Этика удовлетворения естественных потребностей


Мусульманину, который захочет удовлетворить свои естественные потребности или искупаться, прежде всего следует поискать такое место, где он будет скрыт от взоров людей. На необходимость этого указывает хадис, в котором сообщается, что, когда пророк, , хотел удовлетворить большую нужду, он удалялся, чтобы его никто не видел.[1] Человек, которому необходимо удовлетворить нужду, должен поискать подходящее место, не выбирая для этого ни тенистые места, где останавливаются люди, ни дороги, по которым они ходят. На это указывает хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал:

- (Однажды) посланник Аллаха, , сказал:

]( ???????? ??????????????? ) .??????? : ????? ?????????????? ??? ??????? ??????? ? . ????? : (??????? ?????????? ??? ??????? ???????? ???? ??? ????????? )[

«Бойтесь двух проклинающих[2]!»  (Люди) спросили: «А что такое два проклинающих?» - (и пророк, ,) сказал: «(Это проклинающие) того, кто испражняется на дороге, (по которой ходят) люди, и в тени, (где они останавливаются)».[3]

К таким местам приравниваются также берега рек и тень плодовых деревьев, на что ясно указывают некоторые хадисы. Так, например, пророк, , сказал:

] ???????? ???????????? ???????????? ?????????? ??? ???????????? ??????????? ?????????? ??????????[

«Опасайтесь трех вещей, которые могут навлечь на вас проклятия, (а именно) - удовлетворения большой нужды у водоемов, посреди дороги и в тени (деревьев)».[4] Кроме того, мусульманин, который пожелает удовлетворить большую нужду, не должен иметь при себе ничего такого, где упоминалось бы имя Аллаха, например, Коран.

Согласно сунне порог отхожего места следует переступить сначала левой ногой и сказать:

]?????? ??????? ?????????? ? ?????? ??????? ???? ???? ????????? ?????????????? [

«С именем Аллаха, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от порочности и дурных поступков /Би-сми-Лляхи, Аллахумма, ин-ни а‘узу би-кя мин аль-хубуси ва-ль-хаба’ис[5]/».[6]

Человеку не следует обнажаться, пока он не приблизится к земле, так как по шариату он должен по мере возможности скрывать определенные места своего тела (‘аурат). На указывает хадис, в котором сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды, когда) я сопровождал пророка, , в одной из его поездок, он сказал мне: «О Мугира, возьми этот сосуд». И я взял его, а посланник Аллаха, , пошел вперед, скрылся из виду и удовлетворил свою нужду.[7]

Удовлетворяя свои естественные потребности, мусульманин не должен поворачиваться к кибле ни лицом, ни спиной, так как посланник Аллаха, , сказал:

]????? ????? ?????????? ?????????? ????? ??????????? ??????????? ????? ?????????? ???????? ????????? ???? ?????????[

«Если кто-нибудь из вас станет справлять большую нужду (на открытом месте), пусть не обращается к кибле[8] лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу».[9] Это относится к таким случаям, когда человек удовлетворяет нужду на открытом месте. Когда же он находится в помещении, он должен постараться не поворачиваться к ней ни лицом, ни спиной, но если это случится, на нем не будет греха.

Во время удовлетворения естественных потребностей мусульманину нежелательно вести разговоры. Так, например, передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек, проходивший мимо в то время, когда посланник Аллаха, , мочился, поприветствовал его, однако (пророк, ,) не ответил ему.[10]

Если человек захочет очиститься или подмыться после удовлетворения нужды, ему не следует дотрагиваться до своего полового органа правой рукой, так как пророк, , сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, когда же зайдет в отхожее место, пусть не дотрагивается правой рукой до своего полового органа и не подмывается ею».[11]

Для очищения достаточно использовать три камня, но не следует пользоваться для этого ни костями, ни сухим навозом. Указанием на это служит хадис Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, , запретил нам поворачиваться лицом к кибле во время удовлетворения большой или малой нужды, подмываться пра-вой рукой, использовать для очищения менее трех камней, а также использовать для этого помет[12] или кости».[13]

По возможности лучше всего использовать для очищения воду, на что указывают слова ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала женщинам: «Велите своим мужьям подмываться водой, ибо мне стыдно (говорить) им (об этом), но посланник Аллаха, , всегда поступал так».[14]

При выходе из отхожего места желательно переступить порог сначала правой ногой и сказать: «Прости! /Гуфрана-кя!»[15]



[1] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[2] Подразумевается, что следует остерегаться совершения двух вещей, навлекающих на тех, кто их совершает, проклятия людей.

[3] Этот хадис приводит Муслим.

[4] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[5] Возможно также, что под “хубус” и “хаба’ис” имеются в виду злые духи обоего пола.

[6] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[7] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[8] Киблой называется направление на Мекку, а точнее ? на Каабу из любого данного места. С этими словами пророк,  , обратился к жителям Медины, расположенной севернее Мекки.

[9] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[10] Этот хадис приводит Муслим.

[11] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[12] Имеется в виду помет мулов, ослов и т. д.

[13] Этот хадис приводит Муслим.

[14] Этот хадис приводят ат-Тирмизи и ан-Наса’и.

[15] Этот хадис приводят аль-Бухари, Абу Дауд и Ибн Маджа.

 

Мусульманская этика  Владимир (Абдулла) Нирша

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика