Такълид

B5b024ba9d54

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.


ХвалаАллаху, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении! К Нему мыприбегаем от зла наших душ и наших скверных деяний. Кого Аллах наставилна Прямой Путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах ввел взаблуждение, того никто не поведет Прямым Путем. Свидетельствую, чтонет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, исвидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. 

 ?? ???? ????? ????? ????? ???? ?? ????? ??? ????? ??? ????? ?????? 


«Оте, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте неиначе, как будучи мусульманами!» (сура ''Семейство Имрана'', аят 102); 

?????? ????? ????? ???? ???? ????? ?? ??? ????? ???? ???? ????? ??? ?????????? ?????? ?????? ?????? ???? ???? ??????? ?? ???????? ?? ???? ???????? ????? 


«О люди! Бойтесьвашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил изнего пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от нихобоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесьразрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура''Женщины'', аят 1); 

?? ???? ????? ????? ????? ???? ?????? ????? ?????? ???? ??? ??????? ????? ??? ?????? ??? ??? ???? ?????? ??? ??? ????? ????? 


«Оте, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Онисправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуетсяАллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (сура''Союзники'', аяты 70-71). 

Поистине, лучшим изповествований является Писание Аллаха, а лучшим из руководств –руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Самымхудшим же из деяний являются религиозные новшества, ибо любоерелигиозное новшество – это ересь, любая ересь – это заблуждение, алюбое заблуждение приводит в Ад.

А затем:

Таклид – этоследование словам ученого, не требуя при этом у него доказательств. Тоесть мукаллид имеет доказательство на то, что имеет право следоватьэтому ученому, но не имеет доказательств на то, в чем следует. Сразухочу отметить, что нет разницы, как мы это будем называть таклидом илиследованием, так как это одно и то же. В одном из аятов Корана Аллахназывает таклид следованием: «Вот те, за которыми следовали,будут отделяться от тех, которые следовали, и увидят наказание, иоборвутся y них связи. И скажут те, которые следовали: "Если бы нам былвозможен возврат, чтобы мы отделились от них, как они отделились отнас!"» 2:166. То есть следование за кем-либо может бытьслепым, но может быть и осмысленным, когда человек обладает достаточнымзнанием для познания доказательств своего имама.

Вчем же состоит доказательство дозволенности таклида и даже егообязательности, когда человек не может сам совершать иджтихад? (1)

Во-первых, Аллах в Коране сказал: «спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете» 16:43.Ученые сказали, что в этом аяте Аллах дает повеление простыммусульманам обращаться с вопросами к ученым, то есть этот аят лежит воснове таклида мукаллида муджтахиду. Об этом же сказано и в аяте: 

«Heследует верующим выступать всем. Отчего бы из каждой части их невыступал какой-нибудь отряд, чтобы они изучали религию и чтобы увещалисвой народ, когда вернутся к ним? Может быть, они остерегутся!» 9:122. 

Тоесть Аллах запретил всем мусульманам идти на джихад, а повелел группемусульман остаться для того, чтобы изучать религию, чтобы преподаватьее другим, а также отвечать на вопросы тех, кто не сведущ в некоторыхвопросах.

Во-вторых, ученые единогласныв том, что не все сподвижники были одинаково образованы, небольшаягруппа сподвижников обладала действительно большими знаниями, что жекасается большинства, то оно обращалось к меньшинству со своимивопросами. Не все сподвижники утруждали себя, сообщая доказательстватем, кто задает им вопросы. Некоторых пророк (да благословит его Аллахаи приветствует) отправлял к таким племенам, которые были знакомы толькос основами мусульманской акыды, и те следовали этим сподвижникам, неспрашивая у них доказательств. Сподвижники занимались иджтихадом, апростые мусульмане следовали за ними.

Имам ал-Газали в «ал-Мустасфа» (2/385) по поводу того, что простолюдин должен совершать таклид пишет: «Мыприведем два доказательства. Первое – единогласное мнение сподвижниковпророка (да благословит его Аллах и приветствует), они давали фетвыпростым мусульманам и не принуждали их к иджтихаду. Второе – тауатур(2) такого поведения, переданный учеными и простыми мусульманами».

Аль-Омади в своей книге «ал-Ахкам» (3/171) пишет:«Ученые единогласны в том, что во времена сподвижников и табигиновмуджтахиды давали фетвы, а простой народ приходил к ним с вопросам. Чтоже касается ученых, то они не только не запрещали это, но и были готовыотвечать на эти вопросы, при это они не всегда приводили доказательствосвоим словам. То есть они были единогласны в том, что простолюдин можетзадавать ученому вопросы в той области, в которой не осведомлен».

Муфтиисреди сподвижников отличались своим умом и знанием, самые знаменитыесреди них четверо праведных халифов, Абдулла ибн Масгуд, Абу Мусаал-Ашагари, Муаз ибн Джабал, Убай ибн Кааб, Зайд ибн Сабит. Что жекасается мукаллидов, то их число было огромным.

Вовремена табигинов количество знатоков увеличилось, и иджтихадзаключался в рамках двух мазхабов, мазхаб мнения и мазхаб хадиса.Наиболее знаменитые ученые мазхаба мнения это: Альками ибн Кайсан-Нухги, Масрук ибн ал-Адждаг ал-Хамадани, Ибрахим ибн Зайд ан-Нухги,Саид ибн ал-Джубайр, все жители Ирака следовали фетвам этих ученых.Наиболее знаменитые ученые Хиджаза это: Саид ибн ал-Мусайиб ал-Махзуми,Гурва ибн аз-Зубайр, Салим ибн Абдулла ибн Гумар, Сулейман ибн Ясар,Нафиг слуга Ибн Гумара, все жители Хиджаза следовали фетвам этих ученых.

Междуэтими учеными иногда шли очень жаркие дискуссии и споры, однако, этоникак не отражалось на их последователях, так как они следовали тому,кто был им ближе.

В-третьих, можно привести логический довод на то, что следование мазхабу является необходимостью. Шейх Абдулла Давваз пишет: «…когдау простого человека появляется вопрос, то у него есть два выхода, либоничего не делать, все ученые против этого. Второй вариант, спросить уученого и следовать его совету, что является наиболее верным. Спрашиваяученого, мукаллид может поинтересоваться доказательством, а может этогои не сделать. Второе правильнее, так как если все мукаллиды начнутинтересоваться всеми доказательствами и проверять их, то жизньмусульманского общества остановится, наступит кризис, так как у людейне будет времени заниматься своим ремеслом. Никто не будет сеять,пахать, все будут заниматься проверкой доводов муджтахида. Как видите,отказ от таклида ведет к полному параличу общества» (3).

Ученые,видя, что для неграмотного человека таклид – это идеальное средство вовсех жизненных ситуациях, сказали следующее: Имам аш-Шатыби по этомуповоду сказал: "Фетва муджтахида для человека неграмотного ввопросах права подобна Корану и сунне для муджтахида, причина этого втом, что и наличие, и отсутствие священного текста, для мукаллидаодинаково, ведь он не сможет воспользоваться им. Более того, имзапрещено делать иджтихад. В Коране по этому поводу сказано: «спроситеже людей напоминания, если вы сами не знаете». Как видите, знатокишариата отличаются от простых мусульман, поэтому у них есть правоустанавливать для них законы" (4). На это же указывают и слова Ибн ал-Кайима, ад-Дахляви, Гиззуддина, Ибн ал-Хумама и др.

Выувидели, что и Коран, и сунна, и логика говорят о необходимостиследования ученым, поэтому нет никакой разницы, является ли этот ученыйсподвижником, за которым следовали табигины, или же он один из имамовдвух первых школ, или же он один из четырех имамов.

Еслимы это узнали, то почему же мы считаем следование четырем имамамбидгатом? Почему четыре мазхаба – это бидга, а мазхабы мнения и хадисане являются бидгой? Почему последователи Абу Ханифы или аш-Шафигиявляются мубтадигам (5), а последователи ан-Нухги, Ибн Аббаса, ИбнМасгуда нет?

В чем состоит бидга,которую совершили четыре имама? Что одни прибавили к сунне саляфов? Этилюди не сделали ничего нового, они только систематизировали фикх, суннуи определили основы мусульманского права. Более того, они внеслиогромный вклад в мусульманскую науку, они сгладили разногласия,зародившиеся между школами мнения и хадиса. Все последующие ученые нетолько признали их заслуги, но и продолжили их путь, никто за историюИслама не высказывался против этих четырех мазхабов. Разве все, что онисделали, может быть бидгой, разве их деятельность ведет к заблуждению?На каком основании антимазхабисты осмеливаются утверждать такое?

Я преднамеренно оставляю эти вопросы без ответа, ведь разумный, объективный, непредвзятый читатель найдет на них ответы.


Мукаллиду не запрещается следовать только по одному мазхабу

Вышемы с вами сказали, что человек, невежественный в вопросахмусульманского права, должен следовать за словами муджтахида. Послеэтого появляется вопрос, имеет ли мукаллид право каждый день менятьсвой мазхаб? Имеет ли он право делать это с какой-либо другойпериодичностью? Если да, то что служит доказательством этому?

Какмы с вами уже отметили, мукаллид обязан следовать за словамимуджтахида, в Коране об этом сказано: «спросите же людей напоминания,если вы сами не знаете». Из этого становится ясно, что какого ученогоне слушал бы мукаллид, в каком бы мазхабе он ни был, он выполняет этоповеление. Если мукаллид считает, что он обязан следовать только одномумазхабу, то он ошибается, также он ошибается, если считает, что емунеобходимо с какой-либо периодичностью менять мазхаб. Единственнаяобязанность мукаллида следовать за словами ученого и больше ничего.Аллах не обязал его следовать по мазхабу, но также и не велел постоянноменять мазхаб.


Ученые всех четырех мазахабов единогласны в этом, в доказательство нашего утверждения мы приведем следующее:

Во-первых,мы не имеем права заставлять человека следовать только одному мазхабу,также не имеем права заставить его менять мазхаб, так как этопротиворечит основам таклида, ведь Аллах повелел только спрашиватьученых и никак по другому не конкретизировал это повеление. Любыедругие условия являются бидгой и ложью. В хадисе пророка (даблагословит его Аллаха и приветствует) по этому поводу сказано: «Любое условие, отсутствующее в книге Аллаха, является ложным, даже если этих условий сотни» (6).

Вданном случае очень странной является позиция антимазхабистов, они самизаявляют, что никто не имеет права заставлять следовать человекакакому-либо конкретному мазхабу, но в тоже время сами принуждаютмусульман периодически менять мазхаб. Они сами впадают в ту же ошибку,которую критикуют.

Таким образом намукаллиде одна обязанность – следовать словам ученого. Он не обязанпридерживаться слов одного из них, и также не обязан периодическименять мазхаб (7).

Во-вторых, в Исламеизвестно десять стилей чтения Корана, мусульманин имеет право выбиратьлюбой из них, если мы будем утверждать, что необходимо периодическименять мазхаб, то обязаны будем сказать, что следует периодическименять эти стили чтения. Меняют ли их сами антимазхабисты?

Вчем же разница между правовыми школами и школами кыраатов, и там, издесь мусульманин следует за каким-либо имамом. Если же эти людискажут, что изучение всех десяти кыраатов очень сложно, то и вотношении четырех мазхабов можно ответить то же самое. Из этого мыможем сделать вывод, что нет никаких доказательств о том, что надоследовать только за одним имамом, как нет доказательств и на то, чтонеобходимо постоянно менять мазхаб.

В-третьих,если мы изучим век сподвижников, табигинов, имамов, то не обнаружимвысказываний имамов о необходимости следования только одному имаму,также и не обнаружим высказываний о необходимости периодическогоизменения мазхабов. Известно, что в свое время халиф определялмуджтахида для того, чтобы тот давал людям фетвы, иногда он запрещалдругим давать фетвы для того, чтобы люди не путались.

Например,муфтиями Мекки были Гата ибн Абу Рабах и Муджахид, кроме них никтодругой не имел права давать фетвы. Долгое время мекканцы следовалимазхабу этих двух ученых, и ни один из них не критиковал халифа за это.Кроме этого никто не запрещал людям следовать мазхабу своего коллеги.Другой пример, некоторые мусульмане предпочитали фетвы Ибн Габбаса и вовсем старались следовать его словам. Никто из сподвижников неповелевал, следовать только за одним из них, и никто не повелевалпостоянно менять муфтиев. Например, долгое время иракцы следовали заИбн Масгудом и никто им этого не запретил, а жители Хиджаза следовализа Абдуллой ибн Гамром и никто им не повелел сменить его мазхаб накакой-либо другой. Тысячи ученых и миллионы мукаллидов следовали заэтими имамами, и никто из них не запретил этого, но все ставилиусловием, чтобы это не сопровождалось фанатизмом.

Имам аз-Захаби в своем трактате «Загл ал-гилм ва ат-талаб» (с. 14-16) пишет: «Нетничего зазорного в следовании маликитским ученым и судьям, если это неприводит к обвинению в неверии других мусульман, нет ничего запретногов следовании ханафитским ученым и судьям, если это не ведет к поискупутей к ростовщичеству или избавлению от обязанности выплаты закята.Шафииты – одни из лучших ученых, так как их знание основано на хадисе,а их имам один из пионеров в хадисе, если ты последуешь за ними, длятого чтобы соблюдать законы Аллаха, избавить себя от невежества, то тыдостигнешь благого. Ханбалиты обладают знанием, они религиозны,отрешены от мирского, однако люди говорят, что в акыде им свойственноприписывать Аллаху телесность. Однако, это не верно за редкимисключением. Все эти имамы запрещают фанатично следовать за собой идумать, что один мазхаб лучше другого. Все они говорят: “Не думай, чтотвой мазхаб лучший из всех существующих, ведь на это нетдоказательства, как нет и доказательства об обратном. Все имамы идутверным путем, если они ошибаются, то получают только одновознаграждение, если же они правы, то два».

Подумайнад этими словами, о дорогой читатель, это говорит великий ученый хафизШамсуддин аз-Захаби, ученик Ибн Таймии, посмотри, как он воспевает всечетыре мазхаба. Он призывает быть объективным и остерегаться фанатизма,так как ни один из имамов не может быть предпочтен другому. Так было иво времена сподвижников и во времена табигинов. Его слова говорят отом, что следование какому-либо одному мазхабу нисколько непротиворечит принципам таклида. Ошибка будет только в том случае, еслимукаллид будет считать, что именно Аллах повелел следовать толькоодному мазхабу.


Что значит следование мазхабу?

Послетого как мы изучили вопрос о необходимости таклида, нам следуетпоговорить о важности следования имаму. Почему мы следуем за ним, имеетли он какие-либо преимущества?

Мыприбегаем к Аллаху от этого. Все мусульмане знают, что основнымкритерием Ислама является шариат, ниспосланный Аллахом, а не чья-либостепень. Однако, не следует забывать, что Аллах создал людей с разныминаклонностями и способностями. Одним из них легче даются одни науки,другим – другие. Кому-то изучение шариата легко, а кому-то сложно.Поэтому есть необходимость в том, чтобы человек, невежественный ввопросах шариата, следовал за ученым, а ученый, не способный совершатьсамостоятельный иджтихад, следовал за муджтахидом, это и будет наиболееверным следованием за пророком (да благословит его Аллаха иприветствует). То есть мы следуем за этим ученым не потому, что онтакой выдающийся, а потому, что он объясняет нам шариат, мы следуем запророком с.г.с. не потому, что он такой святой, а потому, что он довелдо нас законы Аллаха. То есть мы следуем на ним не как за человеком, акак за пророком. Именно поэтому все ученые признают, что следованиеКорану более предпочтительно, чем следование сунне, ведь следованиесловам Аллаха лучше, чем следование словам человека. Также и ученыеподобно пророку (да благословит его Аллаха и приветствует) толькодоводят до нас шариат.

Имам аш-Шатыби по этому поводу в книге «ал-Игтисам» 3/250 пишет следующее: «Мыследуем за ученым не как за человеком, мы следуем за ним, как за тем,кто доводит до нас законы Аллаха. На самом деле так и есть, он доводитдо нас веления Аллаха и Его пророка с.г.с. Мы получаем от него тознание, которое он получил из сунны, он сообщает нам то, что понял иззаконов Аллаха».

Далее он пишет: «Мукалляф(8) может быть трех видов. Первый – муджтахид, который обязанзаниматься иджтихадом. Второй – мукаллид – человек, слабо знакомый сосновами законодательства. Он нуждается в том, кто будет для него этизаконы выводить и объяснять. Мукаллид следует за словами ученого толькопотому, что тот знает. Доказательством этого является тот факт, чтоесли мукаллид не будет уверен в образованности этого ученого, то он необязан следовать за ним. Мукаллид не должен следовать предписаниямнеграмотного человека, который объявляет себя ученым, также как он недолжен следовать предписаниям невежественного врача, ведь он можетпогубить его. Таким образом, мукаллид следует за ученым не как зачеловеком, а именно как за ученым. Третий вид – ученый, не достигшийстепени иджтихада, но умеющий оперировать с шариатскимидоказательствами. Признавая его образованность, мы либо вынужденыподнять его до уровня муджтахида, либо должны опустить его до уровняпростого мусульманина. То есть он тоже должен следовать за муджтахидом».

Есливы внимательно и объективно ознакомитесь с его словами, то поймете, чтовсе доводы антимазхабистов являются невежеством и клеветой. Эти люди незнакомы с историей развития мусульманским мазхабов, с их основами, заними следуют такие же невежды, как они сами. Только такие люди могутсказать: «Кто на верном пути? Мы, которые следуем за пророком с.г.с. или те, кто следует за аш-Шафиги? Зачем нужны эти мазхабы?».

Развеэто не популистские, ложные заявления? Каждый искренний и объективныймусульманин должен быть далек от этого. Ведь эти невежды не знают, чтозначит следовать по мазхабу, а ведь сотни великих мусульманских ученыхписали об этом в своих книгах. Если они этого не знают, то для них естьнебольшое оправдание, если же они рекламируют свою бидга, зная, то этоуже намного серьезнее!!!


Когда человек может прекратить таклид

Есть случаи, когда мукаллид обязан перестать следовать своему имаму

Во-первых,если мукаллид, изучая какой-либо вопрос, достиг в нем совершенства,ознакомился со всеми доказательствами, умеет извлекать законы изсвященных текстов, то именно в этом вопросе он обязан сам дать себеответ, не следуя ответу имама.

Во-вторых,если мукаллид видит хадис, который противоречит словам его имама, еслион знает, что этот хадис достоверен, если мукаллид точно знает, на чтоуказывает хадис, то он должен последовать за хадисом. И оставитьследование имаму в этом вопросе. Причина этого в том, что все имамывелели своим последователям придерживаться хадиса в том случае, если онпротиворечит их мнению.

Однако, не нужнозабывать, что для этого есть очень много условий, ведь не каждый хадиснесет то значение, о котором заявляет его буквальное значение.

Вот что говорит имам ан-Навави по этому поводу: «…этислова аш-Шафиги не говорят о том, что каждый мусульманин имеет право,увидя достоверный хадис, последовать за его буквальным смыслом. Этоотносится только к тем, кто достиг степени муджтахида в рамках мазхаба.Причем обязательным условием должна быть уверенность в отношении того,что до имама аш-Шафиги этот хадис не дошел, что он не знал одостоверности этого хадиса. А это возможно только в том случае есличеловек изучил все книги по шафигитскому праву. Очень часто имамаш-Шафиги не принимал буквальное значение хадиса, причина этого в том,что хадис мог быть отмененным, иметь частное значение или иметькакое-либо свое объяснение» (9).

Причиноставления хадиса каким-либо великим ученым очень много, Ибн Таймиянасчитал десять таких причин, кроме этого от себя добавил еще одну:наше незнание о причине оставления данного хадиса, так как наука – этонеобъятное явлениеx. Даже если мы проверили все десять причиноставления хадиса, у нас остается еще одна. Наше незнание о причинахэтого.

Вот и все доказательства надозволенность и таклида в целом, и следования конкретному мазхабу вчастности. Мы надеемся, что объективный и умный читатель поймет ипримет эти доказательства. Что же касается людей, которые фанатичнопреданы своим идеям, то им не только нет пользы от доказательств, дляних нет даже лечения. Можно только попросить у Аллаха, чтобы Оннаставил их на путь истинный.


Что будет, если все мусульмане будут придерживаться антимазхабитских идей?

Наэтот вопрос я отвечаю вопросом: Что будет, если мы все откажемся отуслуг архитекторов, врачей и других специалистов? Что будет, если мысами будем строить, лечиться и т.д. так, как считаем верным?

Нетсомнения в том, что мы придем к хаосу, наши здания будут рушиться, таккак мы не соблюдали правила архитектуры. Люди будут гибнуть из-за того,что занимаются самолечением. Все придет в упадок, а причиной всегоэтого является наше усердие при нашем невежестве в отношении законовэтих наук. Все это известно даже детям. Почему же антимазхабисты нехотят понять, что в вопросах шариата тоже есть своя специализация, естьсвоим законы, которые нельзя нарушать? Ведь усердие невежественныхлюдей в вопросах шариата приведет к тому же результату, что и усердиеневежд в вопросах архитектуры, медицины и т.д. На сегодняшний день мыимеем совершенный фикх, который может нам дать ответы на все случаижизни. Ученые уже сделали за нас всю работу, перед нами многотомныекниги по фикху, и от нас только требуется переработать их так, чтобыони соответствовали современным методикам, современным требованиямпечати и издания. Что же будет, если мы выбросим все это богатство наветер неограниченного иджтихада? Мы окажемся у исторических руин.Поэтому мусульманам остается только пользоваться тем богатством,которое есть у них, им следует только изучить и использовать тобогатство, которое им оставили ученые.

Ктоиз мусульман осмелится отрицать те доводы, которые мы привели вдоказательство обязательности таклида для того, кто не способен наиджтихад? Как можно призывать к иджтихаду даже тех мусульман, которыене способны на это? Как можно запрещать таклид, ведь до них егопрактиковали миллионы? Ведь если каждый начнет делать иджтихад,выводить законы из Корана и сунны, то шариат разлетится в пух и прах.Как эти люди не хотят понять, что открытие врат иджитихада для всех безисключений приведет к уничтожению шариата.


Разрешен ли таклид другим имамам?

Нет,ни в коем случае, ведь эти мазхабы имеют давнюю историю, многие ученыеработали над их разработкой и проверкой, поэтому они являются самыминадежными из юридических школ Ислама, как об этом заявляют многиеученые.

Имам ан-Навави по этому поводу пишет: «Человек,не являющийся муджтахидом должен избрать мазхаб, по которому будетследовать. Ни в коем случае он не имеет права следовать за своимистрастями, также он не имеет права следовать мазхабу кого-либо изсподвижников, несмотря на то, что те были грамотнее. Причина этого втом, что эти люди не занимались классификацией фикха, установлением егоправил и основ, ни у кого из них нет своей, установившейся правовойшколы. После сподвижников пришли имамы, которые пошли их путем иразвили законы шариата, они стали решать проблемы до того, как тепроисходили. Этими великими учеными были Абу Ханифа, Малик и др.» (10).

Ибн Хаджар по этому поводу сказал:«Имам двух священных мечетей сказал, что никто не вправе следоватьмазхабам сподвижников, ведь они не имеют достоверности, так как не быликлассифицированы и записаны. Поэтому таклид разрешен только в отношениичетырех имамов. С появлением четырех мазхабов появился таклид, что жекасается более ранних мазхабов, то все их богатство не сохранилось,может быть мы найдем их фетву, но она не будет полной, может быть этотученый уточнил эту фетву, а это уточнение не было записано, именнопоэтому нет возможности следовать более ранним мазхабам».

И в завершении вознесём хвалу Аллаху Господу миров.

Подготовил и с некоторыми изменениями Абдурахман 

4.11.2008г.

____________________________________________________

(1)Необходимо отметить, что здесь мы будет говорить только о положенияхфикха, что же касается акыды, то мусульманин должен быть знаком сдоводами этой науки. Ведь в акыде не может быть предположительногознания, все должно иметь твердые доказательства. В Коране по этомуповоду сказано: «И не следуй за тем, o чем y тебя нет знания: ведьслух, зрение, сердце - все они будут об этом спрошены» 17:36, «Ониследуют только за предположением, и они только ложно измышляют!» 6:116.Полной уверенности в вопросах акыды можно достигнуть только тогда,когда челове принимает доводы этой науки осмысленно. Что же касаетсяфикха, то здесь от последователя не требует конкретного знания, ведьпророк с.г.с. посылал одного из сподвижников к конкретному племени ивелел им следовать тому, что сообщит им этот человек, а как известно,информация переданная одним человекам относится к вероятному знанию.Вот в чем разница между акыдой и фикхом.

(2)Многочисленные свидетельства.

(3)Комментариишейха Абдуллы Давваза к книге «ал-Мувафакат» под авторством аш- Шатыби4/22, также можете обратиться к высказываниям ал-Газали и ал-Омади.

(4)«ал-Муафакат аш-шатыби» 4/290-292.

(5)Мубтадиг – тот, кто практикует порицаемые нововведения – п.п.

(6) Ибн Хиббан 4272, ал-Бухари 2565, Муслим 1504.

(7)При перемене мазхаба обязательным условием является следование разуму,а не страстям. То есть мукаллид не должен постоянно избирать легкиеположения исламского права. Следующее условие – мукаллид не должен водном и том же акте богослужения следовать разным мазхабам.

(8)Обязанный, то есть человек, на которого наложена какая-либообязанность, в данном случае имеется в виду каждый мусульманин, так какна всех мусульман без исключения налагается обязанность исполнятьзаконы Аллаха – п.п.

(9) «ал-Маджмуг» 1/64.

(10) «Шарх ал-мухаззаб» ан-Навави.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика