Сравнение Творца с творениями

Довод четвертый.

 

Наши оппоненты заявляют,что искать близости к Аллаху посредством самих праведников или их высокогоположения разрешается, потому что в пользу этого свидетельствует логика окружающейнас реальности. Если кто-либо из нас нуждается в помощи правителя, министра иливысокопоставленного чиновника, то он не идет к нему сразу, потому что понимает,что тот может не посмотреть в его сторону или даже прогнать. Поэтому совершенноестественно, что в таких случаях мы ищем того, кто знаком с этим высокопоставленнымчиновником, кто приближен к нему и может оказать на него влияние. И когда мыприбегаем к посредничеству таких лиц, то получаем положительный ответ, и нашипросьбы удовлетворяются. Таким же образом, по их словам, мы должны строить своиотношения с Пречистым Аллахом. Всемогущий и Великий Господь превыше любоговеликого и важного человека, и все мы грешны перед Ним. Наши грехи отдаляют насот Аллаха, и нам не подобает взывать непосредственно к Нему. Мы опасаемся, чтоесли мы обратимся сразу к Нему, то наши молитвы будут отвергнуты, и мы вернемсяразочарованными, или же Аллах даже не прислушается к ним. Но среди людей естьправедники, которые приближены к Аллаху: пророки, посланники, павшие мученики.Пречистый Господь отвечает на их молитвы и принимает их заступничество. Разве жне лучше нам попросить Аллаха принять наши молитвы ради их высокого положения?!Мы поминаем их перед тем, как попросить Аллаха о чем-либо, и надеемся, чтоВсевышний Господь наш посмотрит на нас из уважения к ним и ответит на наши молитвыради них. Почему же вы запрещаете такой способ приближения к Аллаху, если людипользуются им в своей повседневной жизни? Почему они не могут поступать так вотношении Господа Бога?

В ответ на такойсомнительный довод мы говорим: вы сравниваете Творца с творениями и уподобляетеВседержителя небес и земли, Наимудрейшего из судий, Справедливого, Милосердногои Милостивого Господа несправедливым правителям, которые деспотично правятлюдьми и не заботятся об интересах своих подданных. Они создают между собой исвоими подчиненными завесу, и простой люд не может пройти к ним без помощипосредников. Они преподносят этим посредникам взятки и подарки, угождают им иунижаются перед ними, пытаясь снискать их благоволение и приблизиться к ним.Понимаете ли вы, несчастные, что своими словами вы оскорбляете и обижаетевашего Господа и приписываете Ему качества, которые Ему ненавистны и неприятны?

Задумывались ли вы о том,что, сравнивая Аллаха с несправедливыми тиранами и нечестивыми деспотами, выприписываете Ему дурные качества? Как ваша вера позволяет вам такое? Как этосовмещается с вашей обязанностью почитать и прославлять вашего Господа?

Скажите, какой изправителей лучше и больше заслуживает похвалы – тот, с кем подданные могутпобеседовать с глазу на глаз без посредников и препятствий, или тот, с кем людимогут поговорить только через одного или даже нескольких посредников?

Послушайте, в своих речахвы часто гордитесь Умаром б. аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах. Выпревозносите и восхваляете его, рассказываете о его скромности и о том, что онникогда не превозносился над людьми и не отдалялся от них. Вы рассказываете отом, что слабые мусульмане могли встретиться и побеседовать с ним, и дажегрубый и невежественный бедуин из пустыни мог поговорить с ним без каких-либопосредников и препятствий, и он лично рассматривал его просьбу и удовлетворялее, если она была справедливой. Как вы думаете, такой правитель лучше или жетот деспот, которого вы уподобляете вашему Господу?

Что с вами? Как вырассуждаете? И куда подевался ваш разум? Как вы можете сравнивать ВсевышнегоАллаха с несправедливым государем? Как удалось сатане скрыть от вас всю чудовищностьуподобления Пречистого Аллаха жестокому тирану?

Послушайте, вы отступите отверы даже в том случае, если уподобите Аллаха самому справедливому ибогобоязненному из людей. Что же говорить, если вы уподобляете Его самому несправедливому,грешному и порочному из них?

Послушайте, вы впадете вгрех многобожия, если даже будете заклинать вашего Великого Господа именем Умараб. аль-Хаттаба, богобоязненного и справедливого халифа. Как же сатана сумелвопреки вашему желанию увлечь вас настолько, что вы стали сравнивать вашегоГоспода с несправедливыми и порочными государями, правителями и министрами?

Поистине, уподобление ВсевышнегоАллаха творениям есть самое настоящее неверие, от которого Пречистый Аллахпредостерег нас в словах: «Они поклоняются помимо Аллаха тому, что не имеети не может иметь для них удел на небесах и на земле. = Никого не сравнивайте сАллахом! Воистину, Аллах знает, а вы не знаете» (ан-Нахль, 73-74).[1]Пречистый Господь также разъяснил, что между Ним и любыми Его творениями нетничего общего: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»(аш-Шура, 11).

Но хуже всего, если людиуподобляют Аллаха злым, грешным и нечестивым правителям, полагая, что онипоступают правильно! Именно поэтому некоторые богословы и исследователи с особымусердием запрещают искать близости к Аллаху посредством самих пророков. Онидаже относят это к проявлениям многобожия. И хотя мы не считаем такой поступоксобственно многобожием, он может привести к этому. Что касается тех, кто оправдываетсвои действия таким сравнением, то они действительно приобщают к Аллахусотоварищей. Их поступок является сущим неверием, если бы они только знали обэтом!

Из всего сказанногоследует, что слова одного из мусульманских проповедников наших дней являютсясовершенно несправедливыми. Обсуждая пятнадцатый из двадцати выдвинутых импринципов, он сказал: «Разногласия по поводу мольбы, в которой молящийся ищетблизости к Аллаху посредством кого-либо из творений, носят второстепенныйхарактер. Этот вопрос касается характера мольбы и не относитсямировоззренческим вопросам». Напротив, из всего происходящего вокруг насследует, что это – очень существенные разногласия, ведь подобный поступок являетсяявным многобожием. Очевидно, именно такие высказывания, умаляющие опасностьэтого заблуждения, удерживают многих людей от исследования этого вопроса ивыяснения истины. В конечном итоге все это приводит к тому, что еретики нерасстаются со своей ересью, и она становится все более и более опасной. Поэтомуимам аль-Изз б. Абд ас-Салам писал: «Неверующим является каждый, кто считаетпророков, богословов или набожных шейхов посредниками между Аллахом и Еготворениями, кто уподобляет их царским привратникам и полагает, что они просятГоспода удовлетворить нужды Его рабов. Такие люди считают, что Всевышний Аллахведет Своих рабов прямым путем, одаряет их пропитанием и оказывает им поддержкуради посредничества этих святых. Под этим они подразумевают, что люди просят ихоказать им услугу, а те молятся за них Аллаху, подобно тому, как приближенные кцарям ходатайствуют за остальных. Люди упрашивают этих посредников попроситьцаря о чем-либо, потому что те приближены к нему, и это приносит им большепользы, чем непосредственное обращение к царю. И тот, кто признает существованиемежду людьми и Аллахом таких посредников, является неверующим и язычником. Такихлюдей необходимо призвать к покаянию, и если они откажутся, то они заслуживаютсмертной казни. Поистине, они уподобляют Творца творениям и равняют с Ним других».[2

 

___________________________________

[1] ХафизИбн Касир в толковании этого аята сказал: «Это значит: никого не равняйте, неуподобляйте и не сравнивайте с Аллахом».

[2] Аль-Иззб. Абд ас-Салам, "аль-Васита", с. 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика