Считается ли гордость за религию порицаемой гордостью?

 

9244f1b2c31a.gif


Вопрос #150839: Считается ли гордость за религию порицаемой гордостью?
Есть что-то неправильное в том, что человек гордится своей религией или чувствует гордость за то, что совершил что-то хорошее? Ведь мы знаем, что гордость в сердце является нечто плохим
Ответ

Вся хвала Аллаху.

Во-первых:
Относительно гордости за религию или за принадлежность к ней, то это то, что предписано в Исламе и является праведным деянием.
История одной из битв демонстрирует это: Абу Суфьян, предводитель Курайшитов, гордился своей религией и религией своего народа – когда он еще не принял Ислам. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) ответил на его хвастовство, выражая гордость мусульманина к своей Религии и к признанию Единства Господа Миров:
Бухари передал в Сахихе (3039) хадис от аль-Бара ибн Азиба, что после битвы Абу Суфьян ибн Харб стал составлять стихи и говорил: «Поднимитесь в гордости, Хубал, поднимитесь в гордости, Хубал».
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Почему вы не ответите ему?»
Они спросили: «Что нам сказать, о, посланник Аллаха?»
Он сказал: «Скажите: Аллах – Всевышний  и Самый Славный».
Абу Суфьян сказал: «У нас есть аль-Узза, а у вас нет Уззы»
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Почему мы не ответите ему?»
Они спросили: «О, Посланник Аллаха, что нам сказать?»
Он ответил: «Скажите: Аллах – наш попечитель, а у вас нет попечителя!»
Аллах научил Своих рабов, что истинная гордость и совершенная слава может быть достигнута лишь при подчинении Аллаху. Аллах сказал:
«Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (или праведное деяние возносит прекрасное слово; или праведное деяние возносит человека). А тем, которые замышляют злодеяния, уготованы тяжкие мучения, и их замыслы окажутся безуспешными» (35:10).
Т.е. кто хочет почета в этом мире и в Следующей жизни, тот пусть придерживается послушания Аллаха, тогда он получит то,  что желает, потому что Аллах дает пропитание в этом мире и в следующем, и вся честь, сила и слава принадлежат Ему, как Он сказал:
«…которые берут своими помощниками и друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, если могущество целиком присуще Аллаху?» (4:139)
«Пусть тебя не печалит то, что они говорят, ибо могущество целиком принадлежит Аллаху. Он – Слышащий, Знающий» (10:65).
«Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим, но лицемеры не знают этого» (63:8).
Муджахид сказал: «кто жаждет могущества» (35:10) посредством поклонения идолам, то «ведь могущество целиком принадлежит Аллаху».
Катада сказал: Кто желает чести, почета, могущества и славы, то Аллаху принадлежит вся честь, могущество и слава», т.е. тому следует искать чести, могущества и славы в подчинении Аллаху, Преславен Он и возвышен.
Тафсир ибн Кясир, 6/536

Во-вторых:
Относительно человека, который чувствует гордость за себя, то, если это по причине его религиозности, праведности и набожности, то это хорошо, но если это по причине чего-либо другого, как например, по причине родословной, предков, имущества, положения или статуса среди людей, то это является действием джахилии и не допустимо.
Муслим (1550) передал от Абу Малика аль-Ашари, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: Четыре вещи из джахилии в моей умме не будут оставлены: гордость предками, злословие на родословную, предсказание дождя по звездам и причитания (по умершим).
Муслим (5109) также передал от Ииада ибн Химара аль-Муджаша, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал во время одной из хутб: «Аллах ниспослал мне, что вы должны быть скромными, и что бы никто не гордился перед другим, и не преступал против другого».
Аль-Маджд ибн Тамия сказал: «Аллах запретил устами Пророка два вида плохого отношения к людям: гордыню и притеснение против них и презрение к ним» Файд аль-Кадир, 2/217.
Основа в этом вопросе: если гордость и почет по причине религии, то это часть религии и это восхваляемо; любая иная причина гордости является порицаемой.
Чувство гордости по причине совершения поклонения и послушания означает чувство счастья за то, что человек смог сделать это, и чувство гордости принадлежности к людям, которые делают это, и это восхваление Аллаха за то, что Он спас его от ширка и мушриков, от греха и его пути.
Что касается того, чтобы смотреть на рабов Аллаха сверху вниз и чувствовать себя выше их по причине своего послушания, то это самый худший вид гордости и невежества, и тот, кто поступает так, тот стоит на краю катастрофы, и существует опасность того, что его деяния будут брошены ему обратно.

И Аллаху известно лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика