Несколько слов о современных нововведениях. (Шейх Салих бин Фаузан)
К их числу относятсяследующие:
1 - Празднование дня рождения Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует.
2 - Испрашиваниеблагословения и поиски благословения у различных мест, памятников, покойных итак далее.
3 - Нововведения в областипоклонения и поиска путей приближения к Аллаху.
Современные нововведениямногочисленны, что объясняется удаленностью нашего времени от эпохивозникновения Ислама, недостатком знания, множеством призывающих к следованиюэтим нововведениям и нарушениям ираспространением подражательства обычаям и обрядам неверных, что лишьподтверждает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Обязательно выстанете следовать по стопам тех, кто был до вас" (Этот хадис передалат-Тирмизи).
1 - Празднование днярождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в месяце раби ал-аввал:
Подобное есть не чтоиное как подражание христианам в том, что именуется празднованием РождестваХристова. То же самое делают и невежественные мусульмане или заблудшие из числа знающих,когда в месяце раби ал-аввал лунного года участвуют в празднествах по случаю рождения ПосланникаМухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые празднуют этотдень в мечетях, другие - в своих домах или в специално подготовленных для этогоместах. В этих празднествах принимаетучастие большое количество темных и невежественных людей, которые делают это из подражания христианам, придумавшим праздник по случаю РождестваХриста, мир ему. Мало того, что подобные праздникиявляются нововведением и подражанием христианам, они еще и часто включают всебя и нечто из дел язычников и порицаемых поступков, например декламацию поэм, содержащих в себенеумеренные восхваления в адрес Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Дело доходит до того, что вэтих стихах к нему начинают обращаться с мольбой и взывать о помощи, забывая об Аллахе, в то время какПророк, да благословит его Аллах иприветствует, запретил преступать границы разумного в восхвалении его, сказав:
"Непревозносите меня подобно тому, как христиане превозносят сына Марйам, ведь, поистине, я - раб, и вы должныговорить: "Раб Аллаха и Посланник Его!" (Этот хадис приводятал-Бухари и Муслим).
Под превознесением здесьподразумевается как раз неумеренное восхваление.
Нередко эти люди полагают,что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, присутствует на ихпразднествах. К категории отвергаемых действий, имеющих место во времяпроведения подобных праздников относится также хоровое пение, сопровождающеесябарабанным боем, и другие действия, например, также относящиеся к числунововведений суфийские зикры. Во время этих праздников мужчины встречаются с женщинамии смешиваются с ними, что порождаетискушения и может привести к разврату, но даже если подобные праздники обходятсябез подобных неприятностей и дело ограничивается встречами, принятием пищи ипроявлением радости, как говорят об этом, все равно такие праздники являютсянововведениями и новшествами (а мы знаем, что всякое новшество приводит к нововведению, а нововведения ведут к заблуждениям) (это часть хадиса).Кроме того, они имеют тенденцию к видоизменению, в результате чего на этих праздникахкак раз и происходят разные отвергаемые вещи и появляются все новые и новыезапретные дела.
Мы говорим, что это нововведение, так как подобное необосновано ни Кораном, ни Сунной, ни действиями праведных предшественников, нинаилучших поколений, а возникло позднее,а именно - после IV века хиджры. Этотобычай был введен Фатимидами, которые являлись шиитами. Имам Абу Хафс Таджуддин ал-Факихани, до помилуетего Аллах, сказал: "А затем: мне неоднократно задавал вопрос не одинчеловек из хороших людей о встречах, устраиваемых некоторыми людьми в месяцераби ал-аввал и называемых ими "мавлид". Суть вопросов сводилась ктому, имеют ли подобные праздники основу в религии, на что они желали получить ясный и четкийответ. Я отвечал, а Аллах - податель успеха, что ни в Коране, ни в Сунне нетничего такого, что могло бы служитьоснованием для устроения "мавлида", и ни об одном из ученыхмусульманской Уммы, которые являлись образцомв делах религии твердо следовали примеру предшественников, не сообщали, что он делал подобные вещи. Это - не что иноекак нововведение, изобретенное бездельниками, и следование страстям, приносящее пользу обжорам"("Послание об истоках устроения мавлида").
Шейх-уль-ислам Ибн Таймийасказал: "То же самое относится и ктому, что выдумывают некоторые люди,либо подражая христианам, празднующим рождество Исы, мир ему, либо желая выразить свою любовь ипочтение к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, праздником,хотя люди и расходятся во мнениях о том, когда был день его рождения. Наши предшественники не делали ничегоподобного, а если бы в этом заключалось только благо или благо составляло быбольшую часть этого, то они более нас заслуживали его, ибо они больше наслюбили и почитали Пророка, да благословитего Аллах и приветствует, и больше насстремились к благу. Для них любовьи почтение к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,заключались в следовании и покорности ему, выполнении его велений, внутреннем и внешнем оживлении его Сунны, распространении того, с чем он был послан к людям, и борьбе за этос помощью сердца, рук и языка. Именно этим путем и шли наши предшественники изчисла мухаджиров, ансаров и тех, кто последовал за ними в благодеяниях ("Необходимость придерживаться прямого пути", исследованиедоктора Насера ал-Акля с некоторыми сокращениями).
И в старые времена, и в нашевремя было написано немало книг, отвергавших это нововведение, ибо онодействительно является не только нововведением и подражательством неверным, но и ведущим к устроению других праздниковтакого же рода наподобие праздников по случаю рождения святых, шейхов или лидеров, илигероев, или ученых, что открывает многие двери зла.
2 - Испрашиваниеблагословения и поиски благословения у сотворенного, являющийся одним изпроявлений язычества и той сетью, с помощью которой авантюристы облегчаюткошельки наивных людей. Испрашиваниеблагословения представляет собой обращение с просьбой о ниспослании блага ккому-либо и о его увеличении, однакообращаться с подобной просьбой можно лишь к тому, кто обладает благом и способен распоряжатьсяим по своему усмотрению, то есть к Аллаху, слава Ему. Только Он можетниспослать благо и утвердить его, аничто сотворенное не способно ни даровать благо, ни создать его, ни утвердить. Таким образом,испрашивание у тех или иных мест или памятников, у живых или покойных людейнедопустимо, так как оно является либо многобожием, если человек верит, чтонечто, кроме Аллаха, способно дароватьблаго, либо путем ведущим к многобожию, если человек верит, что посещениекакого-либо места или прикосновение к чему-либо может привести к получениюблага от Аллаха. Что же касаетсядействий сподвижников Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует, которые стремились к получению благословения путем прикосновения к еговолосам, ногтям или слюне, как об этомуже говорилось ранее, то подобноекасалось только Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он был жив и находился среди них, ведь после его смерти сподвижники неиспрашивали благословений ни у комнаты, ни у могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.Кроме того, они не обращались за благословениями и к тем местам, где молился или присаживался Пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, что в еще большей степени касаетсягробниц и зияратов авлияъ Аллаха. Они не испрашивали благословения также ни у живых, ни у почивших праведников наподобие АбуБакра, Умара и других из наиболее достойных сподвижников. Они также не поднимались к пещере на гореХира[1],чтобы помолиться или обратиться оттуда с молитвой к Аллаху, посчитав его святым местом, не отправлялиськ той горе, где Аллах обратился сосвоими словами к Мусе, и не посещал иных мест, о которых сообщалось, что там находятся могилы Пророков или иныхлюдей. Не посещали они также истроений, воздвигаемых на местах, связанных с именами тех или иныхПророков, и ни один из нашихпредшественников не прикасался к тому месту, где постоянно молился в МединеПророк, да благословит его Аллах и приветствует, и не целовал его, и то жесамое касается места, на котором он совершал молитвы в Мекке, а также и других мест. Но если для членов Уммы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, небыло узаконено целование тех мест, куда ступалиего благородные ноги, или прикосновениек ним, то что же говорить о такихместах, где молился или ночевал кто-тодругой? Поэтому целование таких мест или прикосновение к ним с подобными целямизнающие без малейших колебаний признали как не соответствующее Шариату Пророка,да благословит его Аллах и да приветствует[2].
3 - Нововведения в областипоклонения и поиска путей приближения к Аллаху.
В наше время практикуетсямножество нововведений, касающихся образов поклонения, в то время как основой поклонения является нечто ниспосланное свыше, поэтому все, что связано споклонением, может быть узаконено только на основании веских доводов. Если же таких доводов нет, значит подобноеявляется нововведением в соответствии со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Всякий, кто делает то, чего мы не повелевали, будетотвергнут" (Этот хадис приводит Муслим).
Обряды поклонения, которые практикуются ныне безо всяких на тооснований, весьма многочисленны. К ним, в частности, относится нижеследующее:
1 - Произнесение вслух словнамерения перед намазом, когда человек говорит: "Я намереваюсь помолиться Аллаху так-то и так-то". Подобное являетсянововведением, так как не соответствует Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ипотому, что Аллах Всевышний сказал:
"Скажи: "Неужели станете выучить Аллаха вашей вере, когда Аллах знает то, что в небесах и что на земле? И Аллах знает овсякой вещи!" ("Комнаты", 16.)
Местом, предназначенным для намерения, является сердце, поэтому и произносить слова намерения следуетсердцем, а не языком.
2 - Групповое поминание после намаза, ибо в соответствии с установлениями Шариатаслова поминания каждый должен произносить себе отдельно.
3 - Требование читать «Фатиху» по разным поводам, в том числе после дуа, то есть обращения с мольбой к Аллаху и причтении молитв по покойным.
4 - Устроение поминок по покойным сприготовлением пищи и с наниманием чтецов Корана утверждая, что подобное делается ради утешения или пойдет на пользу покойному. Подобные вещи являются нововведениями, неимеющими под собой никаких оснований.
5 - Организация разного родарелигиозных праздников наподобиепраздника в память о вознесении, то есть ночном путешествии Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует, изМекки в Иерусалим или в память о переселении Пророка из Мекки в Медину.Подобное никоим образом не обосновано Шариатом.
6 - Совершение особой умры вмесяце раджаб, сопровождающееся особыми молитвами и постами, что на самом деленичем не отличается от совершения умры, намазов, постов и жертвоприношений в течение других месяцев.
7 - Различные виды суфийскихзикров. Все они являются нововведениями, так как противоречат узаконенным видампоминания как с точки зрения их формы, так и с точки зрения времени ихсовершения.
8 - Посвящение ночи всередине месяца ша'бан ночным молитвам и одного дня в середине этого месяцапосту, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, неделал ничего подобного.
9 - Возведение сооруженийнад могилами, избрание их местамидля мечетей и посещение их с цельюполучения благодаря этому благословения, обращения за помощью к покойным и совершения прочих дел, свойственных многобожникам. То же самое относится и к посещению могилженщинами, ибо Посланник, да благословитего Аллах и приветствует, проклял женщин, посещающих могилы и зажигающих свечи.
[1] Хира - это пещера, где находилсяПророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда был ниспослан ему первыйаят из Корана.
[2] См.: “Необходимость придерживаться прямого пути”, 2/795-802.Исследование доктора Насера ал-Акля.