О необходимости прочтения суры «аль-Фатиха» и о её достоинствах

Он особенно подчеркивал значимость этойсуры, говоря:

«Кто не прочитал Открывающую Книгу[1](т.е. суру «аль-Фатиха»), тот не совершил молитву»[2], а в другом хадисе сообщается: «Недействительната молитва, в которой молящийся не прочитал Открывающую Книгу»[3]. Он также говорил: «Ктосовершает молитву, не читая в ней Открывающую Книгу, то она (т.е. молитва) неполна, не полна, не полна, не закончена»[4]. Он также сообщил:

«Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Яразделил молитву[5]между Собой и рабом Своим поровну, и Моему рабу достанется то, о чем он просит».Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте! И если раб (Аллаха) скажет:

«Альхамду лиляхи раббиль ‘алямин (Хвала Аллаху, Господу миров!),Всевышний Аллах говорит: «Раб Мой воздал Мне хвалу». И если он скажет:

«...ар-Рахмани Рахим (Всемилостивому, Милосердному)», Аллахговорит: «Раб Мой восславил Меня». И если он скажет:

«...Малики йауми ддин (Владыке Судного Дня)», Всевышний Аллахговорит: «Раб Мой превознёс Меня». И если он скажет:

«...ийя-кя на‘буду ва ийя-кя наста‘ын (лишь Тебе мы поклоняемся,и лишь к Тебе взываем о помощи)», Аллах говорит: «Это(будет поделено) между Мной и рабом Моим, и достанется рабу Моему то, о чём онпросит». И если он скажет:

«...ихдина ссыраталь мустакым, сыраталь лязина ан‘амта ‘алейхим, гайрильмагдуби ‘алейхим ва ля ддаалин (наставь нас на Прямой Путь, на Путь тех,на которых простерлась Милость Твоя, а не тех, которые навлекли на себя ГневТвой, и не тех, которые находятся в заблуждении)», Аллах говорит: «Это- рабу Моему, и будет рабу Моему то, о чём он просит!»[6].

Он также сказал:

«Аллах не низвел ни в Торе, ни вЕвангелии подобное Матери Корана. Это - семь постоянно повторяемых [аятов][7](ас-саб‘у-ль-масани) [и ВеликоеЧтение (аль-кур’ану-ль-‘азым),которое было даровано мне]»[8].

Он (да благословит его Аллах и приветствует)велел «человеку, который плохо помолился» читать «аль-Фатиху» во времясовершения молитвы[9],а тому, кто не мог запомнить её наизусть, сказал: «Говори:

Субхана Ллахи, ва-ль хамду ли Лляхи,ва ля иляха илля Ллаху, ва Аллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввати илля-биЛляхи

«Слава Аллаху! И Хвала Аллаху! И нетбога, кроме Аллаха! И Аллах Велик! И нет силы и могущества ни у кого, кромеАллаха!»[10].

Он также сказал «человеку, который плохопомолился»:

«Если знаешь что-нибудь из Корана,то прочти это, а если нет, то восхвали Аллаха (т.е. скажи: «Альхамду ли Лляхи»), возвеличь Его(т.е. скажи: «Аллаху акбар») изасвидетельствуй, что нет бога, кроме Аллаха (т.е. скажи: «Ля иляха илля Ллаху»[11].



[1] Одно из названий суры «аль-Фатиха» (Прим. перев.).

[2] Аль-Бухари, Муслим, Абу Авана и аль-Байхаки. Источники ицепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (302).

[3] Ад-Даракутни, который назвал этот хадис достоверным, и ИбнХиббан в своем «Сахихе». Источники и цепочки передатчиков этого хадисаприведены в книге «аль-Ирва’» (302).

[4] Муслим и Абу Авана.

[5] То есть суру «аль-Фатиха». Здесь использована форма выражения,которой охватывается вся молитва, но подразумевается только ее часть, для тогочтобы придать этой части еще большую выразительность (эмфаза).

[6] Муслим, Абу Авана и Малик. Ас-Сахми передает другойподтверждающий этот хадис от Джабира в «Тарих Джурджан» (144).

[7] Баджи сказал: «Он (да благословитего Аллах и приветствует) здесь ссылается на следующее высказывание Всевышнего:«И Мы даровали тебе семь постоянноповторяемых [аятов] и Великое Чтение» (Сура «аль-Хиджр», аят 87). Здесь упоминается слово «семь», поскольку в этой суре семь аятов, и слова «постоянно повторяемых»,поскольку молящиеся их постоянно повторяют во время молитвы. Эта сура быланазвана «Великим Чтением», чтобыподобным образом выделить её особенность, хотя каждая часть Корана являетсявеликим чтением; также и Каабу называют «Домом Аллаха», хотя все домапринадлежат Аллаху. Это делается для того, чтобы подчеркнуть и выделить еёзначимость».

[8] Ан-Наса’и и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным,и с ним согласился аз-Захаби.

[9] Аль-Бухари в «Главе об обязательности чтения (Корана) имамом истоящими за ним во время совершения всех молитв» приводит этот хадис черездостоверную цепочку передатчиков.

[10] Абу Дауд, Ибн Хузайма (1/80/2), аль-Хаким, ат-Табарани и ИбнХиббан, который вместе с аль-Хакимом обосновал достоверность этого хадиса, и сними согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадисаприведены в книге «аль-Ирва’» (303).

[11] Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим.Иснад этого хадиса является достоверным. «Сахих Аби Дауд» (807).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика