Чтение (других сур Корана) после «аль-Фатихи»

Затем он (да благословит его Аллах иприветствует) читал (какую-нибудь) другую суру после «аль-Фатихи», иногдаподолгу читая (Коран), а иногда — нет, как, например, в тех случаях, когда оннаходился в пути, начинал кашлять, болел или слышал плач маленьких детей.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах)сказал: «Однажды он сократил (чтениеКорана) во время совершения утренней молитвы (в другой версии хадисасообщается: «Он совершил утреннюю молитву и прочитал две самые короткие сурыКорана»). Тогда его спросили: «О Посланник Аллаха! Почему ты сократил (чтениеКорана)?» Он ответил: «Я услышал плачребенка и подумал, что, может быть, его мать молится вместе с нами, поэтому язахотел, чтобы она поскорее вернулась к своему ребенку (дословно: «поэтому я захотелосвободить его мать для него». — Прим.перев.[1].

Он также говорил: «Поистине, приступая к молитве, яхочу проводить ее долго, но когда слышу плач ребенка, сокращаю ее, ибо не желаюдоставлять затруднения его матери»[2].

Он начинал читать суру с самого начала, чащевсего прочитывая её полностью[3].

Он говорил: «Отдавайте каждой суре её долюпоясных и земных поклонов»[4]. В другой версии этогохадиса говорится: «У каждой суры (должен быть свой) рак‘ат».[5]

Иногда он разделял (прочтение одной) суры надва рак‘ата[6],а иногда он и во втором рак‘ате повторял суру, полностью прочитанную в первомрак‘ате[7].

Иногда он объединял (и прочитывал) две иболее суры в одном рак‘ате[8].

«Одиниз ансаров во время совершения молитв в мечети Куба’ был имамом людей (своегоплемени), и всякий раз, читая им какую-нибудь суру[9],он начинал со слов:«Скажи: Он, Аллах, Един...» (сура112 «Искренность (веры)») (и читал этусуру) до конца, а затем наряду с ней читал еще одну суру, поступая так в каждомрак‘ате. (Молящиеся вместе с ним) люди стали беседовать с ним и говорить ему:«(Всякий раз) ты начинаешь чтение (Корана после «аль-Фатихи») с этой суры, азатем, не считая этого достаточным, приступаешь к чтению другой суры. Тебеследует читать или (только) её, или прекратить (читать) её и читатькакую-нибудь другую (суру)». Он ответил: «Я не прекращу её (читать): если выхотите, чтобы я оставался вашим имамом, то я так и буду продолжать (читать её),а если вам это не нравится, то я уйду от вас». Люди знали, что он был наилучшимиз них, и не хотели, чтобы их имамом был кто-нибудь другой, поэтому, когдаПророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к ним, они рассказалиему обо всём. Он спросил: «О, такой-то итакой-то (и здесь назвал его имя)! Что мешает тебе делать то, о чем просят тебялюди? Что заставляет тебя читать эту суру в каждом рак‘ате?» Он ответил: «О, Посланник Аллаха! Поистине,я люблю эту суру — «Скажи: Он,Аллах, Един...», — (на что Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, любовь к ней введет тебя в Рай!»[10].

 

Сочетание сходных (по смыслу) и других сур Корана

Он сочетал (чтение) схожих по смыслу[11] сур из муфассаля[12],читая таким образом следующие пары сур в одном рак‘ате[13]:

«Милостивый»(55:78)[14] и «Звезда» (53:62);

«Месяц» (54:55) и «Неминуемое»(69:52);

«Гора» (52:49) и «Рассеивающие прах»(51:60);

«Неотвратимое» (56:96) и «Письменная трость»(68:52);

«Ступени» (70:44) и «Исторгающие» (79:46);

«Обвешивающие» (83:36) и «Нахмурился»(80:42);

«Завернувшийся» (74:56) и «Закутавшийся»(73:20);

«Человек» (76:31) и «Воскресение» (75:40);

«Дым» (44:59) и «Скручивание» (81:29).

Иногда он объединял чтение семи длинных сур (тиваль)Корана, таких как «Корова», «Женщины» и «Семейство ‘Имрана», в одном рак‘ате вовремя совершения дополнительной ночной молитвы, о чем будет упомянуто далее. Онговорил: «Наилучшей является та молитва, во время которой (совершается) долгоестояние (кийам)»[15].

Когда он читал:

«Так неужели Он не в состоянии воскреситьмертвых?!» (Сура «Воскресение», аят 40), то говорил:

Субхана-кя фа-баля! («Слава Тебе, конечно (да)!»),

и когда он читал:

«Славь Имя Господа Твоего Всевышнего!» (Сура«Всевышний», аят 1), то говорил:

Субхана раббийа-ль-а‘ля! («Слава моему Господу Всевышнему!»)[16].



[1] Ахмад приводит этот хадис с достоверным иснадом. Разновидностьэтого хадиса передал Ибн Аби Дауд в «аль-Масахиф» (4/14/2). Как следует изэтого и других подобных хадисов, маленьким детям разрешается входить в мечеть.А что касается широко распространенного хадиса: «Не пускайте своих маленькихдетей в ваши мечети...», то это слабый хадис, и он не может использоваться вкачестве свидетельства. Среди тех, кто называл этот хадис слабым, можноупомянуть Ибн аль-Джаузи, аль-Мунзири, аль-Хайсами, Ибн Хаджара аль-Аскалани иаль-Бусайри. Абд аль-Хакк аль-Ишбили сказал: «Этот хадис безоснователен».

[2] Аль-Бухари и Муслим.

[3] На это указывают многие хадисы, которые будут приведены далее.

[4] Ибн Аби Шайба (1/100/1), Ахмад, Абдул Гани аль-Макдиси в«ас-Сунан» (9/2) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[5] Ибн Наср, ат-Тахави приводят этот хадис через достовернуюцепочку передатчиков. Смысл этого хадиса, на мой взгляд, заключен в следующем:при совершении каждого рак‘ата полностью прочитывайте одну суру. Это повелениеносит рекомендательный, а не обязательный характер, как это следует издальнейших хадисов.

[6] Ахмад, Абу Йа’ла передают этот хадис через два пути его передачи.Также см. раздел «Утренняя молитва («аль-фаджр»)».

[7] Как он делал в утренней молитве, о чем речь пойдет далее.

[8] Более подробно об этом сообщается далее.

[9] То есть сура, которая читается после «аль-Фатихи».

[10] Аль-Бухари приводит этот хадис в форме «та’лик», ат-Тирмизи —в форме «маусуль». Он же назвал этот хадис достоверным.

[11]  «Наза’ир» — сходные посмыслу суры, в которых, например, содержатся увещания, повеления либопоучительные повествования (из истории прошлых общин и пророков (мир им)).

[12] Муфассаль — общее название всех сур Корана, начинающихся,согласно наиболее достоверной точке зрения, с 50-й суры «Каф» и завершающихсяпоследней сурой Корана.

[13] Аль-Бухари и Муслим.

[14] Здесь и далее первая цифра указывает номер суры, а вторая -количество аятов в ней. Рассматривая некоторые пары сур, нетрудно обнаружить,что (читая) многие из них, он (да благословит его Аллах и приветствует) непридерживался того порядка сур, как они расположены в Коране. Это являетсясвидетельством того, что так делать разрешается, хотя лучше придерживаться тойпоследовательности, в которой суры расположены в Коране. Тот же вопроспрослеживается и в разделе «Дополнительная ночная молитва («тахаджжуд»)».

[15] Муслим и ат-Тахави.

[16] Абу Дауд и аль-Байхаки приводят этот хадис через достовернуюцепочку передатчиков. Этот хадис носит общий характер, поэтому он применим какк чтению Корана во время дополнительных и обязательных молитв, так и при иныхобстоятельствах. Ибн Аби Шайба (2/132/2) передал, что Абу Муса аль-Аш‘ари иаль-Мугира ибн Шу‘бах произносили эти слова во время совершения обязательныхмолитв, а Умар (ибн аль-Хаттаб) и Али (ибн Абу Талиб) - не только во времясовершения обязательных молитв.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика