Можно ли давать чаевые работнику, если он получает зарплату?

 ????English

Вопрос #83590:


Следует ли давать чаевые работнику, если он получает зарплату?

Какое правило действует в отношении чаевых тому, кто выполняет для меня услуги, как, например, работник телефонной компании, который чинит телефон, при условии, что он получает зарплату за свою работу? Можно ли мне дать ему чаевые или нет?

Ответ

Вся хвала Аллаху.

Нельзя давать чаевые или подарки работнику, который получает зарплату за свою работу. Доводом этому является переданное Бухари (6578) и Муслимом от Абу Хумайда аль-Саади, который сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) назначил человека из аль-Асад, которого звали бин аль-Лутбийа. Когда он пришел, то сказал: Это для тебя, а это было дано мне. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) поднялся на минбар и восхвалил Аллаха и сказал: «Что произошло с тем, кого я послал, и он говорит: «Это для тебя, а это было дано мне»? Почему он не сел в доме своего отца или матери и не посмотрел, дали бы ему что-то или нет. Клянусь тем, в чьей длани душа Мухаммада, каждый из вас, кто получит что-то из этого (незаконно), будет приведен в День Воскрешения, неся это на своих плечах, даже если это будет стонущий верблюд, мычащая корова или блеющий теленок». Затем он поднял руки, пока мы не увидели белизну его подмышек, и он сказал: «О, Аллах, донес ли я (послание)?» два раза.
Ан-Навави сказал: «Этот хадис указывает на то, что давать подарки работникам является харамом. Так как в хадисе он упоминает о наказании и о том, что он будет нести на себе то, что подарили в День Воскрешения. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) указал в этом же хадисе причину, по которой является харамом подобные подарки, и причина в том, что он был назначен на выполнение этой работы, и это не подобно случаям, когда подарки дарят не работникам, что является мустахабом.
Работнику следует вернуть подарившему то, что дается ему как подарок, и, если это не возможно, то должно быть возвращено в бейт уль-мал.
Шарх Муслим (6/462).
Передано от Абдуллаха ибн Бурайда, от его отца, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Кому мы поручаем задание и даем ему пропитание, то все, что он возьмет, кроме этого, является гулулем (украденным имуществом)».
Что имеется в виду в этом хадисе: кого мы назначим выполнять задание и дадим за это деньги, то нельзя ему брать после этого что-либо. Если он возьмет что-либо, то это гулул, т.е. имущество, украденное из трофеев или из бейт уль мала мусульман.
Передан Абу Даудом (2943), и оценен как сахих шейхом Альбани в Сахих Абу Дауд.
Эти два хадиса показывают, что нельзя тому, кто нанят на работу и получает за это зарплату, принимать деньги или подарки от кого-либо за свою работу. Если он сделает это, то подобное будет относиться к гулул.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин был спрошен: «Мы являемся государственными работниками, и мы получаем чаевые и закят от некоторых бизнесменов во время рамадана, и мы не можем разделить между чаевыми и закятом, потому что не знаем, что является чем.
Вопрос: если мы возьмем эти деньги, даже если не нуждаемся и потратим на вдов, сирот и бедных, то каково будет решение?»
Он ответил:
Подарки работнику является разновидностью гулул т.е. если человек имеет государственную работу и кто-то ведет с ним дела и дает ему подарки, то это гулул, и нельзя ему брать что-то из этого, даже если это дается по доброй воле.
Например: давайте предположим, что у вас сделка с определенным учреждением, и вы даете подарок главе учреждения или его работникам. Это харам принимать подобное, потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) отправил Абдуллаха ибн аль-Лутбийа собирать закат и когда он вернулся, то сказал: «Это было дано мне в качестве подарка, а это для тебя». Пророк (мир ему и благословения Аллаха) поднялся и обратился к людям: «Что с человеком из вашего числа, которого мы назначили выполнить задание, затем он приходит и говорит: «Это для тебя, а это было дано мне» Почему бы ему не остаться в доме у своего отца и матери и не посмотреть, дадут ли ему что-либо или нет?»
Нельзя работнику в правительственном учреждении принимать подарок в сделках, которые связаны с его отделом. Если мы откроем эти двери и скажем, что дозволено работнику принимать этот подарок, тогда мы откроем двери для взяточничества, а взяточничество очень серьезный вопрос и великий грех.
Если работнику дают подарок, связанный с его работой, то он должен отказаться от этого подарка, и нельзя ему принимать его, будь это подарок, милостыня или закят, особенно если работник обеспечен, потому что нельзя такому брать закят, как известно.
Фатава аль-Шейх аль-Усеймин, (18/270)

И Аллаху известно лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика