О добровольных молитвах до и после послеобеденной молитвы (‘аср)

ХвалаАллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи ипрощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. КогоАллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь.Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме ОдногоАллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем.
Многиемусульмане полагают, что у послеобеденной молитвы (‘аср) нетдобровольных молитв ни до, ни после. На самом же деле это не совсем так.

О совершении четырех рак’атов добровольной молитвы до молитвы ‘аср

ОтИбн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословениеАллаха) сказал: «Да помилует Аллах человека, совершившего молитву вчетыре рак’ата перед послеполуденной (‘аср) молитвой!» Ахмад 2/117, АбуДауд 1271, ат-Тирмизи 430.
Достоверность этого хадиса подтвердилиимамы ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Мунзири,ан-Науауи, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Мукъбиль, ‘Абдуль-Къадираль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. "ан-Насб ар-рая” 2/139, «Сахихаль-джами’» 3493, "Сахих ат-таргъиб” 586, "Тахкыкъ Джами’ аль-усуль”6/26, "Тахкыкъ аль-Муснад” 5980.
Таким образом, этот хадис является словесным побуждением к совершению добровольной молитвы в четыре рак’ата перед молитвой ‘аср.
Большинствоимамов не включали эту молитву в число добровольных молитв, совершаемыхдо и после обязательных, которые именуются как «ас-Cунан ар-рауатиб».Причиной этому они сделали то, что сам передатчик этого хадиса – Ибн‘Умар, не упоминал эту молитву среди тех, что он передал о добровольныхмолитвах, которые неуклонно совершал пророк (мир ему и благословениеАллаха) до и после обязательных молитв.
На этот аргумент шейх Ибналь-Къайим сказал: "Ибн ‘Умар сообщил о тех добровольных молитвах, окоторых ему было известно, из числа того, что совершал пророк (мир емуи благословение Аллаха). И поэтому между этими хадисами нет никакихпротиворечий”. См. "Задуль-ма’ад” 1/312.
Имам аш-Шаукани говорил: "Вэтом хадисе указание на желательность совершения четырех рак’атов домолитвы ‘аср, чтобы заслужить мольбу пророка (мир ему и благословениеАллаха) о помиловании за совершение этой молитвы!” См. "Найлюль-аутар”1/197, а также «‘Аунуль-ма’буд» 4/149.
Имам аль-Мунауи говорил:"Сказал аль-Гъазали: «Совершение этих четырех рак’атов весьмажелательно, чтобы войти в число тех, за кого обратился с мольбой пророк(мир ему и благословение Аллаха), ведь поистине, его мольба не остаетсябез ответа!»” См. "Файдуль-Къадир” 4424.
‘Асым ибн Дамрарассказывал: "Однажды мы спросили ‘Али ибн Абу Талиба о добровольныхдневных молитвах пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал:«Вы не сможете все равно этого всего совершать!» Мы сказали: «Ты скажинам, а мы будем совершать то, что сможем!» Тогда ‘Али сказал: «Когдапосланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал утреннююмолитву, он ждал, пока солнце со стороны востока не всходило нарасстояние, какое оно опускается на западе, а затем вставал и совершалдва рак’ата (молитва Духа в начале ее времени). Затем он ждал, покасолнце со стороны востока не поднималось на высоту полудня со сторонызапада, а затем совершал четыре рак’ата (молитва Духа в конце еевремени). Также он совершал четыре рак’ата до обеда (зухр) и дварак’ата после него. И также он совершал четыре рак’ата до молитвы ‘аср,совершая приветствие между двух рак’атов, приветствуя ангелов, пророкови тех, кто последовал за ними из числа мусульман» И ‘Али сказал: «Этошестнадцать рак’атов добровольной молитвы, которые пророк (мир ему иблагословение Аллаха) совершал днем. И мало таких, кто способен этонеуклонно совершать!»” Ахмад 650, ат-Тирмизи 598, ан-Насаи 874.
Средиученых было разногласие относительно достоверности этого хадиса. Теимамы, которые не признавали этот хадис, делали причиной его слабостидве вещи. Первое, этот хадис передавал ‘Асым ибн Дамра со слов ‘Али, а‘Асыма они считали слабым передатчиком.
Второе, этот хадиспротиворечил тому, что достоверно приводят аль-Бухари и Муслим, что Ибн‘Умар и ‘Аиша, описывая добровольные молитвы, которые совершал пророк(мир ему и благословение Аллаха) до и после обязательных, они неупоминали никакую молитву до ‘асра.
Ответ на эти претензии:
Во-первых,‘Асым ибн Дамра достойный передатчик, несмотря на то, что о немговорили. Большинство имамов в науке о передатчиках хадисов считали егонадежным! Имамы Ибн Ма’ин, Ибн Мадини, Ибн Хузайма и Ибн Са’д говорилио нем: "Он надежный передатчик”. Имам Ахмад сказал: "Он для менядовод”. Имам аль-Баззар говорил: "Его хадисы хорошие”. Имам ан-Насаисказал о нем: "Нет в нем никаких проблем”. См. "аль-Мизан”, 2/352-353,"аль-Кашиф” 2/50, "аль-Мухаррар филь-хадис” 1/135.
И хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» назвал этого передатчика надежным.
Такимобразом, хадис такого передатчика не опускается ниже хорошего (хасан).И достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейхАхмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, шейхШу’айб аль-Арнаут и шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби. См. "ас-Сильсиляас-сахиха” 237, "Тахкыкъ Джами’ аль-усуль” 6/8, "Шарх Сунан ан-Насаи”11/125.
А что касается претензии, что этот хадис противоречит другимхадисам, как говорил имам аль-Джузаджани: "О рабы Аллаха! Разве можетбыть так, что сподвижники и жены пророка (мир ему и благословениеАллаха), которые были с ним всегда, не знали об этих рак'атах, если онсовершал их все время?! Поистине, 'Асым (передатчик хадиса) пошел впротиворечие всей умме!”
На самом же деле никаких противоречий нет,поскольку каждый из сподвижников описывал то, что знал он. Например,среди сподвижников были те, кто говорил, что пророк (мир ему иблагословение Аллаха) никогда не совершал молитву Духа, а были даже ите, кто называл из сподвижников эту молитву нововведением! Но, несмотряна это, достоверно известно во многих хадисах, что пророк (мир ему иблагословение Аллаха) совершал молитву Духа и побуждал ее совершать изавещал ее совершение Абу ад-Дарде и Абу Хурайре!
Хафиз Ибн Хаджарговорил: "Крайность аль-Джузаджани к передатчикам ‘Али известна, и неможет быть никакого порицания ‘Асыму за то, что он передает! Например,‘Аиша, избранная жена пророка (мир ему и благословение Аллаха) говоритсвоим языком, когда ее спрашивают о чем-то из того, что делал пророк(мир ему и благословение Аллаха): «Спроси об это ‘Али!» Поэтому нетничего удивительного в том, что какой-то сподвижник передает то, что непередал никто другой, особенно касаемо добровольных молитв!” См."Тахзиб ат-тахзиб” 5/46.
Таким образом, данный хадис является достоверным, и никаких веских претензий к нему нет.
ИмамИсхакъ ибн Рахауайх говорил: "Наилучшее, что передается о добровольныхдневных намазах – это данный хадис!” См. «аль-Джами’» 1/195.
Шейхаль-Мубаракфури сказал: "Вероятно, он имел в виду количество,упоминаемое в этом хадисе – «шестнадцать рак’атов», поскольку об этомне передается в других хадисах”. См. "Тухфатуль-ахуази” 2/504.
Шейх‘Али ибн Адам аль-Асьюби говорил: "В этом хадисе указание нажелательность совершения добровольной молитвы до молитвы ‘аср, чтосоответствует названию главы, в которой привел этот хадис имаман-Насаи: «Молитва до ‘асра»”. См. "Шарх Сунан ан-Насаи” 11/126.
Тутследует обратить внимание на следующие слова в хадисе ‘Али: «И также онсовершал четыре рак’ата до молитвы ‘аср, совершая приветствие междудвух рак’атов, приветствуя ангелов, пророков и тех, кто последовал заними из числа мусульман».
Из этих слов следует, что совершая четыре рак’ата перед 'асром, следует отдавать приветствие (таслим) после двух рак’атов.
Однакоэто не совсем так, поскольку тут под приветствием речь идет о чтенииташаххуда во втором рак'ате, поскольку именно в этом месте произноситсяприветствие Всевышнему Аллаху, Его пророку и верующим. Об этом говорилиимам аль-Багъауи, имам ат-Тыби, имам ас-Синди, имам аль-Мунауи, шейх‘Али аль-Къари, шейх аль-Мубаракфури, шейх аль-Альбани и др. См. "Шархас-Синди” 2/120. "Тухфатуль-ахуази” 2/505, "ас-Сильсиля ас-сахиха” 237.
Доказательствомтакому пониманию является версия этого хадиса, которая приводится уан-Насаи и других имамов, в которой сообщается: «И также он совершалчетыре рак’ата до молитвы ‘аср, совершая приветствие между двухрак’атов, приветствуя ангелов, пророков и тех, кто последовал за нимииз числа мусульман. И приветствие (таслим) пророк (мир ему иблагословение Аллаха) произносил в конце молитвы». ан-Насаи 2/119.
Несмотряна то, что большинство имамов не отнесли четыре рак’ата до молитвы‘асра к числу твердо установленных молитв, совершаемых до и послеобязательных, некоторые имамы, опираясь на упомянутые хадисы, все жеотносили эти четыре рак’ата к числу сунан рауатиб. Среди этих имамов:Абуль-Хаттаб из числа ханбалитских имамов, а также аш-Ширази, из числашафиитских имамов. И этому мнению также отдал предпочтение имаман-Науауи. См. "аль-Мугъни” 2/125, «аль-Маджму’» 4/18.
Шейх Мухаммадибн ‘Умар Базмуль, в своей известной книге о добровольных молитвах,говорил: "Эти четыре рак’ата добровольнoй молитвы до ‘асра относятся кчислу сунан ар-рауатиб, что является правильным мнением инша-Аллах,поскольку эта молитва установлена и словами и поступком самого пророка(мир ему и благословение Аллаха)”. См. «Саляту-татау’» 54.
И это истина инша-Аллах, в которой нет сомнения.

О совершении двух рак’атов после молитвы ‘аср

Следуетотметить, что споры относительно совершения добровольной молитвы послемолитвы ‘аср были еще со времен сподвижников пророка (мир ему иблагословение Аллаха), а также после них среди имамов всех мазхабов. Поэтому вопросу было высказано множество мнений.
С соизволения Аллаха приведем самые аргументированные мнения на данную тему, дабы нам стала эта тема более ясной.
Однагруппа ученых считала, что добровольную молитву после ‘асра совершатьнельзя однозначно. При этом эти ученые опирались на хадисы, в которыхзапрещается совершать добровольные молитвы во время восхода, и заходасолнца.
‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить нашихпокойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока ононе поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнетдвигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет”.Муслим 831.
Однажды Му’ауия сказал людям, совершавшим молитву после‘асра: "Поистине, вы совершаете одну молитву, однако мы не видели,чтобы совершал ее посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вобществе которого мы находились, ибо он запретил эту молитву!", - имеяв виду совершение молитвы в два рак’ата после молитвы 'acр”. аль-Бухари587.
Ибн ‘Аббас говорил: "Мы не раз били с ‘Умаром за совершение двух рак’атов после ‘асра!” аль-Бухари 1233, Муслим 834. 
Другиеученые сказали, что после ‘асра можно совершать два рак’ата,совершаемые после обеденной молитвы (зухр), если человек пропустил ихпо причине. При этом они опирались на следующий хадис:
Курайбрассказывал, что однажды Ибн ‘Аббас, аль-Мисуар ибн Махрама и‘Абдур-Рахман ибн Азхар послали его к ‘Аише, велев: «Поприветствуй ееот нас всех, спроси о молитве в два раката, совершаемой послепослеполуденной молитвы, и скажи ей следующее: "Нам сообщили, что тысовершаешь эту молитву, однако до нас дошло и то, что пророк запретилее совершать!”» Что же касается Ибн ‘Аббаса, то он сказал: "Мы не разбили с ‘Умаром за совершение двух рак’атов после ‘асра!” Курайб сказал:"Придя к ‘Аише, я передал ей все то, зачем меня к ней посылали, но онасказала: "Спроси об этом Умм Саляму”. Тогда я вернулся к ним, передалее слова и они отправили меня к Умм Саляме, велев спросить у нее то жесамое, о чем я спросил у ‘Аиши”. Умм Саляма же сказала: "Я слышала, какпророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать эту молитву,но потом увидела, как, зайдя ко мне, он сам стал совершать ее послемолитвы ‘аср. В это время у меня находились женщины из числа ансаров,принадлежавшие к племени бану Харам, и я послала к нему рабыню, велевей, чтобы она стала рядом с ним и сказала ему: «О посланник Аллаха, УммСаляма говорит тебе: "Я слышала, как ты запрещал совершать эти дварак’ата, но вижу, что сам ты делаешь это”». Закончив совершать молитву,пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О дочь Абу Умайи, тыспросила о совершении двух рак’атов после послеполуденной молитвы. Делов том, что ко мне пришли люди из племени ‘Абдуль-Къайс, которыеотвлекли меня от совершения двух рак’атов, которые я совершаю послеполуденной молитвы, и поэтому эти два рак’ата я совершил сейчас»”.аль-Бухари 1233, Муслим 834. 
Другие ученые сказали, что возмещениеобеденной (зухр) добровольной молитвы было особенностью только пророка(мир ему и благословение Аллаха), и никого больше. При этом ониопирались на следующую добавку к вышеприведенному хадису, котораяприводится в некоторых версиях этого хадиса:
Умм Саляма спросила: "Опосланник Аллаха, а нам возмещать эту молитву?” На что пророк (мир емуи благословение Аллаха) ответил: «Нет!» Ахмад 6/315, ат-Тахауи 1/180.
Однакоученые разошлись относительно достоверности этой версии хадиса. О том,что эта версия хадиса является слабой, говорили многие имамы, средикоторых аль-Байхакъи, Ибн Хазм, аль-Мубаракфури и аль-Альбани. См."аль-Ма’рифа” 3/437, "аль-Мухалля” 2/271, "Тухфатуль-ахуази” 1/545,"ас-Сильсиля ад-Да’ифа” 946.
Эти ученые сказали, что причина слабости этой версии хадиса в следующем:
1. В этом хадисе иснад прерывается, поскольку передатчик Закуан не слышал от ‘Аиши.
2.Эта версия является отклоненной (шазза), даже если и достоверна,поскольку большинство передатчиков передали этот хадис без даннойдобавки.
Другие же ученые сказали, что возмещение добровольнойобеденной Сунны пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал всегоодин раз, и больше этого не повторял. В довод они приводили следующийхадис:
Ибн ‘Аббас говорил: "Поистине, пророк (мир ему иблагословение Аллаха) совершил два рак’ата после ‘асра по причине того,что ему прислали деньги, и он был занят, по причине чего не совершилдва рак’ата после обеденной молитвы (зурх). Он совершил их после ‘асраи больше этого не делал!” ат-Тирмизи 184, Ибн Хиббан 1575.
Однакоотносительно достоверности этого хадиса есть сомнение, посколькупередатчик этого хадиса Джарир, передал его от ‘Ата ибн ас-Саиба послетого, как он стал путаться, о чем говорил хафиз Ибн Хаджар в"аль-Фатх”. И шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым.
Нопередается также от Умм Салямы, что она сказала: "Посланник Аллаха (мирему и благословение Аллаха) совершал два рак’ата до ‘асра, но однаждыего отвлекли от них и он совершил их после захода солнца. Однако я невидела ни до, ни после этого, чтобы он совершал их”. ан-Насаи 581. Шейхаль-Альбани назвал иснад хадиса хорошим.
Имам ан-Науауи сказал:"Внешне этот хадис указывает на то, что под двумя рак’атами идет речь оСунне двух рак’атов до молитвы ‘аср. Но Къады Ийяд сказал: «Следуетотнести эти два рак’ата к Сунне обеденной (зухр) молитвы, как этопередавалось в другом хадисе Умм Салямы, чтобы совместить оба хадиса. Идобровольная обеденная молитва может именоваться как "молитва до‘асра!»” См. "Шарх Сахих Муслим” 6/122.
И наконец, группа ученыхговорила, что совершение двух добровольных рак’атов после ‘асраявляется Сунной, но при условии, чтобы эти два рак’ата совершалисьсразу же после молитвы ‘аср, пока солнце еще стоит высоко и несклонится к закату. И речь идет об отдельной Сунне, связанной смолитвой ‘аср, а не возмещении какой-либо определенной добровольноймолитвы.
Это мнение является самым лучшим по нескольким причинам:
Во-первых,указанием на это является свидетельство ‘Аиши, которая рассказывала:"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не оставлялсовершение двух рак’атов ни тайно, ни открыто: два рак’ата передутренней молитвой и два рак’ата после молитвы ‘аср!” аль-Бухари 592,Муслим 2/211.
Ибн Мунташир рассказывал, что его отец совершал после‘асра два рак’ата, а когда его спросили об этом, он сказал: "Я несовершал бы их, если бы не видел, как Масрукъ совершал эту молитву, аон был достойным доверия. Однако я спросил об этом и ‘Аишу, и онасказала: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлял никогдасовершение двух рак’атов до утренней (фаджр) молитвы и совершение двухрак’атов после молитвы ‘аср!»” Ибн Абу Шайба 2/352. Иснад достоверный.См. "ас-Сильсиля ас-сахиха” 2920.
И таких утверждений от ‘Аиши передается много.
Поэтому«утверждению отдается предпочтение перед отрицанием», как гласит обэтом важное шариатское правило! Поскольку утверждение – это знание,тогда как отрицание – это отсутствие знания.
А что касается того,почему некоторые сподвижники не знали об этой Сунне, то причину этогоразъяснила ‘Аиша, сказавшая: "Клянусь Тем, Кто забрал пророка (мир емуи благословение Алла-ха) к Себе, он никогда не оставлял совершение двухрак’атов после ‘асра до тех пор, пока не встретил Аллаха. Пророк (мирему и благословение Аллаха) всегда совершал эти два рак’ата дома,никогда не делая этого в мечети, опасаясь того, что это будет слишкомтяжело для его общины, а он любил облегчать для своей уммы”. аль-Бухари590.
Во-вторых, мнение первой группы ученых, которые запрещалисовершать добровольные молитвы после молитвы ‘аср до захода солнца, атакже и в другие порицаемые промежутки времени, является весьмасильным, ведь важное шариатское правило гласит: «Запрещенному отдаетсяпредпочтение перед велением». Но есть одно но! Хадисы, в которых идетречь о запрете совершать добровольные молитвы во время захода солнца,являются обобщенными, тогда как в других хадисах указывается, чтозапрет касается непосредственно того времени, когда солнце уже близко кзакату! От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) сказал: «Если край солнца покажется надгоризонтом, отложите молитву, пока оно не поднимется над горизонтомполностью, и если край солнца скроется за горизонтом, отложите молитву,пока солнце полностью не зайдет за горизонт!» аль-Бухари 583.
‘Алиибн Абу Талиб говорил: "Посланник Аллаха (мир ему и благословениеАллаха) запрещал совершать молитву после ‘асра, если только солнце ещене стояло высоко, и было белым!” Ахмад 1/130, Абу Дауд 1274, ан-Насаи2/280. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз ИбнХаджар и шейх аль-Альбани.
Поэтому те хадисы являются обобщенными, аэти конкретизирующими, на основании которых становится ясно, чтозапрещено совершать добровольные молитвы непосредственно во времязаката солнца. Доказательство этому также и слова Биляля, которыйговорил: "Совершение молитвы не было запрещено, кроме какнепосредственно во время захода солнца!” Ибн Хазм 3/14. Иснаддостоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/390.
Таким образом, этихадисы ясно указывают на то, что добровольные молитвы после ‘асрасовершать запрещалось непосредственно во время захода солнца, когда оноуже становится красного цвета. А что касается того периода, когда оноеще высоко, то нет никакого запрета на совершение добровольных молитв вэто время. Поэтому передается, что сам передатчик упомянутого хадиса –‘Али ибн Абу Талиб, совершал два рак’ата после ‘асра, как об этомпередал ‘Асым ибн Дамра. аль-Байхакъи 2/458.
В-третьих, то, что‘Умар ибн аль-Хаттаб бил людей, совершавших молитву после ‘асра,являлось следствием его иджтихада. Имам Ибн Хазм сказал: "Некоторыеговорят: «‘Умар бил людей за молитву после ‘асра, а также и Ибн ‘Аббасвместе с ним!» Мы говорим на это: «Нет довода в поступке кого-либо,кроме посланника (мир ему и благословение Аллаха), ни ‘Умара, никого-либо иного! Наоборот, поступки пророка (мир ему и благословениеАллаха) являются доводом, как для ‘Умара, так и для других. И известно,что ‘Умару в этом противоречили многие сподвижники!»” См. "аль-Мухалля”2/272.
Причину такого поступка ‘Умара разъяснила ‘Аиша. Сын Шурайхарассказывал, что его отец однажды спросил ‘Аишу: "Как совершал молитвупророк (мир ему и благословение Аллаха)?” Когда же она упомянула о двухрак’атах после ‘асра, он сказала: "Но ведь ‘Умар бил за это?!” Онасказала: «‘Умар сам совершал эти два рак’ата, и знал, что посланникАллаха (мир ему и благословение Аллаха) тоже их совершал. Однако твойнарод очень религиозный, и когда они совершали обеденную молитву(зухр), то совершали добровольные молитвы между зухром и ‘асром. Акогда совершали ‘аср, совершали добровольные молитвы между ‘асром имагърибом. И поэтому ‘Умар их бил, и поступал правильно!» ас-Сирадж в"аль-Муснад” 1/132. Иснад достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха”6/1013.
Также ас-Саиб рассказывал: "Однажды, когда ‘Умар былхалифом, он увидел, как Зайд ибн Халид аль-Джухани совершает дварак’ата после ‘асра. Тогда ‘Умар подошел к нему и ударил его плетью,однако Зайд так и не перестал совершать эту молитву. Когда же онзакончил молитву, он сказал: «Бей, о амир правоверных, я клянусьАллахом, все равно никогда не оставлю совершение этой молитвы, послетого, как я видел, что посланник Аллаха (мир ему и благословениеАллаха) совершал ее!» ‘Умар сел к нему и сказал: «О Зайд ибн Халид!Если бы я не опасался того, что люди станут молиться вплоть до вечера,я не бил бы их за это!»” Ахмад, ат-Табарани. Хафиз аль-Хайсами назвалиснад хорошим. См. "Маджма’у-ззауаид” 2/223.
Таким образом, ‘Умар поступал так, чтобы перекрыть пути, ведущие к порицаемому и запретному поступку.
Наосновании сказанного следует, что совершение двух рак’атов добровольноймолитвы непосредственно сразу после молитвы ‘аср, являетсяустановленной Сунной, которую совершал пророк (мир ему и благословениеАллаха), многие сподвижники и их последователи (таби’ун). Сын Тауусарассказывал со слов своего отца: "Абу Айюб аль-Ансари всегда совершалдва рак’ата после ‘асра до правления ‘Умара. Когда же халифом стал‘Умар, Абу Айюб перестал их совершать. А после смерти ‘Умра он вновьстал их совершать, и когда его спросили об этом, он сказал: «Поистине,‘Умар бил за совершение этой молитвы!» И сын Таууса сказал: «И мой отец(Тауус) никогда не оставлял совершение этой молитвы!»” ‘Абдур-Раззакъ2/334. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Совершение этихдвух рак’атов передается от многих сподвижников, среди которых ‘Аиша,‘Али ибн Абу Талиб, Абу ад-Дарда, Ибн ‘Умар, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайир,Абу Айюб аль-Ансари, Зайд ибн Халид, Абу Бурда ибн Абу Муса и др. Атакже oт многих последователей (таби’ун), среди которых Са’ид ибналь-Мусайиб, Абу Ша’са, Хамад ибн Саляма, ‘Амр ибн Маймун, аль-Асуадибн Язид, Абу Уаиль и др., что приводят с достоверными иснадами Ибн АбуШайба, ‘Абдур-Раззакъ и др. См. "аль-Мухалля” 2/272-283, "Шарх Сунанан-Насаи” 7/365-372.
Таким образом, на основании всего изложенногостановится ясно, что следует оживлять эту забытую Сунну, о котороймногие мусульмане не имеют знания, а некоторые из них считают это даженововведением.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)говорил: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня,получит награду подобную тем, кто будет совершать эту Сунну, что неуменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение,которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что неуменьшит и бремени тех, кто совершал это нововведение!» Ибн Маджах 209,ат-Тирмизи 2677. Этот хадис имеет несколько путей передач, усиливающихдруг друга. И его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи,имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См."Джами’ ат-Тирмизи” 3/128, "Шарху-Ссунна” 1/198, "аз-Зауаджир” 1/98,"Сахих Сунан Ибн Маджах”.

Уа-Ллаху алям!

Использованная литература

1. «Фатхуль-Бари шарх Сахих aль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
2. «Шарх Сахих Муслим» Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.
3. «‘Аунуль-Мабуд шарх Сунан Аби Дауд» Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади.
4. «Тухфатуль-ахуази би шарх Джами’ ат-Тирмизи» Мухаммад аль-Мубаракфури.
5. «Шарх Сунан ан-Насаи» Мухаммад ибн Адам аль-Асьюби.
6. «Файдуль-Къадир шарх аль-Джами’ ас-сагъир» ‘Абдур-Рауф аль-Мунауи.
7. «Найлюль-аутар шарх Мунтакъиль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.
8. «Сильсилятуль-ахадиси-ссахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
9. «Сахихуль-джами’и-ссагъир» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
10. «Бyгъя аль-мутатау’ фи саляти-ттатауи’» Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика