Честность

 

Честность

В исламе честности (амана)[1] отводится весьма высокое место. Честность является одним из достойных качеств, которые должны быть присущи мусульманину. Аллах Всевышний сказал, что не подвергнутся мучениям те верующие,

 

«которые хранят доверенное им и соблюдают договоры...»[2] Пророк же, , сказал:

] ????? ???????????? ????? ???? ??????????? ? ????? ?????? ???? ???????[

«Возвращай доверенное тому, кто доверил (его) тебе, и не обманывай того, кто обманул тебя».[3]

Если человек является честным и надежным, он пользуется доверием окружающих и уважением членов своей семьи и родственников. Надежным и честным является учитель, который должным образом выполняет свои обязанности. Надежным и честным является также ученик, который должным образом выполняет свои обязанности и хранит доверенные ему материальные ценности или тайны.

Понятие “амана” является более многозначным, на что указывает толкователи того айата, в котором сказано:

 

«Поистине, предложили Мы этот залог[4] небесам, земле и горам, но отказались они понести его, устрашившись, и понес его человек, будучи несправедливым (по отношению к самому себе) и невежественным».[5] Толкователи указывают, что под словом “амана” подразумеваются шариатские обязанности, выполнение которых Аллах возложил на Своих рабов, и в этом смысле можно говорить об обязанностях, имеющих отношение к различным частям тела или воспитанию детей. В этой жизни неудачу потерпит человек, который не заботится о сохранении доверенного имущества или тайны. Если такой человек является чиновником, его уволят со службы, если же он занимается торговлей, люди отвернутся от него и не станут ему доверять. В сунне пророка, , есть указания на то, о чем было сказано выше. Так, например, сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, , сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог /амана/ был ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали (об этом) из Корана[6] и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, что этот залог будет удален, сказав: «Заснет человек ненадолго, и будет взят этот залог из сердца его, после чего останется от него только легкий след. Потом снова заснет он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскаленный уголек и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет», и, говоря это, он взял камешек и бросил его себе на ногу, после чего сказал: «А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не станет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдет до того, что люди) будут говорить: “Есть среди людей такого-то племени надежный человек!” И о человеке будут говорить: “Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!” - несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!»[7]

Есть три вида честности:

1. Честность раба по отношению к своему Господу, которая проявляется в том, что раб Аллаха поклоняется только Ему и никому больше, выполняет веления Аллаха и избегает совершения того, что Он запретил.

2. Честность раба Аллаха по отношению к самому себе, что выражается в стремлении очищать свою душу и избегать всего ложного.

3. Честность раба Аллаха по отношению ко всем людям, что выражается в соблюдении их прав и сохранении того, что они доверяют ему.



[1] Слово “амана” образовано от слова “амн” (безопасность; спокойствие) и является однокоренным со словом вера /иман/. Слово “амана” многозначно и среди прочего означает “надежность” и “то, что отдано на хранение”. Любое обязательство раба Аллаха перед его Господом, как и любые обязательства людей друг перед другом, являются тем, что отдано им на хранение и что необходимо вернуть, иначе говоря, выполнить. Величайшим залогом /аль-аманат аль-кубра/ является обязанность исповедания единобожия и выполнения всех велений и запретов ислама.

[2] “Ступени”, 32.

[3] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[4] В данном случае под залогом Аллаха подразумевается свойственная человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия до тех пор, пока какие-нибудь обстоятельства или наущения дьявола не свернут его с этого пути.

[5] “Сонмы”, 72.

[6] См.: “Сонмы”, 72.

[7] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

 

???? ?????? ? ??????? ?????????  МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА  И НРАВСТВЕННОСТЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика