Возложение рук на грудь


«Он возлагал правую руку на тыльную сторону своей левой ладони,запястья и предплечья»(146), «и он велел так поступать своимсподвижникам»(147), а иногда «он сжимал свою левую руку правой»(148).
«Он возлагал их (т.е. руки. — Прим. перев.) на грудь»(149).
Также «он запрещал молиться, положив руки на бока [и он положил своюруку на бок (чтобы продемонстрировать это)]»(150). Именно такоеположение «сильб» [сходное с распятым на кресте человеком] он запрещал(принимать)(151).

(146) Абу Дауд, ан-Наса’и и Ибн Хузайма (1/54/2) приводят этот хадисчерез достоверную цепочку передатчиков. Достоверность этого хадисаустановил Ибн Хиббан (485).
(147) Малик, аль-Бухари и Абу Авана.
(148) Ан-Наса’и и ад-Даракутни приводят этот хадис через достовернуюцепочку передатчиков. В этом хадисе содержится свидетельство того, чтосжимание (левой руки правой) — это сунна, а в предыдущем хадисе речьидет о возложении (правой руки на левую), что также является сунной.Таким образом, оба этих действия - сунна. А что касается совмещениядержания и возложения, которое одобряют некоторые ханафиты из позднихпоколений, то это религиозное нововведение (бид’а). То, о чем онизаявляют, выглядит следующим образом: правую руку возлагают на левую,держа запястье мизинцем и большим пальцем, тогда как остальные трипальца лежат плашмя, как на то указывает Ибн ’Абидин в примечаниях ккниге «Дурр аль-Мухтар» (1/454). Не вводите себя в заблуждение тем, чтоони говорят!
(149) Абу Дауд, Ибн Хузайма в «ас-Сахих» (1/54/2), Ахмад и Абу аш-Шейхв «Тарих Исфахан» (стр. 125). Одну из цепочек этого хадиса (иснад)ат-Тирмизи назвал хорошей. При тщательном рассмотрении сходные посмыслу хадисы можно найти в книге «аль-Муватта’» и сборнике хадисоваль-Бухари «ас-Сахих». Я подробно исследовал иснады этого хадиса всвоей книге «Ахкам аль-Джана’из» (стр. 118).
Примечание: возложение рук на груди достоверно установлено в Сунне, авсе, что этому противоречит, является либо слабым, либо совсембезосновательным. Фактически в соответствии с этой сунной поступал имамИсхак ибн Рахавайх, как о том пишет Аль-Марвази в книге «аль-Маса’иль»(стр. 222): «Исхак вместе с нами совершал молитву «витр»... Он поднималруки во время мольбы и произносил мольбу перед поясным поклоном, а рукион возлагал на грудь или чуть ниже груди».
То же самое говорит аль-Кади ’Ийад аль-Малики в главе «Мустахаббатас-Салят» своей книги «аль-И’лям» (3-е изд., Рабат, стр. 15): «Правуюруку следует возложить на тыльную сторону левой в верхней части груди».Сходно с этим и то, о чем поведал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбал в книге«аль-Маса’иль» (стр. 62): «Я видел, как мой отец во время молитвывозлагал руки одну на другую выше пупка».
(150) Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (374).
(151) Абу Дауд, ан-Наса’и и другие.

Слабость хадиса о возложении рук ниже пупка (из книг шейха аль-Албани «Ирва’ аль-Галиль» (353) и «Ахкам аль-Джана’из» (стр. 118)
Абу Дауд (756), ад-Даракутни (107), аль-Байхаки (2/310), Ахмад в книгахсвоего сына Абдуллаха «аль-Маса’иль» (62/2) и «аз-3ава’ид аль-Муснад»(1/110), а также Ибн Аби Шайба (1/156/1) передали:
со слов Абдурахмана ибн Исхака, со слов Зияда ибн Зайда ас-Сива’и, сослов Абу Джухайфы, со слов Али (да будет доволен им Аллах), которыйсказал:
«Это из Сунны: возлагать одну ладонь на другую ниже пупка во время молитвы».
У этого хадиса слабая (да‘иф) цепочка передатчиков (санад) из-заАбдурахмана ибн Исхака (аль-Васити аль-Куфи), который является слабымрассказчиком. Более того, в этом хадисе содержится неясность(идтираб(669)), поскольку Абдурахман ибн Исхак передал его:
1) однажды со слов Зияда, со слов Абу Джухайфы, со слов Али (как в приведенной выше цепочке);
2) однажды со слов Ну‘мана ибн Са‘да, со слов Али (приводят ад-Даракутни и аль-Байхаки); и
3) однажды со слов Сияса Абуль Хакама, со слов Абу Ва’иля, которыйсообщил: «Абу Хурайра сказал: «Это из Сунны...» (приводят Абу Дауд(758) и ад-Даракутни).
__________
(669) Слово «идтираб» образовано от глагола «идтараба» - «быть неясным;приводить в беспорядок», от которого образовано слово «мудтариб». «Вкачестве термина это слово используется для обозначения такого хадиса,который передается различными, но равными по силе путями. [Под хадисом«мудтариб»] имеется в виду хадис, передающийся в разных ипротиворечащих друг другу формах, в результате чего нет никакойвозможности согласовать их между собой. При этом все его версии,передаваемые различными путями, равны друг другу по силе и никакой изних нельзя отдать предпочтение перед другой независимо отиспользованных критериев предпочтения» (С. 91. — Прим. перев.) Здесь идалее определение и объяснение различных форм хадисов приводится покниге доктора Махмуда Таххана «Пособие по терминологии хадисов» (М.,2002).
__________

Слабость Абдурахмана ибн Исхака аль-Куфи в глазах имамов - знатоков хадисов

1. Абу Дауд сказал: «Я слышал, как Ахмад ибн Ханбал назвал Абдурахманаибн Исхака аль-Куфи слабым (да‘иф)». [Вот почему имам Ахмад не принялот него этот хадис, поскольку его сын Абдуллах сказал: «Я видел, какмой отец во время молитвы возлагал свои руки одну на другую вышепупка»].
2. Ан-Навави говорит в «Маджму‘» (3/313), «Шарх Сахих Муслим» и вдругих своих книгах: «Они (знатоки хадисов) согласны в том, что этослабый хадис, поскольку он передается от Абдурахмана ибн Исхакааль-Васити, являющегося слабым рассказчиком, как в том единодушны имамыДжарха и Та‘диля(670)».
3. Зайла’и сказал в «Насб ар-Райах» (1/314): «аль-Байхаки сказал в«аль-Ма‘рифа»: «Цепочка этого хадиса является шаткой, ибо онапередается только через Абдурахмана ибн Исхака аль-Васити, которыйявляется лжецом (матрук)».
4. Ибн Хаджар указывает в «Фатх аль-Бари» (2/186): «Это слабый хадис».
Что еще более делает этот хадис слабым, так это то, что он противоречитдругому передаваемому хадису от Али, цепочка передатчиков котороголучше. Таковым является хадис Ибн Джарира аль-Дабби’, который сообщилсо слов своего отца, сказавшего: «Я видел, как Али (да будет доволен имАллах) держал свою левую руку правой за запястье выше пупка». Цепочкапередатчиков этого хадиса может претендовать на то, чтобы считатьсяхорошей: аль-Байхаки (1/301) с полной уверенностью называл этот хадисхорошим, а аль-Бухари (1/301) указывал на него со всей определенностью,приводя его в форме «та‘лик»(671).
Что касается достоверных сообщений от Пророка (да благословит его Аллахи приветствует) относительно положения рук, то они заключаются в том,что руки должны находиться на груди; на этот счет существует множествохадисов, среди которых, например, можно привести хадис от Тавуса,который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) возлагал свою правую руку на левую руку и сжимал ихкрепко на своей груди во время молитвы». (Передал Абу Дауд (759) сдостоверным иснадом. Хотя этот хадис и передается в форме«мурсаль»(672), он является достаточным в качестве свидетельства длявсех мусульманских ученых, несмотря на их различное мнение относительнохадисов «мурсаль», поскольку (во-первых) он является достоверным вцепочке «мурсаль», (а во-вторых) он передается также в форме «маусуль»во многих сообщениях. Исходя из изложенного, этот хадис действителен вкачестве свидетельства для каждого (человека). Некоторые из сообщений,подтверждающих его, следующие:
1. От Ваиля ибн Худжра, «что он видел, как Пророк (да благословит егоАллах и приветствует) клал свою правую кисть на левую и возлагал их насвоей груди». Сообщили Ибн Хузайма в «ас-Сахих» («Насб ар-Райах»,1/314) и аль-Байхаки в «ас-Сунан» (2/30) через две цепочкипередатчиков, подкрепляющих друг друга.
2. От Кабисы ибн Хульба со слов его отца, который сказал: «Я видел, какПророк (да благословит его Аллах и приветствует) уходил (с местамолитвы, повернувшись) и направо, и налево, и я видел, как он возлагалэто на своей груди — Йахья (ибн Са‘ид) упомянул о правой (кисти) налевой повыше сустава». (Сообщил Ахмад (5/226) с цепочкой передатчиков,отвечающей требованиям Муслима, за исключением Кабисы, но его называлинадежным рассказчиком ‘Иджли и Ибн Хиббан; однако никто не передаетчерез него, кроме Симака ибн Харба, о котором Ибн аль-Мадини иан-Наса’и сказали: «Неизвестен», а Ибн Хаджар в «Такриб» сказал: «Он«макбуль» (т.е. приемлем при условии, что он подкреплен (другими)».Хадисы от таких передатчиков, как он, являются хорошими, еслииспользуются в качестве подтверждающих сообщений, и поэтому ат-Тирмизисказал после приведения части этого хадиса, где упоминается, что леваякисть берется правой: «Это хороший хадис».
Таким образом, эти три хадиса указывают на то, что возложение рук нагруди является Сунной, и у того, кто займется их внимательнымизучением, не останется сомнений, что они достаточны в качествеподтверждения этой Сунны.
_________
(670) Джарх и та‘диль — «отвод и подтверждение». «Поскольку суждение одостоверности или слабости хадиса основывается на целом ряде выводов, втом числе выводе о честности или нечестности, точности или неточностипередатчиков, улемы занимались составлением книг, в которых со ссылкойна достойных доверия знатоков подтверждения приводились такие иподобные им данные о передатчиках хадисов, что и называлось«подтверждением» (та‘диль). Кроме того, в таких книгах указывалисьпричины, в силу которых честность, точность или память некоторыхпередатчиков подвергались сомнению, что также подкреплялось ссылками назнатоков и именовалось «отводом» (джарх)» (С. 127. - Прим. перев.).
(671) Та‘лик — «подвешенный». Это слово, а также «слово «му‘алляк»(подвешенный) ...[образовано] от глагола «алляка» («подвешиватьчто-либо к чему-либо»)... В качестве термина это слово служит дляобозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного илинескольких друг за другом передатчиков. «...если «подвешенный» хадисприводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверныесообщения, например, в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, то на негораспространяется действие особого суждения, о чем можно сказатьследующее: улемы занимались исследованием «подвешенных» хадисов,приводящихся в «Сахих» аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады».(С. 54—56. — Прим. перев.).
(672) Мурсаль — «отпущенный». Это слово образовано «от глагола «арсаля»(«отпускать»). В качестве термина это слово служит для обозначенияхадиса, передаваемого передатчиком со слов того человека, с которым онвстречался или который был его современником. При этом на самом деледанный передатчик его не слушал, но тем не менее при передаче онупотребляет такие слова, которые позволяют сделать допущение, что онслушал этот хадис либо непосредственно от него, либо от того, ктослышал его от этого человека, например: «Он сказал...» (С. 68. — Прим.перев.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика