Саджда шукр

Аиша иМаймуна рассказывали, что "посланник Аллаха (мир ему и благословениеАллаха) совершал намаз на хумре". аль-Бухари 333, 379, 381.
Что касается слова "аль-Хумра", то ученые разошлись в его определении.
Например,имам ат-Табари и Абу Убайд говорили, что "хумра" – это то, на чемсовершается молитва, что сделано из пальмовых листьев, с размером кудапомещается голова и руки (в суджуде). См. "Гъарибуль-хадис” 1/177,"Фатхуль-Бари” 1/728.
А имам аль-Хаттаби говорил, что Хумра – этоковрик (саджада) на который совершает земные поклоны молящийся, исказал, что ее размер может быть больше, чем место для лица и рук. См."аль-А’лям” 1/372.
Кстати в этом определении размера имам аль-Хаттаби опирался на хадис от Ибн Аббаса,что приводит имам Абу Дауд 5247.
Ик этому хадису автор книги «Аунуль-Ма’буд» Шамсуль-Хаккъ Азым Абадисказал, что этот хадис является ясным доводом на то, что хумра можетбыть и больших размеров.
Таким образом, данный хадис является яснымаргументом на то, что совершать молитву на коврике можно! И словасподвижников "Кана юсалли" совершал молитву... - указывают напостоянство, а не на какой-то единичный случай. Поэтому имам аль-Бухариназвал главу с своем Сахихе так: "О молитве на хумре". См. "Сахихаль-Бухари" 1/173.
Также и имам ат-Тирмизи назвал главу в своемсборнике подобным образом и привел хадис о том, что пророк (мир ему иблагословение Аллаха) совершал намаз на хумре, после чего сказал: "Обэтом говорили некоторые ученые, а Ахмад и Исхакъ (ибн Рахауайх)говорили: «Установлено достоверно, что пророк (мир ему и благословениеАллаха) совершал намаз на хумре»”. См. "аль-Джами’ ат-Тирмизи” 331.
Следуетотметить, что сообщается от Умара ибн Абдуль-Азиза, что он порицалсовершение намаза на чем-либо кроме земли. И передается, что если онделал намаз на хумре, то брал землю и сыпал ее на хумру. См."аль-Аусат” 5/115.
Имам Ибн Батталь говорил: "Нет разногласия средифакъихов всех городов в дозволенности совершения молитвы на коврике,кроме того, что передается от Умара ибн Абдуль-Азиза, что он сыпалземлю на хумру и делал суджуд на это. Вероятно он делал так по причинесмиренности и скромности, и в этом нет противоречия аль-джамаа. И ИбнАби шайба передал от Уруи ибн аз-Зубайира, что он порицал совершениемолитвы на чем-либо, кроме земли. И подобное передается не только отУруи. Однако скорее всего они имели ввиду не запрет, анежелательность”. См. "Шарх Сахих аль-Бухари” 1/285.
Но как бы нибыло нет никакой нежелательности в том, чтобы совершать намаз наковрике, так как этот поступок установлен самим пророком (мир ему иблагословение Аллаха), а слова и поступки кого-либо иного не могут бытьпротивопоставлены действиям пророка (мир ему и благословение Аллаха). 
Имамаш-Шаукани в отношении хадиса, о том, что пророк (мир ему иблагословение Аллаха) совершал намаз на хумре, сказал: "Этот хадисуказывает на то, что нет проблем совершать молитву на коврике, будь ониз ткани или пальмовых волокон или еще чего-либо. И нет разницы,большой будет коврик или маленький!” См. "Найлюль-аутар” 2/130.
ХафизИбн Раджаб говорил: "Ибн Умар и другие сахабы совершали намаз на хумре,и это порицали только те, кто порицал совершение суджула не на землю”.См. "Фатхуль-Бари” 3/24.
Второе: Для чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву на коврике?
Ученыесказали, что смысл этого был по причине холодной или горячей земли, таккак именно такое значение несет в себе хумра. Имам Бадруддин аль-‘Айнисказал: "Хумра была так названа по причине покрытия лица молящегося отземли. И от этого был назвал платок - химар, который покрывает голову(женщины)”. См. "Умдатуль-къари” 4/160.
Имам ат-Табари сказал: "Хумра была названа так по причине защиты лица от холодной и горячей земли”. См. "Фатхуль-Бари” 1/728.
Нет сомнений, что холодная земля или же горячая будет отвлекать молящегося от смирения в молитве.
Однаконет никаких указаний на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха)использовал этот коврик по причине опасения совершить молитву на местонаджасы.
Да конечно, одним из условий (шурут) молитвы являетсясовершить ее с отсутствием наджасы на теле, одежде и месте совершениямолитвы! Но речь идет о том случае, когда человек действительно знает онаджасе, а не испытывает сомнение, как выше упоминал брат Сунни.
Иученые разошлись в вопросе, если человек совершил сознательно снаджасой или на нажасу молитву, нарушена ли его молитва? Большинствоученых сказали, что молитва такая не действительна, опираясь на то, чтоизначально запрет чего-либо указывает на недействительность. И вкачестве довода они приводили аят: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилуочистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих,кланяющихся и падающих ниц» (аль-Бакъара 2: 125).
А также и хадисаль-Бухари, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вылитьводу на то место, куда помочился в мечети один бедуин.
Другие жеученые сказали, что совершение молитвы с наджасой или на наджасуявляется грехом, однако это не портит молитву, и это мнение выбрал имамаш-Шаукани и шейх аль-Альбани. См. "Сайлюль-джарар” 1/157, "ас-Самраль-мустатаб" 1/331.
Однако если человек совершает молитву на улицескажем на асфальте или же земле, и использует коврик не с намерениемзащиты от наджасы, а чтобы не испачкать одежду пылью и грязью, то нет вэтом инша-Аллах никаких проблем.
На основании сказанного ясно, чтооснова состоит в том, что совершение молитвы на коврике дозволено и неявляется нововведением! Однако в некоторых случаях это может статьпорицаемым и даже нововведением, о чем говорили ученые.
Во-первых:Если человек убежден в том, что намаз необходимо делать именно наковрике и нельзя его делать на земле. В этом есть уподоблениешиитам-рафидитам, совершающим молитвы на определенный предмет.
Во-вторых, Делать намаз на коврике с изображением живых существ, что весьма порицается.
В-третьих,Постоянное совершение намаза на коврике, даже если в нем нет нужды, какнапример в доме или мечети, где и так есть паласы. Причина этого можетбыть либо в придавании чрезмерного значения коврику для молитвы, либопо причине чрезмерных наущении шайтана о вероятности наличия наджасы наместе молитвы. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Что касается впавшихв крайность людей, чрезмерно подверженных наущениям (уасуасам), то онине совершают молитву на земле и на общих подстилках на земле, асовершают только на коврик и тому подобное!” См. "Маджму’уль-фатауа”22/177.
В-четвертых, специальный коврик для имама, который проводитмолитву на нем. Нет никаких указаний для этого и такой поступок такжеможет относится к числу нововведений.
Уа-Ллаху а'лям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика