Калям – зло, даже если он используется для помощи Сунне

Калям – зло, даже если он используется для помощи Сунне

Слова имама Ахмада

Пришло в биографии имама Ахмада в "Тарих аль-Ислам":

أنبا المروذي: سمعت أبا عبد الله يقول: من تعاطى الكلام لا يفلح، من تعاطى الكلام لم يخل من أن يتجهم. وسمعت أبا عبد الله يقول: لست أتكلم إلا ما كان من كتاب أو سنة، أو عن الصحابة والتابعين. وأما غير ذلك فالكلام فيه غير محمود. وقال حنبل: سمعت أبا عبد الله يقول: من أحب الكلام لم يفلح، لا يؤول أمرهم إلى خير. وسمعته يقول: عليكم بالسنة والحديث وإياكم والخوض والجدال والمراء، فإنه لا يفلح من أحب الكلام. وقال لي: لا تجالسهم، ولا تكلم أحدا منهم. ثم قال: أدركنا الناس وما يعرفون هذا، ويجانبون أهل الكلام. وسمعته يقول: ما رأيت أحدا طلب الكلام واشتهاه فأفلح لأنه يخرجه إلى أمر عظيم. لقد تكلموا يومئذ بكلام، وآحتجوا) بشيء ما يقوى قلبي ولا ينطلق لساني أن أحكيه. قال الخلال: أخبرني محمد بن أبي هارون، ثنا أبو الحارث: سمعت أبا عبد الله يقول: قال أيوب: إذا تمرق أحدكم لم يعد. وقال الخلال: أنا أحمد بن أصرم المزني قال: حضرت أحمد بن حنبل قال له العباس الهمداني: إني ربما رددت عليهم. قال أحمد: لا ينبغي الجدال. ودخل أحمد المسجد وصلى، فلما انفتل قال: أنت عباس قال: نعم. قال: اتق الله، ولا ينبغي أن تنصب نفسك، وتشتهر بالكلام ولا بوضع الكتب. لو كان هذا خيرا لتقدمنا فيه الصحابة. لم أر شيئا من هذه في الكتب، وهذه كلها بدعةقال: مقبول منك يا أبا عبد الله، استغفر الله وأتوب إليه، إني لست أطلبهم، ولا أدق أبوابهم لكن أسمعهم يتكلمون بالكلام، وليس أحد يرد عليهم فأغتم، ولا أصبر حتى أرد عليهم. قال: إن جاءك مسترشد فأرشده. قالها مرارا. قال الخلال: أنا محمد بن هارون، ومحمد بن جعفر، أن أبا الحارث حدثهم قال: سألت أبا عبد الله قلت: إن ههنا من يناظر الجهمية يبين خطأهم، ويدقق عليهم المسائل، فما ترى قال: لست أرى الكلام في شيء من هذه الأهواء، ولا أرى لأحد أن يناظرهم. أليس قال معاوية بن قرة: الخصومات تحبط الأعمال. والكلام رديء لا يدعو إلى خير. تجنبوا أهل الجدال والكلام، وعليك بالسنن، وما كان عليه أهل العلم قبلكم، فإنهم كانوا يكرهون الكلام والخوض مع أهل البدع. وإنما السلامة في ترك هذا. لم نؤمر بالجدال والخصومات. وقال: إذا رأيتم من يحب الكلام فآحذروه. قال ابن أبي داود: ثنا موسى بن عمران الإصبهاني: سمعت أحمد بن حنبل يقول: لا تجالس أصحاب الكلام، وإن ذبوا عن السنة. وقال الميموني: سمعت أحمد بن حنبل يقول: ما زال الكلام عند أهل الخير مذموما.

"Сказал аль-Халляль: "Рассказал нам аль-Марузи: "Я слышал, как имам Ахмад сказал: "Кто занимается калямом, не преуспеет. Кто будет заниматься калямом, обязательно впадёт в джахмизм".

И я слышал, как имам Ахмад сказал: "Я не говорю ни о чем, кроме того что есть в Коране, или Сунне, или пришло от сподвижников и табиинов. Что же касается другого, то слова (калям) об этом порицаемы"

Сказал Ханбаль Ибн Исхак: "Я слышал, как имам Ахмад сказал: "Кто полюбит калям – не преуспеет, их дело не ведет к благому".

Сказал Ханбаль: "И я слышал, как он сказал: "Занимайтесь Сунной и хадисом! И остерегайтесь погружения и споров и препирательств, ведь не преуспеет тот, кто любит калям!"

Сказал Ханбаль: "И сказал мне Ахмад: "Не сиди с ними, и не говори ни с одним из них!"

И затем сказал: "Мы застали людей на том, что они не знали всего этого, и сторонились приверженцев каляма"

И я слышал, как он сказал: "Я не видел никого, кто стал бы изучать калям, и ему понравился бы он – и он бы преуспел. Потому что калям выводит их к ужасным вещам. Однажды приверженцы каляма стали говорить, и стали аргументировать тем, что не выдержит ни мое сердце, ни мой язык, даже передавать!"

И сказал аль-Халляль: "Рассказал мне Мухаммад Ибн Аби Харун, от Абу аль-Хариса, что он сказал: "Я слышал, как имам Ахмад говорит: "Сказал Аюб ас-Сахтияни: "Когда один из приверженцев каляма вылетает из религии, он уже не возвращается"

И сказал Халляль: "Рассказал мне Ахмад Ибн Асрам аль-Музани: "Я пришёл к Ахмаду в одно из собраний, и сказал ему там аль-Аббас аль-Хамдани: "Я может быть опровергну их (калямом)". Сказал Ахмад: "Не следует спорить". И Ахмад зашёл в мечеть и прочитал намаз, и когда вышел, сказал: "Ты Аббас?" Тот сказал: "Да". Ахмад сказал: "Побойся Аллаха! Не следует тебе выдвигать себя и прославляться калямом и сочинением книг. Если бы в этом было благо то сподвижники бы опередили нас в этом. А я не видел ничего такого в книгах, всё это – нововведение!" Аббас сказал: "Принимаю от тебя, о Абу Абдуллах! Прошу у Аллаха прощение и каюсь Аллаху. Я не ищу их, и не стучу в их двери, однако когда слышу как они говорят с помощью каляма, и никто не опровергает их – то использую этот случай". И сказал ему Ахмад: "Если к тебе придёт ищущий истину, то наставь его", повторил это нескольк раз.

Сказал аль-Халляль: "Рассказали мне Мухаммад Ибн Аби Харун и Мухаммад Ибн Джа'фар, что Абу аль-Харис рассказал им: "Я спросил имама Ахмада: "Тут есть те, кто ведут диспуты с джахмитами, и разьясняет их ошибку, и тонко разьясняет ошибочность их установок, что ты думаешь на этот счёт?". Ахмад сказал: "Я не считаю дозволенным заниматься калямом в чем-то из этих нововведений, и не считаю ни для кого дозволенным вести с ними диспуты. Разве Муавия Ибн Курра не сказал: "Споры уничтожают деяния?". И калям – гнилая вещь, которая не призывает к благому. Сторонитесь людей споров и каляма, держитесь за Сунны, и за то, на чем были ученые до вас, они считали порицаемым калям и погружение в споры с приверженцами нововведений. Безопасность заключается лишь в оставлении этого, и нам не было приказано спорить и пререкаться. И когда вы видите тех, кто любит калям – остерегайтесь его!"

Сказал Абу Бакр Ибн Аби Дауд: "Рассказал нам Муса Ибн Имран аль-Асбахани, что он слышал Ахмада Ибн Ханбаля, как тот сказал: "Не сидите с приверженцами каляма, даже если они будут защищать Сунну!"

И сказал аль-Маймуни: "Я слышал, как имам Ахмад сказал: "Калям всегда был порицаемым у людей блага!"

Источник: "Тарих аль-Ислам", биография Ахмада

И сказал имам Ахмад в послании: "Основы Сунны":

أُصُولُ السُّنَّةِ عِنْدَنَا التَّمَسُّكُ بِمَا كَانَ عَلَيْهِ أَصْحَابُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَالِاقْتِدَاءُ بِهِمْ ، وَتَرْكُ الْبِدَعِ ، وَكُلُّ بِدْعَةٍ فَهِيَ ضَلَالَةٌ ، وَتَرْكُ الْخُصُومَاتِ ، وَالْجُلُوسِ مَعَ أَصْحَابِ الْأَهْوَاءِ ، وَتَرْكُ الْمِرَاءِ وَالْجِدَالِ وَالْخُصُومَاتِ فِي الدِّينِ .. لَا تُخَاصِمْ أَحَدًا وَلَا تُنَاظِرْهُ ، وَلَا تَتَعَلَّمْ الْجِدَالَ فَإِنَّ الْكَلَامَ فِي الْقَدَرِ وَالرُّؤْيَةِ وَالْقُرْآنِ وَغَيْرِهَا مِنْ السُّنَنِ مَكْرُوهٌ مَنْهِيٌّ عَنْهُ لَا يَكُونُ صَاحِبُهُ إنْ أَصَابَ بِكَلَامِهِ السُّنَّةَ مِنْ أَهْلِ السُّنَّةِ حَتَّى يَدَعَ الْجِدَالَ ويؤمن بالآثار

" Основы Сунны у нас - это: приверженность тому, на чем были сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и следование за ними; оставление нововведений, так как каждое нововведение является заблуждением, а также оставление споров, и оставление общения с приверженцами нововведений, и оставление споров и препирательств относительно религии..

И не следует никому вести препирательства и диспуты, и не должен человек обучаться вести диспуты. И поистине, калям в вопросах предопределения, видения Аллаха , Корана и других вопросах Сунны, порицаем и запретен. А тот, кто этим занимается, то даже если его слова являются правильными и соответствуют Сунне, не является из ахлю ас-Сунна до тех пор, пока он не оставит спор, не предастся и не уверует в асары"

Источник: "Усуль ас-Сунна", 1-3

http://sunnaonline.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика