Правда ли, что имам Ахмад искажал атрибуты Аллаха?

 

Правда ли, что имам Ахмад искажал атрибуты Аллаха?

Комментарий имама Ибн Раджаба о предполагаемом та'уиле Имама Ахмада относительно пришествия Аллаха

Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали говорит следующее в Фатхуль Бари (5/97-98), его комментариях на Сахих аль-Бухари (не путать с комментариями Ибн Хаджара с тем же названием), к одному из хадисов, указывающих на данный атрибут:

"Коран указывает на то же значение, что и данный хадис, в нескольких местах, таких как аяты:

«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками» (2:210)

«Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа?» (6:158)

И: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (89:22)

Сподвижники и предшественники не делали та'уиль чего-либо из этого и не лишали это его прямого значения. На самом деле достоверно пришло от них, что они подтверждали это и передавали таким, какое оно есть. Передается, что имам Ахмад сказал: «Это пришествие Его приказа», и это из того, что передал от него Ханбаль (ибн Исхак) из странного.

Некоторые из наших ученых сказали: «Ханбаль ошибся в том, что он передавал, и это противоречит его известному мазхабу, который передается в форме мутаватир от него». Более того, Абу Бакр аль-Халляль и его товарищ не принимали одиночные передачи Ханбаля от Ахмада в качестве действительного риваята.

Некоторые из поздних ученых среди них сказали: «Это ривая от него, в которой делается та'уиль всего, подобного «пришествию» и подобному этому.»

Другие сказали: «Он лишь сказал это как довод против тех, кто спорил с ним относительно Корана. Они использовали пришествие Корана (в День Суда) в качестве доказательства того, что он сотворен. Поэтому он сказал: «Приходит только его награда», как в аяте «и придет ваш Господь», то есть: как вы сами же говорите о пришествии Аллаха, что это якобы только приход Его приказа».

И это - самое ясное объяснение этого сообщения

Наши товарищи разделились на три группы в этом вопросе: некоторые из них подтвердили «пришествие» , и они ясно подтвердили то, что они сделали необходимым для сотворенных созданий. Они даже могут приписывать это Ахмаду по различным путям без достоверных иснадов.

Некоторые из них сделали та'уиль этого на то, что это относится к пришествию Его приказа.

И есть все же другие, кто подтверждает это, и передает его как есть, не делая толкования (формы этого). Они говорят: «Это пришествие, которое соответствует Величию и Возвышенности Аллаха, Свят Он»

Это то, что достоверно пришло от Ахмада и тех, кто был до него из саляфов. Это также мнение Исхака и других имамов.

Более того, саляфы относили практику та'уиля этих аятов и достоверных хадисов к особенностям джахмитов, потому что Джахм и его последователи были первыми, кто стали известны утверждением, что Аллах избавлен от того, что обозначают эти тексты, основываясь на разуме, который они считали решающим доказательством. Это они считали мухамаат (ясным доказательством), в то время как слова Книги и сунны они считали муташабихат (сомнительными, неясными текстами), и таким образом, они отвергли их суть этими фантазиями. Они принимали то, что по их заявлению подтверждали их «доказательства», и отвергали то, что по их словам отрицали их «доказательства». Затем остальные группы, ахлюль калям, маутузилиты и другие согласились с ними в этом.

Они утверждали, что внешние значения, на которые указывают Коран и Сунна — ташбих, таджсим и заблуждение. Исходя из этого, они изобрели имена для тех, кто верит в то, что Аллах ниспослал Своему Посланнику, относительно которых Аллах не ниспослал никакого подтверждения. На самом деле это ложь, выдуманная против Аллаха, с помощью которой они сбивают людей от веры в Аллаха и Его Посланника.

Они утверждают, что то, что было упомянуто в Книге и Сунне, в таком большом количестве и настолько широко распространено, как эти тексты, это лишь примеры иносказательной речи в переносном смысле, и что эти тексты следует понимать в соответствии с отдаленными метафорическими объяснениями, и это является с их стороны одной из самых серьезных форм нападок на мудрый чистый Шариат! Это в точности также, как батыниты толковали тексты о невидимых понятиях, таких как Воскрешение, Рай, Ад, как иносказательные и переносные по смыслу, а не буквальные. Они также толкуют тексты о приказах и запретах похожим образом, и все это составляет вероотступничество от религии Ислама.

Ученые из числа праведных предков, и имамы Ислама, такие как аш-Шафи'и, Ахмад и другие, запрещали калям, и предостерегали от него только из страха перед впадением в нечто подобное этому. Более того, если бы эти имамы знали, что понимание этих текстов в соответствии с их внешним значением является куфром, то было бы обязательным для них разъяснить это и предостеречь Умму от этого, так как это неотъемлемая часть искренности (насыха) по отношению к мусульманам.

Разве стали бы они искренне советовать умме относительно ахкамов, и пренебрегать искренним советом им по поводу основополагающих убеждений? Воистину, это худжая из лжи!"

Cм. "Фатхуль Бари", 5/97-98

http://sunnaonline.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика