Слова обращения к Аллаху с мольбой в начале молитвы (ду‘а аль-истифтах)


Затем он (да благословит его Аллах иприветствует) начинал чтение (молитвы) с произнесения многих различных ду‘а,обращенных к Аллаху, в которых он восхвалял Всевышнего Аллаха, прославлял ипревозносил Его. На самом деле он велел так же поступать и «человеку, которыйплохо помолился», сказав ему: «Молитва человека не будет полной до техпор, пока он не скажет такбир, не восхвалит Всеславного и Всесильного Аллаха ине возвеличит Его, (а затем) не прочтет из Корана столько, сколько ему несоставит труда...»[1].

Он обращался к Аллаху с любыми мольбами (ду‘а),которые приведены ниже:

1. Аллахумма, ба‘ид байни ва байнахатайайа кя-ма ба‘адта байна-ль-машрики ва-ль-магриби, Аллахумма, наккы-ни минхатайайа кя-ма йунакка-с-суабу-ль-абйаду мин ад-данаси, Аллахумма, гсиль-ни минхатайайа би-с-сальджи, ва-ль-ма‘и, ва-ль-барад.

«О Аллах, удали меня от прегрешений моих,как удалил Ты восток от запада. О Аллах, очисти меня от прегрешений моих, какочищают белую одежду от грязи. О Аллах, омой меня от прегрешений моих снегом,водой и градом».

Он (да благословит его Аллах и приветствует)произносил эту мольбу во время совершения обязательных молитв[2].

2. Ваджжахту ваджхийа ли-ллязифатара-с-самавати ва-ль-арда ханифан [муслиман], ва ма ана мин-аль-мушрикин.Инна саляти, ва нусуки, ва махйайа ва мамати ли-Лляхи Рабби-ль-‘Алямин, ляшарикя ля-ху, ва би заликя умирту ва ана аввалюль муслимин. Аллахумма,Анта-ль-Малику, ля иляха илля Анта, субхана-кя ва бихамди-кя. Анта рабби ва ана‘абду-кя. Залямту нафси ва-‘тарафту би-занби, фа-гфир ли занби джами‘ан,инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, ва-хдини ли-ахсани-ль-ахляки, ляйахди-ли-ахсани-ха илля Анта, ва-сриф ‘ан-ни сайиа-ха ля йасрифу ‘ан-нисайиа-ха илля Анта. Ляббай-кя ва са‘дай-кя, ва-ль хайру куллю-ху фи-йадай-кя, вашарру ляйса иляй-кя, [валь махдиййу ман хадайта, ана би-кя ва иляй-кя, ляманджа ва ля мальджа’а мин-кя илля иляй-кя], табаракта ва та‘аляйта, астагфиру-кява атубу иляй-кя.

«Будучи ханифом[3] [мусульманином], я обратилсвое лицо к Тому, Кто создал небеса и землю, и не отношусь к многобожникам.Поистине, моя молитва, мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть принадлежатАллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища. Это мне было велено, и я -первый из числа мусульман[4]. О Аллах! Ты - Царь, нетбога, кроме Тебя [слава Тебе и хвала Тебе], Ты - Господь мой, а я - раб Твой[5]. Я сам себя обидел ипризнал свой грех, так прости же все мои грехи, поистине, никто не прощаетгрехов, кроме Тебя. Укажи мне путь к наилучшим нравственным качествам, ибоникто, кроме Тебя, не направит к ним, и лиши меня дурных качеств, ибо никто неизбавит меня от них, кроме Тебя! Вот я перед Тобой и счастлив служить Тебе[6]; Всё благо в десницеТвоей, а зло - не от Тебя[7]; [и идет по истинному путитут, кого Ты направил; все, что я делаю, делается благодаря Тебе, и к Тебе я вернусь,нет спасения и нет убежища от Тебя, кроме обращения к Тебе] Ты - Всеблагой иВсевышний, и я прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние!»

Он произносил эту мольбу в обязательных идополнительных молитвах[8].

3. Та же мольба, что и № 2, но без слов:

«Анта рабби ва ана ‘абду-кя...» («Ты - Господь мой, а я - рабТвой...») и до конца, однако с добавлением следующих слов:

Аллахумма, Анта-ль-Малику ля иляхаилля Антав, субхана-кя ва бихамди-кя.

О Аллах! Ты - Царь, нет бога, кроме Тебя,слава Тебе и Хвала Тебе![9].

4. Та же мольба, что и № 2, но до слов: «...ваана аввалюль муслимин» («... и я - первый из числа мусульман») и сдобавлением следующих слов:

Аллахумма, хдини лиахсани-ль-ахляки, ва ахсани-ль-а‘мали, ля йахди ли ахсани-ха илля Анта, вакынисаййи’и-ль-ахляки, ва-ль-а‘мали, ля йакый саййиа-ха илля Анта.

«О Аллах! Приведи меня к наилучшимнравственным качествам и к наилучшим делам, к которым никто не может привести,кроме Тебя; и убереги меня от дурных нравственных качеств и дурных дел, откоторых никто не сможет уберечь, кроме Тебя!»[10].

5. Субхана-кя, Аллахумма, вабихамди-кя, ва табаракя-исму-кя ва та‘аля джадду-кя ва ля иляха гайру-кя.

«Слава[11] Тебе, о Аллах, и хвала[12] Тебе, благословенно[13] Имя Твое, превыше всеговеличие[14] Твоё, и нет бога, кромеТебя!»[15]

И он (да благословит его Аллах иприветствует) также говорил: «Поистине, наиболее любимыми словами у Аллаха,произносимыми Его рабом, являются:

«Слава Аллаху» (субхана Ллах[16].

6. Читая ту же мольбу (что № 5) в дополнительнойдобровольной ночной молитве, он (да благословит его Аллах и приветствует)добавлял:

Ля иляха илля-Ллах - 3 раза, и Аллаху акбар кябиран- 3 раза

«Нет бога, кроме Аллаха» (3 раза) и «АллахВелик много раз!» (3 раза)

7. Аллаху акбару кябиран, ва-ль-хамдули-Лляхи кясиран, ва субхана-Ллахи букратан ва асылян.

«Аллах Велик намного (более велик, чем всёостальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху утром и вечером!»

Один из сподвижников Пророка (да благословитего Аллах и приветствует) начал свою молитву этими словами, на что Посланник(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Как прекрасна (эта мольба),ибо из-за неё открылись небесные врата»[17].

8. Альхамду ли-Лляхи, хамданкясиран, таййибан, мубаракан фи-хи

«Хвала Аллаху, хвала многая, благая иблагословенная!»

Этими словами начал молиться другойсподвижник, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Яувидел, как двенадцать ангелов подхватили эти слова, опережая друг друга»[18].

9. Аллахумма, ля-кя-ль-хамду, Антануру-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хим, ва-ля-кя-ль-хамду, Антакаййиму-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна, [ва ля-кя-ль-хамду, Антамалику-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хим], ва ля-кя-ль-хамду, Анта-ль-Хаккува ва‘ду-кя-хакку, ва каулю-кя-хакку, ва ликау-кя-хакку, ва-ль-джаннату хаккун,ва-н-нару хаккун, ва-с-са‘ату хаккун, ва-н-набиййуна хаккун, ва Мухаммадунхаккун, Аллахумма, ля-кя аслямту, ва‘аляй-кя таваккальту, ва би-кя аманту, ваиляй-кя анабту, ва би-кя хасамту, ва иляй-кя хакямту, [Анта рабба-на ваиляй-кя-ль-масыру, фа-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва маа‘лянту], [ва ма Анта а‘ляму би-хи минни] Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Муаххыру[Анта иляхи], ля иляха илля Анта.

«О Аллах, хвала Тебе, Ты - Свет[19] небес и земли и тех, ктотам обитает. Хвала тебе! Ты - Хранитель[20] небес и земли, и тех, ктотам обитает. [Хвала Тебе! Ты - Царь небес, земли и тех, кто там обитает.] ХвалаТебе, Ты - Истина, и Твое обещание - Истина, и Слово Твое - Истина, и встреча сТобой - Истина, и Рай - Истина, и Огонь - Истина, и Час этот (т.е. ДеньВоскресения. - Прим. перев.) - Истина, и Пророки - Истина, и Мухаммад -Истина. О Аллах, Тебе я покорился, на Тебя стал уповать, в Тебя уверовал, передТобой раскаялся, благодаря Тебе вёл споры и к Тебе на суд обратился. [Ты - нашГосподь и к Тебе возвращение (для отчёта), так прости же мне то, что я совершилпрежде и что оставил на потом, что совершил тайно и что совершил явно] [и то, очём Ты знаешь лучше меня]. Ты - Выдвигающий вперед и Ты - Отодвигающий. [Ты -мой Бог.] Нет бога, кроме Тебя»[21].

Эту мольбу он (да благословит его Аллах иприветствует) произносил во время совершения дополнительной ночной молитвы, также как и следующую мольбу (№ 10)[22]:

10. Аллахумма, Рабба Джибраиля ваМикаиля ва Исрафиля, Фатира-с-самавати ва-ль-арди, ’Алима-ль-гайбива-ш-шахадати, Анта тахкуму байна ’ибади-кя фи-ма кя-ну фи-хи йахталифун.Ихди-ни ли-ма-хтулифа фи-хи мин-аль-хакки би-изни-кя, инна-кя тахди ман таша’уиля сыратин мустакымин

«О Аллах, Господь Джибраила, Микаила иИсрафила, Творец небес и земли, Знающий сокровенное и явное! Ты рассудишь рабовСвоих в том, в чем они расходились между собой. Приведи меня с соизволенияСвоего к Истине, относительно которой возникли расхождения, поистине, ведешь Тык Прямому Пути, кого пожелаешь»[23].

11. Он (да благословит его Аллах иприветствует) по десять раз произносил каждый такбир («Аллаху акбар»),каждый тахмид («аль-хамду ли-Лляхи»), каждый тасбих («Субхана-Ллах»),каждый тахлиль («Ла илаха илля-Ллах») и каждый истигфар «АстагфируЛлах», затем говорил 10 раз:

Аллахумма, гфир ли, ва хдини, варзукни, [ва ‘афини]- 10 раз.

«О Аллах! прости меня, и выведи меня направильный путь, и даруй мне средства к существованию [и избавь меня]» (10раз),

а затем говорил:

Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин-ад-даййыкийаумаль-хисаб (10раз)

«О Аллах! Я прибегаю к Твоей защите от тяготв День Расчета»[24](10 раз).

12. Аллаху акбар, Аллаху акбар,Аллаху акбар, зуль-малякути валь-джабарути, валь-кибрийа’и валь-‘азамати

«Аллах Велик! (3 раза). ОбладательВладычества, Могущества, Величавости и Величия!»[25].



[1] Абу Дауд иль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и сним согласился аз-Захаби.

[2] Аль-Бухари, Муслим и Ибн Аби Шайба (12/110/2). Источники и цепочкипередатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (№ 8).

[3] Ханиф - истинно верующий в Единого Аллаха (Прим. перев.).

[4] Так это передается во многих сообщениях, а в некоторыхпередается «ва ана миналь муслимина» («и я - из числа мусульман»). Возможно,это произошло из-за ошибки одного из передатчиков хадиса, что подтверждаетсядругими доказательствами, поэтому молящемуся следует говорить: «ва ана аввалюльмуслимина» («и я - первый из числа мусульман»). В этом нет ничего противоречивого,вопреки тому, что говорят некоторые люди, полагая, что эта фраза значит: «Япервый человек, обладающий этими качествами, тогда как у других людей их нет».Однако это не так: эта фраза на самом деле значит опережение (друг друга) ввыполнении повелений, - сходным с этим являются (аяты): «Скажи (О Мухаммад!):«Если бы у Милосердного был сын, то я был бы первым из поклоняющихся (ему)».(Сура «Украшения», аят 81), и высказывание Мусы (мир ему): «... и я - первый изверующих» (Сура «Преграды», аят 143).

[5] Азхари сказал: «Я непоклоняюсь никому, кроме Тебя».

[6]  «ляббай-кя»: янепоколебимо и постоянно готов служить Тебе; «са‘дай-кя»: я чрезвычайносчастлив (находиться под) Твоим повелением и с полной искренностью следую вере,которую Ты избрал.

[7] То есть зло не может исходить от Аллаха, потому что в Егодеяниях нет ничего злого (и дурного), ибо все Его деяния - благие, которымприсущи справедливость, милость и мудрость, - все они благие, и в них нетникакого зла. А зло как раз и является злом потому, что оно не может исходитьот Аллаха. Ибн аль-Каййим (да будет милостив к нему Аллах) говорит: «Он (Аллах) является Творцом добра и зла, однако зло существует внекоторых Его созданиях, а не в (самом) Его акте творения и не в (самих) Егодеяниях. Поэтому Всевышний свободен от всякой несправедливости, притеснения(зульм), которое в своей основе заключается в расположении чего-либо не насвоем, присущем тому месте. Он всё расставляет по своим местам, поэтому всё(исходящее от Него) является благим. Однако зло заключается в расположениичего-либо не на своём, присущем тому месте: когда что-либо помещается вприсущее тому место, то это уже не зло, поэтому, естественно, зло не исходит отНего... На вопрос: «Почему (тогда) Он сотворил нечто, в чем содержится зло?», яотвечу: «Он совершил акт творения, а Его деяние является добром, но не злом,поскольку творение и деяние принадлежат Аллаху, и злу невозможно бытьотнесенным либо приписанным Аллаху. Ничто злое (и дурное), содержащееся всотворенном, не может исходить от Аллаха, однако Его деяния и Его творениемогут быть отнесены к Нему, поэтому они и являются благими». Остальнаячасть рассуждения на эту важную тему, а также её завершение содержатся в книгеИбн аль-Каййима «Шифа’ аль-‘Алиль фи Маса’иль аль-Када’ валь-Кадр ват-Та‘лиль»(стр. 178-206).

[8] Муслим, Абу Авана, Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн Хиббан, Ахмад,аш-Шафи‘и и ат-Табарани. Ошибается тот, кто считает, что эта мольба читаетсятолько в дополнительных молитвах.

[9] Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков.

[10] Ан-Наса’и и ад-Даракутни приводят этот хадис через достовернуюцепочку передатчиков.

[11] То есть «я прославляю тебя», что значит: «я верю, что Тыабсолютно лишен каких-либо недостатков».

[12] То есть «мы преисполнены восхвалением Тебя».

[13] То есть «благословения Твоего Имени велики, поскольку великоеблаго проистекает из поминания Имени Твоего».

[14] То есть «Твоя Слава и Твоя Мощь».

[15] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал достоверным этот хадис, ис ним согласился аз-Захаби. Укайли сказал: «Этот (хадис) передается черезнесколько путей с хорошими иснадами». Источники и цепочки передатчиков этогохадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (341). Его передали также Ибн Мандах вкниге «Ат-Таухид» (123/2) с достоверной цепочкой рассказчиков, ан-Наса’и в«аль-Йаум ва аль-Лайла» в форме «маукуф» и «марфу‘» и Ибн Кясир в «Джами‘аль-Масанид» (т. 3, ч. 2, стр. 235/2).

[16] Абу Дауд и ат-Тахави приводят этот хадис через хорошую цепочкупередатчиков.

[17] Муслим и Абу Авана. Достоверность этого хадиса установилат-Тирмизи. Также его передал Абу Ну‘айм в «Ахбар Исбахан» (1/210) со словДжубайра ибн Мут‘има, который слышал, как Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) говорил эти слова во время совершения дополнительной молитвы.

[18] Муслим и Абу Авана.

[19] То есть: «Ты - Дарующий Свет (всему сущему), и Ты выводишь (наПуть Истины) тех, кто обитает на небесах и на земле».

[20] То есть: «Хранитель и постоянный Блюститель над ними».

[21] Аль-Бухари, Муслим, Абу Авана, Абу Дауд, Ибн Наср и ад-Дарими.

[22] То, что эти мольбы читались во время дополнительнойдобровольной ночной молитвы, не означает, что они не могут читаться молящимся ив обязательных молитвах, за исключением имама, чтобы он не затягивал молитвудля молящихся за ним.

[23] Муслим и Абу Авана.

[24] Ахмад, Ибн Аби Шайба (12/119/2), Абу Дауд, ат-Табарани в«Му‘джам аль-Аусат» (62/2) через одну достоверную цепочку передатчиков, адругую - хорошую.

[25] Ат-Тайалиси и Абу Дауд приводят этот хадис через достовернуюцепочку передатчиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика