Несколько слов о современных нововведениях. (Шейх Салих бин Фаузан)

К их числу относятсяследующие:

1 -  Празднование дня рождения Пророка,  даблагословит его Аллах и приветствует.

2 - Испрашиваниеблагословения и поиски благословения у различных мест, памятников, покойных итак далее.

3 - Нововведения в областипоклонения и поиска путей приближения к Аллаху.

Современные нововведениямногочисленны, что объясняется удаленностью нашего времени от эпохивозникновения Ислама, недостатком знания, множеством призывающих к следованиюэтим нововведениям и  нарушениям ираспространением подражательства обычаям и обрядам неверных, что лишьподтверждает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: 

"Обязательно выстанете следовать по стопам тех, кто был до вас" (Этот хадис передалат-Тирмизи).

1 - Празднование днярождения Пророка,  да  благословит его Аллах и приветствует, в месяце раби ал-аввал:

Подобное есть  не  чтоиное как подражание христианам в том, что именуется празднованием РождестваХристова. То же самое делают  и  невежественные  мусульмане или заблудшие из числа знающих,когда в месяце раби ал-аввал лунного года участвуют в  празднествах по случаю рождения ПосланникаМухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые празднуют этотдень в мечетях, другие - в своих домах или в специално подготовленных для этогоместах.  В этих празднествах принимаетучастие большое количество  темных  и невежественных  людей, которые делают это из подражания христианам,  придумавшим праздник по случаю РождестваХриста,  мир  ему. Мало того, что подобные праздникиявляются нововведением и подражанием христианам, они еще и часто включают всебя и нечто из дел язычников и порицаемых поступков,  например декламацию поэм, содержащих в себенеумеренные восхваления в  адрес  Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Дело доходит до того, что вэтих стихах к нему начинают обращаться с мольбой и взывать о  помощи, забывая об Аллахе,  в то время какПророк,  да благословит его Аллах иприветствует, запретил преступать границы разумного в восхвалении его,  сказав:

"Непревозносите меня подобно тому, как христиане превозносят сына Марйам,  ведь, поистине, я - раб, и вы должныговорить: "Раб Аллаха и Посланник Его!" (Этот хадис приводятал-Бухари и Муслим).

Под превознесением здесьподразумевается как раз неумеренное восхваление.

Нередко эти люди полагают,что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, присутствует на ихпразднествах. К категории отвергаемых действий, имеющих место во времяпроведения подобных праздников относится также хоровое пение, сопровождающеесябарабанным боем, и другие действия, например, также относящиеся к числунововведений суфийские зикры. Во время этих праздников мужчины встречаются с женщинамии смешиваются с ними,  что порождаетискушения и может привести к разврату,  но  даже если  подобные праздники обходятсябез подобных неприятностей и дело ограничивается встречами, принятием пищи ипроявлением радости, как говорят об этом, все равно такие праздники являютсянововведениями и новшествами (а мы знаем, что всякое новшество приводит к нововведению,  а нововведения  ведут  к заблуждениям) (это часть хадиса).Кроме того, они имеют тенденцию к видоизменению, в результате чего на этих праздникахкак раз и происходят разные отвергаемые вещи и появляются все новые и новыезапретные дела.

Мы говорим,  что это нововведение, так как подобное необосновано ни Кораном,  ни Сунной,  ни действиями праведных предшественников, нинаилучших поколений,  а возникло позднее,а именно - после IV века хиджры.  Этотобычай был введен Фатимидами, которые являлись шиитами.  Имам Абу Хафс Таджуддин ал-Факихани, до помилуетего Аллах, сказал: "А затем: мне неоднократно задавал вопрос не одинчеловек из хороших людей о встречах, устраиваемых некоторыми людьми в месяцераби ал-аввал и называемых  ими  "мавлид". Суть вопросов сводилась ктому, имеют ли подобные праздники основу в религии,  на что они желали получить ясный и четкийответ. Я отвечал, а Аллах - податель успеха, что ни в Коране,  ни в Сунне нетничего такого,  что могло бы служитьоснованием для устроения "мавлида", и ни  об одном из ученыхмусульманской Уммы,  которые являлись образцомв делах религии твердо следовали примеру предшественников,  не сообщали,  что он делал подобные вещи. Это - не что иноекак нововведение, изобретенное бездельниками, и следование  страстям, приносящее  пользу обжорам"("Послание об истоках устроения мавлида").

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийасказал:  "То же самое относится и ктому,  что выдумывают некоторые люди,либо подражая христианам, празднующим рождество Исы,  мир ему, либо желая выразить свою любовь ипочтение к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, праздником,хотя люди и расходятся во мнениях о том, когда был день его рождения.  Наши предшественники не делали ничегоподобного, а если бы в этом заключалось только благо или благо составляло быбольшую часть этого, то они более нас заслуживали его, ибо они больше наслюбили и почитали Пророка,  да благословитего Аллах и приветствует,  и больше насстремились к благу.  Для них любовьи  почтение к Пророку,  да благословит его Аллах и да приветствует,заключались в следовании и покорности ему, выполнении его велений, внутреннем и внешнем оживлении его Сунны, распространении того,  с чем он был послан к людям, и борьбе за этос помощью сердца, рук и языка. Именно этим путем и шли наши предшественники изчисла мухаджиров, ансаров и тех, кто последовал за ними в  благодеяниях ("Необходимость придерживаться прямого пути", исследованиедоктора Насера ал-Акля с некоторыми сокращениями).

И в  старые времена,  и  в  нашевремя было написано немало книг, отвергавших это нововведение, ибо онодействительно является не только нововведением и подражательством неверным,  но и ведущим к устроению других праздниковтакого  же  рода наподобие праздников по случаю рождения святых, шейхов или лидеров, илигероев, или ученых, что открывает многие двери зла.

2 - Испрашиваниеблагословения и поиски благословения у сотворенного, являющийся одним изпроявлений язычества и той сетью, с помощью которой авантюристы облегчаюткошельки наивных людей.  Испрашиваниеблагословения представляет собой обращение с просьбой о ниспослании блага ккому-либо и о его увеличении,  однакообращаться с подобной просьбой можно лишь к тому,  кто обладает благом и способен распоряжатьсяим по своему усмотрению,  то есть  к Аллаху, слава Ему.  Только Он можетниспослать благо и утвердить его,  аничто сотворенное не способно ни даровать благо, ни создать его, ни утвердить. Таким образом,испрашивание у тех или иных мест или памятников, у живых или покойных людейнедопустимо, так как оно является либо многобожием, если человек верит, чтонечто, кроме Аллаха,  способно дароватьблаго, либо путем ведущим к многобожию, если человек верит, что посещениекакого-либо места или прикосновение к чему-либо может привести к получениюблага от Аллаха.  Что же касаетсядействий сподвижников Пророка,  даблагословит его Аллах и приветствует, которые стремились к получению благословения путем прикосновения к еговолосам, ногтям или слюне,  как об этомуже говорилось ранее,  то подобноекасалось только Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда  он  был  жив и находился среди них,  ведь после его смерти сподвижники неиспрашивали благословений ни у комнаты, ни у могилы Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует.Кроме того, они не обращались за благословениями и к тем местам,  где молился или присаживался Пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, что в еще большей степени касаетсягробниц и зияратов авлияъ  Аллаха.  Они не испрашивали благословения также ни у живых,  ни у почивших праведников наподобие АбуБакра, Умара и других из наиболее достойных сподвижников.  Они также не поднимались к пещере на гореХира[1],чтобы помолиться или обратиться оттуда с молитвой к Аллаху,  посчитав его святым местом,  не отправлялиськ той горе,  где Аллах обратился сосвоими словами к Мусе, и не посещал иных мест, о которых сообщалось,  что там находятся могилы Пророков или иныхлюдей.  Не посещали они также истроений,  воздвигаемых на  местах, связанных  с именами  тех или иныхПророков,  и ни один из нашихпредшественников не прикасался к тому месту, где постоянно молился в МединеПророк, да благословит его Аллах и приветствует, и не целовал его, и то жесамое касается места, на котором он совершал молитвы в Мекке,  а также и других мест.  Но если для членов Уммы Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует, небыло узаконено целование тех мест,  куда ступалиего благородные ноги,  или прикосновениек ним,  то что же говорить о такихместах,  где молился или ночевал кто-тодругой? Поэтому целование таких мест или прикосновение к ним с подобными целямизнающие без малейших колебаний признали как не соответствующее Шариату Пророка,да благословит его Аллах и да приветствует[2].

3 - Нововведения в областипоклонения и поиска путей приближения к Аллаху.

В наше время практикуетсямножество нововведений, касающихся образов поклонения,  в то время как основой  поклонения является нечто ниспосланное свыше, поэтому все, что связано споклонением, может быть узаконено только на основании веских доводов.  Если же таких доводов нет, значит подобноеявляется нововведением в соответствии со словами Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует: 

"Всякий,  кто делает то, чего мы не повелевали, будетотвергнут" (Этот хадис приводит Муслим).

Обряды поклонения,  которые практикуются ныне безо всяких на тооснований, весьма многочисленны. К ним, в частности, относится нижеследующее:

1 - Произнесение вслух словнамерения перед  намазом,  когда человек   говорит:   намереваюсь  помолиться Аллаху  так-то  и так-то". Подобное являетсянововведением, так как не соответствует Сунне Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует, ипотому,  что Аллах Всевышний сказал: 

"Скажи: "Неужели станете  выучить  Аллаха вашей вере,  когда Аллах знает то,  что в небесах и что на земле? И Аллах знает овсякой вещи!" ("Комнаты", 16.)

Местом,  предназначенным для намерения,  является сердце,  поэтому и произносить слова намерения следуетсердцем, а не языком.

2 -  Групповое поминание после намаза,  ибо в соответствии с установлениями Шариатаслова поминания каждый должен произносить себе отдельно.

3 - Требование читать «Фатиху» по разным поводам,  в том числе после дуа,  то есть обращения с мольбой к Аллаху и причтении молитв по покойным.

4 -  Устроение поминок по покойным сприготовлением пищи и с наниманием чтецов Корана утверждая,  что подобное делается  ради утешения  или пойдет на пользу покойному.  Подобные вещи являются нововведениями, неимеющими под собой никаких оснований.

5 - Организация разного родарелигиозных праздников  наподобиепраздника в память о вознесении, то есть ночном путешествии Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует,  изМекки в Иерусалим или в память о переселении Пророка из Мекки в Медину.Подобное никоим образом не обосновано Шариатом.

6 - Совершение особой умры вмесяце раджаб, сопровождающееся особыми молитвами и постами, что на самом деленичем не отличается от совершения умры, намазов, постов и жертвоприношений в течение других месяцев.

7 - Различные виды суфийскихзикров. Все они являются нововведениями, так как противоречат узаконенным видампоминания как с точки зрения их формы, так и с точки зрения времени ихсовершения.

8 - Посвящение ночи всередине месяца ша'бан ночным молитвам и одного дня в середине этого месяцапосту,  ибо Пророк,  да благословит его Аллах и приветствует, неделал ничего подобного.

9 - Возведение сооруженийнад могилами,  избрание их местамидля  мечетей и посещение их с цельюполучения благодаря этому благословения, обращения за помощью к покойным и совершения прочих дел,  свойственных многобожникам.  То же самое относится и к посещению могилженщинами,  ибо Посланник, да благословитего Аллах и приветствует, проклял женщин, посещающих могилы и зажигающих свечи.

 



[1] Хира - это пещера, где находилсяПророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда был ниспослан ему первыйаят из Корана.

[2] См.: “Необходимость придерживаться прямого пути”, 2/795-802.Исследование доктора Насера ал-Акля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика