ИСТОЛКОВАНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ ОСНОВ СУННЫ И РЕЛИГИИ

Согласно Сунне, воздевание рук во времямолитвы - в начале, когда совершают коленопреклонение и когда поднимают головупосле него. Это увеличивает добрые дела.Пророк - да благословит его Аллах и даприветствует! - сказал: "Воздается за каждый благочестивый жест".

СОВЕТ 2

Согласно Сунне,обтирает обувь тот, кто осквернился после того, как обулся, находясь всостоянии полной ритуальной чистоты, если он был в пути три дня и три ночи илипребывал на одном месте день и ночь. Так обычно поступал посланник Аллаха (даблагословит его Аллах и да приветствует). Так действовал он сам и егосподвижники, таким был обычай первых мусульман, и приняли это же богословы.Отрицает и отвергает это лишь тот из людей, кто вводит новшества, противоречитпосланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), отказываетсяследовать его примеру и опровергает слова его.

СОВЕТ 3

Согласно Сунне, досрочное разговенье вечером(ифтар) и задержка с принятием пищи перед восходом солнца; более раннее совершениевечерней молитвы, когда солнце уже село, а звезды еще не появились. Ведьпосланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: "Мояобщина пребудет во благе, пока досрочно разговляется и задерживается спринятием пищи перед восходом солнца". Он (Пророк, (да благословит егоАллах и да приветствует)) сказал: "Люди пребудут во благе, пока не станутоткладывать вечернюю молитву до появления звезд". Сказал Сулайман б. Да'удал-Ауди: "Я совершал вечернюю молитву с 'Али б. Аби Талибом, не зная, селосолнце или нет".

СОВЕТ 4

Согласно Сунне, тому, кто пожелал развестись сженой, следует произвести формулу развода только один раз, если жена очистиласьот менструаций, а он не совокуплялся с ней во время этой чистоты. Затем оноставляет ее, пока не пройдет положенный срок. Если же человек произнесетформулу развода троекратно одной фразой в период чистоты, во время которого онсовокуплялся с ней (женой), или же когда у нее была менструация, то развод его- новшество. Жена запретна для него и не разрешена, пока не выйдет за другого, атот либо оставит ее вдовой, либо разведется, прежде совокупившись и войдя кней.

СОВЕТ 5

Согласно Сунне, при погребении произносят"Аллах велик!" (такбир) четыре раза. Если твой имам произнес такбирбольше четырех раз, то и ты, согласно Сунне, должен следовать ему, даже еслиполагаешь, что их (такбиров) уже четыре. Ибн Масуд сказал: "Произноси"Аллах велик!" столько раз, сколько произнес твой имам".

СОВЕТ 6

Согласно Сунне, не произноси громко "Воимя Аллаха милостивого, милосердного!", не проси [ни о чем] в утреннеймолитве, если не постигают мусульман беды от их врагов. Тогда имам произноситформулу мольбы, и ты следуй за ним.

СОВЕТ 7

Дополнительная ночная молитва (витр)совершается одним ракатом отдельно от предшествующей ей обязательной молитвы.Формула мольбы при этом - после коленопреклонения.

СОВЕТ 8

Согласно Сунне, повторный призыв к молитве(икама) - один раз.


СОВЕТ 9

Согласно Сунне, совершай два раката, войдя вмечеть, до того, как сядешь, если уже совершил омовение, или в пятницу, когдаимам читает проповедь.

СОВЕТ 10

Согласно Сунне, молча внимай проповеди, слушайее, обращай лицо к проповеднику, видишь его или нет, и сохраняй молчание. ВедьПророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: "Произнесший"тсс!", когда имам читает проповедь, нарушил молчание. А кто нарушилмолчание, пятничная молитва того недействительна". Он [также] сказал:"Заговоривший, когда имам читает проповедь, уподобился ослу, таскающемусвященные книги". И он [еще] сказал: "Кто заговорил, когда имамчитает проповедь, тот получил от пятничной молитвы горсть праха".

СОВЕТ 11

Согласно Сунне, следует приветствовать тех,кого встречаешь, входя в мечеть или в другое помещение, или когда выходишь.

СОВЕТ 12

Не запрещай что-либо из того, что разрешилАллах - велик он и славен! Ибо совершающий это клевещет на Аллаха, опровергаетслова его, противится [ему], совершает несправедливость.Аллах - велик он и славен! - сказал:

"Скажи: "Видели ли вы то, чтониспослал вам Аллах из пропитания, а вы сделали из него запретное идозволенное?" Скажи: Аллах ли разрешил вам это, или вы измышляете наАллаха ложь?" (Коран 10:59/60).

В другом месте Аллах сказал:

"О вы, которые уверовали! Незапрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллахне любит преступающих!" (Коран 5:87/89).

Он осудил иудеев за запрещение закланияверблюдов, которое [он] разрешил им и всем людям. И сказал - велик он и славен:

"И кто измыслил на Аллаха ложь послеэтого, - те - неправедные!" (Коран 3:94/88).

И сказал - велик Он и славен:

"Всякая пища была дозволена сынамИсраила, кроме того, что запретил Исраил сам себе раньше, чем была ниспосланаТора. Скажи: "Принесите же Тору и читайте ее, если вы правдивы"(Коран 3:93/87).

Сказал - велик Он и славен: "И ктоизмыслил на Аллаха ложь после этого, - те - неправедные!"

Рафидиты (здесь общее название шиитов)уподобились иудеям в запрете того, что разрешил Аллах. Они отвергли сказанноеАллахом - велик Он и славен! - возвели ложь на него. Они объявили запретным изрыбы угря, а из мяса


животных - жертвенноговерблюда. А ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)сказал: "Запрещающий то, что разрешил Аллах, подобен разрешающему то, чтоон запретил". Видимо, большинство из тех, кто запрещает это и осуждаетупотребление в пищу, - те самые, кто прелюбодействует, пьет вино инесправедливо отбирает у людей добро.

Есть люди, не придающие значения их(рафидитов) запрету на эту пищу, считающие маловажными их поступки. А ведьученые относят это к тяжким грехам и отвратительным делам, поскольку [в этом] -соперничество с Аллахом, опровержение сказанного им о том, что он разрешил,ограничение того, что он допустил, запрещение того, что он позволил. А [Аллах]пересчитал нам свои милости и перечислил благодеяния в словах своих:

"Он подчинил море, чтобы вы питалисьиз него свежим мясом" (Коран 16:14).

[Пророк] сказал о море: "Вода его чиста,мертвечина из него дозволена"

Аллах знал, что угорь [живет] в море, да и какже он мог не знать этого, если сам сотворил его. И посланник Аллаха знал, чтоугорь - в море. Неужели ты думаешь, что они оба не могли оговорить запрет наугря?

Он (Аллах) определил заклание жертвенноговерблюда одним из важнейших [дел], посредством которого приближаются к нему иищут спасения у него, и сказал - велик он и славен:


"Тучных Мы сделали для вас изотмеченных для Аллаха; для вас в них благо" (Коран 22:36/37).

Он (Аллах) определил наказанием заклание"тучных" [верблюдиц] тому, кто нарушил хадж, совершив самое запретное- половое сношение.

Сказал Исраил б. Аби Исхак: "Я принес вдом Зайда б. 'Али - да будет доволен им Аллах! - угря. На следующий день явстретил его, и он сказал мне: "Мне эта рыба понравилась, но я слышал, чтонекоторые люди запрещают [есть] ее и нас призывают [присоединиться] к этомузапрету. Но разве на того, кто говорит подобное и поступает таким образом, неложится проклятие Аллаха и проклинающих?".

Сказал ал-Хасан б. Салих: "Я обратился кДжа'фару б. Мухаммаду - да будет доволен им Аллах: "О, сын посланникаАллаха, что ты думаешь об угре?" Он ответил: "Это то самое кушанье,которое мне нравится, и редко он ускользал от меня". Абу Усама сказал:"Как-то зашел к нам ал-А'маш и сказал: "Сегодня я ел вкусную еду.Шайтан знал, что она вкусна, и запретил ее дуракам". Мы спросили:"Что же это такое, Абу Мухаммад?" Он ответил: "Я ел спинкуугря".

СОВЕТ 13

Согласно Сунне, знай, что лично видевшиеПророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и признавшие верным то, счем пришли их имамы, превосходят друг друга в страхе перед Аллахом - велик он иславен! - в возвеличивании и почитании, ведь они видели явные доказательства изнаки [пророчества]. Также и люди веры в


признании истиннымвозвышаются друг над другом. Также и [богоугодные] дела зависят от того, вкакой степени утвердилось в сердце познание Аллаха и вера [в него].

СОВЕТ 14

Согласно Сунне, знай, что временный бракзапретен до Дня воскресения. Ведь 'Умар б. ал-Хаттаб - да будет доволен имАллах! - сказал: "Когда ко мне приводили человека, вступившего вовременный брак, зная о его запрете, я непременно побивал его камнями, если ондо этого уже был женат, или порол, если он вступил в брак впервые". К 'Алиб. Аби Талибу - да будет доволен им Аллах! - привели человека, заключившеговременный брак. Он сказал: "Если бы я узнал об этом раньше, то побил быего камнями".

Брак заключается только в присутствиипредставителя со стороны невесты и двух свидетелей, а сват должен быть женат.Период чистоты - обязанность, определенная Аллахом - велик он и славен! - онанепременна для каждой разведенной окончательно или по договору [за денежныйвыкуп], с которой совокупился [супруг], и для каждой, у которой умер муж,совокуплявшийся или не совокуплявшийся с ней. Осуждает период чистоты дляженщины лишь тот, кто вводит новшества, противоречит Аллаху и посланнику его,опровергает слова их, не верит в Книгу Аллаха - велик он и славен!

Сунной считается подражать [примеру]посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), следовать егоделу, держаться его верного руководства, поступать, какпоступал он, быть достойным его дела, чаще передавать с его слов все, что онустановил и одобрил, к чему призывал и на что поднимал общину свою, дабы [люди]поступали согласно этому, и тогда поведение их в этой жизни улучшится идостоинство их увеличится пред Аллахом.

СОВЕТ 15

Из того, что [Пророк] (да благословит егоАллах и да приветствует) повелел и что разъяснено в рассказах с его слов, -поминание Аллаха на местах проживания и во время переездов, например "Воимя Аллаха" в начале омовения.

Усердие в промывании ноздрей водой и в мольбек богу согласно тому, что передают с его слов об омовении частей тела. Человекуследует начинать омовение частей тела, надевать одежду, туфли, сандалии, всюодежду правой рукой, а снимать - левой. Также [начинать] есть и пить правойрукой, а заканчивать левой. Начинать подмывание левой, а заканчивать правой.Входить в отхожее место с левой ноги, произнося после поминания имени Аллаха:"О Аллах, огради меня от нечистоты и гадости". Выходить же с правойноги, произнося: "Слава Аллаху, который отвел от меня беды изащитил".

СОВЕТ 16

Выполнять десять [правил], которые относят кобычной чистоте. Ведь это - сунна отца нашего Ибрахима - мир ему! Пять из нихкасаются головы, а пять - тела. Те, что для головы: полосканиерта, промывание водой ноздрей, чистка зубов, стрижка усов, расчесывание волос.

Те, что для тела: подмывание, обрезание,удаление волос с лобка, стрижка ногтей, выщипывание волос под мышками.

СОВЕТ 17

Согласно Сунне, входить в мечеть [следует] справой ноги и задерживать ее при выходе. Произносить при входе: "О, Аллах,благослови Мухаммада-Пророка и да приветствуй! Прости мне мои прегрешения иоткрой врата милости твоей". А при выходе [произносить] то же самое, заисключением слов: "Открой мне врата щедрости твоей".

СОВЕТ 18

Согласно Сунне, [хранить] степенность испокойствие при ходьбе, идя на молитву. Человеку не следует щелкать пальцами,когда он собирается молиться, скрещивать руки во время молитвы, играть [руками]во время нее, оборачиваться, играть перстнем и бородой. Смирение постоянно,взгляд обращен на место поклона. Правую руку класть на левую, как это делал'Али б. Аби Талиб - да будет доволен им Аллах! - и велел делать так. Громкопроизносить "Амин" при словах имама "ва-ла-д-даллин"("и не заблудших") и тянуть [амин] голосом.

СОВЕТ 19

В мечети часто поминать Аллаха, говорить о[богословской] науке, не пускаться в рассуждения, не сплетничать, нерассказывать о мирской жизни, ибо это осуждается.

Об этом рассказаны тяжелые, удручающие хадисы,переданные путями (способами) хорошими и верными, передатчиками надежными.Среди них те, что передал 'Абдаллах б. Мас'уд со слов Пророка (да благословитего Аллах и да приветствует), который сказал: "В конце времен появятсялюди, которые будут заседать в мечетях, имамом их будет мирская жизнь. Неучаствуйте с ними в собраниях. А Аллах в них не нуждается". Среди хадисовтот, что передал 'Абдаллах б. 'Амр о том, что [Пророк] сказал: "Часвоскресения не наступит до тех пор, пока в мечетях не соберутся люди, обсуждаяземные дела, среди них не будет ни одного верующего". Среди хадисов тот,что рассказал ал-Хасан: "Настанет для людей время, когда они соберутся вмечетях группами, обсуждая земные дела. Не собирайтесь с ними, ибо Аллах -велик он и славен! - оттолкнул их от себя". Все это из хадисов о мирскойжизни и людях ее в мечетях.

Продажа и купля со спорами и пререканиями,декламация [стихов], уводящих с пути истинного, и газелей (здесь поэзиялегкого, фривольного содержания - прим. ред.), повышение голоса, обнажениемечей, чрезмерный шум, появление детей и женщин, помешанных и находящихся всостоянии ритуальной нечистоты, извлечение прибыли в мечети, использованиемечети для ремесла и торговли, подобно лавке, - все это осуждается. Совершающийэто грешит в отношении запрета посланника Аллаха, осуждение его над тем, ктопоступает так.

СОВЕТ 20

Из того, что запретил посланник Аллаха иосудил совершающих это, - пребывание двух мужчин под одним покрывалом, если ихне разделяет что-либо. Он проклял также тех, кто надевает изар на голое тело.Он запретил мукама'а, то есть пребывание двух обнаженных мужчин под однимпокрывалом. Он запретил мужчине раздеваться догола дома или в другом месте,смотреть на наготу другого; мужчине - рассказывать о том, чем он занимается сосвоей женой; человеку - кидать камни и швырять сухую грязь в населенных местах.

СОВЕТ 21

Он запретил давать ложную клятву; продаватьнезрелые финики, а они зрелые, когда желтеют и становятся коричневыми;продавать собак, обезьян и свиней, играть в нарды и шахматы; мужчине -оставаться с женщиной, когда она без махрама (махрам - мужчина, состоящий сженщиной в родственных отношениях и в силу этого не имеющий права жениться наней - прим. ред.); человеку - произносить: "Ты пребудешь во благе, пока снами", "я пожелал того, что пожелал Аллах"; клясться не именемАллаха; затачивать клинок, когда на него смотрит овца, [приготовленная для


убоя]; использоватьработника, пока он не узнает о величине своего заработка; подстраивать покупку,а это, когда человек завышает [цену] вещи, в которой ему нет нужды. Употреблятьв пищу мясо, молоко, яйца животных, питающихся навозом, - верблюдов, коров,овец, кур. Говорят: "Держи взаперти верблюда сорок дней, корову - тридцатьдней, овцу - семь дней, курицу - три дня".

СОВЕТ 22

Он запретил рискованную продажу; продажу того,чем не владеешь, продажу того, чего у тебя нет; выставление двух условий припродаже. [Он запретил] бить по морде верховое животное, ставить на ней клеймо,плевать в лицо человеку; женщине - отказывать в ложе мужу своему; мужчине -говорить о том, что он сделает, обещать и не выполнить; рассказывать о секретесвоего брата; быть расточительным и скупым; печалиться по мирской жизни ирадоваться ей.

СОВЕТ 23

Потакать жене своей, [желающей] ходить насвадьбы, на оплакивания покойника и в баню, потакать ей в ее страстях. Онсказал: "Кто повинуется жене своей во всем, чего она желает, того онастолкнет в Огонь лицом". [Он запретил] потакать ей в непослушанииродителям [мужа], в разрушении его родственных уз и в прекращениивспомоществования брату его по Аллаху. Он сказал: "Не соглашайтесь с ними,идите верным путем, и Он благословит вас". Он запретил причинять им вред,совершать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну междуними.

СОВЕТ 24

Он запретил обижать соседа, оскорблять,поносить родословную, злословить и клеветать; ругать рабов и бить их. Он велелкормить их тем, что ест [хозяин], и одевать в то, что он носит; не возлагать наних работу, которую они не в силах выполнить; прощать им, даже если бы онисовершили семьдесят проступков за день.

СОВЕТ 25

Он запретил мужчине "кланяться" примолитве так, как клюет петух; совершать коленопреклонение прежде, чем подниметголову свою после поклона; простирать руки во время коленопреклонения подобнотому, как распластывается собака; садиться [на корточки], как садится обезьяна;поднимать и опускать голову, опережая имама или же делая это одновременно сним. Он сказал: "Разве не боится тот, кто поднимает голову раньше имама,что Аллах заменит ее на голову осла?" И [еще] он сказал: "Тот, ктоподнимал и опускал голову раньше имама, - молитва того недействительна".

СОВЕТ 26

Он запретил чесаться во время молитвы. Онзапретил обмывать подошву ног ладонью правой руки несколько раз; зевать, громко дышать,катать ногой гальку во время молитвы; отирать прах со лба прежде, чемпроизнесет завершающую фразу молитвы; поднимать взор к небу во время молитвы;закрывать глаза во время коленопреклонения; цитировать [Коран] в поклоне; илираспахивать нижнюю одежду или платье [вообще]. [Он запретил] молиться,завернувшись в одежду и придерживая ее изнутри руками или в широкую одежду;молиться в расстегнутой одежде, если поверх рубахи нет плаща, а под ней нетизара; молиться в тонкой рубахе, если под ней ничего нет; перешагивать черезлюдей во время молитвы; человеку стоять во втором ряду, если есть свободноеместо в первом; опираться о стену во время молитвы; молиться в бане, там, гдеиспражнялись верблюды, посреди дороги, на кладбище, на бойне, у свалки, накрыше Священного Дома Аллаха (ал-Ка'бы); уходить с молитвы, сомневаясь в ней.

СОВЕТ 27

Он (Пророк) проклял женщину, наносящуютатуировку, и ту, которая просит об этом, то есть ту, которая накалываетзеленым, и ту, которой накалывают; ту, которая удлиняет короткие волосы, и ту,которой удлиняют, то есть ту, которая прикрепляет накладные волосы, и ту,которой прикрепляют; удаляющую волосы и ту, которой удаляют, то есть ту,которая выщипывает волосы на теле, и ту, которой выщипывают; подпиливающую зубыи ту, которой подпиливают, то есть ту, которая разделяет зубы, и ту, которойразделяют. Он (Пророк) сказал: "Любая женщина, оставившая одежду не в доме мужа своего,разрывает завесу целомудренную между собой и Господом своим (т. е. позорит себяперед Аллахом)".

СОВЕТ 28

Среди того, в чем наставлял он общину свою ипобуждал людей к высшей морали и благородным поступкам, - его запрет человекуесть то, что перед братом его, и есть с верха блюда. Он сказал:"Благословение нисходит в середину него". Он велел омывать руки передедой и после нее и сказал: "Это избавляет от бедности". Еще онсказал: "Аллах отвратит нужду ото всех, кто всегда совершает омовениеперед едой и после нее". Он велел съедать то, что рассыпалось под столом,и сказал: "Тот, кто ест это, будет избавлен от бедности, а его дети - отглупости".

СОВЕТ 29

Он запретил спать с грязными руками, есть испать в состоянии ритуальной нечистоты. Он одобрял того, кто в состоянииритуальной нечистоты и собираясь спать или есть совершает омовение, как передмолитвой.

СОВЕТ 30

Он запретил есть два финика, а это из-за того,что делающий так нарушает [правила] трапезы; смотреть на кусок сотрапезника. Онлюбил накрывать мясную похлебку с хлебом, говоря: "Благословение нисходитна нее". И запретил есть ее горячей.


СОВЕТ 31

Он запретил пить из бурдюка, поскольку пьющийиз него не знает, что внутри. Рассказывают, что один человек отхлебнул избурдюка, а в нем сидела змея, о чем он узнал, когда она вползла ему в глотку.Говорят также, что питье [прямо] из бурдюка меняет запах [содержимого] в нем.

 

СОВЕТ 32

Он запретил также людям укладываться спатьпосреди дороги, потому что середина дороги - место, где ходят люди, лев,джинны, и потому что это мешает прохожим; спящий же не ведает о том, чтослучится с ним на [дороге].

СОВЕТ 33

Он запретил испражняться посреди дороги,сказав: "Опасайтесь нечистот". [Его] спросили: "Какихнечистот?" Он ответил: "Испражнений на дорогах". Говорят:"Когда на дорогах скапливаются нечистоты и испражнения, прекращаютсядожди".

СОВЕТ 34

Он запретил испражняться под плодоносящимдеревом, ведь плод может упасть в испражнения или рядом с ними, они сделаютотвратительным запах плода, и он пропадет. Он запретил совершать половой актпод плодоносящим деревом; разговаривать двумиспражняющимся или разговаривать тому, кто в уборной; разговаривать тому, ктосовершает половой акт, или смотреть на половой орган жены во время него, а ей -смотреть на то же самое у мужа; или им обоим - вытираться одним куском ткани.Среди запретов его: человеку вставать перед кем-либо, кроме как перед отцом,ученым или справедливым имамом.

СОВЕТ 35

Он запретил кому-либо одобрять, чтобы передним вставали. Он сказал: "Тот, кому нравится, чтобы человек представлялсяему стоя, непременно обретет свое место в Огне". Он сказал: "Аллах необратит своего взора на того, кто встает, чтобы и люди вставали из-за еговставания". Он сказал: "Возвеличивающий мирского человека как бы возвеличиваетидола". Он сказал: "Кто вошел к мирскому человеку и унизился передним, вера того убыла на треть".

СОВЕТ 36

Из правил поведения, предписанных им (Пророком(да благословит его Аллах и да приветствует)), - запрет дуть [на горячее] вовремя еды и питья. Он сказал: "Тот, у кого из рук выпадет кусок, долженподнять его и съесть или же пусть съест другой, но не оставлять егоШайтану". Он ел финики и йатну, а это означает класть финик на ладонь икончиками пальцев вынимать косточку.

Эти и подобные им из его правил хорошегоповедения, повелений и запретов, перечень которых удлинил бы книгу, каждая тварь божьядолжна использовать и изучать, следовать в этом ему, стремиться повиноватьсяему, держаться его Сунны, потому что разум указывает на это и душа разумногосклоняется к этому. Во всем этом - правильное поведение, чистота и защита отнеодобряемых действий.

Мы упомянули лишь то, что имеется в нашемраспоряжении, а также то, что не стоит труда напомнить из того, что нужно знатьлюдям и что они непременно должны использовать из того, в чем часто нуждаются;незнание и пренебрежение этим не прощаются.


ИСТОЛКОВАНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ ОСНОВ СУННЫИ РЕЛИГИИ

 Ибн Батта аль-'Укбари

( Убайдаллах б. Мухаммад 6. Баттаал-'Укбари (304/917 - 387/997) - видный идеолог раннего ханбалитства, выходециз купеческой семьи 'Укбара. Был отправлен отцом в Багдад, где обучался уханбалитских авторитетов. Много путешествовал. Вернувшись в сорокалетнемвозрасте домой, занялся разработкой ханбалитской идеологии. Ибн Батта - самыйплодовитый ханбалитский автор своего времени: ему принадлежит около 20сочинений, сборников хадисов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика