Тавассуль и истигьаса в Ханафитском мазxабе

Подобный вид“тавассуля” отвергали крупные мусульманские ученые и богословы, и этивзгляды нашли отражение в некоторых религиозных толках, имеющих многопоследователей. Одним из таких толков является школа имама Абу Ханифы,да смилостивится над ним Аллах.

??? ???? ?????? ??????

? ?? ?????? ? ?? ???? ? ??? ??????

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословления нашему любимому посланнику Аллаха, его семье и всем сподвижникам.

“Тавассуль”[1] и “истигьаса”[2] в Ханафитском мазхабе

Подобный вид “тавассуля” отвергаликрупные мусульманские ученые и богословы, и эти взгляды нашли отражениев некоторых религиозных толках, имеющих много последователей. Одним изтаких толков является школа имама Абу Ханифы, да смилостивится над нимАллах. В книге “ад-Дурр аль-Мухтар” (2/630), которая является одним изнаиболее известных трудов представителей ханифитской школы, говоритсябуквально следующее: «Передают, что Абу Ханифа сказал:

?? ????? ???? ?? ???? ???? ??? ??? ??????? ??????? ???? ??????? ?? ?? ?????? ?? ???? ?????:

}???? ??????? ?????? ?????? ???{

«Взывать к Аллаху следуеттолько посредством Него Самого. О молитвах, которые нам дозволено ивелено читать, говорится в словах Всевышнего:«У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…».

Похожее высказывание приводится в книге “аль-Фатава аль-Хиндийя” (5/280).

??? “??? ??????” ?? (??????????): (??? ??? ?? ?????? ????? ??? ???? ??? ??? ?????: ?? ????????? ?? ???? ???? ??? ??? ????? ?? ????: ?????? ???? ?? ????? ?? ???????? ??? ??? ??? ????? ??? ??? ????: ???? ???? ?? ???? ?? ????? ??????? ???? ????? ?? ????: ??? ????? ?? ??? ??????? ?????? ???? ??????????? ??????? ??????? ??? ????????: ??????? ????? ?? ???? ???? ?? ??????? ??? ??????? ??? ???? ??????)

Аль-Кудури[3]в своем большом труде по богословию “Шарх аль-Карахи”, в главе онежелательных поступках, писал: «Бишр ибн аль-Валид рассказывал со словАбу Юсуфа, что Абу Ханифа сказал:

«Взывать к Аллаху следуеттолько посредством Него Самого. Мне не нравится, когда говорят: “радиместа величия на Твоем Троне” или “ради того, что полагается Твоимтворениям”». Это мнение разделял и Абу Юсуф. Он сказал: «Местовеличия на Троне - это Аллах, и я не считаю такую молитвунежелательной. Но мне не нравится, когда говорят: “ради того, чтополагается такому-то”, “ради того, что полагается Твоим пророкам ипосланникам”, “ради того, что полагается Твоему Заповедному Дому иЗаповедному Месту”».

Аль-Кудури сказал: «Просить Аллаха ради Его творений нельзя, потому что Творец ничем не обязан Своим творениям». Об этом сообщил Шейх-уль-ислам[4] в книге “аль-Каида аль-Джалила”.

Аз-Зубейди в книге“Шарх аль-Ихья” (2/285) сказал: «Абу Ханифа и его соратники запрещалипросить Аллаха ради того, что полагается кому-то, или ради того, чтополагается Его пророкам и посланникам, Заповедному Дому или ЗаповедномуМесту, потому что Аллах ничем никому не обязан. Абу Ханифа и Мухаммадтакже запрещали говорить во время мольбы: “О Боже, прошу Тебя радиместа величия на Твоем Троне”.

Выдающийся Ученый, Хафиз, Абу аль-Аля аль-Мубаракфуриаль-Хинди аль-Ханафи [умер в 1353 г.], в своих комментариях к Сборникуат-Тирмизи “Тухфат аль-ахвази би-шарх джами’ ат-Тирмизи” говорит:“Истинно [то, в чем я убежден], что “тавассуль” через Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует, при жизни его в смысле“тавассуль” через его мольбу ["ду'а"] и его ходатайство ["шафа'ат"],дозволен. Так же как подобный “тавассуль” через кого-то другого изприверженцев блага и праведности, при жизни их, что подразумевает“тавассуль” через их мольбы и ходатайства, это так же дозволено. А чтопо поводу “тавассуля” посредством него, да благословит его Аллах иприветствует, после смерти, и “тавассуль” посредством кого-то помимонего, да благословит его Аллах и приветствует, из приверженцев блага иправедности после их смерти, то это не дозволено!” Том 9 стр. 96.

· Обращение за помощью,- “истигьаса”, к кому-либо, кроме Аллаха

“Нет разницы между обращением спросьбой к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) при егожизни, и подобным обращением к нему после его смерти”

Это неуместное сравнение и ошибочноепредположение породили одно из величайших заблуждений, в которое попалимногие рядовые мусульмане и даже некоторые видные религиозные деятели.Речь идет об обращении за помощью к пророкам и праведникам. Когда сними приключаются несчастья, они начинают молить о помощи их вместоАллаха, и можно увидеть, как целые группы людей собираются возленекоторых могил и просят покойников помочь им в разных делах, словноэти усопшие слышат их. Они взывают к ним на разных языках, словно онипонимают языки разных народностей и различают между ними, если дажемножество людей обращается к ним в один миг! Поистине, это - не чтоиное, как приобщение сотоварищей к Всевышнему Аллаху в обладаниибожественными качествами. Однако многие люди не понимают этого, и поэтой причине они впали в такое чудовищное заблуждение.

Такие воззрения изобличаются целым рядом коранических откровений. Всевышний сказал: «Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого» (аль-Исра, 56). Похожих аятов в Коране много.

Тем не менее, процитируем здесьвысказывания некоторых богословов ханафитского толка, чтобы никто непредположил, что этого мнения не придерживались сторонники известныхрелигиозно-правовых школ - мазхабов.

Абу ат-Таййиб Шамс аль-Хакк аль-Азимабади в книге “ат-Талик аль-Мугни аля Сунан ад-Даракутни” писал:

- Отвратительным грехом, чудовищнойересью и опасным новшеством является обращение за помощью к шейху Абдаль-Кадиру аль-Джилани, да смилостивится над ним Аллах, которое дляеретиков стало обычным делом. Они говорят: “О шейх Абд аль-Кадираль-Джилани, сделай то-то ради Аллаха”, возносят молитвы в направленииБагдада и совершают множество подобных этим грехов. Они приобщают кАллаху сотоварищей в поклонении и не ценят Его должным образом. Этиневежды не знают, что шейх, да смилостивится над ним Аллах, никому неспособен принести пользу и никого не может уберечь от зла даже весом скрошечную частичку. Почему же они просят его помочь им и удовлетворитьих нужды?! Неужели Аллаха не достаточно Его рабам?!! Защити нас, Боже,чтобы мы никого не приобщали к Тебе в сотоварищи и никого из твоихтворений не возвеличивали так, как возвеличиваем Тебя.
В “аль-Базазийе” и в других сборниках фетв сказано:

“?? ???: ?? ????? ??????? ????? ???? ????”

«Кто говорит, что души шейхов присутствуют рядом с нами и знают о нас, тот становится неверующим».[5]

Шейх Фахр ад-Дин Абу Саад Усман аль-Джайяни ибн Сулейман аль-Ханафи в своей книге “ар-Рисала” сказал: «Кто полагает, что умершие распоряжаются судьбами наряду с Аллахом, и убежден в этом, тот является неверующим». Похожее высказывание приводится и в книге “аль-Бахр ар-Раик”.

Кадий Хамид ад-Дин Накури аль-Хинди в книге “ат-Тауших” сказал:

“???? ????? ????? ????????????????? ??? ??????? ???????? ??????? ?? ??????? ????? ???? ??????????? ???????? ???? ??? ???? ???? ????? ??? ???? ?????: }??? ??? ??? ????? ?? ??? ???? ?? ?? ?????? ?? ??? ??? ???????? ??? ?? ?????? ??????{

«Среди них есть такие, которые вовремя невзгод и несчастий взывают к пророкам и угодникам и верят в то,что их души присутствуют рядом с нами, слышат молитвы и знают о нашихнуждах. Это - не что иное, как отвратительное язычество и явноеневежество. Всевышний Аллах сказал: «Кто же находится вбольшем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тому, ктоне ответит им до Дня воскресения и кто не ведает об их зове?!» (аль-Ахкаф, 5)».

В сочинении “аль-Бахр ар-Раик” (3/94)также говорится: «Если кто-либо вступает в брак, беря в свидетелиАллаха и Его посланника, то его брак считается недействительным, а самон становится неверующим из-за своей веры в то, что Пророку, мир ему иблагословение Аллаха, известно сокровенное».[6]

Похожие высказывания можно встретить в собраниях фетв Кади-хана и аль-Айни, в сборниках “ад-Дурр аль-Мухтар” имама аль-Касании “аль-Аламкирийя”, а также во многих других сочинениях ханафитскоготолка. Что же касается Корана и Пречистой Сунны, то в них содержитсябесчисленное количество текстов, изобличающих саму суть язычества ипорицающих тех, кто приобщает к Аллаху сотоварищей. Наш учительас-Сеййид Мухаммад Назир Хусейн ад-Дахлави написал убедительную статью,посвященную опровержению этой скверной ереси.[7]

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословления нашему любимому посланнику Аллаха, его семье и все сподвижникам.


[1] Имеется в виду “Тавассуль” посредством “зата” (тела) или “хакка” (права) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

[2]Имеется в виду обращение к умершим пророкам и праведникам с просьбами опомощи, спасении, удаления зла, привлечения блага и покоя, наделенияпропитанием, исцеления и т.п.

[3]Его звали Абу аль-Хасан Ахмад ибн Мухаммад ибн Джафар ибн Хамданаль-Кудури (362-428 гг.х.). Он был известным законоведом, учителемаль-Хатиба аль-Багдади.

[4] Речь идет о выдающемся мусульманском ученом Ахмаде ибн Абд аль-Халиме Ибн Теймийе.

[5] См. Ибн Нуджейм аль-Мисри, “аль-Бахр ар-Раик” (5/134).

[6]Сюда же можно отнести выражение “Аллаху и Его посланнику лучше знать”,которое часто повторяют многие люди. Сподвижники использовали этовыражение, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был жив. Внаше время говорить так нельзя, и нужно ограничиваться словами “Аллахуведомо лучше”.

[7] Аль-Азимабади, “ат-Талик аль-Мугни”, с. 520-521.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика