Полуденная молитва («аз-зухр»)


«При совершении первых двух рак‘атовполуденной молитвы он (да благословит его Аллах и приветствует) обычно читалсуру «аль-Фатиха» и еще по одной суре во время каждого рак‘ата: более длиннуюво время первого рак‘ата и более короткую во время второго рак‘ата»[1].

Иногда он так долго совершал эту молитву,что «после начала полуденной молитвы человек мог пойти на пустошь неподалеку откладбища аль-Баки‘ (в Медине), справить там свою нужду, [вернуться на своеместо (проживания)], совершить омовение, а затем снова прийти (в мечеть) изастать Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всё ещёсовершающим первый рак‘ат, настолько он был продолжительным»[2]. Также «они (т.е.сподвижники) думали, что он (умышленно) так поступал, дабы люди могли успеть напервый рак‘ат»[3].

«В каждом из этих двух рак‘атов он читалоколо тридцати аятов, как, например, суру «Земной поклон» (32:30) после(прочтения) «аль-Фатихи»[4].

Иногда «он читал (суры, начинающиеся сослов):

«Клянусьнебом и ночным путником...»(сура «Ночной путник», 86:17), «Клянусьнебом, усеянным созвездиями...» (сура «Созвездия Зодиака», 85:22), «Клянусь ночью, когда она покрывает...» (сура«Ночь», 92:21) и другие подобные суры»[5].

Иногда «он читал (суру, начинающуюся сослов): «Когда небо разверзнется...»(сура «Раскалывание», 84:25) и тому подобные суры»[6].

«Люди узнавали о том, что он читал (Коран),по движению его бороды»[7].

 

Чтение пятое Корана после суры «аль-Фатиха» в последних двухрак‘атах полуденной молитвы

«Продолжительность последних двух рак‘атовего (обязательной) полуденной молитвы была вдвое короче продолжительностипервых двух, (он прочитывал в них) около пятнадцати аятов[8], а иногда он читал в нихтолько суру «аль-Фатиха»[9].

«Иногда он читал аяты так, что один илинесколько из них были слышны (стоявшим поблизости от него)»[10].

«Они (сподвижники) слышали, как он читалнараспев: «Славь имя Господа твоегоВсевышнего...» (сура «Всевышний», 87:19) и «Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем?...» (сура «Покрывающее»,88:26)»[11].

Иногда «он читал: «Клянусь небом и ночным путником...» (сура «Ночной путник», 86:17)и «Клянусь небом, усеяннымсозвездиями...» (сура «Созвездия Зодиака», 85:22) и другие подобные суры»[12].

Иногда «он читал: «Клянусь ночью, когда она покрывает...» (сура «Ночь», 92:21) иподобные ей суры»[13].



[1] Аль-Бухари и Муслим.

[2] Муслим и аль-Бухари в «Джуз аль-Кира’а».

[3] Абу Дауд приводит этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков, а также Ибн Хузайма (1/165/1).

[4] Ахмад и Муслим.

[5] Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Хузайма (1/67/2). Ат-Тирмизи и ИбнХузайма назвали этот хадис достоверным.

[6] Ибн Хузайма в своей книге «Ас-Сахих» (1/67/2).

[7] Аль-Бухари и Абу Дауд.

[8] Ахмад и Муслим. Этот хадис указывает на то, что читатьчто-либо ещё из Корана, помимо суры «аль-Фатиха», в последних двух рак‘атах —это сунна, и многие сподвижники так и поступали, в том числе Абу Бакр ас-Сиддик(да будет доволен им Аллах). О дозволенности чтения не только суры «аль-Фатиха»в полуденной и остальных молитвах говорил Имам аш-Шафи‘и. Этот же взгляд сталиразделять ученые из последних поколений мусульман. Так, Абуль-Хасанат аль-Лукнави поддержал этот взгляд в своейкниге «Та‘лик аль-Мумаджид ‘аля Муватта' Мухаммад» («Значимые замечания к трудуимама Мухаммада ‘аль-Муватта‘») (стр. 102), написав: «Некоторые из наших соратников придерживаются очень странного мнения,заключающегося в том, что в случае прочтения молящимся какой-нибудь суры впоследних двух рак‘атах обязательным (ваджиб) становится совершениедополнительного поклона для невнимательных (саджда ас-сахв), хотя такиетолкователи труда «аль-Маниййах», как Ибрахим аль-Халяби, Ибн Амир Хаджж идругие довольно убедительно опровергли подобное мнение. Нет никаких сомнений,что те, кто высказывался в пользу этого (ошибочного) мнения, не знали овышеприведенном хадисе, а если бы они о нём знали, то не высказали бы подобногомнения».

[9] Аль-Бухари и Муслим.

[10] Ибн Хузайма в «Ас-Сахих» (1/67/2), ад-Дийа’ аль-Макдиси в«аль-Мухтара» приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[11] Аль-Бухари в «Джуз аль-Кира’а» и ат-Тирмизи, который назвалэтот хадис достоверным.

[12] Муслим и ат-Тайалиси.

[13] Аль-Бухари и Муслим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика