Действия, нарушающие (навакыд) омовение вуду

 

Действия, нарушающие (навакыд) омовение вуду

Речь идёт о причинах, в силу которых чистота, достигаемая благодаря омовению, исчезает и устраняется.

Омовение делает недействительным любая из нижеперечисленных причин.

1. Любые выделения из мочевого канала или заднего прохода (будь то обычные вещи, например, моча, кал или газы, или же что-то необычное наподобие глистов или камней), поскольку вместе с такими вещами неизбежно выделяется и влага.

Аллах Всевышний сказал: «Если же... кто-нибудь из вас вернулся из отхожего места... и (после этого) вы не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землёй, протирая ею свои лица и руки».[1]

Здесь речь идёт об осквернении, однако если установлено, что подобное осквернение делает недействительным очищение землёй, то недействительным после него станет и омовение.

Сообщается, что Сафван бин 'Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения и не обязательно делать это после удовлетворения естественных потребностей или сна» (Ан-Наса'и; ат-Тирмизи).

Если после извлечения вставленного в задний проход термометра на нём окажутся следы влаги, омовение станет недействительным. В противном же случае этого не произойдёт, поскольку омовение делает недействительным то, что исходит из тела, а не то, что вводится в него.

Если человеку ставят лечебную клизму, то после её извлечения омовение становится недействительным, поскольку она соприкасалась с содержимым кишок.

Если же жидкое лекарство вводится в мочеполовой канал мужчины, откуда оно потом начинает выделяться, омовение недействительным не становится, так как этот канал не является нечистым.

Если женщина вставит во влагалище ватный тампон, конец которого увлажнится из-за выделений, её омовение станет недействительным. В том случае, когда внутренний конец тампона увлажняется, а внешний остаётся сухим, омовение остаётся действительным вплоть до извлечения тампона.

Омовение делает недействительным вязкая жидкость, которая иногда выделяется из половых органов женщины, особенно незадолго до родов. Вот почему факихи считали, что женщине, которая побывала замужем, желательно использовать что-нибудь наподобие тампона, чтобы уберечься от подобных выделений.

2. Выделение нечистого (например, крови, гноя или рвотных масс) из других мест тела. Ниже приводятся указания на то, что такие выделения делают омовение недействительным:

а) сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Если человека стошнит, или у него пойдёт носом кровь, или у него будет отрыжка и рвотные массы достигнут рта, или если из мочеполового канала у него станет выделяться прозрачная жидкость (мази), пусть удалится и совершит омовение, а потом доведёт молитву до конца, ничего не говоря в течение всего этого времени» (Ибн Маджа; ад-Даракутни);

б) передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Если во время молитвы кого-нибудь из вас стошнит, или если у него пойдёт носом кровь, или если он осквернится, пусть удалится и совершит омовение, а потом вернётся и доведёт молитву до конца» (Ад-Даракутни);

в) передают со слов Абу-д-Дарды', да будет доволен им Аллах, что однажды, когда Посланника Аллаха стошнило, он совершил омовение. Ми'дан бин Халид, передатчик этого хадиса, сказал: «В мечети Дамаска я встретил Савбана и передал ему это, на что он сказал: «Он[2] сказал правду, а я сливал (Пророку ) воду для омовения» (Ат-Тирмизи; аль-Хаким). В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу-д-Дарда', да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) Посланника Аллаха стошнило, ему принесли воду, и он совершил омовение» (Ахмад);

г) сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Фатима бинт Абу Хубайш пришла к Пророку и сказала: «О Посланник Аллаха, истечение крови продолжается у меня постоянно[3], и я никак не могу очиститься, так не прекратить ли мне совершать молитвы?». Посланник Аллаха сказал (ей в ответ): «Нет, поскольку это уже венозная кровь, а не менструальная. Прекращай молиться с наступлением (твоего обычного периода месячных), а когда (этот период) закончится, совершай полное омовение и (снова) молись».

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк также сказал: «Кроме того, совершай омовение перед каждой молитвой, пока не наступит следующий период (месячных)» (Аль-Бухари).

Передают со слов 'Аиши, что, когда у Умм Хабибы, да будет доволен Аллах ими обеими, началось постоянное истечение крови, Пророк велел ей дожидаться завершения её обычного менструального цикла, потом совершать полное омовение, а потом молиться, если же она увидит истечение крови после этого, то - совершать частичное омовение и молиться (Абу Дауд).

Таким образом, причиной обязательности омовения для женщины, страдающей непрерывным кровотечением, было названо истечение венозной крови. В хадисах непрерывное кровотечение прямо определяется как причина утраты ритуальной чистоты женщиной. Однако, если имеется прямое указание, значит, имеется и соответствующее установление. Кровь, льющаяся из раны, также является венозной и делает омовение недействительным. Гной представляет собой изменившуюся кровь, следовательно, на него распространяется действие тех же установлений[4];

д) сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если во время молитвы у человека пойдёт носом кровь, или он не сможет сдержать рвоту, или обнаружит выделение прозрачной жидкости (мази) из мочеполового канала, пусть удалится и совершит омовение, а потом вернётся и продолжит молиться, если только он не заговорит» ('Абд ар-Раззак);

е) сообщается, что 'Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если во время молитвы у человека пойдёт носом кровь или его стошнит, пусть совершит омовение ничего не говоря, а потом доведёт свою молитву до конца» (Ибн Абу Шайба);

ж) сообщается, что 'Убайдуллах бин 'Умар сказал: «Я видел, как Салим бин 'Абдуллах совершил один рака'ат утренней молитвы (фаджр), после чего у него пошла носом кровь. Тогда он вышел и совершил омовение, а потом вернулся к молитве» (Ибн Абу Шайба).

Нечто подобное передаётся со слов Са'ида бин аль-Му-саййаба, Тауса и аль-Хасана аль-Басри.[5]

Теперь что касается сообщения о том, что в одного из ансаров[6], который принимал участие в походе Зат ар-Рика'[7], во время молитвы попала стрела, из-за чего у него полилась кровь, однако он продолжил совершать поясные и земные поклоны и не прервал свою молитву.[8] Можно сказать, что этот случай является единичным. Так поступил один из сподвижников, который, возможно, не знал о том, как надо действовать в подобных обстоятельствах. Возможно также, что его действия были вынужденными, что позволяет считать их оправданными. Вместе с тем кровь обязательно должна была попасть на его тело и его одежду, в результате чего молитва стала недействительной.

Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал: «Мусульмане продолжали молиться, несмотря на полученные ранения».[9] На это можно сказать, что если кровотечение у молящегося продолжается непрерывно, то его действия заслуживают оправдания, и кровь, выделяющаяся из его раны, не делает омовение недействительным. Кроме того, в словах аль-Хасана нет никаких указаний на то, что во время молитв кровь лилась из их ран. Возможно, раны этих людей находились в лубках или были перевязаны, но в подобных случаях кровотечение как таковое не делает молитву недействительной.

Омовение становится недействительным только в случае кровотечения или выделения гноя, когда кровь или гной выходят за пределы того места, где им следует находиться. Если же под кожей на месте ссадины покажется кровь, которая не выйдет за пределы этого места, омовение недействительным не станет. Кровотечением считается выделение крови, льющейся из раны, и не считается такое выделение крови, когда она только показывается из раны, но не льётся оттуда.

Омовение становится недействительным в том случае, когда после удаления кожицы с поверхности прыща оттуда выливается жидкость, если же этого не происходит, омовение остаётся действительным.

Если кровь собирается в ране, её необходимо вытереть чем-либо, например ватой. Если она соберётся вновь, её опять надо вытереть или положить вату сверху и посмотреть, что будет происходить. Если кровь будет литься в том случае, когда человек ничего не трогает и не вытирает её, это сделает омовение недействительным, в противном же случае этого не произойдёт.

Омовение не делает недействительным жидкость, которая постоянно сочится, но не льётся из раны так же сильно, как кровь, и впитывается положенной на рану материей или ватой. В подобных случаях омовение не становится недействительным, поскольку такие выделения недостаточно интенсивны, чтобы жидкость текла сама по себе.

Если человек, совершивший омовение, надкусит яблоко и увидит на нём следы крови, его омовение не станет недействительным, как и в том случае, если он увидит следы крови на кончике зубочистки, поскольку речь не идёт об истечении крови.

Если крови, выделяющейся из дёсен, будет больше, чем слюны, или столько же, в результате чего цвет слюны окажется красным, омовение станет недействительным. Если же крови будет меньше, омовение недействительным не станет.

Если в случае кровотечения кровь выйдет за пределы носовой кости и достигнет мягких тканей носа или выйдет за пределы слухового канала уха, омовение станет недействительным; если же кровь останется в слуховом канале или не выйдет за пределы носовой кости, омовение недействительным не станет.

Если при промывании носа оттуда выйдет засохшая кровь, омовение человека недействительным не станет.

Если из тела человека будет взято хотя бы немного крови, его омовение станет недействительным.

Если выделения из ушей, глаз, носа или сосков изменяют свой обычный вид и становятся похожими на гной, это делает омовение недействительным, если же их вид остаётся неизменным, считается, что омовение недействительным не становится. Исключением является такой случай, когда известно, что причиной этих выделений является болезнь.

Омовение становится недействительным, если у человека, страдающего какой-нибудь глазной болезнью, текут слёзы, вид которых по сравнению с обычным их видом изменился.

Сосание крови оводами и комарами не делает омовение недействительным в отличие от такого случая, когда кровь высасывает пиявка. Если пиявка высосет столько крови, что наполнится ею, и эта кровь польётся из разорванной надвое пиявки, омовение станет недействительным.

Недействительным делает омовение обильная рвота независимо от того, что извергает из себя человек - еду, воду или кровь. Если же рвотных масс немного, то рвота не делает омовение недействительным. Рвота считается обильной в том случае, когда рвотные массы заполняют рот целиком, а сдерживать рвоту можно только с трудом.

Когда небольшие количества разных видов рвотных масс заполняют рот целиком, омовение становится недействительным, если рвота вызвана одной причиной, а именно -тошнотой и расстройством желудка, поскольку, согласно основному принципу, установления необходимо связывать с их причинами.

Если человека стошнит сразу после еды или питья, омовение станет недействительным, а то, что он извергнет из себя, считается нечистым, так как это смешалось с нечистым. Согласно другому утверждению, в подобном случае рвотные массы не делают недействительным омовение и не являются нечистыми, поскольку они не успели перейти в другое состояние и измениться. То же самое относится и к рвоте младенца, если его стошнит сразу же после кормления грудью. Первое утверждение является более верным, однако следует признать правильным то, что для матери рвота младенца не является нечистой, если рвотных масс много и очистить от них одежду будет для неё затруднительно, поскольку затруднения необходимо устранять.

3. Считается, что сон делает омовение недействительным, если заснувший человек расслабляется полностью и не сидит, касаясь ягодицами земли.

Ниже приводятся указания на это:

а) сообщается, что Сафван бин 'Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения и не обязательно делать это после удовлетворения естественных потребностей или сна» (Ан-Наса'и; ат-Тирмизи);

б) передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто заснёт во время совершения земного поклона, не обязательно совершать омовение (заново), пока он не ляжет, ибо, поистине, если он ляжет, суставы его расслабятся» (Ахмад; Абу Йа'ля);

в) передают со слов 'Али, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Глаза (подобны) верёвке для завязывания ягодиц, а поэтому пусть тот, кто заснёт, совершит омовение» (Абу Дауд).

Если человек заснёт, опираясь на одно бедро или лёжа на боку, его омовение станет недействительным, поскольку, когда человек укладывается для сна на бок, опирается на что-либо или лежит на спине, это становится причиной расслабления, что обычно приводит к выделению кишечных газов. Вот почему факихи говорили, что из-за сна омовение становится недействительным условно, а не по-настоящему, поскольку недействительным омовение делает не сон как таковой, а то, что выделяется из тела во время сна.

Если человек заснул сидя и ягодицы его касались земли, омовение не станет недействительным независимо от того, опирался он на что-либо или нет. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха засыпали, а потом молились, не совершая омовение (заново)» (Муслим). Возможно, речь здесь идёт о таких случаях, когда они спали сидя, так как в другой версии этого хадиса сказано: «При жизни Посланника Аллаха его сподвижники (иногда) ожидали начала вечерней молитвы, пока головы их не склонялись, а потом они молились, не совершая омовение (заново)» (Абу Дауд). Однако, голову склоняет лишь тот, кто засыпает сидя.

Если человек засыпает не расслабляясь (например, после молитвы или во время молитвы, когда он стоит или совершает поясной или земной поклона), его омовение не становится недействительным, так как если бы он расслабился, то упал бы на землю, поэтому тот, кто засыпает не расслабляясь, не обязан совершать омовение заново. Указанием на это служит приведенный выше хадис, в котором сказано: «Тому, кто заснёт во время совершения земного поклона, не обязательно совершать омовение (заново), пока он не ляжет, ибо, поистине, если он ляжет, суставы его расслабятся».

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни тот, кто засыпает сидя и прижав колени к животу, ни тот, кто засыпает стоя, ни тот, кто засыпает во время земного поклона, не должен совершать омовение (заново), если он не ляжет, если же он ляжет, ему следует совершить омовение» (Аль-Байхаки).

Если человек, которым овладел сон, не делающий омовение недействительным, станет падать, ему следует обратить внимание на то, когда он проснётся. Если это случится после того, как он окажется на земле, ему надо будет совершить омовение заново. Если же он проснётся до падения или во время падения, омовение совершать не обязательно.

Следует отметить, что сон Пророков, мир им, не делал их омовение недействительным. Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк заснул (и спал), пока не начал храпеть, а потом (проснулся) и начал молиться, не совершив омовения[10] (Аль-Бухари).

Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Глаза мои спят, но не спит сердце моё» (Аль-Бухари).

Наряду со сном омовение делают недействительным потеря сознания и безумие, даже если человек лишается сознания или разума ненадолго. Дело в том, что эти состояния являются более глубокими, чем сон, поскольку (в отличие от потерявшего сознание или безумца) когда спящий пробуждается, он понимает, что с ним произошло.

Кроме того, омовение делает недействительным опьянение. Так, если человек выпьет что-нибудь опьяняющее и это будет заметно по его походке, омовение станет недействительным.

4. Громкий смех во время молитвы делает недействительным как омовение, так и молитву независимо от того, намеренно это делает молящийся, который помнит, что он молится, или же он поступает так по забывчивости. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что однажды, когда Пророк совершал молитву вместе со своими сподвижниками, в мечеть вошёл слепой человек. Он упал в яму, которая была в мечети, и некоторые люди стали громко смеяться; когда же Посланник Аллаха закончил молиться, он велел тем, кто смеялся, заново совершить и омовение, и молитву. В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «Пусть те из вас, кто громко смеялся, заново совершат и омовение, и молитву» ('Абд ар-Раззак; ад-Даракутни; аль-Байхаки).

Если достоверность этого хадиса установлена, не следует говорить, что в мечети Пророка не было колодца или ямы, или утверждать, что эта молитва могла проводиться не в мечети.

Нельзя говорить и о том, что громкий смех сподвижников, молящихся позади Пророка , весьма трудно себе представить, поскольку за ним молились многие лицемеры и другие люди, например бедуины.

Следует отметить, что громкий смех делает недействительным омовение только согласно ханафитскому мазхабу, поскольку лишь ханафиты считают достоверным хадис, в котором говорится об этом. В основном же факихи действуют в соответствии с очевидной аналогией и не считают достоверным вышеупомянутый хадис, в силу чего они не считают, что громкий смех делает омовение недействительным.

Смех считается достаточно громким, чтобы сделать недействительным омовение в том случае, когда человек смеётся настолько громко, что его слышат те, кто находится рядом.

Омовение не становится недействительным, если человек громко засмеётся во время заупокойной молитвы (джаназа) или при совершении земного поклона во время чтения Корана, поскольку в вышеупомянутом хадисе говорится о молитве как таковой, под чем подразумевается обычная молитва с поясными и земными поклонами, к которой аналогии неприменимы.

Следует отметить, что омовение не становится недействительным из-за прикосновения к половым органам. На это указывает хадис, в котором сообщается, что кто-то задал Пророку вопрос о том, следует ли совершать омовение заново человеку, который во время молитвы дотронется до своего полового органа. В ответ на это Пророк сказал: «Нет, ведь это же часть твоего тела» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса'и; Ибн Хиббан; Ибн Хазм).

Установлено, что о необязательности совершения омовения тем, кто дотронется до своего полового органа, говорили несколько сподвижников в том числе 'Абдуллах бин Мас'уд, 'Абдуллах бин 'Аббас, 'Аммар бин Йасир, 'Али бин Абу Талиб, Хузайфа, 'Имран бин аль-Хусайн, Са'д бин Абу Ваккас и Абу-д-Дарда', да будет доволен ими Аллах.[11]

Что же касается веления совершать омовение тому, кто дотронется до своего полового органа - о нём говорится в хадисе Буеры бинт Сафван, да будет доволен ею Аллах, передавшей, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть совершит омовение тот, кто дотронется до своего полового органа»[12], и с учётом всех известных указаний мы считаем, что здесь речь идёт о желательном действии с целью очищения, а Аллах знает об этом лучше.

Омовение не становится недействительным из-за прикосновения к женщине, на что указывают следующие сообщения:

а) передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха нередко целовал какую-нибудь из своих жён, после чего выходил на молитву, не совершив омовения заново (Ибн Маджа; ан-Наса'и; ад-Даракутни; аль-Баззар);

б) сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ночью, не найдя на постели (рядом с собой) Посланника Аллаха я стала искать его, и моя рука коснулась поднятых вертикально ступней (Пророка ) который находился в мечети[13] и произносил слова: «О Аллах, я прибегаю к защите Твоего благоволения от Твоего гнева...» (Муслим);

в) сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Нередко бывало так, что, когда Посланник Аллаха молился, я, подобно покойнице[14], лежала перед ним (на постели), когда же он хотел совершить завершающий нечётный рака'ат, то касался меня ногой» (Ан-Наса'и).

[1] "Трапеза", 6.

[2] То есть Абу-д-Дарда', да будет доволен им Аллах.

[3] Имеется в виду "истихада" - постоянное или почти постоянное (с короткими перерывами на один-два дня) истечение крови у женщин.

[4] "И'ля'ас-сунан", 1/85.

[5] "Аль-джавхаран-накы", 1/141.

[6] Ансар (мн. ч. от насир - "помощник"; по-русски употребляется только в форме мн. ч. - ансары) - жители Йасриба (Медины) из племён аус и хазрадж, которые признали Пророка Мухаммада своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам (мухаджирами) убежище в своём городе и оказали им материальную помощь.

[7] "Зат ар-Рика"' можно перевести как "заплатанная". Этот поход против племени гатафан состоялся в июне 626 г., и известен как поход "Зат ар-Рика"' (либо по названию дерева в той местности, куда направлялся отряд мусульман, либо по той причине, что знамёна мусульман были заплатанными).

[8] Это сообщение приводит аль-Бухари.

[9] Это сообщение приводит аль-Бухари.

[10] Сон не делал недействительным омовение Пророка но, даже если бы во сне с ним произошло что-нибудь, он узнал бы об этом, так как спали только его глаза, но не сердце.

[11] "И'ля'ас-сунан", 1/121 - 125.

[12] Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса'и; Ибн Хиббан.

[13] Мечеть Пророка примыкала непосредственно к комнате 'Аиши, да будет доволен ею Аллах.

[14] Имеется в виду, что Пророк становился напротив середины её тела, а голова 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, находилась по правую руку от него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика