Культ поклонения праведникам у арабов-мушриков и схожесть суфистов с ними

Мы знаем из Корана и Сунны, что поклонение Курейшитских "мушриков”[1]выражалось в частности в том, что они делали к идолам "дуа”, полагалисьна их заступничество перед Аллахом, желали их ходатайства передАллахом, делали жертвоприношение им и т.п.

Всеэто одновременно с тем, что они ["мушрики”] верили в Единого Аллаха изнали, что только Он является Создателем, Господом Миров, Кормящим иУправляющим. Они просто предполагали, что эти идолы [мертвыеправедники, пророки, джины, ангелы], удостоены от Аллаха тем, чтобыбыть их покровителями и заступниками.

Этимногобожники утверждали и свидетельствовали, что Аллах — Творец,Дарующий пропитание, Один, и нет у Него сотоварища. Что никто не можетнаделить уделом раба, кроме Него, никто не может оживить, кроме Него,никто не может умертвить, кроме Него, никто не управляет миром, кромеНего. Что семь небес и их обитатели и семь земель и их обитателиявляются Его рабами и находятся в Его власти и подчинении.

Вот смотрите, что сказал Аллах о тех многобожниках, с которыми сражался посланник Аллаха :

"Скажи[этим "мушрикам”]: "Кто посылает вам удел с неба и земли, кто владеетслухом и зрением? Кто выводит живое из мёртвого и выводит мёртвое изживого? И кто правит делом?” Они скажут: "Аллах!” Скажи: "Разве вы непобоитесь?” Сура Юнус 31 аят.

Всевышний также сказал:

"Скажи:"Кому принадлежит земля и кто на ней, если вы знаете?” Они скажут:"Аллаху”. Скажи: "Неужели же вы не опомнитесь?” Скажи: "Кто Господьсеми небес и Господь Великого Трона?” Они скажут: "Аллах”. Скажи:"Разве вы не побоитесь?” Скажи: "У кого в руке власть над всякой вещью,и Он защищает, а против Него нельзя защитить, если вы знаете?” Онискажут: "У Аллаха”. Скажи: "До чего же вы очарованы!” Сура аль-Му'минун, 84-89 аяты.

И после всех этих своих слов, они делали "ширк”, а в частности взывали, поклоняясь своим заступникам перед Аллахом.Они не видели этих заступников, кроме как рабов Аллаха, праведных иудостоенных у Него великой Милости ходатайствовать за них. И такимобразом эти "мушрики” искали приближения к Аллаху, через этих мертвыхправедников, "авлия”[2] Аллаха, как аль-Лат, Наср, Вадд, Я’укь, Ягьус, Сува’ - они "авлия” Аллаха.

Ибн ‘Аббас t говорит в связи с аятом из Суры Нух:

"...и сказали [многобожники]: «Не оставляйте ваших богов, не оставляйте никак Вадда и Сува’, и Ягьуса, и Я’укьа, и Насра!Сура Нух, аят 23, сказал, комментируя этот аят Корана: "Это— имена праведников из народа Нуха (мир ему). Когда эти праведникиумерли, шайтан внушил их соплеменникам, чтобы те сделали их изображенияна каменных глыбах и поставили их в местах своих собраний и назвали ихименами тех праведников. Соплеменники Нуха выполнили данное внушениешайтана, однако они не поклонялись этим идолам, а ставили их внапоминание о их праведности в пример себе. Когда же соплеменникиисчезли с лица земли, и забылось то, для чего были сооружены памятники,последующие поколения начали непосредственно им поклоняться”. Передал Бухари № 4920.

Сказал Ибн ‘Аббас,: "Эти идолы-праведники, которым поклонялся народ Нуха (мир ему), после распространились среди арабов”. Передал Бухари 8/511 и 512 № 4920.

То же самое сказали, ‘Икрима, ад-Дзаххак, Катада, Мухаммад ибн Исхак. Подробно смотрите у Имам ат-Табари в Тафсире к этому аяту.

Сказал Ибн Джарир ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) в Тафсире: "СказалМухаммад ибн Кайс: "Они были праведными людьми [жившими в период] междуАдамом и Нухом, у них были свои последователи. Когда они умерли, этипоследователи сказали: "Если мы сделаем их изображения, то, вспомнив их[взглянув на их образы] это послужит для нас большим стимулом дляпоклонения”. Затем они сделали их изображения. Когда же они умерли ипришли следующие поколения, иблис [шайтан] сказал им: "[Ваши предки]поклонялись им, и посредством них просили дождя”. После чего им сталипоклоняться”.

Приводит Ибн Аби Хатим (да смилуется над ним Аллах) от Урвы ибн Зубейра, что он сказал: "Вадд, Ягьус, Я’укь, Сува’ и Наср, были потомками Адама (мир ему), и Вадд был самым старшим и самым благочестивым из них”.

Так же Ибн Аби Хатим передает от Салафов: "Вадд,был праведником, и его очень любили в народе. Когда же он умер, они всесобирались вокруг его могилы на Вавилонской земле, скорбя и печалясь оего смерти. Шайтан, увидев это, приняв облик человека, пришел к ним исказал: "Я вижу, вы очень скорбите по этому мужчине. Хотите ли вы, чтобя сделал для вас его изображение, чтоб вы брали его в свои собрания ивспоминали о нем?” Они сказали: "Да”, и он изобразил его для них. Послечего они стали ставить этот образ, в своих собраниях поминая его. Иблис[шайтан] увидев это, сказал: "Хотели бы вы, чтоб я сделал для каждогоиз вас в вашем доме образ его, чтоб вы вспоминали его?” Они сказали:"Да”, и тогда, он сделал в доме каждого из них  образ его, длянапоминания о нем. Их дети видели, что их родители делали с ними[образами Вадда]. После же их дети и их потомки взяли их себе божествами, адресуя поклонение им.

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах), говорит, комментируя все эти предания о народе Нуха (мир ему): "Извсего этого выходит, что каждому из этих идолов [Вадд, Ягьус, Я’укь,Сува’ и Наср] поклонялись люди. Приводится, что по истечению времени,этим образам придали телесную форму, затем им стали поклоняться". Читайте в "Бидаят ва Нихаят" том 1, стр. 77. Глава "История о Нухе".

Изэтого ясно, что они (народ Нуха) поклонялись ранее умершим праведникам,"авлия” Аллаха, взывали к ним, связывали свои страхи и надежды этой ибудущей жизни с ними, надеялись на них в приближении к Аллаху изаступничестве перед Ним.

А разве сегодняшние изображения суфийских шейхов – "авлия”, которые держат у себя "мюриды”[3],не для этой цели делаются? Разве "мюриды” не говорят, что они держатих, чтобы они им напоминали об этих праведных рабах Аллаха, чтобпоходить на них в поклонении к Нему? "Мюриды” также надеются на ихзаступничество, через них хотят приблизиться к Аллаху. Шайтан тем жеспособом сбивает людей с истинного пути![4]

Инам достоверно известно, что Мекканские курейшиты и другие арабскиеплемена во времена Пророка Мухаммада e поклонялись тем жеидолам-праведникам, которым поклонялся народ Нуха (мир ему).[5]

Есть история, как Амру ибн Лухайю[6]во сне, шайтан рассказал, что  идолы народа Нуха закопаны на берегуКрасного моря, он пошел туда, нашел их и принес в Мекку, вскоре всеарабы, которые приходили в Хадж, брали себе этих идолов и поклонялисьим.[7]

Это факт, что арабы поклонялись этим мертвым праведникам народа Нуха, искали приближения и заступничества через них.

Смотрите карту № 1

Карта с указанием известных идолов, которым поклонялись арабы Аравийского полуострова.

karta_idolov2

Также, к примеру "аль-Лат”- идол, которому поклонялись Курейшитские мушрики в Мекке, был никеминым как праведным человеком, который очень много поклонялся и былизвестен тем, что замешивал кашу с маслом и кормил ей паломников уКаабы, чем и заслужил себе это прозвище "аль-Лат”,что с арабского языка означает; "толочь”,- "замешивать”. После того,как он умер, арабы стали его возвеличивать, много посещали его могилу,вскоре стали поклоняться ему и т.д. и т.п.

В Тафcире Ибн Джарирa ат-Табари[8] (да смилуется над ним Аллах),[9], комментарий последнего к Словам Всевышнего: приводится переданный Суфьяном ас-Саури от Мансура от Муджахида

"Размышляли ли вы об аль-Лат и аль-Уззе?...” . Сура Звезда, 19 аят. "Он[идол "аль-Лат”] готовил им кашу из крупы, а когда умер, они началимолиться на его могиле”. То же самое рассказал Абу аль-Джауза от ИбнАббаса t: "Он готовил для паломников кашу из крупы”.

Кому поклонялись многобожники?

Аллах говорит:

"Скажи:«Взывайте к тем, кого вы считаете [богами] наряду с Ним. Они не властныотвратить от вас беду или перенести ее на другого». Те, к кому онивзывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясьопередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений отНего. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться”. Сура аль-Исра 56-57 аяты.

Ибн Касир[10] (да смилуется над ним Аллах) говорит: "Говорит Всевышний"Скажи- О Мухаммад этим многобожникам, которые поклоняются кому-то помимо Аллаха: (???)

(???????? ????????? ????????? ???? ???????) "Взывайте к тем, кого вы считаете [богами] наряду с Ним”, из идолов и истуканов, желайте от них. Поистине они (????? ??????????? ?????? ???????? ???????) "Они не властны отвратить от вас беду", т.е. сами по себе. (????? ?????????) "или перенести ее”, т.е. перенести это на других. Смыслэтого в том, что Тот, кто может совершить подобное - это тотЕдинственный, Которому нет сотоварища, Ему принадлежит [атрибут]творения и Приказ ["Кун"]. Сказал аль-Ауфи, от Ибн Аббаса t в Словах:

(???????????? ????????? ????????? ???? ??????? ????? ??????????? ?????????????? ??????? ????? ?????????) "Скажи: «Взывайте к тем, кого высчитаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду илиперенести ее на другого»”: сказал [Ибн Аббас t]: "Многобожники говорили: "Мы будем поклоняться ангелам и "Масиху" [Исе] и Узейру [праведнику из Бану Исраил], они [многобожники, и являлись теми, о ком идет речь в аяте], кто взывал, т.е. [взывал] к ангелам, Масиху и Узейру.

А слова:(?????????? ????????? ????????? ??????????? ????? ????????????????????? ????????? ????????) "Те, к кому они взывают с мольбой,сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других”.”

Ибн Касир в толковании этого аята привел передачи от Ибн Аббаса t, Ибн Масуда t,Муджахида, Катады, что под теми к кому взывали с мольбами о приближениик Аллаху, в тот момент, когда они сами желают к Нему приближения,имелись в виду джинны, ангелы, Пророк Иса ибн Марьям, праведник Узейр,праведница Марьям, солнце и луна. Указав, что Ибн Джарир выбрал мнениеИбн Масуда t, что под ними подразумевались джинны. Том 4 стр.155.

В чем была суть их поклонения?

Теперь посмотрим, что говорили "мушрики”, адресуя "дуа” своим мертвым праведникам:

Аллах сказал:

"А те, которые взяли себе "авлия”, кроме Него, и говорили: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху ». Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Аллах не ведет прямым путем того, кто лжив и неверен!” Сура Толпы, 3 аят.

Имам ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) говорит: "Слова Его

(??????????? ?????????? ???? ??????? ??????????? ??? ???????????? ???? ??????????????? ????? ??????? ???????) "А те, которые взяли себе "авлия”, кроме Него, и говорили: Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху”. Аллахв них оповещает, что те, которые взяли помимо Аллаха себе "авлия",поручают им [свои просьбы], поклоняются им помимо Аллаха и говорят им[т.е. идолам]: "О божества,мы поклоняемся вам лишь с тем, чтоб вы приближали нас к Аллаху,приближением и положением, и ходатайствовали за нас перед Ним в нашихнуждах”.

И сказал Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах): Сказал Катада, ас-Суди, Малик от Зейда ибн Асляма и Ибн Зейд: (???? ??????????????? ????? ??????? ???????) "Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”, т.е.ходатайствуя за нас и приближая нас к Нему положением. Потому они иговорили в "тальбии”: "Мы перед Тобой, нет Тебе сотоварища, кромесотоварища, который Твой, ТЫ владеешь им и всем тем, чем он владеет”. Иэто всего лишь "шубха”- сомнение [предположение], на которое опирались,многобожники прошлого и настоящего…и далее.

Проблема"мушриков” прошлого и настоящего времени - это то, что они вообразили,что Аллах позволил Своим любимым рабам ("авлия”) распоряжаться из Еговласти.

Вот как Аллах опровергает эти слова в Суре ар-Рум:

"Онпривел вам притчу о вас самих.  Есть ли среди невольников (рабов),которыми вы владеете, совладельцы в том, чем Мы наделили вас, которыеимеют с вами одинаковые права на это, и которых вы опасаетесь так, какопасаетесь друг друга? Так Мы разъясняем знамения для людей разумеющих”.

Тафсир этих аятов у ибн Касира: Т.е.Аллах спрашивает: есть ли среди ваших рабов (слуг) те из них, которыевладеют и распоряжаются вашим имуществом, властью и имеют с вами равныеправа в этом? Конечно, должен следовать ответ - Нет! И отсюда следуетвывод: раз мы все знаем, что все люди - это Аллаха творения и Его рабы,так как же мы можем предположить, что эти рабы Аллаха (праведники,"авлия”), владеют или распоряжаются из Владения Аллаха,  в то время какмы это не признаем даже в примере между нами, рабами Аллаха. Так как жемы утверждаем, что есть такие рабы у Аллаха, которые владеют ираспоряжаются из Его Власти?

И дальше Аллах говорит в продолжение Суры:

- "Нонет! Несправедливые потакают своим желаниям, безо всякого знания. Ктонаставит на прямой путь тех, кого Аллах ввел в заблуждение? Не будетдля них помощников”!

Аллах Всевышний — Близок, Слышащий и не нуждается в посредничестве:


"А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок, отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне...”. Сура Корова, аят 186.


Аллах  Всевышний называет "Дуа” [мольбу] лишь к Нему, очищением Имана от "ширка”:


"И когда они едут на судне, то взывают к Аллаху, очищая пред Ним веру. А когда Он спасает их, выводя на сушу, — они придают Ему сотоварищей”.

Сура Паук, 65 аят.

Мольбак усопшим является одним из видов проявления многобожия [ширка], за чтолюди, обращающие свои просьбы не к Аллаху, а к умершим, попадут подГнев Аллаха в судный день и будут наказаны огнем. Это обращение к ним,Аллах называет поклонением им.

Аллах говорит:

"Ктоже находится в большем заблуждении, чем те,  которые взывают вместоАллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые неведают об их зове [мольбе] ?!  А когда люди будут собраны (в СудныйДень), они станут их врагами, и будут отвергать их поклонение". Сура Ахкъаф. 5,6, аяты.


ХвалаАллаху Господу миров. Мир и благословления нашему любимому посланникуАллаха, Пророку Мухаммаду, его семье и всех сподвижникам.


Абу Абдуррахман Дагестани


[1] Многобожников.

[2] Праведники, любимцы Аллаха.

[3] В данном случае идет речь о "мюридах”, т.е. духовных учениках Суфийских шейхов.

[4]Этими словами я не пытаюсь ни кого обвинить в многобожии ["ширке”], даубережет нас Аллах от этого. В этих словах, идет акцентированиевнимания на то, что создание образов [фотографий, рисунков]праведников, с целью напоминания о них и подражания им, с цельюсмягчать свое сердце, глядя на них и практиковать свое поклонение,представляя их,- это есть путь заблуждения народа Нуха (мир ему).

[5] Смотрите комментарий к хадису № 4920 из Сахиха Бухари, Ибн Хаджара Аскалани.

[6] Мекканский старейшина, который первым изменил религию Ибрахима и Исмаиля, и принес первого идола "Хубаля”.

[8] Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ат-Табари. Выдающийся Имам, Муджтахид, известнейший толкователь Корана, историк, правовед, автор ценнейших книг. Родился в 224 г. Х. умер в 310 г. Читайте о нем в "Сияр” у Имама аз- Захаби.

[9] Муджахид ибн Джабр аль-Маккий, толкователь Корана. Родился в 21 г.По Хиджре во время правления праведного Халифы Умара ибн Хаттаба, t,умер в Мекке в положении "суджуда” [земного поклона Аллаху] в 104 году.Он был известнейшим учеником величайшего сподвижник а и толкователяКорана, ‘АбдуЛлаха ибн ‘Абаса, t. Передается, что он 30 раз читал Коранперед  Ибн ‘Абасом, t, останавливаясь и спрашивая его о каждом Аяте. Онбыл достойным доверия, на кого опирались Имам аш-Шафи’и, Имам Бухари имногие другие. Читайте о нем, в любой книге по биографиям Ученых:"Сияр”, "Тахзиб ат-Тахзиб” и др.


[10] Имам, Абу аль-Фида, Имад ад-дин, Исмаил ибн Касир,Кьурейши ад-Дамашкьи аш-Шафии. Известнейший толкователь Корана, Хафиз,Хадисовед, автор многих полезнейших книг  в различных областяхШариатских наук. Ученик Имама, Хафиза аль-Миззи и Шейха аль-Ислама ИбнТеймийи, да смилуется над ними всеми Аллах. Родился в 701 г. Х. умер в 774 г. Читайте о нем у Ибн Хаджара аль-Аскалани  в "Дурар аль-Камина”.

 

word


ИА ИсламДин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика