Деление прибыли в договоре мудараба

Вопрос:

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух! Если два брата заключают контракт на основе мудараба и один из них вкладывает 1000 р., другой – работу. Затем, в итоге получилось 2000 р.На каких условиях делятся эти две тысячи? Возвращается ли 1000 (основной капитал ему и оставшаяся тысяча (выручка) делится на заранее оговоренных условиях, или же все 2000 делятся на заранее оговоренных условиях? Просьба ответить срочно!
А.К.

Ответ:

Уалейкум ассалам уа рахматуЛлах уа баракатуху.

Брат , как очевидно есть иджма среди ученых в том что только доход делиться среди компанъенов если он есть , и в это не входит основной капитал.

Пришло в Энциклопедии Фикха:

То , чего достоин компаньен (мудариб) на основе своего дела в достоверной мударабе – это оговоренную прибыль , если в мударабе есть прибыль. И в этом нет разногласия.

Однако ученые разошлись во времени с которого мудариб владеет свою долю прибыли ?

См. Маусуатль-Фикхия 14033\2

Затем там было упомянуто разногласие среди ученых в том владеет ли мудариб своей долей прибыли

-после внешнего ее появления- лишь только после отделения прибыли от основного капитала (если деньги у них в товаре отделяется по стоимости товара в котором есть прибыль , от товара в котором основнои капитал) , или после точного подчета ( этого в товаре в общем)?

Ханафитский и маликитскй мазхаб , а также основное мнение у шафиитов и одно из мнений у ханбалитов на первом. Более слабое мнение у шафиитов и основное у ханбалитов на втором.

См. Маусуатль-Фикхия 14034\14035\2 , аль-Инсаф 444\5 , аль-Мухаззаб 541\1, Мугний аль-Мухтадж 3\354\355

Затем есть разногласие среди этих ученых в том необходимо ли для деления выделить наличными основной капитал или нет? Будет ли это владение (даже после деления) полным, если не обуславливать наличное отделение основного капитала при делении, или же владение будет полным лишь после наличного отделения основного капитала и разрыва договора?Во всем этом , и в некоторых других ньюансах есть разногласие. Однако все они (четыре мазхабов) сходятся в конце, в одном – то что прибыль – защита для основного капитала , таким образом, что убыток в нем покрывается из прибыли.

Т.е. в том , что касается нашего вопроса – основной капитал в любом случае во владении   вкладчика , а доход мудариба только из прибыли.

И то что подтверждает что в этом вопросе есть иджма , это следующие слова имама ибн Хазма в своей книге "Маратибуль-Иджма" (Уровни Иджма):

"Разошлись ученые в том владеет ли мудариб прибылью(своей долей) до отделения основного капитала или нет ?

И если они разошлись в этом, то стала ясной ошибка того кто заявил об иджма в том , что убыток восполняется ис прибыли , если она есть ."

См. Маратибуль-Иджма 164

Во-первых как мы видим кто то из ученых сказал об иджма в том , что убыток в основном капитале восполняется из прибыли в случае ее наличия , и это как было уже сказано.

Во-вторых из слов ибн Хазма следует также что прибыль – это один капитал , а основные деньги – совсем другой.Однако он возражает на то что есть иджма относительно того , если мудариб , его доля из прибыли была определена и он завладел ею ( у некоторых ученых), то что в случае недостатка в основном капитале забирается из этой прибыли необходимая сумма для его заполнения.Чье это мнение ибн Хазма не привел. Более того очевидно он вывел это разногласие из некоторых положений в которых есть некоторый спор. Как бы то ни было суть остается в том , что мудариб имеет право лишь на свой процент из прибыли.

Это что у нас есть брат в этом вопросе . Т.е. непосредсвенно относительно чего ты интересовался.

Редакция сайта www.tayhid.lact.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика