Обращение за помощью к кому-либо, кроме Аллаха


Это неуместное сравнение иошибочное предположение породили одно из величайших заблуждений, в котороепопали многие рядовые мусульмане и даже некоторые видные религиозные деятели.Речь идет об обращении за помощью к пророкам и праведникам. Когда с ними приключаютсянесчастья, они начинают молить о помощи их вместо Аллаха, и можно увидеть, какцелые группы людей собираются возле некоторых могил и просят покойников помочьим в разных делах, словно эти усопшие слышат их. Они взывают к ним на разныхязыках, словно они понимают языки разных народностей и различают между ними,если даже множество людей обращается к ним в один миг! Поистине, это – не чтоиное, как приобщение сотоварищей к Всевышнему Аллаху в обладании божественнымикачествами. Однако многие люди не понимают этого, и по этой причине они впали втакое чудовищное заблуждение.

Такие воззренияизобличаются целым рядом коранических откровений. Всевышний сказал: «Скажи: «Взывайтек тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить отвас беду или перенести ее на другого» (аль-Исра, 56). Похожих аятов в Коранемного. На эту тему написано много книг и статей.[24]И кто испытывает сомнения по этому поводу, тот может прочесть их, и истинанепременно станет ясна ему, если на то будет воля Аллаха. Тем не менее, я счелполезным процитировать здесь высказывания некоторых богословов ханифитскоготолка, чтобы никто не предположил, что этого мнения не придерживалисьсторонники известных религиозно-правовых школ – мазхабов.

Абу ат-Таййиб Шамс аль-Хаккаль-Азимабади в книге "ат-Талик аль-Мугни аля Сунан ад-Даракутни"писал:

– Отвратительнымгрехом, чудовищной ересью и опасным новшеством является обращение за помощью кшейху Абд аль-Кадиру аль-Джилани, да смилостивится над ним Аллах, которое дляеретиков стало обычным делом. Они говорят: "О шейх Абд аль-Кадираль-Джилани, сделай то-то ради Аллаха", возносят молитвы в направленииБагдада и совершают множество подобных этим грехов. Они приобщают к Аллахусотоварищей в поклонении и не ценят Его должным образом. Эти невежды не знают,что шейх, да смилостивится над ним Аллах, никому не способен принести пользу иникого не может уберечь от зла даже весом с крошечную частичку. Почему же онипросят его помочь им и удовлетворить их нужды?! Неужели Аллаха не достаточноЕго рабам?!! Защитит нас, Боже, чтобы мы никого не приобщали к Тебе всотоварищи и никого из твоих творений не возвеличивали так, как возвеличиваемТебя.

В "аль-Базазийе"и в других сборниках фетв сказано: «Кто говорит, что души шейхов присутствуютрядом с нами и знают о нас, тот становится неверующим».[25]

Шейх Фахр ад-Дин Абу СаадУсман аль-Джайяни б. Сулейман аль-Ханафи в своей книге "ар-Рисала"сказал: «Кто полагает, что умершие распоряжаются судьбами наряду с Аллахом, иубежден в этом, тот является неверующим». Похожее высказывание приводится и вкниге "аль-Бахр ар-Раик".

Кадий Хамид ад-Дин Накуриаль-Хинди в книге "ат-Тауших" сказал: «Среди них есть такие, которыево время невзгод и несчастий взывают к пророкам и угодникам и верят в то, чтоих души присутствуют рядом с нами, слышат молитвы и знают о наших нуждах. Это –не что иное, как отвратительное язычество и явное невежество. Всевышний Аллахсказал: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взываютвместо Аллаха к тому, кто не ответит им до Дня воскресения и кто не ведает обих зове?!» (аль-Ахкаф, 5)».

В сочинении "аль-Бахрар-Раик" (3/94) также говорится: «Если кто-либо вступает в брак на основании,беря в свидетели Аллаха и Его посланника, то его брак считаетсянедействительным, а сам он становится неверующим из-за своей веры в то, чтоПророку, мир ему и благословение Аллаха, известно сокровенное».[26]

Похожие высказывания можновстретить в собраниях фетв Кади-хана и аль-Айни, в сборниках "ад-Дурраль-Мухтар" имама аль-Касани и "аль-Аламкирийя", а также вомногих других сочинениях ханифитского толка. Что же касается Корана и ПречистойСунны, то в них содержится бесчисленное количество текстов, изобличающих самусуть язычества и порицающих тех, кто приобщает к Аллаху сотоварищей. Нашучитель ас-Сеййид Мухаммад Назир Хусейн ад-Дахлави написал убедительную статью,посвященную опровержению этой скверной ереси.[27]

Второй рассказ – о том, какнад могилой Посланника, мир ему и благословение Аллаха, были проделаны отверстия

Ад-Дарими в"ас-Сунане" (1/43) сказал:

– Абу ан-Нуманрассказал нам, что Саид б. Зейд рассказал им, что Амр б. Малик ан-Нукри рассказалим, что Абу аль-Джауза Ауф б. Абдуллах рассказывал: «Однажды в Медине наступиласильная засуха, и люди пожаловались на это Аише. Она сказала: "Ступайте кмогиле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и проделайте над ней отверстие,чтобы между ним и небом не было преграды". Люди сделали это, и полилсильный дождь, благодаря которому выросла трава, верблюды потучнели так, чтолопались от жира. Тот год прозвали годом "лопания"».

Цепочка рассказчиков этогохадиса слабая, и на него нельзя опираться по трем причинам.

Во-первых, Саид б. Зейд,брат Хаммада б. Зейда, был слабым рассказчиком. Аль-Хафиз Ибн Хаджар в"ат-Такрибе" сказал: «Он был правдивым рассказчиком, но допускалошибки». Аз-Захаби в "аль-Мизане" сказал: «Йахья б. Саид считал егослабым. Ас-Саади сказал: "На него нельзя опираться (??? ????),и его хадисы считаются слабыми". Ан-Насаи и некоторые другие назвали его несильным.Ахмад сказал: "Он был неплохим рассказчиком (??? ?? ???),хотя Йахья б. Саид говорил, что он обладал неподобающими качествами (??? ?? ???????)"».

Во-вторых, этот хадиспрерывается на Аише и не восходит до Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Идаже если бы он был достоверным, его все равно нельзя было бы рассматривать вкачестве убедительного аргумента, потому что он касается такого вопроса, покоторому отдельные сподвижники могли иметь свое мнение. Их мнение может бытьправильным, а может быть ошибочным, и поэтому мы не обязаны руководствоватьсяим при любых обстоятельствах.

В-третьих, рассказчик попрозвищу Абу ан-Нуман – это Мухаммад б. аль-Фадль, также известный как Арим("сильный", "неукротимый"). Он заслуживал доверия, но вконце своей жизни стал путаться (?????).Аль-Хафиз Бурхан ад-Дин аль-Халаби упомянул его в числе тех рассказчиков, которыепутались. В своей книге "аль-Мукаддима" (с. 391) он писал: «Их хадисыпринимаются от тех, кто обучался у них до того, как они стали путаться. В то жевремя они не принимаются от тех же, кто обучался у них после этого, и в техслучаях, когда мы не знаем, когда именно от них услышали этот хадис».

В данном случае мы незнаем, когда ад-Дарими услышал этот хадис от Абу ан-Нумана – до того, как тотстал путаться, или после этого. Следовательно, это сообщение не принимается, ина него нельзя опираться.[28]

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийяв книге "ар-Радд аля аль-Бакри" сказал:

– История о том, что вмогиле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, проделали отверстие для того,чтобы пошел дождь, рассказанная от имени Аиши, является неправдивой, и цепочкарассказчиков этого сообщения недостоверная. Лживость этой историиподтверждается и тем, что при жизни Аиши в доме не было никакого отверстия.Напротив, он оставался таким, каким он был во времена Пророка, мир ему иблагословение Аллаха. Одна часть его была покрыта кровлей, а другая – нет, илучи солнца попадали в него. Об этом сообщается в хадисе, который приводится вобоих "ас-Сахихах". Передают от имени Аиши, что Пророк, мир ему иблагословение Аллаха, совершал послеполуденный намаз, когда лучи солнца все ещепопадали в ее комнату, и тени не было. Эта комната так и осталась при мечетиПосланника, мир ему и благословение Аллаха, а потом стала ее частью.Впоследствии вокруг комнаты Аиши, в которой вырыли могилу, построили высокуюстену, а в потолке проделали отверстие, чтобы в нее можно было спуститься принеобходимости, если там нужно было подмести или прибрать. Что же касаетсярассказа о том, что отверстие существовало при жизни Аиши, то это – явная ложь.И даже если бы он был достоверным, он все равно бы свидетельствовал лишь о том,что сподвижники не заклинали Аллаха кем-либо из творений, не искали близости кНему посредством умершего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и не просилиЕго помочь им ради него. Напротив, из этого рассказа следует, что они якобыпроделали отверстие, чтобы через него на Пророка, мир ему и благословениеАллаха, снизошла милость. В нем ничего не говорится о том, что они заклиналиАллаха именем Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Между этими двумя вещамибольшая разница! Одно творение может помочь другому, помолившись за него, илисделав для него доброе дело. Всевышний Аллах же любит, когда люди пытаютсяприблизиться к Нему посредством своей веры, праведных поступков, молитв заблагословение и благополучие Пророка, мир ему и благословение Аллаха,посредством любви к нему, покорности ему и близости к нему. Аллах желает, чтобымы именно так пытались приблизиться к Нему. Если же кто-либо хочет приблизитьсяк Аллаху посредством того, что угодно ему самому, а не посредством веры илиправедных деяний, то его усилия окажутся бесполезными. Об этом говорят издравый смысл, и шариат.

Что касается логическихаргументов, то если Аллах любит конкретного человека, ради которого я прошу Егоудовлетворить мою просьбу, то этого недостаточно для того, чтобы Он удовлетворилее. Нужно, чтобы либо я, либо этот человек предприняли для этого какие-то шаги.Например, если он попросит за меня, или если я уверую в него и возлюблю его, тоэто, непременно, приблизит меня к цели. Но если я просто прошу помочь мне радинего, то это ничем не поможет мне, поскольку для этого нет никакого повода.

Что же касается шариатскихдоводов, то известно, что все обряды поклонения основываются на следованиипримеру Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а не на религиозныхновшествах. Никто не имеет права узаконивать в религии то, что не дозволеноАллахом. Никто не имеет права молиться в сторону чьей-либо могилы, говоря, чтоего могила заслуживает такого почитания больше, чем Кааба. По этому поводу естьдостоверный хадис, приведенный в "ас-Сахихе": «Не садитесь намогилы и не молитесь в их сторону». Несмотря на это, некоторые из крайнихеретиков молятся в сторону могил своих шейхов, иногда даже поворачиваясь спинойк кибле[29].Они молятся в направлении могилы какого-либо шейха и называют ее "киблойдля избранных". И получается, что Кааба – это кибла для простых людей!Другие еретики считают, что намаз возле могил их шейхов превосходит намаз вмечетях, в том числе – в Заповедной Мечети, в мечети Пророка, мир ему иблагословение Аллаха, и в мечети аль-Акса. Многие считают, что мольба,вознесенная возле могил пророков и праведников, лучше мольбы, обращенной кАллаху в мечети. А ведь каждому богослову, изучившему ислам, известно, что всеэто противоречит мусульманскому шариату. И кто не опирается на Коран и Сунну вэтом и в других вопросах, тот непременно сам впадает в заблуждение, сбивает спути других и обрекает себя на погибель. Каждый раб обязан принять шариат Мухаммада– совершенный, светлый, ясный. Каждый должен признать, что этот шариатниспослан для того, чтобы мы обрели благо в его самой совершенной форме и моглиизбавиться от зла полностью или частично. И если какой-либо из обрядовпоклонения или какую-либо форму крайнего воздержания люди считают хорошим иполезным поступком, тогда как в шариате ничего не сказано по этому поводу, томы должны знать, что вреда от этого больше, чем пользы. Ведь, поистине, МудрыйЗаконотворец не оставил без внимания что-либо из того, что приносит пользу. …Это относится и к молитвам, которые читают ради поклонения Аллаху. Поэтомулюдям следует читать молитвы, узаконенные шариатом, потому что в них нетнедостатков. Все остальные обряды поклонения тоже нужно отправлять так, как этоуказано в шариате. Это и есть прямой путь. Пусть же Аллах Всевышний ведет имнас и наших верующих братьев.[30]

 

Примечание

Следует знать, что сборникимама ад-Дарими составлен по такому же принципу, что и четыре сборника"ас-Сунан".[31] Поэтому егоправильно называть "Сунан ад-Дарими", как это сделал уважаемый шейхДахман, издавший этот сборник.

Тем не менее, его издавнаназывают "Муснад ад-Дарими", и это – ошибка, которая не находитникакого подтверждения в словах богословов. Некоторые даже называют его"ас-Сахих", и это – самое неправильное мнение, потому что в неговключено много восходящих хадисов со слабыми цепочками рассказчиков. Болеетого, в нем есть отосланные[32] инеизлечимые[33] хадисы, атакже прерванные[34] сообщения,многие из которых переданы через слабые цепочки рассказчиков. К такимсообщениям относится и этот рассказ. Разве ж такой сборник являетсядостоверным?!

Похожую ошибку допускают инекоторых профессора, называющие сборниками достоверных хадисов четыре"ас-Сунана"[35]. Их словапротиворечат не только подлинному названию сборников, но и действительности, потомучто в них есть много слабых хадисов. Они также противоречат той оценке, которуюавторы дали собранным хадисам, ведь иногда они сами указывали на слабость техили иных преданий. В особенности это относится к имаму ат-Тирмизи, которыйискусно отмечал слабые хадисы в своем сборнике. Все это хорошо известно тем,кто знаком с этими трудами. Что же касается "ас-Сунана" Ибн Маджи, тов нем встречаются не только слабые, но и выдуманные хадисы. И поэтому назвать этисборникам "ас-Сахихами" может только невежда или человек, преследующийкакие-либо цели.

________________________________

[1] Полноеназвание этой книги шейха аль-Албани "Слабые и выдуманные хадисы и ихдурное влияние на общину". – К.Э.

[2] ИбнКасир, "Ихтисар Улум аль-Хадис" с комментариями Ахмада Шакира (с.59).

[3] Извсего сказанного должно быть ясно, что ссылаться на мнение хафиза Ибн Хаджарапо поводу этого хадиса после того, как мы разъяснили, какого родафальсификациями занимался Атийя, станет только тот, кто потакает своимжеланиям. Один из наших оппонентов, в частности, сослался на слова Ибн Хаджара,пытаясь опровергнуть мои замечания по поводу фальсификаций Атийи. Полагаю, чтоон поступил предвзято, потому что из моих разъяснений ему должно быть ясно, какфальсифицировал хадисы Атийя. И хотя его возражения опровергают его собственныеслова, он сделал вид, что не заметил этого, и никак не ответил на моезамечание. Напротив, он предположил, что фальсификации Атийи относились кпервому виду, поскольку такие фальсификации не вредят хадису, если в других еговерсиях рассказчик ясно указывает на того, кто ему рассказал это. Надеюсь,читатели простят меня, если я скажу, что таких богословов можно причислить кфальсификаторам, подобным этому Атийе!!

[4] Аль-Мунзирив "ат-Такрибе" (2/265) сказал: «Этот хадис передал Ибн Маджа ссомнительной цепочкой рассказчиков». В другом месте (1/130-131) он назвал этотже хадис слабым, начав его словами "передают" (???).В предисловии к своей книге он отметил, что такая формулировка означает, чтохадис нельзя считаться хорошим.

[5] Вкниге "Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа", проанализировав хадис Билала ипредыдущий хадис, я пришел к следующему заключению: «Одним словом, этот хадисдошел до нас через две слабые цепочки, одна из которых хуже другой». Некоторыеавторы не придали значения этой фразе и возвели на меня навет. Один из нихсказал: «Совершенно ясно, что цепочки рассказчиков этих двух хадисов разные отначала до конца. Как же после этого можно называть их одним хадисом и оцениватьих одинаково?! Поистине, одно только это уже свидетельствует о степени ошибкитого, кто так считает». Пусть же читатель сам рассудит, справедливо ли такоеутверждение. И надеюсь, читатель простит меня, если я приведу здесь словаПророка, мир ему и благословение Аллаха: «В ранних пророчествах говорилось:если тебе не стыдно, то поступай, как пожелаешь!»

[6] Имеетсяв виду автор книги Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани, да смилостивится над ним Аллах.– К.Э.

[7] Богословыразошлись во мнениях по поводу правильного понимания этого хадиса, потому чтопредлог (?)может означать "ради", а может означать "посредством". –К.Э.

[8] Имеетсяв виду, что в одном случае он рассказывал хадис непосредственно от имени Умейиб. Халида, а в другом – от аль-Мухаллаба б. Абу Суфры, от Умейи б. Халида. Втерминологии науки о хадисах это называется "путаницей" (????????).

[9] Арабскийглагол (??????) используется в значениях "начинать", "делатьпочин", "просить помощь", "просить открыть","просить вынести приговор". Ниспослан же был этот аят по поводу слов,которыми Абу Джахль начал битву при Бадре. Передают, что Абдуллах б. Саалабарассказывал: «Битву при Бадре начал Абу Джахль, сказав: «О Боже, он заставилнас порвать родственные связи и принес нам то, чего мы не знаем. Погуби же егоэтим утром!» И тогда Аллах ниспослал аят: «Если вы (неверующие) просиливынести приговор, то приговор уже явился к вам» (8:19). Этот хадис передалиИбн Джарир, аль-Хаким и другие, причем аль-Хаким назвал его достовернымсогласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби. –К.Э.

[10] Этислова из предисловия к книге "аль-Каида аль-Джалила" принадлежатвыдающемуся богослову, шейху Мухибб ад-Дину аль-Хатыбу.

[11] Высказыванияаль-Хакима и Ибн Хиббана по этому поводу также передали хафиз Ибн Абд аль-Хадив книге "ас-Сарим аль-Манки" (с. 29) и хафиз Ибн Хаджар в"ат-Тахзибе".

[12] Этаоценка шейх-уль-ислама Ибн Теймийи является критикой в адрес рассказчика. Онапохожа на оценку, данную хафизом Ибн Хаджаром рассказчику по имени Атийяаль-Ауфи, о котором мы говорили ранее.

[13] ИбнТеймийя, "аль-Каида аль-Джалила", с. 89.

[14] Этотхадис передали Муслим (1/7) и Ибн Хиббан в "ас-Сахихе" (1/27) со словСамуры б. Джундуба. Его же передал Муслим со слов аль-Мугиры б. Шубы. Он же назвалего известным.

[15] "ат-Такибаль-Хасис", с. 21.

[16] Этотхадис передали аш-Шафии, ат-Табарани и др.

[17] ИбнХаджар, "Фатх аль-Бари", 2/397.

[18] Подсправедливостью рассказчика подразумевается то, что он был разумнымсовершеннолетним мусульманином и не был нечестивцем или непорядочным человеком.– К.Э.

[19] Подточностью рассказчика понимается то, что он абсолютно точно запоминал илизаписывал хадисы. Точность и справедливость являются двумя качествами, которымиобязаны обладать рассказчики достоверных хадисов. – К.Э.

[20] Воригинале "посланник Аллаха".

[21] Имеютсяв виду имамы-эпонимы четырех религиозно-правовых школ в исламе – мазхабов. Это– Абу Ханифа ан-Нуман б. Сабит (ум. 150 г.х.), Малик б. Анас (ум. 179 г.х.),Мухаммад б. Идрис аш-Шафии (ум. 204 г.х.), Имам Ахмад б. Ханбал (ум. 241 г.х.).– К.Э.

[22] Этислова шейх-уль-ислама Ибн Теймийи можно трактовать по-разному. Возможно, онговорил со своими оппонентами, опираясь на их собственные убеждения. Известно,что они разделяли религиозные новшества на пять категорий, в том числе – наобязательные и желательные. Возможно также, что он использовал слово"ересь" (??????) в его лексическом значении. В этом случае он имел в виду то,что произошло после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но подтверждаетсяшариатскими доводами. Я говорю это, потому что хорошо известно, что Ибн Теймийяне разделял ересь на хорошую и скверную, а считал всякую ересь заблуждением.Это подтверждается и концовкой этой цитаты.

[23] Барзах– промежуточный мир, в котором творения оказываются после смерти и пребываютвплоть до наступления Судного Дня. В барзахе праведники наслаждаются милостьюАллаха, а грешники и неверующие получают мучительное наказание. – К.Э.

[24] Срединих можно выделить труды шейх-уль-ислама Ибн Теймийи "аль-Каидааль-Джалила фи ат-Тавассул ва аль-Васила" и "ар-Радд аляаль-Бакри". Наиболее полным сочинение на эту тему является "Маджмуатат-Таухид ан-Надждийя".

[25] См.Ибн Нуджейм аль-Мисри, "аль-Бахр ар-Раик" (5/134).

[26] Сюдаже можно отнести выражение "Аллаху и Его посланнику лучше знать",которое часто повторяют многие люди. Сподвижники использовали это выражение,когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был жив. В наше время говоритьтак нельзя, и нужно ограничиваться словами "Аллаху ведомо лучше".

[27] Аль-Азимабади,"ат-Талик аль-Мугни", с. 520-521.

[28] Этотскрытый недостаток хадиса остался незамеченным шейхом аль-Гимари в его книге"Мисбах аз-Зуджаджа" (с. 43). Не обратили внимание на это и другиеавторы, лишенные Божьей поддержки, которые хотели представить этот хадисдостоверным.

[29] Кибла– направление в сторону Каабы, куда поворачиваются лицом все мусульмане вовремя намазов и некоторых других религиозных обрядов. – К.Э.

[30] Ибн Теймийя,"ар-Радд аля аль-Бакри", с. 68-74.

[31] Имеется ввиду, что хадисы в нем расставлены по тематическим разделам и главам. Такиесборники получили название "сунан". В отличие от них, те сборники, вкоторых хадисы расставлены по именам рассказчиков, называются"муснад". Сборники, в которые авторы включали только те хадисы,которые они считали достоверными, получили название "сахих". – К.Э.

[32] Отосланным (??????)называется хадис, в цепочке рассказчиков которого отсутствует имя сподвижника,от которого его последователь услышал его. Отосланные хадисы, в принципе,являются слабыми и не принимаются, потому что они не удовлетворяют такомуобязательному условию, как непрерывность цепочки рассказчиков. – К.Э.

[33] Неизлечимым (??????)называется хадис, в цепочке которого отсутствуют имена двух или болеерассказчиков подряд. Богословы считают такие хадисы слабыми. – К.Э.

[34] Прерванным (???????)называется хадис, повествующий о том, что сказал, совершил или одобрил кто-либоиз сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В некоторых случаяхпрерванные сообщения имеют силу хадисов, восходящих до Пророка, мир ему и благословениеАллаха. В качестве примера можно привести высказывания сподвижников о том, чтоне является предметом для самостоятельного суждения или лексическимкомментарием. – К.Э.

[35] Имеются в видусборники выдающихся мусульманских ученых Мухаммада б. Йазида Ибн Маджи (ум. 273г.х.), Абу Давуда ас-Сиджистани (ум. 275 г.х.), Мухаммада б. Исы ат-Тирмизи(ум. 279 г.х.) и Ахмада б. Али ан-Насаи (ум. 303 г.х.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика