Обращение в сторону Каабы


Когда ПосланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приступал к молитве, онобращался лицом к Каабе при совершении обязательных (аль-фарз) и дополнительных(ан-нафиля) молитв[1].Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел поступать именно так,сказав «человеку, который плохо помолился»[2]: «Когда ты приступаешь к молитве,тщательно соверши омовение, затем обратись лицом к Кибле и произнеси такбир»[3].

«Находясь в пути,он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал дополнительные молитвы имолитву «аль-витр»[4],сидя верхом, куда бы его верховое животное ни поворачивалось»[5].

Сюда[6] же относятся и следующиеСлова Всевышнего: «Куда бы выни обратились, там Лик Аллаха» (Сура «Корова», аят 115).

«(Иногда),намереваясь совершить дополнительную молитву на своей верблюдице, онповорачивал ее в сторону Киблы, произносил такбир и молился, куда бы она ниповорачивалась»[7].

«Он обозначалсовершение поясного и земного поклонов (руку’ и суджуд), когда сидел верхом,нагибая свою голову: при совершении земного поклона он нагибал голову ниже, чемпри совершении поясного поклона»[8].

«Когда он хотелсовершить обязательную молитву, то спешивался и обращался лицом к Кибле»[9].

Во время молитвы(совершаемой под воздействием) страха, он (да благословит его Аллах иприветствует) велел своей общине (умме) молиться «на ходу, стоя либо сидяверхом (на животном), обращаясь или не обращаясь (при этом) в сторону Киблы»[10], и он также сказал: «Аесли они (два войска) столкнутся в бою, то она (молитва) - это такбир и кивкиголовой»[11].

Он (да благословитего Аллах и приветствует) также говорил: «Кибла находится между востоком и западом»[12].

Джабир (да будетдоволен им Аллах) передал: «Однажды,когда мы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)находились в походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определитьКиблу, мы разошлись во мнениях (относительно Киблы), и каждый из нас совершилмолитву в своем направлении (на Каабу). (Однако) каждый начертил перед собойлинию, чтобы обозначить направление (совершённой молитвы). Утром мы посмотрелина небо и обнаружили, что совершили молитву не в сторону Киблы. Мы рассказали ослучившемся Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), (но он не велелнам повторить молитву) и сказал: «Та молитвадля вас достаточна»[13].

«Он (да благословитего Аллах и приветствует) молился в сторону Иерусалима[14] [а перед ним была Кааба]до того, как был ниспослан следующий аят: «Мы видели, как лицо твое обращается к небу, и Мы обратим тебяк Кибле, которой ты будешь доволен. Так повернись же лицом к Заповедной мечети,и где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами» (Сура «Корова», аят 144).

(И) когда этот аятбыл ниспослан в Откровении, он повернулся лицом к Каабе. Во время утреннеймолитвы в мечети Куба’ к молящимся подошел какой-то человек и сказал: «Поистине,Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было ниспослано вэту ночь откровение, и ему было велено обращаться лицом в сторону Каабы, так необратиться ли вам также в её сторону?!» (А в это время) их лица былиобращены в сторону аш-Шама, и (услышав это) люди развернулись [и их имам такжеразвернулся, чтобы обратиться лицом к Кибле вместе с ними][15].



[1] Этот факт передается через многочисленные (мутаватир) цепочкихадисов, поэтому нет необходимости останавливаться на нем подробнее, хотянекоторые из доводов, касающиеся этого вопроса, будут приведены далее.

[2] См. Приложение № 1 в конце данной книги.

[3] Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж.

[4] Дополнительная ночная молитва, состоящая из нечетного числарак’атов (Прим. перев.).

[5] Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж. Достоверность этого хадисаустановлена в книге «аль-Ирва’ аль-Галиль» (289 и 588).

[6] Муслим, ат-Тирмизи.

[7] Абу Дауд, Ибн Хиббан в книге «Ас-Сика»(1/12), ад-Дийа’ в книге«аль-Мухтара» с хорошим иснадом. Его достоверность подтвердили Ибн ас-Сукн, атакже Ибн аль-Мулаккин в книге «Хуласат аль-Бадр аль-Мунир» (22/1). Еще раньшена достоверность этого хадиса указал Абд аль-Хакк аль-Ишбили в своей книге«аль-Ахкам» (№ 1394), проверенной мной. Имам Ахмад использовал этот хадис какдовод, о чём рассказал Ибн Хани с его слов в книге «аль-Маса’ил» (1/67).

[8] Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

[9] Аль-Бухари и Ахмад.

[10] Аль-Бухари и Муслим.

[11] Аль-Байхаки, приводящий этот хадис с иснадом, которыйсоответствует требованиям, предъявляемым к хадисам имамами аль-Бухари иМуслимом.

[12] Ат-Тирмизи и аль-Хаким. Они оба называют этот хадисдостоверным. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге«аль-Ирва’» (292). Это предписаниеотносится к жителям Медины, потому что Медина расположена севернее Мекки, иесли жители Медины обратятся лицом в направлении Мекки, то справа от них будетзапад, а слева — восток. Этот хадис свидетельствует о том, что если молящийсянаходится на большом расстоянии от Каабы, то ему достаточно повернуться внаправлении Заповедной мечети («аль-Масджид аль-Харам») — «Итхаф аль-Кирам»Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури (Прим.перев.).

[13] Ад-Даракутни, аль-Хаким, аль-Байхаки, ат-Тирмизи, Ибн Маджа иат-Табарани. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге«аль-Ирва’» (296).

[14] Имеется в виду Отдаленная мечеть - аль-Масджид аль-Акса,находящаяся в Иерусалиме (Прим. перев.).

[15] Аль-Бухари, Муслим, Ахмад, ас-Сирадж, ат-Табарани (3/108/2) иИбн Са’д (1/234). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены вкниге «аль-Ирва’» (290).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика