Завистливость
Завистливость
Завистливый человек желает, чтобы другие люди лишились тех милостей, которые были им дарованы. Это значит, что завистливость относится к числу тех отвратительных качеств и неподобающих для мусульманина качеств. Сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Поразила вас болезнь (прежних) религиозных общин - зависть и ненависть, что подобно бритве, и я не скажу, что (такая бритва) удаляет волосы, ибо она уничтожает религию. Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдете в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир[1] между собой!»[2]
Завистник всегда желает, чтобы другие люди лишились тех милостей, которые были им дарованы, или чтобы эти милости были оказаны ему, и делает все, чтобы осуществить свое желание. Аллах Всевышний, Который велит нам обращаться к Нему за защитой от завистников, сказал:
«Скажи: “Прибегаю к Господу рассвета * от зла того, что Он сотворил, * от зла ночного мрака, когда он покрывает, * от зла дующих на узлы,[3] * от зла зависти завистника”».[4]
Иудеи не уверовали ни в посланника Аллаха, , ни в то, с чем он пришел к людям, только из зависти. Однако они не ограничились этим и стали пускаться на хитрости, чтобы отвратить верующих от их религии. Аллах Всевышний сказал:
«Многие из людей Писания хотели бы отвратить вас от вашей веры после (того, как вы пришли к ней, и сделать вас) неверными из-за (присущей) им зависти после того, как стала ясна им истина. Прощайте же и не придавайте (этому) значения[5], пока Аллах не отдаст Свое веление. Поистине, Аллах все может».[6]
Зависть приводит к разобщению мусульман и разрыву уз братства, которые связывают их друг с другом, порождая ненависть между ними. Сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:
] ??? ??????????? ? ????? ??????????? ?? ???? ??????????? ? ????? ??????????? ? ???? ?????? ?????????? ????? ?????? ?????? ? ????????? ??????? ??????? ??????????[
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной[7] друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу[8] и будьте братьями, о рабы Аллаха...»[9]
Зависть (хасад) не ограничивается желанием иметь то же, что Аллах даровал другому человеку, а одно лишь такое желание обозначается словом “гибта”. Сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:
] ??? ?????? ?????? ??? ??????????? : ?????? ?????? ??????? ?????????? ?????? ??????? ???? ?????? ????????? ???????? ?????????? ? ???????? ?????? ??????? ?????? ?????? ?????????? ?????? ????????? ???????? ??????????[
«Не следует завидовать никому, кроме (отличающихся) двумя (свойствами): человеку, которому Аллах даровал (знание) Корана[10] и который читает его ночью и днем[11], и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днем[12]».[13]
Если раб Аллаха будет постоянно размышлять о милостях, оказанных ему Аллахом, и о том, что Он даровал ему, обращая внимание на тех, кто в мире этом занимает более низкое положение, это удалит его от зависти и приблизит к выражению благодарности.
[1] То есть приветствуйте друг друга словами “Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/”, что будет способствовать поддержанию добрых отношений между отдельными людьми и мира в обществе в целом.
[2] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
[3] Имеются в виду колдуньи.
[4] “Рассвет”, 1 ? 4.
[5] То есть будьте снисходительными и не замечайте многого из того, что вам не по душе.
[6] “Корова”, 109.
[7] Здесь имеется в виду разрыв отношений между мусульманами, следствием которого становится отказ членов мусульманской общины от исполнения определенных обязанностей по отношению друг к другу.
[8] Имеются в виду те случаи, когда в переговоры покупателя и продавца без разрешения последнего вмешивается кто-то третий и начинает предлагать такой же товар дешевле или же нечто лучшее за ту же цену.
[9] Этот хадис приводит Муслим.
[10] Иначе говоря, способность легко запоминать и хранить Коран в памяти.
[11] Здесь подразумевается не только чтение Корана, но и размышление над смыслом его айатов.
[12] Имеется в виду щедрое расходование средств на благие дела.
[13] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
???? ?????? ? ??????? ????????? МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА И НРАВСТВЕННОСТЬ