоянии совершать греховное деяние против своей воли. Например, лжец, которого парализовало и он потерял речь; прелюбодей, который лишился способности совершать половой акт; вор, который попал в происшествие и лишился рук. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне и только ради Него». (ан-Насаий 3140, от Абу Умамы аль-Бахили. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим - достоверным). 

- Раб Аллаха должен осознавать скверность греха и его вред. Это означает, что подлинное покаяние несовместимо с удовлетворением и радостью при воспоминании о прошлых грехах, либо с желанием повторить их в будущем. Знание верующим причин и последствий греховных деяний, заставляют его отдалиться от грехов. Однако некоторые люди продолжают грешить по различным причинам. Вот некоторые из них: 

1) человек считает свой грех незначительным; 

2) душа больше склоняется к этому греху, и страсть к нему ощущается сильнее; 

3) условия совершения греха проще и не требуют особых усилий; 

4) друзья и приятели человека совершают тот или иной грех, и ему трудно отстраниться от них из-за отсутствия силы воли; 

5) определённый грех обеспечил человеку высокое положение и сан среди окружения, ему тяжело лишиться этого положения, и он продолжает совершать этот грех. 

- Раб Аллаха должен стремиться к быстрому покаянию, поскольку отсрочка покаяния в сущности является грехом и тоже требует принесения покаяния. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается». (Женщины 4: 17). Каяться за совершённый грех необходимо сразу, ибо, чем больше времени человек не кается после совершённого им греха, тем глубже он пускает корни в его душу. 

- Раб Аллаха должен опасаться недостатка в своём покаянии и не быть абсолютно уверенным в том, что оно уже принято, не должен полагаться на себя и чувствовать себя в безопасности от наказания Аллаха. 

- Он должен восполнить упущенные обязанности перед Аллахом, если это возможно, например, выплатить обязательное ежегодное пожертвование (закят), который он удержал в прошлом,[4] а также выполнить обязательства перед нуждающимися. 

- Он должен избегать мест и обстоятельств облегчающих совершение греховных деяний. Если же он останется в окружении прежних обстоятельств или прежней среде, то может вновь впасть в грех. 

Аллах Всевышний сказал: «Неразлучные друзья в тот день станут врагами друг другу, кроме богобоязненных». (Украшения 43: 67). 

В День воскресения друзья в грехе, будут проклинать друг друга. В связи с этим, следует избегать их, порвать с ними и остерегаться их, если нет возможности призвать их на прямой путь. Остерегайся, чтобы шайтан не притянул тебя и не приукрасил для тебя возвращение к ним под видом призыва их к истине, если ты знаешь, что слаб и не сможешь сопротивляться искушению. Известно, что многие люди возвращаются к грехам, когда возобновляют отношения со старыми друзьями 

- Следует уничтожить запретные предметы, имеющиеся при себе, например, спиртные напитки, музыкальные инструменты, запретные фильмы или книги, содержащие в себе разврат и ересь. Сколько же случаев известно, когда сохранение подобных запретных вещей у покаявшихся являлись причиной их отвращения от покаяния, причиной их заблуждения после наставления на прямой путь! 

- Следует выбирать для себя праведных товарищей, стремиться в круг праведных верующих, посещать религиозные собрания и проводить время в полезных занятиях, чтобы шайтан не нашёл свободного времени для напоминания о прошлом. 

- Следует испрашивать прощения у Аллаха за те грехи, которые совершаются по незнанию или по забывчивости, поскольку невозможно контролировать все грехи, которые человек совершает на протяжении дня. Не подозревая об этом, человек может совершить не заметно для себя не только греховный поступок, но также и проявить какой-либо элемент многобожия, ибо всё это присуще людям, как сказал об этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Многобожие скрывающееся в вас, незаметнее ползущего муравья, но я укажу тебе на то, благодаря чему ты сможешь избавиться как от малых, так и больших проявлений многобожия. Говори: “О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы поклоняться кому-нибудь ещё, кроме Тебя, сознательно, и прошу у Тебя прощения за то, о чём я и сам не знаю”». (Ахмад 4/403. См. Сахихут-Таргъиби уат-Тархиб 1/19). 
/Аллахумма инни а'узубика ан ушрика бика уа ана а'ляму, уа астагъфирука лима ля а'ляму/.

- Взывая к Аллаху с мольбой о покаянии следует быть настойчивым, и нельзя говорить: "О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь", ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует запретил подобное обращение, о чём сказано в хадисе от Абу Хурайры: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: "О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь", но проявляет решительность, ибо никто не сможет принудить Аллаха к чему бы то ни было». (аль-Бухари 6339, Муслим 4/2063). 

- Мусульманин может попросить праведного мусульманина о том, чтобы он просил о прощении для него. Примером этого может служить хадис от 'Умара, который сказал: "Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, лучшим из последователей будет человек по имени Уейс, ...велите же ему, чтобы он просил Аллаха простить вас!» (Муслим 2542). 

Можно также просить детей, которые являются безгрешными, чтобы они просили о прощении для тебя. Так, например, 'Умар просил детей, чтобы они просили Аллаха о прощении его грехов, говоря им: “Поистине, вы не совершали грехов”. Тоже самое делал и Абу Хурайра, говоря детям, изучавшим Къуран: “Говорите: “О Аллах, прости Абу Хурайру”, – говоря: “Амин” после их мольбы. (См. "Джами'уль-'Улюм уаль-Хикам" 400). 

-------------------------------------------- ------------------------------------ 


[1] Этот великий хадис указывает на то, что к числу причин прощения относится исповедание Единобожия, и эта причина является самой главной, ибо тот, кто не исповедует Единобожие, не может надеяться на прощение. 


[2] Всевышний Аллах далёк от таких низких качеств и от всякого несовершенства. Некоторые из наших праведных предшественников считали, что под “хитростью Аллаха” подразумевается то, что Аллах обольщает людей мирскими благами и одаряет их долгой жизнью, когда они не повинуются Ему, а затем взыскивает с них великим наказанием. (См. “Фатхуль-Маджид” 'Абдур-Рахмана ибн аль-Хасана). 

[3] Т. е. если неверные прекратят упорствовать в своём неверии, многобожии и грехах, и примут Ислам, то Аллах Всевышний простит им их неверие и грехи. (См. “Тафсир Ибн Касира” 2/361). 

[4] Это не относится к тем, кто не был мусульманином, когда совершал грехи. Принёсший покаяние после неверия не должен восполнять молитвы, выплачивать закят либо соблюдать пост, пропущенные им до принятия ислама, потому что этого не делали ни посланник Аллаха r, ни его сподвижники. 

Как поступить тому, кто совершил грех? 

Человек может спросить: “Если я совершил грех, как мне покаяться? Какие дела я должен совершить сразу после этого?” 

Ответ таков: 

После прекращения совершения греха следует совершить два деяния: 

1. Соблюсти все условия, которые были обозначены выше

2. Совершить различные благие деяния стирающие грехи. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, добрые деяния удаляют дурные!» (Худ 11: 114). 

Среди благих деяний, которые следует совершить после греха – "молитва покаяния". Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Если кто-либо из рабов Аллаха совершит грех, после чего совершит омовение должным образом, потом совершит молитву в два рак'ата и попросит Аллаха о прощении, Аллах обязательно простит его». Затем он прочитал следующий аят: «А те, которые совершили мерзкий поступок или были несправедливы с собой, а затем помянули Аллаха и попросили прощения своим грехам, – а кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и сознательно не упорствовали в том, что они содеяли...» /Семейство Имрана 3: 135/. (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаий, Ибн Маджа. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. "Сахихут-Таргъиби уат-Тархиб" 1/284). 

- Перед совершением этой молитвы следует тщательно совершить омовение, поскольку грехи с омытых частей тела смываются последними стекающими каплями воды. 

- Перед омовением следует произнести «С именем Аллаха» “Бисми-Ллях”, а после омовения произнести следующие слова: 

«Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник».[1] /Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шарика лях, уа ашхаду анна Мухаммадан 'абдуху уа расулюху/.
- После этого следует встать и совершить молитву из двух рак'атов. В ней нужно стараться не допускать ошибок. Необходимо сосредоточиться, быть смиренным и думать только об Аллахе (как и в любой другой молитве!). 
- После молитвы надо просить Аллаха о прощении. 

Одним из благих результатов этого является прощение Аллахом совершённого греха, и Рай обязательно станет обителью покаявшегося раба. (См. "Сахих ат-Таргъиб уат-Тархиб" 1/94-95). 

После совершения греха, рабу Аллаха следует совершить множество благих деяний и подчиняться велениям Аллаха. Вспомним, как 'Умар ибн аль-Хаттаб, когда осознал свой грех за спор с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при походе в Худайбийю, сказал: "Я понял, что должен совершить благие дела". (аль-Бухари 1/378-381, Муслим 2/104-106). 

О том, какими словами лучше всего просить у Аллаха прощения 

От Шаддада бин Ауса передаётся, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Лучшим обращением к Аллаху с мольбой о прощении, являются такие слова раба Его: "О Аллах, Ты – Господь мой, и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я – Твой раб, и я буду верен обещанному Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милости, оказанные Тобой мне, и признаю грех свой. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!" – Тот, кто произнесёт эти слова днём, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая. И тот, кто произнесёт их ночью, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт до наступления утра, окажется среди обитателей Рая». (аль-Бухари 6306). /Аллахумма, Анта Рабби, ля иля-ха илля Анта, хъалякътани уа ана 'абдук, уа ана 'аля 'ахдика уа уа'дика мастата'т. А'узу би-ка мин шарри ма сана'т, абу-у ля-ка би-ни'матика 'аляйа, уа абу-у бизанби. Фагъфирли, фа иннаху ля йагъфиру зунуба илля Ант/

Ясар ибн Зайд со слов своего отца рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Тому, кто скажет: "Прошу прощения у Аллаха Великого, помимо которого нет божества, Живого, Вечносущего, и приношу Ему своё покаяние", – простятся его грехи, даже если он бежал с поля боя, при наступлении». (Абу Дауд 1517, хадис достоверный). /Астагъфиру-Ллахаль-'Азыма-ллязи ля иляха илля ху уаль-Хайюль-Къайум уа Атубу илейхи/


Сообщается от Абу Мусы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, прости мне мой грех и моё невежество, неумеренность в моих делах и то, о чём Ты знаешь лучше меня! О Аллах, прости мне сделанное мной всерьёз и в шутку, по ошибке и намеренно, ибо всё это мне присуще! О Аллах, прости мне совершённое мной прежде и то, что ещё не совершено, то, что я совершил тайно и что совершил явно, и то, о чём Ты знаешь лучше меня! Ты – Выдвигающий вперёд, и Ты – Отодвигающий назад и Ты надо всем властен!» (аль-Бухари 6398, Муслим 2719). /Аллахумма-гъфирли хъаты ати уа джахли, уа исрафи фи амри уа ма Анта а'ляму би-хи минни! Аллахумма-гъфирли джидди уа хазли, уа хъата-и, уа 'амди уа куллю заликя 'инди! Аллахумма-гъфирли ма къаддамту уа ма аххарту, уа ма асрарту уа ма а'лянту, уа ма Анта а'ляму би-хи минни! Анталь-Мукъаддиму, уа Анта-ль-Муаххъыру уа Анта 'аля кулли шай'ин къадир/

Сообщается, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует вошёл в мечеть, он услышал, как один человек, сидя на ташахуде, в конце своей молитвы, произнёс: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя, о Аллах, поскольку Ты – Единственный, Один, Вечный, Который не родил и не был рождён, и не был равным Ему никто, простить мне грехи мои, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!”, - и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Ему уже прощено; ему уже прощено; ему уже прощено!» (Абу Дауд 985, ан-Насаий 1301, Ибн Хузайма 724. Хадис достоверный). /Аллахумма инни ас алюка, йа Аллах, би аннака уахидуль-Ахаду-Ссамаду-Ллязи лям йалид, уа лям юляд, уа лям йакун, ляху куфу уан ахад, ан тагъфира ли зунуби, иннака анталь-Гъафуру-Ррахим/,

Также следует просить у Аллаха прощения, произнося слова: «Прошу прощения у Аллаха и приношу Ему своё покаяние» /Астагъфиру-Ллах, уа атубу иляйхи/, и «Господь мой, прости меня» /Рабби-гъфирли/.

Эти слова произносил сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о чём также сообщается в достоверных хадисах. 

'Абдуллах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует нравилось повторять свои мольбы по три раз и просить о прощении по три раз”. (Ахмад 1/394, Абу Дауд 1524, Ибн Хиббан 2410, достоверность подтвердил шейх Ахмад Шакир). 

----------------------------------------------------- 

[1] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: "Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник, - обязательно откроются восемь врат Рая, и войдёт он, через какие пожелает». (Муслим 234). 

О необходимости искреннего покаяния 

Аллах, Велик Он и Всемогущ, повелел Своим рабам искренне каяться пред Ним, сказав: «О вы, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием». (Запрещение 66: 8). 
'Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: "Искреннее покаяние – это раскаяние за допущенный грех и не возвращение к нему впредь, либо не иметь желания возвращаться к нему". (См. “Тафсир Ибн Касира” 4/69). 

Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: "По нашим подсчётам, во время одного маджлиса (сидения с людьми), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно по сто раз говорил: «Господь мой, прости меня и прими моё покаяние, поистине, Ты – Приемлющий покаяние, Прощающий!»" (Абу Дауд 1516, ат-Тирмизи 3434. Достоверный хадис.) /Рабби-гъфирли уа туб 'аляййа, иннака анта-Ттаууабуль-Гъафур/.
Имам аль-Къуртуби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Община мусульман единогласна в том, что покаяние – обязанность всех правоверных”. (См. “аль-Джами' ли-Ахкамиль-Къуран” 5/90). 

Покаяние способствует увеличению удела 

Всевышний Аллах сказал: «Молите Господа вашего о прощении, ибо поистине, Он – Прощающий! Он ниспошлёт вам с неба обильный дождь, и поддержит вас имуществом и сыновьями, и устроит для вас сады и реки». (Нух 71: 10-12). 

Имам Ибн Касир, толкуя этот аят, сказал: “Это значит: если вы будете просить Его о прощении и станете повиноваться Ему, удел ваш будет обильным, и Он ниспошлёт вам дары с неба, и взрастит для вас дары земли...” (См. “Тафсир Ибн Касира” 4/449). 

Аллах не будет наказывать людей до тех пор, пока они будут каяться 

Всевышний Аллах сказал: «Но Аллах не будет наказывать их, пока ты (Мухаммад) находишься с ними, и не будет Аллах наказывать их, пока они просят о прощении». (Трофеи 8: 33) 

Ангелы испрашивают прощение для кающихся 

Ангелы, несущие Трон Всевышнего и находящиеся возле Трона, взывают к Господу своему с мольбой и просят прощение для тех, кто раскаялся, говоря: «Господь наш! Ты объемлешь всё милостью и знанием, прости же тех, кто раскаялся и последовал по Твоему пути, и упаси их от мук Ада!» (Прощающий 40: 7).

Покаяние радует Всевышнего 

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда он неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне». (аль-Бухари 6309, Муслим 2747). 

Покаяние стирает грехи полностью 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха». (Ибн Маджа 4250, шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. также «Сахихуль-Джами'» 3008). 

Кающиеся – это лучшие из людей 

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся». (ат-Тирмизи 2499, Ибн Маджа 4251. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим). 

О вреде грехов 

Грехи являлись главной причиной, из-за которой Аллах Всевышний уничтожал предшествующие народы Великий Аллах, упоминая в Къуране о народах, которые были уничтожены, сказал: «Каждого Мы наказали за его грех. На некоторых из них Мы наслали ураган с камнями, некоторых из них поразил страшный вопль, некоторых по Нашему велению поглотила земля, а некоторых из них Мы потопили. Аллах не был несправедлив к ним – они сами поступали несправедливо по отношению к себе». (Паук 29: 40). 
Всевышний Аллах также сказал: «Несчастья на земле и на море происходят из-за того, что совершали люди своими руками, чтобы дать им вкусить часть того, что они содеяли…» (Римляне 30: 41). 

Грехи окутывают сердце раба Аллаха 

Когда человек упорствует в совершении грехов, они покрывают всё сердце, после чего Аллах его запечатывает. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует об этом сказал: «Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется чёрное пятно, и если он перестаёт грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать всё сердце покрывалом, о котором сказал Всевышний: “Но нет! Покрыло сердца их то, что они совершали”». /Обвешивающие 83: 14/. (ат-Тирмизи 3334. Хадис хороший). 

Грехи препятствуют получению удела 

Сообщается со слов Саубана (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, раб (Аллаха) лишается своего удела за совершаемый им грех». (Ахмад 5/277, ат-Тахауи 4/167. Этот хадис в своих фатауах приводил шейх Ибн Баз). 

Если же Аллах одарил мирскими благами грешных людей, это значит, что Он их обольщает. От 'Укъбы ибн 'Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: "Если Аллах одарил Своего раба тем, чего он возжелал в мирской жизни, несмотря на его грехи, то поистине, это обольщение", – после чего прочитал следующий аят: «А когда они забыли о том, что им напоминали, Мы открыли перед ними врата всех соблазнов. Когда же они радовались тому, что им было даровано, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние»". /Скот 6: 44/. (Ахмад 4/145, ат-Табарани в "аль-Аусате" 9426. Хафиз аль-'Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса). 

Грехи могут стать причиной невежества 

Сообщается, что когда имам аш-Шафи'и сел перед имамом Маликом (да смилуется над ними Аллах) и стал читать Къуран, Малику понравились его проницательность, острый ум и правильное понимания (аятов Къурана), и он сказал: "Я вижу, что Аллах озарил твоё сердце светом, так не гаси же его мраком ослушания!" 
Сам имам аш-Шафи'и произносил такие стихи: "Знание – это свет от Господа моего, а свет Аллаха грешному не даруется!" 

Грехи оставляют свой след на всём 

Наши праведные предшественники говорили: “Поистине, мы замечали, что, когда мы ослушались Аллаха, это отражалось на нравах наших жён и даже наших верховых животных, на которых мы ездили”. 
Имам аль-Фудайль сказал: “Если ты не можешь совершать ночную молитву (тахаджуд) и соблюдать пост днём, то знай, что ты лишён удела и твои грехи уже сковали тебя!” (См. “Уазаифу Рамадан” 50). 

Грехи приводят к дурному концу 

Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) в своих книгах «ад-Да'у уад-Дауа'» (Недуг и лекарство) и «аль-Фауаид» (Пользы) перечислил многочисленный вред от грехов. Он писал: “Раб теряет знания (начинает забывать), испытывает беспокойство в душе, трудности в делах, слабость в теле, лишается покорности Аллаху, благословения, счастья, ощущает стеснение в груди. Одни грехи порождают другие и входят в привычку; грешник позорится перед Аллахом и позорится перед людьми; на него падают даже проклятия животных, и он облекается в одежды унижения. Аллах накладывает печать на его сердце, и он попадает под проклятие Аллаха, а его мольба остаётся без ответа. Он распространяет порок на суше и на море, теряет честь, стыд, лишается милости. Его постигает наказание в мирской жизни, в его сердце вселяется страх, он попадает в плен шайтана. Грешника постигает плохой конец и наказание в будущей жизни”. 
Сообщается, что 'Абдуль-'Азиз ибн Абу Дауд сказал: “Однажды я присутствовал у постели умирающего, которому подсказывали произнести свидетельство того, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, но он сказал, что не верит в это. Потом я стал расспрашивать о нём, и оказалось, что он был пьяницей”. И 'Абдуль-'Азиз сказал: “Бойтесь грехов, ибо это они довели его до неверия”. (См. «Джами'уль-'Улюми уаль-Хикам» 58). 

Знание о грехах 

Покаяние – это отказ от совершения греха, но отказаться от чего-либо можно лишь в том случае, если об этом тебе известно. Если покаяние является обязательным, то обязательным является и то, без чего принести его будет невозможно, а это значит, что знание о том, что является грехом – обязательно. 

Всевышний Аллах сказал: «Оставьте грехи явные и скрытые! Поистине, те, которые совершают грех, получат воздаяние за то, что они совершали». (Скот 6: 120). 

Каждый мусульманин должен знать о том вреде, который несут в себе грехи и знать о том наказании, которое Всевышний Аллах уготовил для тех, кто их совершает, ибо знание этого будет способствовать тому, что человек будет остерегаться их. Именно так и поступал известный сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует Хузайфа (да будет доволен им Аллах), сказавший: “Обычно люди спрашивали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует о хорошем, я же спрашивал его о плохом, ибо я боялся, что оно постигнет меня”. (аль-Бухари 3606, Муслим 6/20). 

Грехом называется совершение или не совершение чего-либо, что противоречит велению Всевышнего Аллаха. 

Грехи делятся на малые и большие 

Всевышний Аллах сказал: «...и воздаст Он творившим благое за то, что они делали. Тем, которые избегают тяжких грехов и недостойных поступков за исключением малых прегрешений...» (Звезда 53: 31-32). 

Всевышний также сказал: «Если вы будете избегать тяжких грехов из тех, что вам запрещены, то Мы простим вам ваши прегрешения и введём вас через врата благословенные». (Женщины 4: 31). 

Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Большой грех – это всякое ослушание Аллаха, которое ведёт в Огонь, или влечёт проклятие, или гнев, или наказание Аллаха”. (См. “Тафсир ат-Табари” 4/14). 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя (да смилуется над ним Аллах) сказал, что "большим грехом, является ослушание, которое может повлечь за собой наказание Аллаха в виде лишения веры или проклятия". (См. примечание Юсуфа Абу 'Азиза к “аль-Кабаир” Ш. аз-Захаби, стр. 7). 

Если в Къуране или в Сунне указывается на то, что совершившего такой-то грех постигнет такое-то наказание в мире этом или в мире ином, то такой грех является большим. Также учёные говорят, что большой грех – это такой грех, который влечёт установленное шариатом наказание (хадд) в мире этом. 

Мусульмане обязаны знать, какие грехи являются большими, а какие малыми, поскольку знание о грехах и наказании за них способствуют тому, чтобы человек отдалялся от них. 
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Избегайте совершения семи губительных (смертных) грехов!» Люди спросили: “О посланник Аллаха, а что это за грехи?”. Он, да благословит его Аллах и приветствует ответил: «Поклонение кому-либо наряду с Аллахом; колдовство; убийство человека, которого Аллах запретил убивать, кроме как по праву; ростовщичество; поедание имущества сироты; бегство с поля боя во время сражения, и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, не помышляющих о подобном». (аль-Бухари 2766, Муслим 89). 

Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какой грех является самым великим пред Аллахом?” Он, да благословит его Аллах и приветствует ответил: «Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя!»” (аль-Бухари 4477). 

Следует также оберегать свой язык, который является причиной большинства грехов, как сказал об этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Язык является причиной большинства грехов сынов Адама». (Абу ш-Шейх, см. "ас-Сильсиля ас-Сахиха" 534). 

В каких случаях малые грехи превращаются в большие 

В силу определённых причин малый грех может стать тяжким. 
К числу этих причин относится проявление упорства и постоянное совершение малого греха, как сказал об этом Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах): “Невелик грех, если просят прощения за него, но и не мал, если упорно продолжают его совершать”. (См. “аль-Кабаир” М. Ибн 'Абдуль-Уаххаба 25). 
Малый грех может стать большим и в том случае, если совершающий его, испытывает при этом радость. 
Малый грех может превратиться в тяжкий и в том случае, когда человек считает своё прегрешение чем-то незначительным. Когда раб Аллаха считает грех великим, он становится незначительным перед Всевышним, если же раб Аллаха считает грех незначительным, то перед Аллахом он может стать великим. 
Абу Айуб аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сказал: “Поистине, человек может совершить какое-либо благодеяние и надеяться на него, не обращая внимания на незначительные прегрешения, но представ пред Аллахом, они окружат его со всех сторон. И поистине, человек может совершить грех и пребывать в состоянии страха за него, а представ пред Аллахом, он окажется в безопасности”. (См. “Фатхуль-Бари” 11/387). 

Также, грех становится серьёзней, чем более знающим является совершающий его. 
Малый грех может стать большим и тогда, когда человек совершает его тайно, а затем рассказывает об этом людям. 

Об опасности пренебрежения малыми грехами 

Учёные также говорят: “Смотри не на малозначительность греха, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься" 

КБР

При составлении данного мы руководствовались аятами Священного Къурана и достоверными хадисами . А также источниками дополнительной информации послужили труды авторитетных учёных исламского мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика