Вопросы, касающиеся зикра и намаза

Вопрос:
Ассаламу алейкум!

1). Некоторые после намаза читают фатиху. Утверждая, что в это незапрещено. Что это считается как дуа. Есть ли этому подтверждение изсунны?
2). Во время поясного поклона надо смотреть на ноги или на то место куда смотрел стоя?
3). Подскажите, что нужно читать имаму после групповой молитвы. Зикрделают после фарза или можно прочитать еще сунну, а в конце потом зикр?


Ответ: Уалейкум ассалам уа РахматуЛлахи уа баракатуху
.

Что касается первого вопроса, то хотел бы привести общееправило в этом и подобном этому вопросе.

ГоворитШейху -ль-Ислам ибн Таймия:
Шариатскоеправило. ЕслиАллах и Его Посланник  узаконили какое-тодело (поклонение) в общей форме, это не означает, что это дело будет законным вкакой то конкретной, определенной и отдельной форме в равной степени как и в общей форме. Так как общий текст не указывает сам по себе на желательность тойили иной конкретной формы, которая попадает под общий смысл текста. Поэтомунеобязательно чтобы та или иная отдельная конкретная форма будет желательной или нежелательной (хоть она, вобщем,  и попадает под общий текст). Иесли дополнительные доказательства укажут на то, что одна из конкретных форм изтех которые включает в себя общий смысл текста будет желательной, то она будетжелательной, дополнительной желательностью превышающей основную желательностьуказанной в общем тексте. И  если что -то укажет на нежелательность, какой- то отдельной формы, то она будетнежелательной. Если - же не будет всего этого, то всё остается  на той основе, на которую указал общий текст.Пример этому — Всевышний  Аллах узаконилмольбу к Нему и Его поминание, узаконил это общим приказом . Сказал Всевышний Аллах : «Поминайте Аллахамногочисленным поминанием». Сура Аль Ахзаб. 41.Этот приказ или побуждение общее, не конкретизированное в той илииной форме, времени, месте. Поэтому постоянно собираться для поминания, в каком- то конкретном месте, вкакое - то конкретное время или вообще собираться для этого, всё это являетсяконкретизацией этого общего побуждения и эта конкретизация, на неё не указываетобщий текст побуждения. И если дополнительные доказательства указали нажелательность этой конкретности, как поминание Аллаха на горе  Арафат, поминание в 5 молитвах, праздниках,перед сном, еде, одевании, вхождении в мечеть, выходе из неё  и т.д., то в этом случае желательность этихдействий будет желательностью дополнительной, превышающей желательность общую,на которую указал общий текст. Если же доказательствауказали на нежелательность той или иной формы, то эта форма будетнежелательной. Как, например,  делатьпостоянно  то, на что нет указанияжелательности в этом постоянстве. Как постоянное совершение в джамаате техвидов намаза, на постоянство в которых не указали доказательства. Илисобираться постоянно для поминания после каждой молитвы. Всё это являетсянововведением.Если  же не пришло доказательство на желательностьили нежелательность той или иной конкретной формы, то текст остаётся в своейобщей форме, и можно делать это действие, на которое указал этот общий текстиногда, без постоянства в нём. Как например иногда собираться для того,чтобы  кто-то прочитал Коран или сделалдуа или сказал вслух некоторые поминания и т.д.Иэто правило очень полезно, посредством его различается бид’а о того, чтоузаконил Аллах.см.Мажмуа-ль-фатауа 20\196 — 198

И если это ясно, то также делообстоит с чтением фатихи после намаза. Если это делается иногда, и человек неубежден что в этом действии есть дополнительная привилегия , однако емузахотелось прочитать фатиху в этот момент , то нет проблем в этом действии ,так как оно входит в общий смысл доказательств побуждающих к чтению Корана ,поминанию , совершению дуа .Если же  это делается постоянно, и завершение намазастановится причиной для чтения фатихи , то это и есть бид’а , так не пришло отПосланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – постоянства вэтом или словесное побуждение. И совершающий это не может аргументироватьобщими доказательствами, так как аргументирует общим на частное, а это ошибка.Ведь он связал эту обобщенность с конкретной причиной, которой нет в этих общихтекстах. 

Что касается второго вопроса, то сказал Шейхибн Усеймин , после того как привел разногласие ученых в вопросе направлениевзгляда во время молитвы:
Этот вопрос широкий (т.е. нетзатруднения и ужесточения).Пусть смотрит человек туда, куда,если он направит свой взгляд, то  этобудет добавлять ему богобоязненности.См. Шарх аль-Мумти’ 3\29. 

Однако шейх аль-Альбани своей книге обописании молитвы привел хадисы указывающие своим общим смыслом на то, чтовзгляд желательно направлять на место суджуда .Передал аль-Хаким и аль-Байхаки, точто Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – «если совершалнамаз , опускал голову и направлял взгляд на землю.»Этот хадис общий, в положениистояния и поясного поклона.Также: «Когда Посланник Аллаха – да благословит егоАллах и приветствует – зашел в Ка’абу , то его взгляд не с ходил с места егосуджуда.»Это также общий хадис . 

Что касается третьего вопроса , то нет для имамаотдельного поминания или зикра. Относительно же совершение зикрапосле фарза или нет, то имам аль-Бухари привел хадис о бедняках, которыепожаловались Посланнику Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – нато, что богатые сподвижники обгоняют их в совершении хороший дел давая садака.На что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал :«Не указать ли вам на дело , котороеесли вы сделаете , то будете лучшими ?Делайте тасбих, тахмид , такбир ,после каждой молитвы тридцать три раза (каждый из видов).»Аль-Бухари 844.
Сказал ибн Хаджар  с комментарии этого хадиса: Внешний смысл слова « после каждой молитвы»охватывает фард  и желательную молитву.Однако большинство ученых отнесли это к фарду. И пришло в варианте хадиса Ка’абибн Ужра у Муслима конкретизация этой обобщенности обязательной молитвой. Икак, будто эти ученые конкретизировали этой общий текст, тем конкретизирующим.И отталкиваясь от этого возникает вопрос : Будет ли совершение дополнительной молитвыпосле обязательным разделением между обязательной молитвой и зикром или нет?Это нуждается в дополнительномисследовании.См. Фатхуль Бари 2\423.
Что же касается мнения аль-Бухари,то очевидно что он обобщает все это, так как он озаглавил главу в которойпривел этот и другие хадисы , в которых есть конкретизация обязательноймолитвой следующим образом:«Раздел . Поминание после молитвы .»Что внешне указывает на то , что егомнение – разрешение совершение зикра как после фарда так и после дополнительноймолитвы. И в общем вопрос в самом деле нуждается вболее широком исследовании. В любом случае и это и другое мнение – мнениеученых .

Дополнение:

В дополнение к вопросу о совершении зикра после обязателнойили желательной молитвы, и исходя из  положения научной ответственности, решил  добавить пару слов.  Вчера спросил уодного шейха имеющего иджазу в аль-Бухари как в передаче хадисов, так икомментарии о слове аль-Бухари: Раздел. Поминание (зикр ) послемолитвы.Араб . ????? ??? ?????? 

Я спросил его, что имеется  ввиду, или как надо понимать значение определяющего артикля- ??-вслове аль-Бухари – ?????? – (намаз,молитва)?Понять ли его как указание обобщенности, что является однимиз смыслов этого артикля, или конкретной определенности, т.е., то, что конкретнаямолитва (обязательная) а не общая? Ведь среди ученых по усуль фикху естьразногласие в том, какой смысл в основе будет нести этот артикль.

Шейх ответил, что аль-Бухари имеет ввиду конкретную молитву,обязательную. И это мнениебольшинства  ученых.

Аллаху ведомо лучше
Абдуллах Абу Абду Ррахман.

http://ansarsunna.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика