Грехи, за которые можно попасть в Ад

 

1. Приверженность течениям, противоречащим сунне. Абу Давуд, ад-Дарими, Ахмад, аль-Хаким и др. передали со слов Му‘авии бин Абу Суфьяна: «Слушайте! Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал перед нами и сказал:
“Слушайте! Поистине, люди Писания, которые были до вас, разделились на семьдесят две группы, и, поистине, эта община разделится на семьдесят три группы. Из них семьдесят две попадут в Огонь, а одна — в Рай, и это — те, которые держатся вместе [на прямом пути] ”»1 Этот хадис достоверен. Аль-Хаким, перечислив несколько путей его передачи, сказал: «Эти цепочки рассказчиков — достаточное свидетельство достоверности хадиса», — и с этим согласился аз-Захаби. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя сказал: «Это — известный достоверный хадис». Аш-Шатиби назвал его достоверным в «И‘тисаме». Шейх Насир ад-Дин аль-Албани, перечислив различные пути его передачи, подверг критике некоторые из них и разъяснил, что в целом его достоверность не вызывает сомнения. См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (204).

Сиддик Хасан Хан считал, что слова «все они погибнут, кроме одной» или «из них семьдесят две попадут в Огонь» недостоверны. В подтверждение своих слов он привел мнения улемов, считавших данный хадис слабым, в том числе — своего учителя аш-Шаукани, его предшественников (например, Ибн аль-Вазира) и еще более ранних ученых (например, Ибн Хазма). В заключении он согласился с тем, что «эта добавка — одна из интриг безбожников, потому что она отпугивает от ислама и обращения в него». Йакза ули-л-и‘тибар. С. 206.
Шейх Насир ад-Дин аль-Албани привел два аргумента в опровержение этой точки зрения.
Во-первых, критическое научное исследование хадиса свидетельствует о достоверности этой добавки, и заявления о ее слабости не имеют никакого значения.
Во-вторых, богословов, признавших ее достоверность, было много, и они обладали большими познаниями, чем Ибн Хазм, тем более что ученым хорошо известна его склонность к жесткой критике. И если его мнение не признается весомым аргументом даже тогда, когда оно совпадает с мнением остальных ученых, что можно сказать о тех случаях, когда оно противоречит им?!
Что же касается Ибн аль-Вазира, то он отверг эту добавку не по причине недостатков в иснадах, а из-за ее смысла. Сиддик Хасан Хан в книге «Йакза ули-л-и‘тибар» разъяснил, что из этих слов вытекает, что в Рай попадут лишь немногие из мусульман, тогда как достоверные тексты указывают на то, что туда попадет великое множество последователей Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует,. Более того, эта община составит половину обитателей Рая. См.: Йакза ули-л-и‘тибар. С. 207; Силсила аль-ахадис ас-сахиха (204).
В опровержение этого суждения можно сказать следующее.
Во-первых, разделение общины на семьдесят три группы не означает того, что большая ее часть попадет в Ад, потому что большинство мусульман мало осведомлены о подобных разногласиях и не относятся к этим группам. Тех же, кто сознательно вступил в секту, противоречащую сунне, и укоренился в заблуждении, мало по сравнению с теми, кто сторонится всех таких групп.
Во-вторых, не каждый, кто не соглашается с приверженцами сунны в каком-либо из вопросов, считается противником сунны. Последователями заблудших групп являются те, кто руководствуется принципами, выделяющими их в отдельное течение, и, опираясь на эти принципы, отказывается от многих текстов Корана и сунны. К таковым относятся, например, хариджиты, мутазилиты и рафидиты. Если же мусульмане придерживаются Корана и сунны, не отступая от них, но расходятся во мнениях в том или ином вопросе, то они не причисляются к заблудшим группам.
В-третьих, из вышеназванной добавки следует, что эти группы попадут в Ад, но это не означает, что они останутся там навечно.
Ясно, что среди последователей этих групп есть неверующие, и они войдут в Ад навсегда. Это можно отнести к крайним батинитам (исмаилиты, друзы, нусайриты и пр.), которые причисляют себя к верующим, но являются безбожниками.
Среди них есть и такие, которые не соглашаются с приверженцами сунны в серьезных вопросах, но не впадают в безбожие. Они не относятся к тем, кому обещан Рай, и их судьба зависит от воли Аллаха: если Он пожелает, то простит их, а если нет, то подвергнет их мучениям. Возможно, за ними будут большие праведные дела, которые спасут их от Ада. Возможно, они спасутся оттуда благодаря заступничеству. Не исключено, что они попадут в Ад и останутся там столько, сколько будет угодно Аллаху, а потом выйдут оттуда благодаря заступничеству или по Его милости.

2. Отказ от совершения хиджры. Мусульманам запрещается жить среди неверующих, если они имеют возможность переселиться в мусульманскую страну, особенно, если в стране неверующих они подвергаются искушениям. Аллах не принимает оправданий тех, кто медлит с хиджрой, и в Коране сообщается, что ангелы укоряют таких людей в момент их расставания с жизнью, и им не поможет оправдание тем, что они были слабыми в этом мире: «Тем, кого ангелы умертвят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: “В каком положении вы находились?” Они скажут: “Мы были слабы и притеснены на земле”. Они скажут: “Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней”. Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути» (Ан-Ниса, 97-98). Таким образом, Аллах примет оправдания только тех, кто был действительно притеснен и не имел возможности уехать из страны неверующих, т.е. не находил пути для того, чтобы переселиться к мусульманам.

3. Принятие несправедливых законов. Аллах ниспослал шариат для того, чтобы люди поступали беспристрастно, и велел Своим рабам блюсти справедливость: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро…» (Ан-Нахль, 90). Он приказал правителям и судьям выносить справедливые приговоры, не притесняя людей: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (Ан-Ниса, 58).
Аллах пригрозил наказанием в Аду тем, кто не судит по справедливости. Передают со слов Бурейды бин аль-Хусайба, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Судьи бывают трех типов: один из них попадет в Рай, а двое — в Огонь. В Рай попадет тот, кто знал истину и вынес решение в соответствии с ней. Тот же, кто знал истину и вынес несправедливое решение, попадет в Огонь, и тот, кто вынес решение, не зная истины, тоже попадет в Огонь». Хадис передал Абу Давуд. Джами‘ аль-усул (10/167). ‘Абд аль-Кадир аль-Арнаут назвал хадис достоверным.

4. Навет на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В одной из глав большого свода Ибн аль-Асира «Джами‘ аль-усул» собрано множество хадисов, предостерегающих от навета на Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Так, аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи передали со слов ‘Али бин Абу Талиба, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не лгите от моего имени, ибо тот, кто солжет от моего имени, войдет в Огонь».
Аль-Бухари передал со слов Саламы бин аль-Аква‘, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто расскажет от моего имени то, чего я не говорил, тот займет свое место в Огне».
Аль-Бухари в «Сахихе», а также Абу Давуд в «Сунане» передали рассказ ‘Абдуллаха бин аз-Зубейра со слов его отца аз-Зубейра бин аль-‘Аввама, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто заведомо солгал от моего имени, пусть займет свое место в Огне».
Аль-Бухари и Муслим передали со слов аль-Мугиры бин Шу‘бы, что Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оболгать меня не все равно, что оболгать кого-либо другого, и тот, кто заведомо солжет от моего имени, займет свое место в Огне». Джами‘ аль-усул (10/611).

5. Высокомерие — еще один из тяжких грехов. Сообщают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах сказал: “Гордыня — Моя накидка, а величие — Мой изар, и Я ввергну в Огонь того, кто попытается отнять их у Меня”». В одной из версий сказано: «…и Я дам вкусить Огонь тому, кто попытается отнять их у Меня». Хадис передал Муслим.
Сообщают со слов Ибн Мас‘уда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдет в Рай тот, в чьем сердце есть хотя бы крупица высокомерия». Какой-то мужчина спросил: «А если человеку нравится носить красивую одежду и обувь?» Он сказал: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное. Высокомерие же — это надменное отрицание истины и пренебрежение людьми». Хадис передал Муслим. Мишкат аль-масабих (3/634-635).

6. Убийство того, чья жизнь была неприкосновенна. Всевышний сказал: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (Ан-Ниса, 93).
Религия Аллаха разрешает лишать жизни мусульман в трех случаях. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн Мас‘уда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пролить кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что я — Посланник Аллаха, разрешается только в трех случаях: если он убил человека, если он вступил в брак и совершил прелюбодеяние и если он отрекся от веры, отколовшись от общины». Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим (2/355).
В «Сахихе» аль-Бухари приведен рассказ Ибн ‘Умара о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий не будет стеснен в своей религии, пока не прольет запретной крови». Ибн ‘Умар сказал: «Поистине, одним из тех трудных положений, из которых нет выхода, является пролитие запретной крови». Фатх аль-Бари (12/187).
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег мусульман от сражений друг с другом, ибо в таких случаях и убийца, и убитый попадают в Ад. Передают со слов Абу Бакры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если двое мусульман встали лицом к лицу с мечом в руках, то и убийца, и убитый попадут в Огонь». Его спросили: «Посланник Аллаха, с убийцей [все ясно]. Почему же туда попадет убитый?» Он сказал: «Потому что он стремился убить своего противника». Муслим (4/2213).
Вот почему праведный раб Аллаха отказался сразиться со своим братом, опасаясь оказаться среди обитателей Ада, и его убийца понес, наряду со своими грехами, грехи своего брата: «Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: “Я непременно убью тебя”. Он ответил: “Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние несправедливым”» (Аль-Маида, 27-29).

7. Пожирание роста — еще один из грехов, губящих человека. Аллах, разъяснив категоричность запрета на пожирание процентной прибыли, сказал о тех, кто поступает так: «А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (Аль-Бакара, 275); «О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете. Бойтесь Огня, который уготован для неверующих» (Аль ‘Имран, 130-131).
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал ростовщичество одним из семи пагубных деяний. Сообщается со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сторонитесь семи пагубных грехов!» Его спросили: «Что это за грехи, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Приобщение сотоварищей к Аллаху, колдовство, убийство того, кого Аллах запретил убивать, если на то нет права, пожирание роста, пожирание имущества сироты, бегство в день наступления и клевета на целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих [о грехе]».

8. Пожирание чужого имущества незаконным путем — одно из величайших злодеяний, обрекающих человека на мучения в Аду. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам. Мы сожжем в Огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Аллаха легко» (Ан-Ниса, 29-30).
Одной из форм приобретения чужого имущества незаконным путем является пожирание имущества сироты. Аллах особо отметил собственность сирот из-за его доступности, беспомощности его хозяев и отвратительности этого преступления: «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (Ан-Ниса, 10).

9. Создание изображений. Самые мучительные страдания в день воскресения уготованы тем, кто создает изображения, похожие на Божьи творения. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима передан хадис ‘Абдуллаха бин Мас‘уда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день воскресения самым ужасным мукам у Аллаха подвергнут тех, кто создавал изображения».
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Каждый, кто создавал изображения, попадет в Огонь. Каждое из созданных им изображений оживет и станет мучить его в Геенне».
Они же передали со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидев подушку, на которой были изображения, сказал: «Поистине, создатели этих изображений будут наказаны в день воскресения. Им скажут: “Оживите то, что вы создали”».
Они же передали со слов ‘Аиши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самым ужасным мукам подвергнут тех, кто создавал подобия творений Аллаха».
Они же передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах сказал: “Кто может быть несправедливее тех, кто собирается создать нечто подобное Моим творениям?! Пусть же создадут крупицу! Пусть создадут пшеничное или ячменное зернышко!”» Мишкат аль-масабих (2/505).

10. Потворство несправедливым людям. Одна из причин попадания в Ад — оказание поддержки несправедливым грешникам из числа врагов Аллаха и теплая дружба с ними: «Не склоняйтесь на [сторону] несправедливых, дабы вас не коснулся Огонь» (Худ, 113). 2

11. Ношение женщинами одежды, которая не покрывает тело полностью, и высечение людей. Еще одну группу тех, кто попадет в Ад, составляют нечестивые женщины, которые искушают рабов и не повинуются Аллаху, обнажая отдельные части тела. Рассказывают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я до сих пор не видел два вида адских мучеников. Это — люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но в то же время обнаженные женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что оно будет ощущаться на таком-то расстоянии». Хадис передали Муслим, аль-Бейхаки и Ахмад. См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (1326).
Характеризуя людей с плетьми, похожими на коровьи хвосты, аль-Куртуби писал: «У нас в Магрибе такой вид плетей встречается до сих пор». Сиддик Хасан Хан добавил к словам аль-Куртуби: «Более того, их можно встретить в любом месте и в любое время. Их количество растет день ото дня у эмиров и знатных особ. Мы же молим Аллаха уберечь нас от всего, что ненавистно Ему». Йакза ули-л-и‘тибар. С. 113. Я же могу добавить, что сегодня во многих странах можно увидеть, как люди с плетьми хлещут других. Горе им и им подобным!
В наше время можно встретить и немало женщин, которые одеваются так, что выглядят раздетыми. Очевидно, это искушение никогда прежде не было распространено настолько широко. Их вполне можно описать так, как это сделал Посланник , да благословит его Аллах и приветствует,: «…одетые, но в то же время обнаженные женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы».

12. Причинение страданий животным. Муслим передал в своем «Сахихе» хадис Джабира о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне был показан Огонь, и я увидел в нем израильтянку, которая подвергалась мучениям из-за своей кошки. Она привязала ее и не кормила. Она даже не позволяла ей поесть насекомых на земле». Мишкат аль-масабих (3/688).
Если такая участь ожидает тех, кто причинял страдания кошке, что постигнет тех, кто изощряется в доставлении страданий рабам Аллаха? И что постигнет тех, кто мучает праведников только за то, что те уверовали и обратились в ислам?!

13. Постижение знаний не ради Аллаха. Хафиз аль-Мунзири привел целый ряд хадисов, предостерегающих от постижения знаний не ради Аллаха, и мы упомянем некоторые из них. Сообщают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто изучил знания, которые принято изучать из стремления к лику Всевышнего Аллаха, но сделал это только для того, чтобы посредством них обрести мирские блага, тот даже не почувствует благоухания Рая в день воскресения». Абу Давуд, Ибн Маджа и Ибн Хиббан. Аль-Хаким же назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима.
Сообщают со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не приобретайте знания для того, чтобы гордиться ими перед учеными, спорить с глупцами или отдавать предпочтение одним собраниям перед другими, а если кто-либо поступит так, то Огонь, Огонь [станет его обителью]». Хадис передали Ибн Маджа, Ибн Хиббан в «Сахихе» и аль-Бейхаки.
Сообщают со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто приобрел знания не ради Аллаха, тот займет свое место в Огне». Хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и оба рассказывали его со слов Халида бин Дурейка, который, однако, не слышал хадисов непосредственно от Ибн ‘Умара. При этом рассказчики обеих версий заслуживают доверия. Ат-таргиб ва-т-тархиб (1/91).

14. Питье из золотых и серебряных сосудов. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Умм Саламы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В животе у того, кто пьет из золотого и серебряного сосуда, клокочет адское пламя». В версии Муслима сказано: «Поистине, в животе у того, кто пьет и ест из серебряного и золотого сосуда…»
Передают со слов Хузейфы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не надевайте шелк и парчу, не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из таких блюд, поскольку они — для них (т.е. для неверующих) в этой жизни, а для вас — в будущей». Хадис передали аль-Бухари и Муслим. Мишкат аль-масабих (2/462).

15. Срубание лотоса, в тени которого укрываются люди. Абу Давуд передал со слов ‘Абдуллаха бин Хубайша, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто срубит лотос, того Аллах направит в Огонь головой вниз». Мишкат аль-масабих (2/125). См. «Сахих аль-джами‘» (6352).
Аль-Бейхаки передал через достоверный иснад рассказ ‘Аиши о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, тех, кто срубает лотос, Аллах бросит в Огонь головой вниз». См. «Сахих аль-джами‘» (2/88).

16. Самоубийство. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима передан рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто убьет себя куском железа, тот вечно пребудет в адском огне с куском железа в руках, протыкая себе живот. Кто выпьет яд и отравит себя, тот вечно пребудет в адском огне, выпивая яд глотками. А кто убьет себя, бросившись со скалы, тот вечно пребудет в адском огне, бросаясь вниз со скалы». Ат-тахвиф мин ан-нар. С. 148.
В «Сахихе» аль-Бухари передан хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто задушит себя, тот будет душить себя в Огне, а кто заколет себя, тот будет закалывать себя в Огне». Сахих аль-джами‘ ас-сагир (5/114).

Это лишь некоторые из грехов, которые, согласно священным текстам, обрекают человека на мучения.


1 Слово ??????? «джама‘а» означает «группа», «объединение», «община». Последователи сунны считаются приверженцами единой общины — джамаата, поскольку они объединились вокруг Корана и сунны. Ибн Абу аль-‘Изз писал: «Единая община — это сподвижники и те, которые верно следуют их путем вплоть до Судного дня. Следование им — верное руководство, а отступление от него — заблуждение. <…> Как прекрасны слова ‘Абдуллаха бин Мас‘уда: “Если кто-нибудь из вас хочет взять пример с кого-либо, пусть берет пример с тех, кто уже умер, потому что живые еще могут впасть в искушение. То были сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и они были лучшими в этой общине. Их сердца были самыми чистыми, а знания — самыми глубокими, и они меньше всего обременяли других. Аллах избрал их, чтобы они сопровождали Его Пророка и устанавливали Его религию. Признайте же их превосходство и следуйте по их стопам, и по мере возможности держитесь за их нравы и религию, ибо они были на прямом пути”». См.: Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. Аль-мактаб аль-ислами. 1416/1996. С. 382-383. — Прим. переводчика.
2 Передают со слов ‘Али бин Абу Тальхи, что Ибн ‘Аббас, комментируя этот аят, сказал: «Не потворствуйте им». Передают со слов аль-‘Ауфи, что Ибн ‘Аббас сказал: «Здесь имеется в виду склонение к многобожию». Абу аль-‘Алийа сказал: «Не будьте довольны их деяниями». Ибн Джарир передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Не переходите на сторону тех, кто творит несправедливость». Перечислив эти суждения, Ибн Касир сказал: «Это мнение хорошее. Оно означает: не ищите поддержки у несправедливых людей, ибо выйдет так, будто вы довольны их деяниями». См.: Ибн Касир И. Указ. соч. Т. 2. С. 600. — Прим. переводчика.

Из книги Умара бин Сулайман аль-Ашкар "Рай и Ад".
Перевод: Э. Кулиев

http://sawab.info/content/view/1120/1/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика