Воздержание от расспрашивания о личной жизни людей

 

Воздержание от расспрашивания о личной жизни людей является частью этикета.


Вопрос:
Все задают мне и моей жене такие вопросы :"Ты беременна?", "Какие планы?", "Задержка или во время?" Они постоянно задают вопросы такого типа и иногда на людях громким голосом. Это ставит нас обоих в очень неловкое положение, мы оба очень застенчивые. Мы хотим узнать разрешено ли спрашивать людей о таких личный делах? Должны ли мы сообщить о беременности? Это касается людей или нет? Мы полагаем, что это наше личное дело и хотим сохранить его сокрытым до конца. Мы верим, что, как только Аллах облагодетельствует нас ребенком, мы скажем о его рождении. Мы считаем, что это не скромно,и это личное дело, и это может иметь разные последствия. Один брат очень расстроился, когда я попросил его не спрашивать об этом. Должен ли я сообщить ему, что моя жена беременна? Пожалуйста, дайте ответ с доводами.

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху.
Многие люди перегибают палку при общении с другими и они не придерживаются хороших манер и скромности. Причиной этому служит невежество и нежелание развить хорошие отношения с людьми и иметь хорошие манеры. Это включает в себя и то, что люди вмешиваются в то, что их не касается и спрашивают людей об их личной жизни.
Было передано от Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: "Частью хорошего ислама человека является оставление им того, что его не касается". Приводится у Ат-Тирмизи (2318), Аль-Альбани назвал его достоверным.
Инб Раджаб сказал в "Джами` аль `Улюм ва`ль-Хикам" (1/114-116):
Этот хадис показывает важный принцип этикета. Имам абу Амр ибн Ас-Салях передал, что Абу Мухаммад ибн Аби Зейд, имам последователей Малика его времени, сказал: "Все хорошие манеры и этикет основываются на четырех хадисах:
Слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, пусть говорит благое либо молчит".
И слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) : "Частью хорошего ислама человека является оставлением им того, что его не касается".
И слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) : "Не гневайся".
И слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) : "Верующий любит для своего брата то, что он любит для себя".
Смыслом этого хадиса является то,что часть хорошего ислама человека-это воздержание от того, чтобы делать или говорить то, что его не касается, а делать и говорить то, что касается его, то есть то, что затрагивает его. В большинстве случаев под воздержанием от того, что тебя не касается, имеется ввиду удержание языка от бесполезных речей.
В "Аль-Муснад" (1/201) приводится от Хасана, что Пророк (мир ему и милость Аллаха) сказал: "Частью лучшего ислама человека является то, что он говорит мало о том, что его не касается". [аль-Арна`ут сказал: Хадис хороший из-за подкрепляющих доводов]
`Умар ибн `Абд аль-`Азиз (да помилует его Аллах) сказал: "Тот, кто, учитывая, что слова являются делами, говорит мало о том, что его не касается. Это то, что он сказал. Многие не считают, что их слова являются их поступками, и поэтому они небрежны и не следят за тем, что говорят. Но Аллах сказал, что нет ничего благого в том, что людят говорят между собой. Он говорит (передача смысла):
"Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей"

(Ан-Ниса, 4:114)
Ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали от Абу Хабиба, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Все, что сказал сын Адама будет против него, а не за него, за исключением поминания Аллаха, слава Ему и хвала, и того, что указывает на хорошее и удерживает от порицаемого".
[Аль-Альбани назвал его слабым в "Да`иф Ат-Тирмизи"].
Некоторые в присутствии Суфьяна Ас-Саури заявили, что считают этот хадис странным и Суфьян Ас-Саури сказал: "Почему вы считаете его странным? Аллах говорит (передача смысла): "Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей"(Ан-Ниса, 4:114)"
Ат-Тирмизи передал, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Один из сподвижников Пророка (мир ему и милость Аллаха) умер и кто-то сказал: "Хороших ему новостей из Рая". Посланник Аллах (мир ему и милость Аллаха) сказал: "Вы не знаете, возможно он говорил то, что его не касалось и он был скуп в том, без чего он мог бы обойтись". Аль-Альбани назвал его достоверным в "Аль-Сильсиля Аль-Сахих"(3103).
Сообщения с похожими значениями передавались со многими иснадами через Пророка (мир ему и милость Аллаха), в некоторых из них говорилось, что этот человек был убит и умер смертью мученика"
Аль-Мунави сказал в "Файд Аль-Кадир" (7/3):
"Возможно, что тут подразумевается задавать человеку слишком много вопросов о его положении, включая также опрос о том, что его не касается. Это также может смутить того, кому задают вопросы, так как,возможно, у него нет желания отвечать на эти вопросы, а если он скажет, то он может быть расстроен этим. Однако, если он соврет или же даст непрямой ответ, то это также может растроить его, а если он проигнорирует вопрос, то это будет считаться проявлением плохих манер".
Вот сообщения от некоторых саляфов, которые указывают на эту сторону этикета:
Амр ибн Кяйс аль-Мала`и сказал:
"Один мужчина проходил мимо Лукмана и с ним были люди. Он спросил его: "Ты не раб из такого-то племени?". Он сказал: "Да". Он сказал: "Не ты ли возделовал землю у такой-то горы?". Он ответил:"Да". Он сказал: "Тогда как ты оказался в таком полоежнии, как сейчас?". Он ответил: "Говорил правду и молчал долгое время о том, что меня не касалось".
Муваррик аль-Лиджли сказал: "Это то, что я так долго искал, но не мог этого сделать, но я не прекращу свои поиски". Они сказали: "Что же это?". Он ответил:"Воздержание от того, что меня не касается".
Оба сообщения были переданы от Ибн Аб`иль Дуня.
Абу Убайда передал, что Хасан Аль Бсари сказал: "Одним из знаков того, что Аллах отворачивается от человека, это то, что он становится вовлеченным в то, что его не касается, как знак того, что Аллах, слава Ему и хвала, оставил человека на его собственное попечение".
Все вышеперечисленное указывает на то, как людям необходимо это понять и перенять этот этикет, и показывает как общаться друг с другом в соответсtвии с повелением Пророка (мир ему и милость Аллаха) и праведных людей.
Чтобы получить больше информации об этом совершенном этикете, которого так не достает во многих людях, прочтите комментарии к хадису номер 12 в "Джами` аль-`Улюм" Ибн Раджаба аль-Ханбали (да помилует его Аллах), где приводится очень полезная дискуссия под заголовком "Му`аллим фи тарбият аль-нафс мин хусни ислам аль-мар`и таркуху ма ля я`нихи", написанная `Абд аль-Латифом ибн Мухаммадом аль-Хасаном в серии книг Аль-Баян, опубликованных аль-Мунтада аль-Ислами в Лондоне.
А Аллаху известно лучше.

http://islamqa.com/en/ref/82465
perevod Gul'nara для сайта www.salihat.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика