Является ли нововведенцем каждый, кто совершает действие, противоречащее Сунне? Примечания касательно термина “следование Сунне”

Вопрос #174660:

Является ли нововведенцем каждый, кто совершает действие, противоречащее Сунне? Примечания касательно термина “следование Сунне”

Я прочел много фетв и статей о нововведении в религии и пришел к выводу, что раб Аллаха должен каждое свое поклонение совершать так, как совершал его посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Если же он противоречит пути пророка да благословит его Аллах и приветствуетдаже в малом, то тогда этот человек считается приверженцем нововведения. Верно ли это?

Однако, эти слова означают, что к большей части наших поклонений примешано что-то из нововведения. Например: пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о достоинстве мольбы в коллективной молитве, а после приходят люди и начинают произносить мольбу после молитвы. Можно ли сказать, что они совершают нововведение? Поклонение осталось тем же, но изменилось время. Еще один пример: человек желает прочесть суру «аль-Кахф» в понедельник или во вторник вместо пятницы, считается ли он человеком, совершающим нововведение? Нужно ли понимать, что следование пророку не ограничивается лишь способом совершения действия, но включает в себя и время его совершения? А если человек противоречит пути пророка во времени исполнения действия, как в вышеупомянутых примерах, то он считается совершающим нововведение?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых.
Вы правы в том, что мусульманин должен следовать пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что он постановил. Мусульманину не дозволено ослушаться его и вносить в религию нововведения. Так как доказательства указывают на обязательность следовать (пророку да благословит его Аллах и приветствует) и запрету вводить нововведения. Однако, необходимо знать, что ослушание и не следование пророку бывает двух видов:

1. Выдумывание поклонения, которому нет основы в Шариате. Например, протирание могил, обращение за помощью к мертвым. Ученые называют подобный вид нововведения истинным или настоящим нововведением. Сюда относятся все виды поклонения, которые не имеют основы и подобного способа поклонения в Шариате.

2. Поклонение имеет место в Шариате, но противоречие с Сунной возникает в назначении времени, или места, или кратности, или способа, или причины его исполнения. Такое нововведение называется добавочным нововведением. Это действие не становится нововведением, пока его не начинают выполнять постоянно и многократно. Если же человек совершит подобное действие один или пару раз, это не станет называться нововведением. Например, если он проведет одну из ночей в коллективной молитве, но не станет приписывать этой ночи определенное достоинства.

Поэтому аш-Шатыби, да помилует его Аллах, говоря о добавочном нововведении, сказал: «Итак, (добавочное) нововведение представляет собою вымышленный способ (поклонения) в религии, похожее на поклонение, которое есть в Шариате. Целью человека, что совершает это, является чрезмерность в поклонении…
Среди подобного обязательное совершение или постоянное совершение определенных способов и методов (в поклонении): например, поминание Аллаха вслух группой людей, избрание дня рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, праздником и т. п.

Среди подобного также принятие за обязательство выполнение определенных видов поклонения в определенное время, тогда как в Шариате подобный вид поклонения не упоминается. Например, принятие обязательным пост в день, попадающий на половину месяца ша‘бан, и выстаивание ночи того дня» (Аль-и‘тисам. Т. 1. С. 37-39).

*Принятие обязательным, то есть многократное повторное выполнение.

Во-вторых.
Мольба узаконена Шариатом в молитве и после нее, это мнение является наиболее верным.

Запретной является коллективная мольба. Доказательства, указывающие на законность совершения мольбы после молитвы, следующие:
1. Сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнеся приветствие в конце молитвы, говорил: „О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и что отложил, то, что делал тайно и явно, то, в чём я преступил границы, и то, о чём Ты знаешь лучше меня! Ты – Выдвигающий вперёд и Ты – Отодвигающий, нет бога, достойного поклонения, кроме Тебя! /Аллахумма гфир-ли ма каддам-ту, уа ма аххар-ту, уа ма асрар-ту, уа ма а‘лян-ту, уа ма асфар-ту, уа ма анта а‘ляму би-хи минни. Анта-ль-мукаддиму, уа анта-ль-муаххыру, ля иляха илля ант/“» (Абу Дауд № 1509).

Ан-Науауи в «Маджму‘», сказал, что хадис достоверен и разъяснил, что этот хадис не противоречит другому преданию, гласящему о произнесении пророком, да благословит его Аллах и приветствует, этой мольбы до приветствия. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил эту мольбу и до, и после приветствия (Маджму‘. Т. 3. С.467).

2. Сообщается от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задали вопрос: «Какая мольба вероятнее всего будет услышана?» Он ответил: «Мольба глубокой ночью в последнюю часть ночи и мольба позади обязательных молитв» (ат-Тирмизи № 3499). Аль-Албани в «Сахих ат-таргыб уа-т-тархиб» сказал, что это предание достоверно.

Под словом «позади молитв» понимается как конец молитвы (до приветствия), так и то, что после молитвы. На то, что этим словосочетанием может быть названо то, что после молитвы, указывает предание от ‘Укбы ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне позади молитвы (то есть после молитвы) читать суры „аль-Фаляк“ и „ан-Нас“» (Ахмад № 17453 и Абу Дауд № 1523). Шу‘айб и аль-Арнаут, в «Тахкык аль-муснад» сказали, что хадис достоверен.

Что же касается коллективной мольбы, то это не передается в Сунне. Поэтому, обязательное и повторяющееся выполнение подобной мольбы после молитв считается нововведением.
Таким образом, поклонение обязательно должно соответствовать Шариату в шести пунктах: сколько, как, когда, где, по какой причине и какого рода. Для более подробной информации обратитесь к ответу на вопрос №21519

В-третьих.
Нет проблемы в том, чтобы читать суру «аль-Кахф» в другой день, кроме пятницы. Если таково желание человека, или если человек ежедневно читает определенную часть Корана, и сура «аль-Кахф» придется на часть, что он будет читать не в пятницу. За каждую прочитанную букву суры «аль-Кахф» ему будет десять вознаграждений, как и за чтение любой другой суры или аятов Корана. Однако при условии, чтобы человек не выделял определенный день для чтения этой суры, подобно дню пятницы. То есть он не должен верить, что читать эту суру в определенный день (кроме пятницы) лучше, чем читать ее в другие дни, или что человек, прочитавший ее именно в этот день, будет иметь какую-либо награду. Например, награду похожую за чтение этой суры в пятницу. Награда будет только за чтение этой суры в пятницу, если человек следует мнению ученых, что считают хадис о чтении суры «аль-Кахф» (в пятницу) достоверным.
А Аллаху ведомо лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика