Относится ли сборник «Нахдж ал-балага» к надёжным источникам?


Нахдж ал-балагаКнига «Нахдж ал-балага» («Путь красноречия») — сборник проповедей,писем и изречений, приписываемых повелителю правоверных ‘Али ибн АбуТалибу, да будет доволен им Аллах. Она состоит из трёх частей. В первойсобраны проповеди, связанные с отдельными вопросами вероучения иисторическими событиями. Вторая часть — это письма, послания, указы иобращения. Третья часть включает в себя мудрые изречения на различныетемы.
 Согласно свидетельствам шиитских учёных, составителем «Нахдж ал-балага»был один из потомков ‘Али ибн Абу Талиба — Мухаммад ибн ал-Хусайнар-Рида1. Однако не все учёные разделяли эту точку зрения. Втрактате «Шазарат аз-захаб» говорится: «Люди разошлись во мненияхотносительно того, кто был составителем книги “Нахдж ал-балага”,сборника высказываний ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах:‘Али ибн ал-Хусайн ал-Муртада или его брат ар-Рида. Существует мнение,что эти высказывания вовсе не принадлежали ‘Али и что составитель книгипридумал их, а потом приписал ему. А Аллах знает лучше». Похожее мнениеприводится в книге «Мир’ат ал-джинан» шейха ал-Йафа‘и. Суннитскиеучёные, по большей части, склонялись к мнению о том, что составителем«Нахдж ал-балага» был ‘Али ибн ал-Хусайн.
 Оба брата принадлежали к знатному роду шарифов — потомков ПророкаМухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и ‘Али ибн АбуТалиба, да будет доволен им Аллах. Сведения о них, их достоинствах,учителях, сочинениях, стихах и воззрениях упомянуты десяткамиисториков, в том числе ал-Хатибом ал-Багдади в книге «Тарих Багдад»,аз-Захаби в книге «Тарих ал-ислам», ас-Сафади в книге «ал-Вафиби-л-вафайат».
  Абу ал-Хасан Мухаммад ибн ал-Хусайн ал-Мусави попрозвищу ар-Рида (359—406) считался одним из самых одарённых поэтовсреди курайшитов всех времён, оставил после себя сочинения по арабскойграмматике, арабскому языку, отдельным кораническим наукам. Он началписать стихи с десяти лет, и диван с его стихами состоит из четырёхтомов. Его отец Абу Ахмад ал-Хусайн по прозвищу Тахир ещё при жизнипередал ему полномочия накиба (старейшины) потомков Абу Талиба, вобязанности которого входили разрешение споров внутри рода ируководство паломничеством.
  Абу ал-Касим ‘Али ибн ал-Хусайнал-Мусави по прозвищу ал-Муртада (355—436) обладал познаниями вразличных областях, прославился своими стихами и умениемполемизировать, был сторонником мутазилизма и оставил после себя многотрудов по шиитскому богословию. После кончины своего младшего брата онстал накибом потомков Абу Талиба. Многие отмечали, что ‘Али ибнал-Хусайн не разделял взглядов об искажении Священного Корана, однако вего трудах часто встречаются оскорбления в адрес сподвижников.
 Характеризуя труды ал-Муртады, хафиз Ибн Касир в книге «ал-Бидайава-н-нихайа» (12/53) пишет: «Ибн ал-Джаузи передал от его именисуждения, соответствующие его шиитским взглядам. В частности, онполагал, что совершать земной поклон следует только на землю или вещииз этого рода, что очищаться камнями дозволено только после справлениябольшой нужды, но не после мочеиспускания, что жениться на христианкахи иудейках запрещено, равно как запрещено есть мясо животных,зарезанных людьми Писания, и пищу, приготовленную неверующими. Онсчитал, что развод приобретает силу только в присутствии двухсвидетелей и что развод, связанный с условием (талак му‘аллак),недействителен, что несовершивший вечерний намаз до полуночи обязанвозместить его и искупить свой проступок постом на следующий день. Онсчитал, что женщина, обрезавшая волосы, должна искупить свой грех так,как поступают при непредумышленном убийстве, а тот, кто разорвал одеждупри несчастье, должен искупить грех, как это делают приклятвопреступлении. Он также считал, что если мужчина женился назамужней женщине, не ведая об этом, то он обязан раздать пять дирхемовв качестве милостыни, и что вору нужно отрезать кончики пальцев. Ибнал-Джаузи сообщил, что он прочёл об этом из рукописи Абу ал-Вафа Ибн‘Акила».
Сборник «Нахдж ал-балага» был составлен, когда багдадскиехалифы находились под властью династии Буидов (334/946—467/1075),придерживавшейся умеренных шиитских взглядов. Авторитет халифа былособенно низок в период правления ‘Абд ал-Карима ибн ал-Фадла попрозвищу ат-Та‘и ли-Ллах (363/974—381/992). В тот период сторонникиАлидов пользовались большим влиянием и открыто порицали сподвижников итрёх праведных халифов, что порой приводило к столкновениям междушиитами и суннитами2. Многие из таких взглядов нашли отражение и в «Нахдж ал-балага».
 Краткая характеристика данного сборника дана во многих трудахбогословов и историков из числа приверженцев сунны. Так, Шамс ад-Диназ-Захаби в сочинении «Сийар а‘лам ан-нубала» (17/589) отмечает, что«Нахдж ал-балага» приписывается имаму ‘Али, да будет доволен им Аллах,но в ней нет иснадов. Среди этих преданий есть и лживые, и правдивые.Но среди них есть и выдуманные высказывания, которые имам не могпроизнести.
  Ибн Таймиййа в книге «Минхадж ас-сунна ан-набавиййа»(7/86-87) пишет: «Учёные знают, что большинство проповедей в этой книгелживо приписаны ‘Али, и поэтому большая их часть отсутствует в болееранних трудах, и их иснад неизвестен. Откуда автор взял их? Этипроповеди похожи на слова тех, кто называет себя Алидом или Аббасидом,тогда как никто из его предков не говорил такого. Лживость подобныхпретензий очевидна. Для того чтобы человек говорил о своемпроисхождении, должно быть известно происхождение его предков. То жесамое относится и к высказываниям: должно быть известно, от кого онибыли услышаны и переданы нам. И если кто-либо сочинит книгу, в которойсоберёт от имени Пророка, Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Алимногочисленные проповеди, которые никто прежде не пересказывал сизвестным иснадом, то мы будем твёрдо убеждены в том, что это ложь. Вэтих проповедях есть много того, что совершенно точно противоречитдругим высказываниям ‘Али. В такой ситуации нет необходимостидоказывать, что это ложь, ибо достаточно потребовать доказательстваправдивости иснада. Аллах не обязал людей верить в то, что неподтверждается доказательствами. Нет никаких разногласий в том, чтотакое невозможно, особенно по мнению тех, кто не допускает возложениена людей того, что им не под силу. Поистине, повеление верить в то, чтоне подтверждается доказательствами, было бы высшей формой обременениятем, что человеку не под силу. Как может человек обосновывать претензии‘Али на власть рассказами, которые бытовали в IV веке, когда многиевозводили навет на него, когда власть в государстве перешла к такимлюдям, когда их слова признавались, независимо от их правдивости, когданикто не мог потребовать от них привести доказательства?»
  В другомместе (8/55-56) Ибн Таймиййа пишет: «Автор “Нахдж ал-балага” и емуподобные приписали ‘Али много высказываний других людей. Среди них естьизречения, которые пересказывают от его имени, и есть достойныеизречения, которые он мог произнести. Тем не менее, это слова другихлюдей. Автор “Нахдж ал-балага” приписывает ‘Али высказывания,принадлежащие не ‘Али и упомянутые в книге “ал-Байан ва-т-табйин”ал-Джахиза и в других каламических трудах. Если бы проповеди из “Нахджал-балага” действительно были произнесены ‘Али, то они были бы переданыс его слов в более ранних трудах с иснадом или без него. Когда тот, кторазбирается в преданиях, узнаёт, что многие из этих проповедей и дажебольшая часть их прежде не были известны, он понимает, что это ложь. Впротивном случае пересказавший их указал бы, в какой книге ониупомянуты, кто пересказал их со слов ‘Али, какой иснад у этихсообщений. Если же он не сделал этого, то это всего лишь голые слова,которые может произнести любой человек. Кто разбирается в методахприверженцев хадисов, кто разбирается в сообщениях и преданиях сиснадами, кто отличает правдивые рассказы от лживых, тот знает, чтопересказывают подобные истории со слов ‘Али только люди далёкие от этойнауки, не умеющие различать между правдой и вымыслом».
 Внимательное ознакомление с книгой «Нахдж ал-балага» позволяетусмотреть в ней множество сообщений, противоречащих кораническимпостулатам и достоверной сунне. Многие проповеди, приписываемые ‘Алиибн Абу Талибу, содержат упрёки в адрес других сподвижников исамовосхваления, плохо совместимые со скромным нравом великого халифа.Примечательно, что некоторые из преданий в книге противоречатубеждениям самих имамитов относительно права ‘Али ибн Абу Талиба наимамат и его «непогрешимости», а также относительно грехопадения иотступничества сподвижников, в том числе трёх праведных халифов, якобыне выполнивших завещания Посланника и не позволивших ‘Али стать воглаве общины.
  Приведём лишь несколько примеров. В 457-ой мудрости (2/309)3,сказанной об ансарах, говорится: «Клянусь Аллахом, своим богатством,своими щедрыми руками и своими острыми языками они взрастили ислам, какрастят жеребёнка».
  В 96-ой проповеди (1/113) сообщается, что ‘Алисказал о сподвижниках: «Поистине, я видел сподвижников Мухаммада и невижу среди вас никого, подобного им! По утрам они просыпались сзапылёнными лицами и головами, а ночь они проводили в поклонах истоянии, поочерёдно прилегая [к земле] своими лбами и щеками, предстоя[перед Аллахом] словно на углях, вспоминая о будущей жизни! От долгихземных поклонов между их очей образовались [мозоли] будто на козьихколенях! Если они поминали Аллаха, то рыдали очи их, покуда не намокалиполы их одежд, и они трепетали, как трепещет дерево в день сильнойбури, в страхе перед наказанием и с надеждой на награду».
  В 146-ойпроповеди (1/184-185) сообщается, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб спросилсовета ‘Али ибн Абу Талиба относительно своего выступления в походпротив персов, и тот сказал: «Поистине, победа или поражение не зависятот многочисленности или малочисленности. Это религия Аллаха, которую Онвозвысил, и Его войско, которое Он поддержал и укрепил, пока оно недостигло того, что достигло, и не пришло туда, куда пришло. Аллах далнам обещание, и Он исполнит Своё обещание и поможет Своему войску.Командующий подобен нити для бус: он собирает их вместе и разъединяет,и если порвется нить, рассыплются бусы и пропадут, и уже никогда несобрать эти бусинки вместе. Сегодня арабы, несмотря на своюмалочисленность, исламом преумножаются и единством укрепляются! Станьже осью (кутб) и заставь жернова арабов вращаться! Пошли их перед собойв пламя войны, ведь если эти края лишатся тебя, то арабы со всех концови краев земли выступят против тебя, и оставленные тобой незащищённыеземли станут для тебя важнее, чем лежащие впереди. Поистине, иноземцы,как посмотрят на тебя завтра, скажут: вот корень арабов, и если егоотрезать, мы обретём покой, и тогда воспылает у них желание одолетьтебя».
  В 459-ой мудрости (2/310), сказанной об ‘Умаре ибнал-Хаттабе, говорится: «Вами правил правитель, который был стоек иследовал прямым путём, пока религия не утвердилась».
  В 163-ойпроповеди (1/218-219) сообщается, что ‘Али ибн Абу Талиб сказал халифу‘Усману ибн ‘Аффану: «Вот люди за мной, и они направили меняпосредником между ними и тобой, и — Аллах свидетель! — я не знаю, чтосказать тебе. Я не знаю того, чего бы ты не ведал, и не укажу тебе нато, чего ты не знаешь. Поистине, ты знаешь то же, что знаем мы. Мы неопередили тебя в познании того, что могли бы сообщить тебе, и не узналиничего втайне, чтобы довести до тебя. Ты видел то же, что и мы, ислышал то же, что и мы, и ты был вместе с Посланником Аллаха, как и мы.Ни Ибн Абу Кухафа, ни Ибн ал-Хаттаб не были достойнее тебя в совершенииправедных поступков, и ты ближе них обоих к Посланнику Аллаха покровному родству, и ты удостоился таких свойственных уз, которых ониоба не удостоились. Ты не слеп и не невежественен, и дороги ясны, истолпы религии прочны».
  Приведённые отрывки совпадают с похвалой вадрес сподвижников, ниспосланной в Священном Коране и высказаннойПосланником, да благословит его Аллах и приветствует, в пречистойсунне. Так, Всевышний Аллах сказал: «Аллахдоволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, итеми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом.Он приготовил для них райские сады, в которых текут реки. Они пребудуттам вечно» (ат-Тауба, 100);
«Мухаммад— Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим имилостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц,стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следыот земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Торе. ВЕвангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Онукрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищаясеятелей. [Аллах привел эту притчу] для того, чтобы привести ими вярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали исовершали праведные деяния, прощение и великую награду» (ал-Фатх, 29).
 Похвала в адрес мухаджиров и ансаров также приводится в 8-9-ом аятахсуры «ал-Хашр», после чего Всевышний Аллах велит мусульманам говоритьоб их верующих предшественниках только доброе и просить для нихпрощения: «А те, которыепришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев,которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти изависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты —Сострадательный, Милосердный”» (ал-Хашр, 10).
 Всё это идёт в разрез с многочисленными рассказами из «Нахдж ал-балага»о том, что сподвижники якобы нарушили веление Аллаха и Его Посланника иприсягнули на верность вместо ‘Али ибн Абу Талиба сначала Абу Бакру, апотом ‘Умару ибн ал-Хаттабу и ‘Усману ибн ‘Аффану, да будет Аллахдоволен всеми ими.
  Свидетельством несостоятельности обвинений вадрес сподвижников Пророка может и служить 6-ое письмо из обсуждаемогонами сборника (2/104-105). В нём сообщается, что ‘Али ибн Абу Талибпризвал Му‘авийу ибн Абу Суфйана присягнуть ему на верность следуюшимисловами: «Поистине, люди, присягавшие Абу Бакру, ‘Умару и ‘Усману,присягнули мне на таких же условиях. Присутствовавший там не имеетвыбора, а отсутствовавший не может отказаться. Поистине, совет замухаджирами и ансарами, и если, собравшись, они назвали имамом одногочеловека, то так было угодно Аллаху».
  Это высказывание явнопротиворечит многим другим рассказам из того же источника и другихимамитских сочинений, в которых отрицается идея выборности халифа иутверждается верховная власть (имамат) прямых потомков ПророкаМухаммада. Из этого письма явствует, что правом на избрание халифаобладал совет мухаджиров и ансаров, и, если они избрали кого-либо своимправителем, на то были воля и довольство Всемогущего Аллаха.
  Такойвывод подтверждается и 91-ой проповедью (1/106): когда послевероломного убийства халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана, люди пришли присягнутьна верность ‘Али ибн Абу Талибу, он сказал: «Оставьте меня и ищитедругого; истинно, мы столкнулись с вопросом, у которого множество лиц ицветов; не принимает его сердце и не воспринимает разум. Горизонтзатуманен, и доводы подвергнуты отрицанию. Так знайте, что если яотвечу вам, то возложу на вас [ответственность] сообразно моему знаниюи не последую за высказываниями одних и порицаниями других. А если выоставите меня, то я один из вас, и, возможно, я стану лучше другихприслушиваться и повиноваться тому, кого вы сделаете повелителем, и длявас лучше, чтобы я стал вашим визирем, нежели вашим повелителем!»
 Если бы ‘Али ибн Абу Талиб был назначен правителем Аллахом и ЕгоПосланником, если бы завещание об имамате в роду Посланникадействительно существовало, то славный сподвижник не стал бы ослушатьсяВсевышнего и отказываться от правления. Более того, он не стал бы молчанаблюдать за тем, как люди узурпируют власть и нарушают завет сАллахом, ведь в одном из преданий сообщается, что ему было приказаносражаться против вероломных изменников.
  В 234-ой проповеди,названной «проповедью унижения» (2/91), сообщается, что ‘Али ибн АбуТалиб сказал: «Послушайте, вы оборвали узы ислама, преступили егограницы и умертвили его повеления. Послушайте, Аллах велел мнесражаться против бунтовщиков, изменников и распространяющих нечестие наземле. Что касается изменников, то с ними я сразился. Что касаетсяотступников, то против них я с джихадом выступил. А что касаетсяутративших веру, то их я подавил».
  Несмотря на противоречия междуприведёнными в «Нахдж ал-балага» рассказами, не они являются главнымнедостатком данного свода, а, как уже было отмечено выше, отсутствие умногих из собранных в нём сообщений надёжных иснадов. Некоторые поздниеисследователи, в том числе ас-Саййид ‘Абд аз-Захра ал-Хусайни, пыталисьвозвести эти сообщения к праведному халифу ‘Али ибн Абу Талибу. Вбольшинстве случаев они ограничивались перечислением других книг, вкоторых упоминаются эти сообщения полностью или частично, вообще некасаясь того, что в науке о хадисах называется иснадом. Лишь внекоторых случаях они приводили иснады из более ранних сборников, нобольшинство из них ненадёжные или содержат неизвестных передатчиков.
 Следует знать, что в «Нахдж ал-балага» есть и десятки мудрых изречений,касающихся нравственного образа верующих и ряда вопросов вероучения.Значения многих из них правильные и красивые, они находят подтверждениев похожих по смыслу аятах Священного Корана и хадисах Посланника, даблагословит его Аллах и приветствует. Но сборник изречений, пусть дажесамых мудрых, составленный спустя три с лишним столетия после кончины‘Али ибн Абу Талиба и приписанный ему без убедительных свидетельств,нельзя отнести к сводам хадисов, которыми мусульмане должныруководствоваться и в которые они обязаны верить.
  Что касаетсясообщений, содержащих критику в адрес славных сподвижников Пророка,якобы нарушивших волю Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллахи приветствует, а также сообщений об имамате в роду ‘Али ибн АбуТалиба, то они не соответствуют действительности и на протяжении ужемногих веков используются определёнными группами для расколамусульманской общины на течения и секты. В наше время они такжеэксплуатируются для политизации мусульман, отвлечения их от насущныхпроблем мирской и духовной жизни и ввержения их в пламя политическихбаталий и пересудов, не сулящих ничего, кроме разочарования исожаления. Упаси нас от этого Всевышний Аллах!
  Что же касаетсядуховного наследия халифа ‘Али ибн Абу Талиба, то с его слов передано586 хадисов Пророка. От его имени их рассказывали трое сыновейал-Хасан, ал-Хусайн и Мухаммад, а также Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Умар, Ибн‘Аббас, Ибн аз-Зубайр, Абу Муса ал-Аш‘ари, Зайд ибн Аркам, Абу Са‘идал-Худри, Джабир ибн ‘Абдаллах, Абу Умама, Абу Хурайра и многие другиесподвижники и их последователи. Об этом сообщил имам ас-Суйути в книге«Тарих ал-хулафа». Имам ан-Насаи собрал некоторые из этих преданий всборнике «Муснад ‘Али ибн Абу Талиб». Помимо того, многочисленныевысказывания праведного халифа и истории из его жизни встречаются вавторитетных сводах хадисов, тафсирах, биографических и историческихтрудах. Да будет доволен им Аллах, и да будет любовь к нему вечно живойв сердцах благочестивых мусульман!4

______________________

 1См., напр.: предисловие ‘Абд ал-Баки Гелпынарлы к переводу книги «Нахджал-балага» на азербайджанский язык (Тегеран: Сюруш, 1995).
 2 См.: Али-заде А. Хроника мусульманских государств I—VII веков хиджры. М.: Умма, 2004. С. 203-212.
 3Нумерация проповедей, писем и высказываний в разных изданиях «Нахджал-балага» различается. В данном исследовании мы руководствуемсяарабским текстом издания, подготовленного Всемирной ассоциацией «Ахлал-байт» и осуществлённого при участии издательства «Нурлар» (Баку) в2004 г.
 4 Ал-Хатиб ал-Багдади Ахмад ибн ‘Али. ТарихБагдад. Бейрут. Дар ал-кутуб ал-‘илмиййа. Т. 11. С. 402; ас-Суйути ‘Абдар-Рахман ибн Абу Бакр. Тарих ал-хулафа. Египет: Матба‘а ас-са‘ада,1952/1371. С. 167-168; Ибн Таймиййа. Минхадж ас-сунна ан-набавиййа.Муассаса куртуба, 1406 г.х. Т. 7. С. 86-87; Т. 8. С. 55-56; аз-ЗахабиМухаммад ибн Ахмад. Сийар а‘лам ан-нубала. Бейрут: Муассаса ар-рисала,1413 г.х. Т. 17. С. 285-286, 588-589; аз-Захаби. Тарих ал-ислам.Бейрут: Дар ал-китаб ал-‘араби, 1407/1987. Т. 28. С. 150-151; Т. 29. С.433-434; Ибн Касир. Ал-Бидайа ва-н-нихайа. Бейрут: Мактаба ал-ма‘ариф.Т. 12. С. 3-4, 53; ас-Сафади Салах ад-Дин Халил ибн Айбак. Ал-Вафиби-л-вафайат. Бейрут: Дар ихйа ат-турас, 1420/2000. Т. 20. С. 231-234;ал-Йафа‘и ‘Абдаллах ибн Ас‘ад. Мир’ат ал-джинан. Каир: Дар ал-китабал-ислами, 1413/1993. Т. 3. С. 18-20, 55-57; ‘Абд ал-Хайй ибн Ахмадал-Ханбали. Шазарат аз-захаб. Дамаск: Дар Ибн Касир, 1406 г.х. Т. 3. С.182-184, 256-257; Нахдж ал-балага: В 2-х т. Баку: Нурлар; ал-Маджма‘ал-‘алами ли-ахл ал-байт, 2004; ас-Саййид ‘Абд аз-Захра ал-Хусайни.Масадир нахдж ал-балага ва асанидух. Бейрут: Дар ал-адва‘, 1405/1985.


Эльмир Кулиев
17 октября 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика