Какие Сунны и нормы поведения необходимо соблюдать в дни Ид (праздников)?

 

 

Вопрос:

  Какие Сунны и нормы поведения необходимо соблюдать в дни Ид (праздников)?

Ответ: Хвала Аллаху

 

В дни Ид мусульманину надлежит соблюдать такие Сунны:

 

1. Полное омовение перед выходом на молитву

Передается в достоверном хадисе в «Аль-Муватта» (428) и других источниках, что Абдулла ибн Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) совершал полное омовение утром в день Ид перед тем, как отправиться на молитву.

Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал, что мусульмане единодушны во мнении о желательности полного омовения в праздничный день.

Желательно делать полное омовение в день Ид так же, как желательно делать его перед пятничной молитвой и любым собранием. И праздник – даже более весомый повод для этого.

2. Прием пищи перед молитвой по случаю Ид аль-Фитр и после молитвы по случаю Ид аль-Адха

Согласно Сунне, человек не должен отправляться на молитву по случаю Ид аль-Фитр, не съев несколько фиников. Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что в день Ид аль-Фитр Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не выходил из дома на праздничную молитву, не съев несколько фиников, и обычно Пророк (мир ему и благословение Аллаха) съедал нечётное количество фиников. Аль-Бухари, 953.

Желательно поесть перед выходом на молитву, чтобы подчеркнуть запретность поста в праздничный день и показать, что пост закончился.

Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) предположил, что причина кроется в том, чтобы исключить возможность дополнительного поста и поспешить с выполнением приказа Аллаха. См. «Фатх аль-Бари», 2/446.

Если у человека нет фиников, он может разговеться любой дозволенной пищей.

Что касается Ид аль-Адха, то желательно не есть в этот день, пока не возвратишься с молитвы, чтобы съесть часть удхии, принесенной в жертву. Если человек не будет делать жертвоприношение, то он может поесть до молитвы.

3. Праздничный такбир

Это одно из лучших желательных действий в праздник, потому что Аллах говорит:

ولتكملوا العدة ولتكبروا الله على ما هداكم ولعلكم تشكرون

«Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (Корова 2:185).

Передается, что аль-Валид ибн Муслим сказал: «Я спросил аль-Ауза’и и Малика ибн Анаса о чтении такбира вслух в дни двух Праздников. Они ответили: «Да, Абдулла ибн Умар говорил его вслух в день аль-Фитр, пока не выходил имам (чтобы начать молитву)».

Передается в достоверном хадисе, что Абдуррахман ас-Сулями сказал: «Они придавали ему больше значения в день аль-Фитр, чем в день аль-Адха». Ваки сказал: «Это про такбир». См. «Ирва аль-Галиль», 3/122.

Ад-Даракутни и другие передали, что утром в Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха Ибн Умар усердно читал такбир, пока не приходил на место молитвы, затем он продолжал читать такбир, пока не выходил имам.

Ибн Аби Шейба передал с достоверным иснадом, что аз-Зухри сказал: «В праздничные дни люди читали такбир по пути от дома до места молитвы, пока не выходил имам. Затем они замолкали, а когда имам говорил такбир, они повторяли его». См. «Ирва аль-Галиль», 2/121.

Чтение такбира по пути от дома до места молитвы и пока не выходил имам, было очень распространено среди ранних поколений мусульман. Это передавали некоторые ученые, такие как, Ибн Аби Шейба, Абдурраззак и аль-Фирайби в «Ахкам аль-Идайн» от группы саляфов. Например, Нафиль ибн Джубайр обычно читал такбир и был удивлен тому, что люди не делают того же самого. Он спрашивал их: «Почему Вы не читаете такбир?».

Ибн Шихаб аз-Зухри (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Обычно люди читали такбир, когда выходили из дома, и продолжали делать это, пока не выходил имам».

Время чтения такбира начинается с ночи перед Ид аль-Фитр и длится до момента, когда имам выходит вести молитву.

Время чтения такбира по случаю Ид аль-Адха начинается с первого дня месяца Зуль-Хаджжа и длится до заката последнего дня ташрик.

Описание такбира:

В «Мусаннафе» Ибн Аби Шейбы передается с достоверным иснадом, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) читал такбир в дни ташрик следующим образом:

الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله والله أكبر الله أكبر ولله الحمد

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллаху, Аллаху акбар, Аллаху акбар, уа ли Лляхи-ль-хамд» /Аллах велик, Аллах велик, нет бога, достойного поклонения, кроме Него. Аллах велик, Аллах велик и хвала Аллаху/.

Ибн Аби Шейба также передавал версию, где слова «Аллаху акбар» повторяются три раза.

Аль-Махамили также передал с достоверным иснадом от Ибн Мас’уда такой такбир: «Аллаху акбару кабира, Аллаху акбару кабира, Аллаху акбар уа аджаллю, Аллаху акбар уа ли Лляхи-ль-хамд» /Аллах – самый Великий, Аллах – самый Великий, Аллах Велик и Всемогущ, Аллах Велик и хвала Аллаху/. См. «Аль-Ирва», 3/126.

4. Поздравление друг друга с праздником

К праздничному этикету также относится взаимное поздравление друг друга с праздником. Можно поздравлять друг друга любыми словами, например, «Такаббаля Аллаху минна уа минкум» /Да примет Аллах от Вас и от нас/, «Ид мубарак» /Счастливого праздника/ и другими дозволенными выражениями.

Передается, что Джубайр ибн Нуфайр сказал: «Когда сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречались в день Ид, они поздравляли друг друга словами: «Такаббаля Аллаху минна уа минкум» /Да примет Аллах от Вас и от нас/». Ибн Хаджар сказал, что иснад хадиса хороший. См. «Аль-Фатх», 2/446.

Взаимное поздравление было известным делом среди сподвижников и ученые, например, имам Ахмад, считали это дозволенным. Доказательства свидетельствуют о желательности поздравлений, если для этого есть повод. Известно, что сподвижники поздравляли друг друга, если случалось что-то хорошее, например, если Аллах принимал чье-то покаяние, сподвижники шли к этому человеку и поздравляли его и т.п.

Несомненно, поздравления являются проявлением хорошего нрава и хорошего отношения мусульман друг к другу.

По меньшей мере можно сказать, что если кто-то поздравляет Вас, то следует ответить на поздравление. Если же человек не получает поздравлений, то пусть не начинает первым, как сказал имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах): «Если Вас поздравили, то ответьте, в противном случае не начинайте сами».

5. Облачение в лучшую одежду

Передается, что Абдулла ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Однажды ‘Умар бин аль-Хаттаб купил шелковую одежду на рынке, и придя с ней к посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «О посланник Аллаха, надевай это в дни Ид, а также в тех случаях, когда к тебе прибывают делегации». На это Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Такую одежду носит лишь тот, у кого нет доли в мире вечном»». Аль-Бухари, 948.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) одобрил облачение в красивую одежду, но высказал порицание за то, что Умар (мир ему и благословение Аллаха) купил одежду из шелка.

Передается, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «У Пророка (мир ему и благословение Аллаха) был плащ, который он носил на Ид и по пятницам». «Сахих» Ибн Хузаймы, 1756.

Аль-Байхаки сообщил с достоверным иснадом, что Ибн Умар носил свои лучшие одежды на Ид.

Так что мужчины должны носить свою лучшую одежду, когда выходят на праздничную молитву.

Что касается женщин, то они должны избегать украшений, когда выходят на праздничную молитву, потому что им запрещено показываться украшенными перед не махрамами. Также женщинам запрещено выходить надушенными и искушать мужчин, потому что они вышли на молитву только для поклонения.

6. Отправление на молитву по одной дороге, и возвращение по другой

Передается, что Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) сказал: «В день праздника Пророк (мир ему и благословения Аллаха) обычно возвращался с праздничной молитвы не той дорогой, по которой шел на нее». Аль-Бухари, 986.

Говорили, что смысл в том, чтобы больше участков земли свидетельствовали за него в Судный день, потому что в этот день земля будет рассказывать о том, что делали на ней хорошего и плохого.

Также говорили, что это делается для того, чтобы показать символы Ислама на обоих путях, или показать поминание Аллаха, или досадить лицемерам и иудеям и напугать их. И говорили, что это делается для того, чтобы навестить людей и узнать их нужды, ответить на их вопросы, обучить их, показать им пример, дать милостыню нуждающимся, или посетить родственников и поддержать родственные связи.

И Аллах знает лучше

Islam Q&A фатвы № 36442 Перевод: www.sawab.ru  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика