СУЖДЕНИЕ ОБ ОШИБАЮЩЕМСЯ

 

Выше мы рассмотрели вопрос о том, кто такой вносящий новшество, отметив, что это тот, кто создает что-либо новое, призывает к нему, руководствуется им и возвращается к нему, и что новшество подразделяется на содержащее в себе неверие и не содержащее в своей основе такового, приводили мы и высказывания ученых по этому поводу.

 

Что же касается человека, ошибающегося в некоторых вопросах, человека, знакомого с путем Всевышнего и мудрым руководством Его и шариатскими науками, то ошибка его не умаляет по своей сути и не снижает степени его достоинства, так как слабости человеку присущи. В таком случае необходимо указать ему на это, обратить внимание его на ошибку мудрым способом, известным среди ученых, полагаясь при этом на сотрудничество, доброе участие и уважение, так как религия - это доброе наставление. Исходя из этого, стремящегося к знаниям увещевать следует в соответствии с его характером, воспитанно и с уважением, объяснять и разъяснять ему истину с указаниями Всевышнего, без всякой агрессивности, а, наоборот, с мудростью, добрым увещанием, пока наставление не достигнет своей цели, и не будет единого мнения, любви и братства в вере, ибо уверовавшие и есть братья.

Иная ситуация складывается, если допускающий ошибку возвращается к Господу своему, призывает быть покорным Ему, так как Пророки едины в непогрешимости своей, и если этот человек разъясняет людям их ошибки до тех пор, пока те не откажутся следовать по ложному пути их. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийа, характеризуя имамов прямого пути и верного руководства и сообщая то, как они оценивают ошибки, говорит по этому поводу: "Тот, у кого в Умме правдивая речь, тот за это восхваляем, и он слывет своей мудростью среди различных людей[1] .

На подобное значение указывается и в хадисе, который приводит ал-Бухари: "Аллах, если любит раба своего, говорит архангелу Джабраилу: "Я, поистине, люблю такого-то, поэтому люби его", и Джабраил относится к нему с любовью, а затем призывает обитателей небес, чтобы они любили того человека,коль скоро его любит Аллах. И обитатели небес начинают любить его. Затем он допускает его на землю".

Уммы, то они есть имамы верного руководства, освещающие путь во мраке. Исходя из этого, ошибочность их мизерна в сравнении с их благодеяниями, большинство из них - это люди иджтихада, которые заслуживают оправдания, это те, кто следует за знанием и справедливостью, поэтому они далеки от невежества, от следования предположениям и страстям".

Вторая часть - это деление новшества на:

1. практическое,

2.умозрительное (мыслительное),

3.речевое.

1. Новшество на практике - предполагает его явное внешнее проявление, как например, намаз, который противоречит тому, что установлено Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В эту же категорию новшеств входят действия, которые выше мы упоминали и подпадают под высказывание Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

"Кто совершает дело, на которое мы не давали повеления, тот - отступил [от веры]".

Новшество в убеждении заключается в том, что человек верит в то, что противоречит ниспосланному Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Примером данного рода может служить новшество хариджитов, предполагавших наличие непокорности у мусульман, отказывавшихся следовать вслед за их ошибками, кроме того, хариджиты думали, что некоторые из сподвижников также допускали неверие.

К этому же виду новшеств относятся очеловечивание Господа и уподобление Всевышнему Аллаху тех, кого Он сам сотворил.

Новшество словесное имеет место, если допускается изменение того, что низведено Аллахом, Великим и Всемогущим, в Его Книге, и с чем Он послал Пророка Своего, да благословит его Аллах и приветствует. Это новшество проявлялось в высказываниях представителей известных течений и сект, и что являлось явным противоречием, как например, джахмиты, мутазилиты, ашариты, а также всех тех движений, курс которых противоречил пути победоносной общины, явившей истину вплоть до Судного дня, как говорится об этом в хадисе, рассказанном Абу Даудом, ат-Тирмизи, Ибн Маджей от Абу Хурайры. В этом хадисе Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:

"Иудеи разделились на семьдесят одну часть, христиане - на семьдесят две, а эта Умма разделится на семьдесят три части и каждая из них войдет в огонь, кроме одной". Когда же спросили его о ней, он сказал: "Это та, кто последует за мной и моими сподвижниками"

(ат-Тирмизи, Тухфа ал-ахузи, 7/2779, он сказал, что это хороший хадис).


В повествовании ал-Бухари в хадисе Мугиры ибн Шуабы говорится о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:

"В моей Умме всегда будут люди, которые твердо стоят за правое дело и будут победоносны до наступления Судного Дня"

(ал-Бухари, Иттисам, Фатх ал-Барри, 13/293, x.7311).

В хадисе, засвидетельствованном Муавийей, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:

"В моей Умме всегда будут люди, которые "Если Аллах оделяет человека благом, то Он обучает его религии. Поистине, я клянусь, что Аллах вознаградит, и дело Уммы будет правым до тех пор, пока не наступит час или не снизойдет повеление Аллаха"

(ал-Бухари, Иттисам, Фатх ал-Барри, 13/293, x.7312).

О противоречивости курса этих раскольников говорится и в хадисе от Хузайфы ибн ал-Йамана, да будет доволен им Аллах. В хадисе приводятся слова, высказанные Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, при разделении Уммы на те течения и о необходимости существования Джамаата мусульман и их имама. Текст его мы приведем ниже. Поэтому данным хадисом свидетельствуется о разделении Уммы на те течения, на которые указывал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые разделились из-за страстей людских и ошибок.

Коль скоро каждая разделившаяся часть вносила в религию Аллаха новшества, которые не дозволены Аллахом и Его Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они вводили в религию порочные убеждения, ложные высказывания и прокладывали им пути в умах людей, противореча тому, что ниспослано и установлено Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижниками, которые следовали по пути, проторенному им. Затем, находясь в заблуждении, они призвали людей к порочным верованиям, представляя все это как средоточие благочестия. Кто же соглашался и следовал за ними, тем они покровительствовали и оказывали благодеяния.

А тех, кто противоречил им, они обвиняли в новшествах и пороках, и если бы власть находилась в их руках, то побудили бы их к покорности себе. Поэтому они держали их в заключении, избивали их, и, наверное, даже убивали, что свидетельствовало о величине их порока и узости их идей.

Напомню тебе, читатель, примеры особенностей этих пороков, как говорит о них шейх-уль-Ислам Ибн Таймийа и Ибн ал-Кийим.

Затем проведем небольшое сравнение между этими ложными путями и отношениями их сторонников с последователями Сунны и Джамаата, победоносной общины, следующей тому, что повелел Посланник Аллаха и его сподвижники, как говорится о том в предыдущем хадисе.

Между путями этих сообществ и современными сектами и их взаимоотношениями между собой, и  тому, кто не согласен с их идеями, в результате этого сравнения станет совершенно ясно, есть ли между прошлыми и нынешними группами различие по основному вопросу, или же разница между ними заключена только лишь в именах тех или иных личностей. Цель же заключается в том, чтобы указать на ошибки, чтобы не допустить их повторения впредь, подобно тому, как Всевышний ниспослал верное руководство Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда Он указывает на ошибки, допускаемые людьми и говорит: О чем думают народы, говорящие так-то и так... не упоминая при этом их имена.

Затем вслед за этим я напомню о пути победоносной или спасшейся общины, как охарактеризовал ее Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Затем разъясню, что связывает умы многих молодых людей при восприятии ими некоторых проповедей, исходя из того, что эта община и те, кто последовал за ней, является такой же группой, как и другие.

Разве эта община, о которой Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что это - община спасшаяся, существует в настоящее время, разве она ограничена границами определенной страны, и есть ли у нее имам, который руководит ею на основе Книги Аллаха и Сунны Его Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или же мы сейчас находимся в эпоху, о которой го ворилось в хадисе от Хузайфы ибн ал-Йамана, текст которого следует ниже.

Исходя из этого, скажем: Предупредил Всевышний Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что Умма его подвергнется разногласиям, как сообщил об этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И община его разделилась на группы, одни из которых стали обвинять в неверии других, они обвиняли друг друга в пороках и новшествах и было положено начало отклонению от верного руководства с появлением Абдаллаха ибн Сабаа, химйаритского иудея, который лицемерно призывал к Исламу, распространял свои безбожные идеи в религиозной общине, допуская призывы, далекие от Исламских знаний. В результате, это привело к смерти праведного халифа Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, из-за порочных идей Абдаллаха ибн Сааба люди стали призывать к наследованию Али ибн Али Талиба, да будет доволен им Аллах, сподвижников обвиняли в том, что они изменили этому завещанию, затем стали говорить о всех сподвижниках, которые якобы противоречили пути Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их они обвиняли в неверии. Однако ученые разъяснили его фальшь, лживость, безбожие и ересь, так как не было никакого наследования ни для Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, ни для кого-либо другого. И сделано это было словами самого Али. Однако здесь нет необходимости подробно говорить об этом. Но в результате того, что идеи эти получили распространение, в обществе усилились пороки и разногласия.

О причине этого упоминают ал-Макризи и другие авторы. Ас-Сафди говорит, например, что именно ал-Мамун потребовал от некоторых христианских правителей. Рассказывал: Я думаю, что он, правитель острова Кипр, потребовал от него хранилище греческих книг, а у них было собрание книг в доме, которое никому не показывалось. Правитель же собрал специалистов, обладающих знаниями, и консультировался с ними об этом. Все они указали на недопустимость предоставления этих книг ему, кроме единственного Матрана, который сказал: "Приготовь их для него, потому что знания, которые заложены в них, попадут в шариатское государство, и оно будет опорочено ими и собьют с пути их ученых"

(Лавами ал-анвар, "Сияние лучей",1/9; аз-Захаби. Жития благородных ученых, 1/278; ас-Суйути. История халифов, 327; ал-Макризи. Жития, 2/357.)

Он упоминает о том, что ал-Мамун направлял в Грецию арабов и что у него имелись книги философов. Об этом же говорит и Ибн Халдун в "Мукаддиме"

(Пролегоменах", с. 893).

Так и произошло. Распространились порочные идеи, и первой из таких идей были призывы Абдаллаха ибн Сабаа. Появились рафидиты, построившие свои идеи на этой умозрительной порочной основе, как говорит о том Ибн ал-Кайим в книге "Саваик" ("Молнии", т.1, с.118) об общинах, которые противоречили последователям Сунны и Джамаата, а на их базе стали возникать различные школы и направления.

Рафидиты основывались на враждебности к сподвижникам. На этой почве они считали вероотступничеством все, что пришло от их достоинств.

Вслед за ними появилась община хариджитов, последователей Абдаллаха ибн Сабаа, которые убили Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, затем приступили к опорочиванию Али Ибн Абу Талиба, обвинили его в неверии, как обвинили в вероотступничестве всех сподвижников. Затем установили для них правило, которая заключалась в том, что они называли человека, совершившего смертный грех, неверным в земной и потусторонней жизни. Они были людьми невежественными, несведущими в текстах Шариата. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о них, что они убивают последователей Сунны и избегают идолопоклонников. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал также, что у них нет правовых знаний о религии при их стойком поклонении невежеству. Характеризуя их, он сказал: "Вы пренебрегаете молитвой вашей вместе с их молитвой, и чтением вашим - с их чтением". В повествовании Муслима приводятся его слова о том, что люди, которые сами читают Коран, не должны противиться тому, чтобы они совершенствовались и что они не должны поражать религию своим отклонением от веры [подобно тому, как] поражает выпущенная [из лука] стрела. Поэтому, побуждая к их (хариджитов) убийству, он говорил: "Если вы встретите их, то уби вайте, так как в Судный день воздаяние от Господа снизойдет для того, кто убьет их" (Муслим, Милостыня, гл. О побуждении к убийству хариджитов, 2/746, х.154).

И эта порочная община убила Али ибн Абу Талиба и сподвижников его, так как они выдвинули альтернативу, заявив, что будут учениками сподвижников, которые еще были при них и последовали за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они стремились к тому, чтобы самим судить об Исламском Шариате и его нормах, но хариджиты обвинили их в неверии. О тех, кто последовал за Абдаллахом ибн Сабаа, и выступивших против Усмана ибн Аффана, да будет милости к нему Аллах, и были вероломно убиты, говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Затем появились джахмиты, последователи ал-Джахма ибн Сафвана. Они утверждали, что Аллах, Велик Он и Всемогущ, ни с кем не говорит и что Он незрим в мире потустороннем, что Он не возвышается над Троном и нет у Него тех признаков, которыми Он обладает. На основе этого джахмиты допускали вероотступничество и отвергали все, что ниспослано Аллахом в Его Книге и Сунне Его Посланника, в корне противореча всему этому.

Мутазилиты же утверждали, что тот, кто войдет в ад, никогда не выйдет из него. Они отвергали также признаки Всевышнего Аллаха и говорили о сотворенности Корана.

Подобно им поступали и килабиты, ашариты, мурджииты и все те общины, которые следовали по пути отрицания прекрасных имен и признаков Аллаха. Они отходили от текстов и обращались к разуму, принимая за веру все то, что поддается их осмыслению и отвергая то, что осмыслить они не могли. Между тем разум не является мерилом того, чтобы на его основе отвергать тексты Шариата, изложенные в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, так как носителей всевозможных умозаключений много, вследствие чего, то, что принимается джахмитами, может быть отвергнуто рафидитами и мутазилитами. Однако они обусловливали свою помощь и покровительство на тех основах и правилах, которые согласовывались с их разумением, и тех людей, кто соглашался с ними, они облагодетельствовали, только их они принимали и к ним лишь были лояльны.

Тех же, кто противоречил им, они отвергали, против них они враждовали, подвергали их притеснениям.

Разъясняя проблему, связанную с обвинением в неверии, упоминая общение имама Ахмада ибн Ханбала с мутазилитами и его взаимоотношения с теми, кто не соглашался с их ложными идеями, Ибн Таймийа приводит свидетельства, которые, если мы сравним их с современными течениями и группами, дают нам возможность понять степень противоречий между ними.

В своей книге "Фатвы" (12/488) шейх-уль-Ислам Ибн Таймийа говорит, что имам Ахмад, например, вразумлял джахмитов, которые твердили о сотворенности Корана, отвергали признаки Аллаха, противоречили Его текстам и мнению всех ученых его времени, они порочили правоверных, которые не соглашались с ними, подвергая их гонениям, тирании и смерти, они отказывали их в дружеском общении, лишали их средств пропитания, не защищали их от нападок врагов, вследствие чего многие подверглись порочному влиянию джахмитов. Они же в свою очередь обвиняли в неверии всех тех, кто к ним не присоединялся, кто не соглашался с их идеями об отрицании признаков Аллаха, например, с высказыванием о том, что Коран не имеет божественного происхождения. В отношении своих противников они сами принимали решение, называя их неверными, отказывая им в покровительстве, они запрещали им обращаться за помощью к байту-л-мал, не вызволяли из неволи пленных мусульман, если те отказывались разделять их порочные мнения.

Тех, кто соглашался с мнением о сотворенности Корана, они непосредственно причисляли к вере, а несогласных с этим называли лишь сторонниками веры (ахл ал-иман). Выступавших против джахмизма убивали, подвергали пыткам и заточению.

Такие отношения имели место между сектами и сторонниками Сунны и Джамаата, последователями победоносной общины, к которой принадлежал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, как говорит об этом Ибн Таймийа.

В то же время многие современные авторы, занимающиеся проповедничеством и миссионерством, объединением мусульманской общины и мусульман, полагают, что возрождение основ религии и обращение на это внимания молодежи, является базой для последующего построения общества, как сделал это Избранный Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ибо суть вопроса - в реформировании человеческих душ. Исследователи в вопросах веры раскапывают то историческое, что находится слишком глубоко, в том смысле, что повествуют о сектах в соответствии с их мнением о необходимости изучения истории прошлого. Что касается конкретно людей, то они как личности ушли из истории, но остались идеи и пути, всевозможные направления, верования, убеждения, они продолжают быть распространенными. Для этого мы и проводим сравнение между прошлыми и современными путями и направлениями.


[1] Это означает, что характеристика подобного человека основана исключительно на высказывании истинного слова, и никто из людей не противоречит ему относительно сказанного им. Если даже он и допустил в своих высказываниях нечто противоречивое, что свидетельствовало бы о его подверженности чувствам, то не сократилось бы восхваление этого ученого со стороны тех, которые следуют вслед за сказанным им, они все равно остались бы при своем мнении, согласуясь с тем, чего они хотят и к чему стремятся.


НОВШЕСТВА В РЕЛИГИИ их характер и негативное влияние на общество

Али ибн Мухаммад  Насер ал-Факихи

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика