Разрешена ли игра в шахматы

 

Вопрос:

Ассаламу алейкум братья, вопрос относительно шахмат является ли эта игра запретной?

Аслан

Ответ:

Алейкум ассалям уа рахмату Ллахи уа баракятух!

По поводу шахмат брат существует очень серьёзное разногласия.

Пришло в «Фикховской энциклопедии»:

Раздел: Игра в шахматы.

Согласились все учёные на том, что игра в шахматы харам если играется взамен (т.е. на что-то, деньги и т.д.) или если игра заставит оставить что-то из ваджибов, наподобие отложить намаз от времени его, или если включает (или последует) этому ложь, или вред, или наподобие этого из запретов.

Но если этого не происходит, то учёные разошлись в этом.

И учёные из мазхаба Маликитов и Ханбалитов и это выбор аль-Халими и Рувеяни из Шафиитов, то что играть в шахматы категорически запрещено.

И так же сказали о запрете Али ибн Абу Талиб, ибн Умар, ибн Аббас, Саид ибн аль-Мусейб, Касым, Салим, Урва, Мухаммад ибн аль-Хусейн и аль-Варрак.

И берут доводом на это асар (предание) от Али то, что как то проходил он около людей, которые играли в шахматы и сказал им:

«Что это за изваяние, над которым вы аъкыфун (уединились), взять раскалённый уголь пока он не потухнет лучше, чем трогать это».

(Шейх Альбани посчитал этот хадис очень слабым в «Ирва аль-Галиль 8\288. А до слов «Что это за изваяние, над которым вы аъкыфун (уединились)» Ибну Теймия сказал «Утверждённый хадис» Маджмуъ аль-Фатава 32\244, ибн Хазм сказал до слов «Аъкыфун» Достоверный в «Мухалля» 9\63).

Передал имам Малик от ибн Аббаса то что когда он стал опекуном имущества сироты нашёл там шахматы и сжег их.

Так же берут доводом кыяс (сравнение по аналогии) на нарды, и даже говорят что шахматы ещё хуже чем нарды в отвлечении человека от поминания Аллаха, от намаза и также по причине шахмат больше всего происходит вражды и ненависти друг к другу, потому что играющие в них больше нуждаются в действиях мысли и занимание ими больше вредом чем нарды, так как в этих двух играх трата времени жизни без пользы. Хотя нарды сильнее в запрете так как на них пришёл запрет в тексте (хадис) и произошло иджмаъ на категоричном запрете нард.

И у учёных в мазхабе Ханафи и Шафии и это также слова в мазхабе Малика то, что игра в шахматы макрух, и взято это мнение то, что это макрух из того, то что это игры и забава.

И пришло от Джабира ибн Умейра то что Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал:

«Каждая вещь, которая не является поминанием Аллаха то это забава, или упускание (времени) кроме четырех вещей: Когда мужчина идёт между целями (т.е. в готовности метнуть копьё в цель), дрессировка своего коня, игра со своей семьёй и занятие плаванием». Говорит имам Мунзири иснад джейд (неплохой или не слабый) в «ат-Таргибу уа ат-Тархиб» 2\248 и другие удостоверили этот хадис. (И другие хадисы указывающие на этот смыл)…

И сопроводили Шафииты свое слово с тем, то что играющий должен играть с тем, кто считает что это дозволено, а если нет - то запрет. Так как это будет помощью в грехе…

И также указывает на то, что это макрух, то что игра в них ведёт к тому, то что человек упускает намаз в лучшее её время и отвращает от поминание Аллаха и так же поглощает играющего до такой степени, что занимает его от дел которые принесут ему пользу в той жизни.

И считает Абу Юсуф и это так же слово у Шафиитов и слово у Маликитов то что игра в шахматы разрешена из-за того, что игра в них точит мысль и делает проницательным понимание, и то что основа разрешение, и не пришёл о запрете игры в шахматы текст, и нет похожего смысла на то, чтобы можно было бы сравнить с ним.

И сопроводили те Маликиты которые считают игру дозволенной, чтобы играющий не играл с низкими людьми (сбродом, подонками и т.д.) на дорогах. Но если играет, то пусть играет с равными (т.е. напротив подонков) где-то не в людном месте, и не на постоянной основе и чтобы игра эта не отвращала его от поклонения и от важных вещей.

И не соответствуют шахматы нардам в двух вещах:

Первое: То что играющие в нарды не выходят из того положения что исход у них, исход неразумных, который ведёт к глупостям и похоже их положения, на положении гадания на стрелах.

А результат игры в шахматы такой, то что у человека становится тонкий расчёт, правильная мысль, ловкость и подготовка, которая похожа на положении метании стрел.

Второе: Игра в шахматы подготавливает к войне (наверное имеют ввиду к тактике войны) и это игра похожа на военные игры такие как метание стрел и соревнование на конях.

И передано о разрешении играть в шахматы от Абу Хурайры, Саида ибн аль-Мусейба (от него так же передано о запрете см. выше), Саида ибн Джубейра, Мухаммада ибн аль-Мункадира, Мухаммада ибн Сирина, Урвы ибн Зубейра и сына его Хишама, также от Сулеймана ибн Ясара, Шаъби, Хасана аль-Басри, Рабиъа и от Ата.

 

И на основании сказанного вырисовывается итог того, что игра в шахматы разрешена, так как нет прямого текста на запрет игры в шахматы. Если только не будет отвращать от преимущественных дел, таких как намаз в своё время и т.д., то макрух, а если будет отвращать от фарзов, то харам как и все разрешённые действия и чтобы не игралась с нехорошими людьми.

Маусуатуль Фикхыя 2\12946

Редакция сайта www.tayhid.lactru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика